29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук, Профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы

Петракова Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук
Профессор
Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы

Труды этого автора

14 июля 2009

«Мы готовы к доброжелательному и открытому сотрудничеству…». Выступление на круглом столе в «Учительской газете» 6 июня 2009 года


Выступление на круглом столе в «Учительской газете» по обсуждению «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (М., 2009), подготовленной в рамках проекта нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (руководитель А.М. Кондаков)


Уважаемые участники «круглого стола» !

 

По поручению Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия позвольте мне довести до вашего сведения информацию по проблеме развития духовно-нравственного воспитания российских школьников, в том числе преподаванию в российской школе курсов православной культуры в контексте введения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Данная информация соответствует официальной позиции Русской Православной Церкви по этой проблеме.

Как известно, в настоящее время более полумиллиона школьников во многих регионах России уже изучают курсы православной культуры. Тем самым реализуется право российских граждан, семей, на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям и традициям Православия при обучении в средней школе, получении ими общего образования. Позиция Русской Православной Церкви заключается в том, что эта практика при обновлении стандарта общего образования должна быть, безусловно, не только сохранена, но и получить более благоприятные условия для своего развития.

Такое духовно-нравственное образование по выбору семьи ребенка является общепринятым в светской школе большинства стран мира, в том числе восстановлено во многих бывших социалистических странах. Так, недавно торжественно, с присутствием высоких церковных и государственных представителей, отмечалось 20-летие православного религиозного духовно-нравственного образования в школах Республики Польша. В католической Польше православное меньшинство имеет все возможности, чтобы их дети изучали свою религиозную традицию в светской школе. То же самое в соседней Литве. Однако в нашей стране по понятным историческим причинам возрождение этой практики до сих пор сталкивается с трудностями, в том числе прямым противодействием.

Вопрос о праве детей изучать в светской школе православную культуру добровольно, на основе выбора их семьи или их самих с определенного возраста, неоднократно обсуждался, дискутировался в обществе. Дискутируется он и сейчас. Но здесь важно пониматься, что это такой вопрос, на который никогда все люди не дадут одинаковый — положительный или отрицательный — ответ. Всегда будут недовольные такой практикой, и это понятно — по атеистическим или каким-либо иным мировоззренческим или идеологическим убеждениям.

Поэтому реализация данного права нигде не ставится в зависимость от отношения к нему тех или иных лиц или групп граждан. Если это изучение добровольное, если оно не навязывается всем, — никаких запретов нет и быть не может. И только потребность людей, семей, граждан определяет, нужно или не нужно такое преподавание в каждой конкретной школе. По этому вопросу, имеющему принципиальное значение для успешного развития духовно-нравственного воспитания детей и недопущения впредь имевшей место в прошлом жесткой идеологизации российской школы, имеются и авторитетные официальные суждения и рекомендации.

Напомню только некоторые такие суждения и рекомендации.

Имеется официальная рекомендация по данному вопросу такого авторитетного учреждения, представляющего гражданское общество в нашей стране, как Общественная палата Российской Федерации. В его выработке принимали участие и некоторые присутствующие здесь участники «круглого стола». Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 года предусматривают, что основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры должны быть добровольность, возможность выбора и многообразие.

Там же Министерству образования и науки РФ рекомендуется: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций» (п. 4.3). Думается, что если бы данная рекомендация Общественной палаты РФ была учтена Министерством образования и науки РФ, то многие вопросы были бы давно сняты.

Рекомендации Общественной палаты РФ были учтены при разработке соответствующих предложений, которые позже были направлены от Русской Православной Церкви в Министерство образования и науки РФ.

По данному вопросу еще в должности Президента РФ высказывался Владимир Владимирович Путин на встрече 19 ноября 2007 года в Кремле с представителями Церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии, причем речь идет об изучении не только какой-либо одной религии, а в муниципальных школах сложилась, например, практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других, а также курса религии в России. Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов, и, разумеется, при изучении конфессионально ориентированных предметов должен соблюдаться принцип добровольности».

