29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук, Профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы

Петракова Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук
Профессор
Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы

Труды этого автора

27 сентября 2007

«Чующие святое сердцем…»


 

Педагогические аспекты темы старчества в «Богомолье» И.С.Шмелёва

Тезисы выступления

 

...Жизнь людей богоугодных полна глубокого назидания и, рассматриваемая с различных сторон ее, обнаруживает те сокровища духа и сердца их,
 которые как бы остаются сокрытыми от равно­душного взора человеческого,
не желающего видеть в жизни людей таинственного промысла Божия.

А.Воскресенский

 

Тянет меня под тихие огоньки лампад, к Святому.

И.С.Шмелёв. Богомолье

 

На старости я сызнова живу…

А.С.Пушкин

 

1. У И.С.Шмелёва очень многое в творчестве связано с темой старчества, что объясняется, в том числе, и биографически. Старцы, старики-мудрецы, зачастую и главные действующие лица его произведений (пусть и «прикровенно», как в том же «Богомолье»: преподобный Сергий Радонежский, старец Варнава, Горкин), и персонажи второго-третьего планов: «Симеонушка-странник», «монашек Антоний», преподобный Савва, митрополит Платон, «один божественный старичок», старик-игрушечник Аксёнов – «достославный человек», отец хлебник в Лавре – «высокий старик» и др.

Святой Сергий Радонежский у Шмелёва - «Преподобный», «Угодник», святой, и в то же время – родной, близкий человек: «Все вздыхают и молятся: «Батюшка Преподобный, Угодник Божий… родимый, помоги!..» (с.208). «Он как трудился-то… тоже, говорят, плотничал, церквы строил...» (с.56). «Он тоже, поди, с лошадками хозяйствовал. Он и медведю радовался, медведь к нему хаживал… Он ему хлебца корочку выносил. Придет, встанет к сторонке под елку… и дожидается – покорми-и-и! Покормит» (с.58). «Преподобный поохранит, понятно…». (С.62). К преподобному идут «пообмыться, обчиститься, совлечься от грязи-вони…», как в «баньку духовную» (с.110). К нему, умершему много веков назад, относятся как к живому: «будто из лесу-то сам Преподобный на нас глядит, Троица-то его» (с.169). «А богомольцев я не их корысти принимаю, нельзя обижать Угодника…», - говорит одни их героев книги (с.120). Расставание с Угодником – тоска сердечная, только знают все богомольцы, что он никогда не оставит их своей заботой, молитвами, не бросит на произвол судьбы тех, кто с верою и надеждой к нему прибегает: «Будто теперь и скушно, без Преподобного… а он, батюшка, незримый с нами» (с.267). Святого Сергия все почитают за простоту: «и топориком трудился, плотничал, как и мы вот. Поставит мужичку клеть там, сенцы – денег нипочем не возьмет! «Дай, - скажет, - хлебца кусочек, огрызочков каких лишних, сухих… с меня и будет». Бедных как облегчал, сердешный был. С того все и почитают, за труды-молитвы да за смирение» (с.158). Там, где обитает дух святого – всё удивительное, небесное: «Сено тут преподобное…» (с.248); «Ведь это что же такое… какое растворение! Прямо не надышишься…» (с.158).

Старец Варнава у Шмелёва - «прозорливец», который живет «у Черниговской» [иконы Божьей Матери], «народ утешает – басловляет [благословляет]». «Благословил на хорошую работку» плотников, «паренька» Мартына: «Будет тебе талан от Бога, только не проступись!» «Топорик при нем» [при Мартыне].., «топорик тот от старца благословлён»..., «Он без того топорика не мог быть…» (с.43-45). Авторитет старца абсолютен, его слова – это само Божье благословение. Федя, один из богомольцев, размышляет о монашестве: «Благословлюсь у старца Варнавы, уж как он скажет» (с.115), а старец «не скажет понапрасну…» (с.216). Старец знает существо каждого человека, «прозревает» любую ситуацию: «Бабушка говорит – от него [старца Варнавы] не укроешься, наскрозь все видит…» (с.235). Святость старца для всех очевидна, она ощущается в его словах, поступках, в общении с ним простых людей («народ тоже не заставишь за святого-то почитать, а когда сами уж учувствуют, по совести» (с.217), и даже в самом его облике: «И кажется мне, что из глаз его светит свет. Вижу его серенькую бородку, острую шапочку – скуфейку, светлое, доброе лицо…» (с.252).

