26 апреля 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Какую пользу православные специалисты, например, в области экономики, права и журналистики могут принести своей стране, каким образом выстраивается сегодня диалог между православными вузами и властью, какие сложности приходится преодолевать православному университету, ставящему перед собой задачу воспитания национальной элиты, — об этом в интервью журналу «Православное образование» (№2, 2012) рассказывает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).

Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество|Общие вопросы

Автор публикации:
Пётр (Еремеев) /Игумен, Ректор Российского православного института имени святого Иоанна Богослова

Пётр (Еремеев)

Игумен
Ректор Российского православного института имени святого Иоанна Богослова

Труды этого автора

29 апреля 2012

Православный университет — место формирования национальной элиты


Какую пользу православные специалисты, например, в области экономики, права и журналистики могут принести своей стране, каким образом выстраивается сегодня диалог между православными вузами и властью, какие сложности приходится преодолевать православному университету, ставящему перед собой задачу воспитания национальной элиты, — об этом в интервью журналу «Православное образование» (№2, 2012) рассказывает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).


Игумен Пётр (Еремеев)

— В начале февраля 2012 года тогда еще кандидат в президенты РФ Владимир Путин встречался с религиозными лидерами. В ходе беседы прозвучало предложение уравнять религиозное и светское образование. Как Вы к этому относитесь?

— Российское законодательство гарантирует гражданам Российской Федерации, вне зависимости от их религиозных воззрений, равные права в получении образования. И верующий, и тот, кто придерживается атеистических взглядов, может выбирать для себя соответствующую своему мировоззрению образовательную среду, будь то средняя или высшая школа. Решая задачу обеспечения верующих возможностью получать образование в комфортной для них среде, религиозные организации создают соответствующие учебные заведения. Если мы говорим о Русской Православной Церкви, то это, как правило, православные детские сады, лицеи, гимназии, православные университеты и институты. При наличии православной компоненты в образовании и воспитании здесь реализуются именно светские образовательные стандарты. Выпускники таких учебных заведений получают документы государственного образца и находят себя в той или иной светской профессии.

Поэтому, говоря о защите прав наших граждан на образование, мы просто обязаны добиваться от государства предоставления равных возможностей учащимся государственных школ и школ, учрежденных религиозными организациями.

Вот простой пример. Разве абитуриенты, поступающие в Российский православный университет на специальности, получившие гослицензию и аккредитацию, не вправе обучаться на бюджетной основе — так же, как студенты МГУ, РГГУ или других государственных вузов? Ведь наши студенты по окончании православного вуза принесут для страны не меньшую пользу, чем выпускники любого государственного университета. Более того, это будут специалисты с абсолютно ясной и понятной окружающим системой православных ценностей, базовой для нашей культуры и государственности.

 

— После упомянутой встречи Путина с религиозными лидерами в СМИ поднялась волна критики. Что в данном случае взбудоражило общественность?

— В большинстве случаев оппоненты в пылу полемики, выборочно ссылаясь, кстати, на высказывания представителей власти, заявляют, что сегодня стране необходимы главным образом вузы, способствующие процессам технической модернизации страны. Специалисты-гуманитарии, да еще и с определенной религиозной принадлежностью, оказываются якобы не нужны — как не имеющие отношения к «главным ценностям», таким, как технический прогресс, рост производства и ВВП. К сожалению, мало кто оспаривал данную позицию. Между тем, любому мало-мальски образованному человеку очевидно, что никакое развитие страны невозможно без развития гуманитарной сферы, духовного роста человека. Показателем успешного развития общества и государства не могут быть лишь качественно созданные спутники, телефоны, автомобили…

Ведь работа занимает относительно небольшую часть времени жизни человека. Людям жизненно необходима культура. Нельзя забывать и о семейных ценностях, устройстве домашнего очага. Чтобы люди были счастливы, им нужна не только результативная, интересная профессия, но и досуг. А если игнорировать гуманитарные науки, то наше общество лишится культуры и искусства — литературы, музыки, живописи, театра, кино. В конце концов, и религиозная жизнь от этого определенно пострадает.

Вообще же эта дискуссия позволила мне провести в среде оппонентов и собеседников своеобразную рекламу нашего вуза. Для многих стало откровением, что мы выпускаем не только историков, филологов и художников, но еще, например, экономистов, юристов или журналистов.