Затем была совместная конференция Министерства образования и науки РФ и Русской Православной Церкви в Калуге в декабре 2007 года. На ней также всесторонне, с участием светских и церковных представителей из более 40 российских регионов, а также высших руководителей Министерства образования и науки РФ обсуждалась эта проблема. В результате была одобрена соответствующая концепция включения учебного предмета «Православная культура» в новый школьный стандарт в составе группы учебных дисциплин духовно-нравственного содержания по религии и нерелигиозной этике, которые могли бы свободно выбирать родители школьников (область учебного плана «Духовно-нравственная культура»). То есть была одобрена модель приобщения школьников к духовно-нравственным ценностям и традициям их семьи, народа, которая практически повсеместно, за редким исключением, используется в зарубежных странах. Там же Российской академии образования было рекомендовано организовать работу на основе этой концепции.

Когда стали публиковаться материалы проекта нового школьного стандарта, разработчики которого присутствуют на нашем «круглом столе», Патриарх Алексий II направил в епархии Русской Православной Церкви в Российской Федерации письмо № 1637 от 26 марта 2008 года, которым было инициировано церковно-общественное обсуждение этого проекта, к чему призывали общественность и сами разработчики.

Результатом этого обсуждения стало квалифицированное и консолидированное суждение православного сообщества, что данный проект не решает задачу свободного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура». Тем самым не обеспечивает учет разнообразия мировоззренческих подходов в содержании общего образования и не создает благоприятные условия для формирования духовно-нравственной личности обучающегося, как это предусмотрено действующим российским законодательством. Такой вывод содержится в резолюциях конференций, семинаров, протоколах школьных собраний, состоявшихся во многих регионах России, собравших тысячи специалистов и простых граждан, педагогов и родителей школьников. Все эти материалы имеются, и с ними при желании можно ознакомиться.

Напомню и то, что 31 июля 2008 года в адрес разработчиков этого проекта нового стандарта было направлено письмо их коллег, большой группы академиков и членов-корреспондентов Российской академии образования. В письме ученые предлагали компромиссное решение: включить в проект вариант Базисного учебного (образовательного) плана для школ с родным русским языком обучения, содержащий группу учебных предметов по религии и этике по выбору семьи школьника (образовательную область «Духовно-нравственная культура), в том числе предмет «Православная культура».

Этот вариант учебного плана мог бы использоваться наряду с имеющимися в проекте двумя другими вариантами по выбору образовательного учреждения решением органа самоуправления школы. Данное предложение вообще снимает многие проблемы введения этой группы учебных предметов в массовую практику, поскольку решение об их преподавании, с учетом наличия всех необходимых условий (желание родителей и учащихся, наличие подготовленных на необходимом уровне пособий, учителей), должна принимать каждая школа в отдельности. Оно является подлинно демократическим решением проблемы. Однако на это свое письмо члены Академии так и не получили ответа от разработчиков стандарта.

Тем не менее, во всех вариантах проекта нового стандарта общего образования, которые были опубликованы на сайте Министерства образования и науки РФ 1 июня 2009 года, все эти рекомендации, решения и договоренности не получили адекватного отражения.

Это особенно касается основного проекта, координатором которого указан Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования, а руководителями: академики РАО Л.П. Кезина, А.А. Кузнецов и научный руководитель, член-корреспондент РАО и также участник нашего «круглого стола» Александр Михайлович Кондаков.

В этом проекте возможность преподавания учебных курсов по религии и этике по выбору семьи школьника фактически исключается, прежде всего, для основной массы школ, работающих по пятидневной учебной неделе, с родным русским языком обучения. Нет возможности знакомиться с православной культурой даже и в рамках внеучебной деятельности школьников. Кстати, данный вывод подтверждает резолюция по итогам обсуждения проектов нового стандарта начального общего образования, принятая Общественной палатой по образованию в городе Москве (от 10 июня сего года, она размещена на официальном сайте палаты).