«Монашек Антоний» – «в пещерках», «копал девять лет … для испытанья плоти», сорок лет прожил в горе один, привел к покаянию атамана разбойников, а разбойников «рассеял», замуровав его в келье, и «отошел в селения праведных» (с.145-146). Шмелёв подчеркивает аскетизм старца, приведший к силе влияния на других людей, к благодати, к святости.

«Симеонушка-странник» – «на Ордынке кучером служил, а потом, годов пять уж, в странчество пошел, по благодати», «такими-то еще и держимся» (с.90).

Горкин в «Богомолье» - «живой», живущий святой. Он «мудрователь» (с.52), «правильный, веру держит», «соблюдает» благолепие (с.90). После эпизода с «охальниками» Федор обращается к Горкину: «Мы их дюже попарили, будут помнить… Басловите нас, батюшка. Горкин замахал руками, стал говорить, что он не сподоблен, а самый простой плотник. Но они не поверили ему и сказали: «Это ты для простоты укрываешься, а мы знаем» (с.113). «Да ты и без монастыря преподобный, только в казакинчике»», - говорит Горкину отец главного героя, мальчика. - Горкин отмахивается. Лицо у него светлое-светлое, как у отца квасника, и глаза в лучиках – такие у святых бывают. Если бы ему золотой венчик, - думаю я, - и поставить в окошко под куполок… и святую небесную дорогу?..» (с.213).

Старик-игрушечник Аксёнов (Никодим) – «высокий старик, сухощавый, с длинной бородой, как у святых бывает, в летнем картузе.., как и Горкин, поигрывает поддевочкой, как и Горкин любит» (с.182). «Выслушал спокойно, хорошо, ласково улыбнулся» (Там же). «Обходительный, спокойный… очень у него рассудительно выходит, приятно слушать» (с.182-183). «Ну, совсем у него разговор – как Горкин». (С.183). «и достославный он [Никодим] человек…» (с.262).

Духовным авторитетом старцев как бы пронизано «Богомолье» Шмелёва, ощущается их сильное влияние на героев книг писателя (в том числе, через параллели, ассоциации - эпизод с медведем Преподобного и крысой Горкина (с.58). Очевидно, что именно «по святым» сверяют свою жизнь главные действующие лица «Богомолья».

Со старцами, святыми соединено у писателя множество чудес («А ты мне про Мартына все обещался… С ним какое чудо было, а?» - с.40; Панферовна спала и  «всех чудесов-то не видала» - с.114, «расслабный паренек» выздоровел в Лавре – с.250, «один божественный старичок, с длинными волосами» рассказывает, какие язвы у него на ногах были, «а он летось помыл тут ноги с молитвой, и все-то затянуло, - одни рубцы» (с. 111). Святые, старцы благословляют героев на все доброе («Там, где крылечко, ярко сияет солнце, и в нем, как в слепящем свете, - благословляет батюшка Варнава» - с.253), но также и обличают в неправедных поступках, действиях (рассказ о Симеонушке-страннике: «Потом кэ-эк по чайнику кулаком!.. «А, - кричит, - чаи да сахары, а сами катимся с горы!..» Погрозил посохом и пошел – с.90). Они имеют на это право, так как «наскрозь все видят» (с.235); «а мне [главному герою повести] и без того страшно – увидеть святого человека! Все думаю: душеньку мою чует, все-то грехи узнает» (с.249).