Поэтому при оценке перспективы получения бюджетного финансирования негосударственными вузами, учрежденными Церковью, важно учесть, что они по уровню преподавания, составу обучающихся ничем не отличаются от обычных светских вузов. Мы выделяемся на общем фоне только ясно выраженным православным мировоззрением, разделяемым здесь всеми — и учащими, и учащимися.

 

— Отец Петр, расскажите, пожалуйста, подробнее о законе, позволяющем православным вузам претендовать на бюджетное финансирование?

— Не один год негосударственные вузы ставили перед государством вопрос о материальной поддержке их программ подготовки специалистов. Каждый гражданин, платящий налоги, вправе претендовать на качественное субсидированное образование в любом — государственном и негосударственном — вузе. Эта дискуссия привела к решению дать возможность с текущего года негосударственным вузам на конкурсной основе получать равные с государственными права по выделению бюджетных мест. При распределении финансирования, естественно, будет учитываться уровень развития учебного дела, научных исследований в вузе, а также востребованность специальностей, которые будут получать субсидии.

К сожалению, если сейчас сопоставить религиозные вузы с прочими негосударственными, сравнение пока не в нашу пользу. Православные вузы социально ориентированы, и по ряду позиций у нас бесплатное обучение, а в части платного оно соответствует возможностям абитуриентов, которые не имеют подчас средств для учебы в других местах. В РПУ на платные направления самые низкие цены по Москве. Такая ситуация позволяет нам держаться на плаву, покрывать невысокие зарплаты и коммунальные платежи, но практически не дает возможности вкладывать средства в развитие. На последнее мы ищем внебюджетное финансирование — благотворительные и спонсорские средства.

То есть в нашем негосударственном православном вузе мы расходуем на науку денег несколько меньше, чем в любом другом частном вузе. Совершенно очевидно, что там средств на развитие поступает гораздо больше. В этом смысле рассматривать сегодня религиозные негосударственные вузы в качестве участников конкурса на получение бюджетных мест на равных основаниях пока нельзя. В то же время государство должно понимать, что во многом именно мы решаем задачи гособразования — даем практически бесплатное образование той молодежи, которая способна, успешна, но не всегда имеет средства на обучение.

 

— В контексте этой дискуссии, мне кажется, было бы интересно напомнить читателям о том, что на Руси образование зародилось в Православной Церкви. И все, что сегодня наше государство имеет, — весь багаж светской культуры — возникло в церковной ограде.

— Действительно, системное образование в нашем Отечестве появилось именно при участии Церкви. Напомню, что Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России — начала свою деятельность в ныне обезображенном, но все же сохранившемся Богоявленском монастыре. Именно здесь братья Лихуды реализовали концепцию первого русского высшего учебного заведения. Здесь же впоследствии получал образование и отец русской академической науки, основатель Московского государственного университета Ломоносов. Уже позднее, в XIX веке, государство приняло решение о разделении академического образования на светскую и богословскую составляющие. Продолжателем первой стал Московский университет, второй — Московская духовная академия, которая по праву считается сегодня преемницей СГЛА. То есть изначально наши предки считали одинаково важным в подготовке специалиста и профессиональные навыки, и мировоззренческий базис.

Рассуждая сегодня о развитии Российского православного университета, мы берем на вооружение изначальные основы российского образования. С той лишь поправкой, что сегодня, за отсутствием в обществе четких нравственных ориентиров, мы обязаны предложить студенту не только знания о богословии, религиозной философии, истории и литературе, но и возможность приобрести личный опыт духовной жизни.

Сейчас наш университет переживает второе рождение. Попечением Святейшего Патриарха Кирилла главный офис и духовный центр университета в самое ближайшее время расположатся в правительственном квартале Москвы в Китай-городе. В нашем новом комплексе при храме апостола Иоанна Богослова на Новой площади силами мэрии столицы идет реставрация. Недалеко, в упомянутом Богоявленском монастыре, разместился факультет церковного служения, созданный на базе реорганизуемой Московской регентско-певческой семинарии. Здесь же временно пребывает и факультет психологии. В располагающихся рядом храмовых постройках занимаются наши студенты, поступившие на программы подготовки катехизаторов.

