3 мая 2024
Разделы событий:
Аннотация:

В докладе игумена Петра (Еремеева), ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова, опубликованном на сайте Патриархия.ру, говорится о миссии православного вуза и о его ближайших и стратегических задачах

Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ
|Церковь и общество|Образование и наука
Автор публикации:
Пётр (Еремеев) /Игумен, Ректор Российского православного института имени святого Иоанна Богослова

Пётр (Еремеев)

Игумен
Ректор Российского православного института имени святого Иоанна Богослова

Труды этого автора

5 января 2011

«Основой модернизации России является Православие». О задачах современного высшего православного образования


Доклад ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова игумена Петра (Еремеева) на пленарном заседании VIII межрегиональных Пименовских чтений 10 декабря 2010 года


Образовательная концепция Славяно-греко-латинской академии

Как известно, Славяно-греко-латинская академия — это первое высшее учебное заведение в России. Одним из инициаторов создания академии был монах, поэт и просветитель Симеон Полоцкий (1629–1680), который незадолго до своей смерти составил так называемый «Академический привилей» (учредительную грамоту). В этом документе были определены задачи, содержание, формы обучения и права академии, которые по сути формировали политику того времени в сфере высшего образования для всей Руси.

Согласно замыслу Симеона Полоцкого, Славяно-греко-латинская академия должна была быть организована по типу Киево-Могилянской, но со значительно расширенной программой преподавания отдельных наук, причем и светских, и духовных, начиная с грамматики и пиитики и заканчивая философией и богословием. В программе обучения был и правовой блок: «учение правосудия духовного и мирского». Существенное значение в академии придавалось языковой подготовке, систематически преподавались четыре языка: славянский, греческий, латинский и польский.

Таким образом, академия давала как теоретические, так и практические знания, закладывала основы учебно-научно-практического комплекса, готовила образованных людей как для церковной, так и для государственной службы. Иными словами, Славяно-греко-латинская академия объединяла в своем образовательном процессе всё лучшее из, скажем условно, церковной и светской науки, давала всестороннее образование православной молодежи. Именно поэтому она и явилась первым университетом в России. Подобный подход в деле развития высшей школы следует признать стратегически верным и перспективным не только для конца XVII века, но и для начала века XXI.

 

Модернизация отечественного образования

Сегодня наследие и опыт академии очень важен для вуза, который я здесь представляю. Принятое весной этого года Святейшим Патриархом Кириллом решение о создании на базе Российского православного института святого Иоанна Богослова современного передового университета мы рассматриваем как развитие именно такого понимания православного высшего образования, заложенного во время создания Славяно-греко-латинской академии.

Вместе с тем у Российского православного института стоит новая стратегическая задача — содействовать выходу образовательной системы Русской Православной Церкви из изоляции. В этом смысле, учитывая положительный опыт Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, других отечественных духовных школ, мы создаем особый православный университет. Мы ставим перед собой задачу создания условий для достижения синтеза научных знаний и духовного опыта, и решать эту задачу мы намерены посредством актуализации духовного, нравственного послания Церкви.

Актуальность создания открытого современного православного университета во многом определяется и острым дефицитом на уровне государства, общества, бизнеса и самой Церкви высоконравственных, православно-ориентированных, квалифицированных и конкурентоспособных в современных условиях кадров. В подготовке таких кадров по наиболее востребованным современным и классическим специальностям сегодня заключается основная наша цель.

Стратегическая цельправославного светского образования на современном этапе нам видится в формировании устойчивого и социально активного слоя людей, обладающих высоким уровнем духовной, светской, деловой культуры и этики, лидерскими качествами, умением работать в команде, развитыми коммуникационными навыками и опытом проектного менеджмента.

В данном контексте уместно вспомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные 15 февраля 2009 года на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений: «Полагаю, что Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий». Думается, Российский православный институт может и должен стать действенным инструментом Русской Православной Церкви в деле такой координации.

Опираясь на «двукрылую» концепцию образования Славяно-греко-латинской академии, на положительный опыт современной высшей школы, мы должны донести не только до россиян важную мысль: основой модернизации России является Православие. Настоящая успешность, значимость как отдельной личности, определенной институции, или государства в целом возможна лишь при сочетании новейших знаний, достижений цивилизации, и духовного опыта Православия. Только такое сочетание может обеспечить умелое управление инновационной деятельностью и ее результатами.