Таким образом,  со старчеством (т.е. с желанием человека знать Божью волю о себе через духовное руководство, духовный авторитет, сверять по ней свою жизнь) связана, по мнению  писателя, вся человеческая жизнь. Точнее сказать, должна быть связана.

2. Старчество, по свидетельству  И.М.Концевича, не есть иерархическая степень в Церкви, это особый род святости, а потому может быть присущ всякому. Старцем может быть монах без всяких духовных степеней (таким был в начале своего монашеского пути о. Варнава Гефсиманский, о котором идет речь в «Богомолье» И.С.Шмелёва, преподобный Амвросий Оптинский), и священник (св.Алексей (Мечев), и иерарх (например, епископ Игнатий Брянчанинов), и миряне. Из старцев-иереев можно также назвать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Старчествовать может и женщина, как, например, прозорливая блаженная Прасковья Ивановна, Дивеевская юродивая, без совета которой в монастыре ничего не предпринималось, или старица блаженная Матрона Московская. «Истинное старчество есть особое благодатное дарование – харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости», - пишет И.М.Концевич.

3. Интерес к старчеству, как во времена И.С.Шмелева, так и сейчас, связан с утратой абсолютных духовных авторитетов в обществе. В период потери нравственных и духовных ориентиров у людей появляется тоска по идеалу, по высокому примеру, желание обрести духовное руководство в своей жизни. Старцы у Шмелева пробуждают совесть встречающихся с ними людей своей «неотмирной» жизнью, заботой не о материальном, а о духовном, поисками Истины, а иногда и прямыми обличениями (рассказ Брехунова о Симеонушке-страннике: «Грешим, понятно, много. Такими-то [т.е. «странными», святыми] еще и держимся» (с.90).

4. Вместе с тем, тяга русского человека к святости (если, конечно, он еще не совсем «расчеловечился») у него в крови, она присутствует в нем имплицитно, скрыто и проявляется независимо от внешних обстоятельств, иногда в большей, иногда в меньшей степени («Все хвалят, и так всем радостно, что есть и теперь подвижники» - с.92). Ориентир  на святость сложился в России исторически. За многие века сформировалось отношение к святым, как к близким людям, независимо от того, в какое время они жили: много лет или даже веков назад или сейчас (неизвестный святой с Таганки, который как бы случайно, но «на веки веков» попал на Афон – с.92). Можно говорить о живом идеале святости на Руси и даже в России.

5. Со старчеством у И.С.Шмелева сопряжена тяга русского человека к традиции, в частности, к паломничеству к святым местам - богомолью, что вполне естественно: старцы, как правило, проживали в монастырях. Именно монастыри в России стали высшим выражением христианского идеала, сосредоточением всех жизненных задач в одну наивысшую задачу непрестанного духовного совершенствования. Исследование многогранной деятельности монастырей свидетельствует об их определяющем влиянии на все стороны русской жизни.

На богомолье, в монастырь «идут на радость» (с.267), «святое дело, от старины», «святостью подышать» (с.156), «самое душевное это дело, на богомолье сходить» (с.43). В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, куда устремляются герои повести, под действием Невидимых Сил, Благодати, для героев всё преображается и всё, вместе с тем, реально, потому что внутренне преображаются они. Здесь, в буквальном смысле, Небо соединяется с землёй: «сено тут преподобное…», «небо над Лаврой – святое, голубое» (с.256).

На богомолье идут издалека: «… добрые, робкие старушки, в лаптях, в дерюжке, бредущие ко святыням за сотни верст, чующие святое сердцем…» (с.225). Святое паломничество «облегчает» человека («бедных как облегчал, сердешный был - с.158), дает ему сердечную радость, силы («Так отдохнул… давно так не отдыхал, как здесь» - с.217), желание жить: «Вот мы и помолились, привел Господь… благодати сподобились…» (с.267).