Включение Богоявленского монастыря, колыбели российского образования, в наше университетское пространство налагает на нас особую ответственность и почетно для нас. Образно говоря — круг замкнулся. И в месте, из которого в XVII веке вышло наше высшее образование, сегодня размещается Российский православный университет, как и Славяно-греко-латинская академия, готовящий специалистов для церковной, общественной, государственной деятельности.

 

— Получается, что теперь основное место расположения университета — Китай-город, одно из важных исторических мест Москвы и политический центр России?

— Если рассматривать Китай-город как место размещения ректората, главного университетского храма и ряда наших ведущих факультетов, возникает интересная ассоциация. Может быть, со временем Китай-город станет созвучен наименованию нашего университета. Как Оксфорд, который воспринимается в первую очередь как наименование университетского центра, а не населенного пункта. Бог дал нам все необходимое, и теперь будущее университета зависит от нас, нашего усердия и профессионализма.

Надеюсь, расширяясь и обустраиваясь в этом древнем квартале Москвы, мы общими усилиями создадим здесь мощный современный университет, который послужит благу Церкви, государства и общества. Недаром наш девиз: «Традиции образования — специалистам XXI века».

 

— Насколько я понимаю, именно поэтому Вы пошли на параллельное развитие религиозного и светского учебных заведений? И теперь аккредитованный, светский по статусу Православный институт святого Иоанна Богослова действует в рамках религиозного образовательного учреждения — РПУ. Благодаря этому студенты могут получать два диплома — государственный и церковный.

— Да, сейчас вырисовывается именно такая конфигурация. Поступая к нам этим летом, абитуриенты смогут наряду с получением светской профессии выбрать и церковную специальность.

Предположим, тот, кто учится на психолога или религиоведа, параллельно может обучаться по программе подготовки церковнослужителя — катехизатора, работника с молодежью или социального работника. Здесь возможны любые варианты.

 

— Отец Петр, в этом году мы отмечаем 20-летие возрождения религиозного образования в России и странах бывшего Советского Союза в условиях свободы совести. Как бы Вы охарактеризовали это время? Какими были эти годы, чего мы добились, с чем встречаем новую веху?

— Самое главное достижение этих двух десятилетий в том, что сегодня почти ни у кого в научном сообществе не возникает сомнений — богословие является неотъемлемой частью суммы знаний, необходимой образованному человеку. Никто уже не воспринимает монашескую или священническую рясу как символ невежества — эти мифы большевистского прошлого преодолены. Теперь нам дана уникальная возможность правильным образом направлять развитие православных учебных заведений, привлекать широкий круг специалистов, делать наше образование доступным и открытым.

Конечно, необходимо вспомнить добрым словом всех тех, кто приложил много сил для сокрушения ложных идолов и стереотипов в мире светской науки и образования. Огромная заслуга в продвижении теологии принадлежит Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Вклад в развитие отношений Церкви со светской наукой внес и Российский православный университет.

Осваивая светские специальности, делая упор на религиоведении, мы также внесли свою лепту в развитие добрых отношений со светским ученым сообществом. Велик вклад и преподавательских корпораций Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. И не только потому, что ведущая роль в деятельности православных университетов принадлежала и принадлежит питомцам академий, но и потому, что все это время наши духовные школы оставались сокровищницами богословского знания.

Беседовала Е. Жуковская


Источник:      Патриархия.ru

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ru

29.04.2012

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

18 января 2012

Игумен Пётр (Еремеев): «Изучение Православия научит детей правильно расставлять акценты…». Интервью газете «Аргументы и факты»

В 2012 году эксперимент по введению в школах «Основ православной культуры»... (Далее)

11 января 2012

Игумен Пётр (Еремеев): «Светское православное…». Интервью газете «СтоЛИЧНОСТЬ»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал духовенство и мирян повышать образование по светским специальностям... (Далее)

11 мая 2011

Игумен Пётр (Еремеев): «Мы готовы начать службы в нижней церкви очень скоро ...». Интервью изданию Накануне.ru

В интервью Накануне.ru ректор Российского православного университета, настоятель храма Иоанна... (Далее)

30 января 2011

Игумен Пётр (Еремеев): «Церкви наконец открыт широкий доступ в национальное образовательное пространство». Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2011 года в Государственном... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год