К сожалению, такое понимание модернизации страны пока остается чуждым для многих наших соотечественников. Как правило, инновационный путь развития страны через систему образования ассоциируется исключительно с проектом «Сколково». Однако, создается впечатление, что этот проект ориентирован на новые технологии, продукты инновационной деятельности и бизнес-практики как на самодостаточные ценности. Духовно-нравственная основа в системе подготовки новых кадров, способных обеспечить умелое и ответственное с нравственной точки зрения управление инновационной деятельностью, ее результатами, крупными бизнес-структурами, в проекте «Сколково» пока ярко не просматриваются. Между тем, риски человеческого фактора (безнравственного управления) при автономном развитии технологий чрезвычайно возрастают.

Указанная ситуация диктует необходимость скорейшего развития православного образования как базового элемента всей системы инновационного образования и инновационного прорыва России. Именно это побуждает сегодня священноначалие ставить перед нашим вузом задачу преобразования в современный университет, который соединит лучшие традиции отечественного образования, ориентированного на православное мировоззрение, и современные успешные формы, стандарты и технологии обучения, основанные на опыте лучших вузов мира.

 

«Университетский привилей» наших дней

Миссияи социальный эффект проекта создания нового университета заключается, на наш взгляд, в следующем:

развитие высшего образования с позиции православного мировоззрения,

содействие изменению социальной среды,

создание площадки для взаимодействия представителей светских и церковных кругов, площадки для развития связей с зарубежными коллегами и партнерами,

формирование кадрового резерва для Русской Православной Церкви, Президента РФ, органов государственной власти всех уровней, для управленческого звена государственных учреждений, общественных организаций и бизнес-структур.

Для реализации миссии ректорат нашего института, можно сказать, подобно Симеону Полоцкому, разрабатывает сегодня современный «Академический привилей» — концепцию развития Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Прежде всего, в вузе необходимо создавать здоровую, доброжелательную, комфортную во всех отношениях атмосферу для студентов и преподавателей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла центром духовной жизни вуза стал один из знаковых храмов Москвы — храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади.

Решающая роль в становлении нового университета и подготовке высококвалифицированных специалистов для Церкви и государства должна отводиться науке. Без науки нет университета. Статус университета требует от нас создания качественно новой основы для взаимодействия научного и учебного процессов, их интенсивного взаимообогащения. Такой основой в современных условиях может стать исследовательский университет — комплексное высшее учебное заведение, сочетающее в себе функции научно-исследовательского и образовательного заведения. Основными задачами исследовательского университета являются производство и накопление знаний, их экспертная оценка, распространение и практическое применение.

Мы планируем строить исследовательский университет через:

вовлечение студентов, начиная с первого курса, преподавателей, сотрудников деканатов, ректората в научно-исследовательскую деятельность;

участие в российских и международных конкурсах научных проектов, в работе по грантам, по спонсорским программам;

участие наших ученых в серьезных, практически значимых конференциях, круглых столах, семинарах;

привлечение к работе у нас представителей ведущих научных школ и создание собственных научных школ;

развитие кафедральной науки, привлечение на кафедры для научной и преподавательской работы видных ученых, активно участвующих в научной деятельности и имеющих опыт работы по грантам;

развитие студенческой науки через привлечение для научной деятельности молодых исследователей;

создание системы поддержки молодых ученых, внутренних грантов вуза;

регулярное приглашение мировых научных «звезд» для проведения открытых лекций;

организацию зарубежных научных командировок, стажировок;

создание партнерской сети из лучших отечественных и зарубежных вузов, научных институтов, академий и ассоциаций, вовлечение всех факультетов и кафедр в международные научные проекты, в программы академической мобильности;

создание аспирантуры, собственного диссертационного совета, научно-исследовательских лабораторий, центров;

создание собственного научного журнала (а со временем, может быть, и нескольких журналов), развитие журнала до такого уровня, чтобы он вошел в список Высшей аттестационной комиссии;

создание сети периодических научных электронных СМИ, научно-аналитических порталов;

подготовку сотрудниками и преподавателями РПИ докторских и кандидатских диссертаций, проведение научных конференций, публикацию научных монографий;

создание рейтинговой системы оценки научных исследований, осуществляемых в РПИ (рейтинговая система предусматривает следующие позиции: актуальность и новизна научно-исследовательской работы, степень приращения знаний, востребованность НИР, ее экономический эффект).