Опорой на древнюю христианскую традицию объясняет также писатель привычку русского человека брать благословение на любое дело («Я не совсем понимаю – благословение… для чего? Горкин мне говорит, что великое это дело… «Отца-матери благословение – опо-ра, без нее ни шагу… как можно!» (с.223), прибегать во всех житейских случаях к молитве, от которой «душе помягче» (с.267), искать мудрого совета у человека, старшего по возрасту (Федя советуется с Горкиным, идти ли ему в монастырь: «Ох, подумай-подумай, дело это не легкое – в монастырь!..», - отвечает тот (с.115).

6. Педагогическая, воспитательная ценность произведений И.С.Шмелёва очевидна. Книги писателя – это обращение к вечным истинам бытия, несуетному, непреходящему, напоминание о том, что «мы тут, как черти какие, в пучине крутимся, праздники позабыли» (с.90). Герои И.С.Шмелёва – это те люди, на которых «и стоит земля» (с.92), те подвижники, старцы, святые, кто навсегда остался в веках, в памяти, кто всегда жив, да и «теперь нас ждет» (с.68), знакомство с которыми дает душе совершенно особое, возвышенное состояние: «До чего ж хорошо-то, Го-споди!.. Какие святые-то бывают, а уж нам хоть знать-то про них, и то радость великая»! (с.92).

7. Отношение к старчеству, старцам, к старости и к старикам - пожилым людям (хотя, разумеется, всё это - разные понятия, но во многом они близки) у нас, в современной России, к сожалению, никаким образом не формируется и не сформировано. Этой проблемой не занимается ни семья, пытающаяся любыми способами отделиться от стариков, ни, тем более, школа (есть ли в программе по литературе или по истории, по музыке или по изобразительному искусству  хоть несколько примеров достойного отношения к старикам, не говорим уж к старцам?), ни общество – здесь не нужна статистика, достаточно материалов прессы и телевизионных передач. С этой точки зрения (хотя, конечно, и не только с этой) повесть И.С.Шмелёва «Богомолье» - бесценная книга для современной системы образования, напоминающая и детям, и взрослым (даже педагогам), что когда-нибудь все мы окажемся на месте  не только родителей, но и бабушек и дедушек, и от того, как, на каких примерах воспитаем мы подрастающее поколение, будет во многом зависеть наше положение в этот «переходный период» нашего бытия - период непосредственной подготовки к встрече с Вечностью. 

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно.

А.С.Пушкин

 

Литература:

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2002

2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России Слова, речи, послания, обращения 1990 – 1998 гг. / Под ред. еп. Бронницкого Тихона. – М., 1999

3. Еп. Сергий (Страгородский). Поучение к новопостриженному монаху. ЖМП, 1984, № 7, с.34-41

4. Значение монашества как фактора общественной жизни. М., 1914

5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997

6. Иоанн (Маслов), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 2000

7. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871

8. Концевич И.М.. Старчество: Из книги «Оптина пустынь и ее время». ЖМП, 1996, № 9

9. Лествица, или скрижали духовные, преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 2002

10. Св.Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т.1. СПб., 1865

11. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского, т.5. М, 1885

12. Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и Время

27.09.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

14 декабря 2011

Т.И. Петракова: Православное воспитание: как научить любить

В статье раскрывается взгляд христианских педагогов на такую необычную для современного читателя тему, как воспитание любви. Даётся характеристика... (Далее)

5 октября 2009

Т.И. Петракова: Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

Доклад на XVIII Крымских международных Шмелёвских чтениях 2009 года «И.С. Шмелёв и писатели литературного зарубежья»... (Далее)

14 июля 2009

Т.И.Петракова: «Мы готовы к доброжелательному и открытому сотрудничеству…». Выступление на круглом столе в «Учительской газете» 6 июня 2009 года

(Далее)

24 апреля 2009

Петракова Т.И.: Быть или не быть? К проблеме сохранения ОПК в новых стандартах общего образования

(Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год