Что касается «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», подготовленной в качестве одного из приложений (№ 2) к указанному проекту стандарта общего образования, то относительно ее содержания необходимо сказать следующее.

Данная Концепция не имеет прямого отношения к сложившейся практике духовно-нравственного воспитания школьников так, как она существует и развивается в настоящее время в современной российской общеобразовательной школе. Концепция посвящена фактически не духовно-нравственному, а общему гражданскому воспитанию школьников. Не отрицая значимости этой задачи, следует отметить, что воспитательная деятельность школы не может быть сведена только к воспитанию гражданина России, не включать приобщение детей к духовно-нравственным ценностям и традициям народов России, в том числе к традиционной религиозной культуре народа по выбору семьи ребенка. Ведь традиционная религия является неотъемлемой частью любой национальной культуры, культуры любого народа. В связи с этим указанная Концепция вообще не может рассматриваться как документ, даже декларативно относящийся к духовно-нравственному воспитанию школьников. Думается, что авторы этого материала уже не раз столкнулись с подобным отношением к этому тексту, поскольку оно разделяется многими учеными и практиками, работающими в школе.

Итак, мы полагаем, что в процессе доработки любого варианта проекта нового школьного стандарта, который будет принят Министерством образования и науки РФ, в него обязательно должны быть внесены изменения, предусматривающие возможности преподавания учебного предмета по православной культуре (ОПК и т.п.) в рамках основных учебных часов. Именно так — в первой половине дня, в учебном расписании, в рамках максимально допустимой учебной нагрузки школьников. Так, как такие курсы преподаются в настоящее время, до введения нового стандарта, в связи с чем полностью несостоятельны утверждения, что это, якобы, требует «отнимать» учебные часы у основных школьных учебных дисциплин. Одновременно было бы полезно предусмотреть возможность приобщения детей к духовно-нравственным традициям народов России и во внеучебной деятельности, выделив под эту задачу одно из финансируемых направлений внеучебной воспитательной деятельности в школе. В то же время сведение возможности изучать православную культуру только в рамках внеучебной части школьной программы, о чем неоднократно говорили разработчики данного проекта стандарта, неприемлемо.

Таким образом, мы предлагаем присутствующим на «круглом столе» разработчикам нового стандарта изменить свою позицию. Дискуссия по данному вопросу слишком затянулась. Необходимо выполнить рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по этому вопросу, согласованные решения, принятые в рамках государственно-церковного диалога и начать спокойную профессиональную работу по интеграции учебного предмета «Православная культура» и других дисциплин духовно-нравственного образования в новый школьный стандарт. Это отвечает самым широким общественным потребностям и обновленному образу российской общеобразовательной школы, свободной от идеологического диктата и духовного принуждения. Образу той школы, о которой говорили все выдающиеся отечественные педагоги, начиная с основателя русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви сейчас создана и начинает свою деятельность соответствующая церковно-научная комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в российской школе. К работе в ней будут привлечены церковные и светские специалисты, занимающиеся этими вопросами, представители из регионов.

Мы готовы к доброжелательному и открытому сотрудничеству для развития духовно-нравственного образования и воспитания детей — всех наших российских народов и религий в нашей единой российской школе. Давайте вместе работать для этой высокой цели.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и Время

14.07.2009

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

14 декабря 2011

Т.И. Петракова: Православное воспитание: как научить любить

В статье раскрывается взгляд христианских педагогов на такую необычную для современного читателя тему, как воспитание любви. Даётся характеристика... (Далее)

5 октября 2009

Т.И. Петракова: Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

Доклад на XVIII Крымских международных Шмелёвских чтениях 2009 года «И.С. Шмелёв и писатели литературного зарубежья»... (Далее)

24 апреля 2009

Петракова Т.И.: Быть или не быть? К проблеме сохранения ОПК в новых стандартах общего образования

(Далее)

27 сентября 2007

Петракова Т.И.: «Чующие святое сердцем…»

(Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год