Через научно-исследовательскую деятельность студентов будет выстраиваться система по внедрению результатов научной деятельности на практике; система по трудоустройству выпускников. Для этого будет создана партнерская сеть из лучших работодателей, будут вводиться стажировки и практика студентов на территории работодателей, начиная с первого курса.

Мы будем стремиться к уровню стопроцентного владения студентами как минимум двумя иностранными языками на уровне Upper Intermediate или Advanced; создадим курсы для преподавателей, сотрудников деканатов и ректората по повышению уровня владения иностранными языками до ступени Upper Intermediate или Advanced, по изучению второго иностранного языка. Особый акцент будет сделан на постоянной языковой практике как для студентов, так и для преподавателей и сотрудников вуза.

Высокий уровень владения иностранными языками станет основой для развития международного сотрудничества. Мы планируем создание партнерской сети из ведущих зарубежных вузов, научных институтов, академий и ассоциаций, вовлечение всех факультетов и кафедр в международные научные проекты, в программы академической мобильности, обменные программы, программы зарубежных стажировок; будем внедрять международные стандарты обучения и научной деятельности.

К сожалению, немногие православные образовательные структуры активно работают по такому направлению, как фандрайзинг. Немало встречается опытных преподавателей, которые даже не знают смысл этого слова. Нам необходимо в корне переломить данную ситуацию. Поэтому наш вуз уже сейчас начал реализацию программы по вовлечению студентов, преподавателей, сотрудников деканатов, ректората в проектную работу по грантам, спонсорским программам. В будущем будет организована система внутренних грантов, выделяемых ректоратом.

Изменения коснутся и материально-технического обеспечения жизни вуза. Мы ставим перед собой задачи создания спортивного и медицинского центров, общежития, проведения капитального ремонта и переоснащения имеющихся зданий у вуза.

Не менее важной для нас является задача формирования осознания студентом того, что он хочет учиться (а не обязан) всю жизнь, то есть помочь сделать ключевой переход от понимания «образование на всю жизнь» к пониманию «образование в течение всей жизни».

 

«У Церкви и светской педагогики одна задача»

Обозначенные задачи касаются не только образования, но и различных сторон жизни государства, Церкви и общества. Решать их можно только в соработничестве со специалистами всех областей образования, науки и практики.

Наш вуз готов выступить как посредник, как площадка для конструктивного взаимодействия светского и религиозного (точнее, церковного) образования, как стратегический партнер в развитии образовательных программ и научных исследований, имеющих религиозную компоненту. Благодаря открытости Церкви взаимодействие светских и религиозных образовательных учреждений уже второе десятилетие активно развивается. Целью такого сотрудничества для нас должно являться благо человека и общества, содействие развитию государства. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, «у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».


Источник:      Патриархия.ru

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ru

5.01.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

29 апреля 2012

Игумен Пётр (Еремеев): Православный университет — место формирования национальной элиты

Какую пользу православные специалисты, например, в области экономики, права и журналистики могут принести своей стране... (Далее)

18 января 2012

Игумен Пётр (Еремеев): «Изучение Православия научит детей правильно расставлять акценты…». Интервью газете «Аргументы и факты»

В 2012 году эксперимент по введению в школах «Основ православной культуры»... (Далее)

11 января 2012

Игумен Пётр (Еремеев): «Светское православное…». Интервью газете «СтоЛИЧНОСТЬ»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал духовенство и мирян повышать образование по светским специальностям... (Далее)

11 мая 2011

Игумен Пётр (Еремеев): «Мы готовы начать службы в нижней церкви очень скоро ...». Интервью изданию Накануне.ru

В интервью Накануне.ru ректор Российского православного университета, настоятель храма Иоанна... (Далее)


Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год