3 мая 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Монашеская жизнь скрыта от посторонних глаз, лишь иногда паломникам или трудникам удаётся к ней прикоснуться. Тем временем фильмы о быте и отношениях внутри монастырских стен, такие как «Остров» Павла Лунгина или «Скоро весна» Веры Сторожевой, привлекают широкую аудиторию, а книга о проблемах современного монашества «Плач третьей птицы» стала бестселлером церковных лавок. О том, что значит быть монахом сегодня, рассказывает настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве игумения Маргарита (Феоктистова)

Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Маргарита (Феоктистова) /Игумения, Настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве

Маргарита (Феоктистова)

Игумения
Настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве

Труды этого автора


Козлов Максим /Кандидат богословия, Профессор, Настоятель храма св. Татианы при Московском государственном университете, преподаватель Московской духовной академии и семинарии

Козлов Максим

Кандидат богословия
Профессор
Настоятель храма св. Татианы при Московском государственном университете, преподаватель Московской духовной академии и семинарии

Труды этого автора

6 июля 2010

Современный монастырь: избранные из избранных


О том, что значит быть монахом сегодня, рассказывает настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве игумения Маргарита (Феоктистова)



От утреннего до вечернего правила


- Матушка, опишите, пожалуйста, как проходит день в монастыре. Не у игуменьи, а у простой монахини или послушницы. С чего и во сколько он начинается, как проходит, чем заканчивается?

- Каждый день в нашем монастыре начинается с полунощницы в 6.15 утра. Но просыпается каждая сестра в разное время. Кто-то встаёт в половине пятого, кто-то в пять. Это зависит от того, чему сестра планировала посвятить те бесценные утренние минуты и часы, цену которым знает только тот, кто их проживал в монастыре, и кто в это время молился. Эти минуты вполне можно отнести также к «личному времени», когда можно успеть сделать то, что в течение дня сделать уж точно не получится. У многих сестёр нашего монастыря день начинается задолго до полунощницы, но есть и такие, утро которых начинается в 6.14. Эти сёстры (вот уж поистине ангельский чин!), едва пробудившись, через несколько мгновений лёгкой походкой торопливо идут по монастырской дорожке и, что для меня до сих пор остаётся загадкой, уже ровно в пятнадцать минут седьмого стоят вместе со всеми в храме и кладут неспешный глубокий поклон в ответ на «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!»

Полунощница у нас продолжается (вместе с пением акафиста Смоленской иконе Божией Матери) до 7.30. Потом - кратенькие десять минут, когда можно ещё возвратиться в келью и завершить перед службой некоторые дела. А после этого в 7.40 начинаются Часы и Литургия, которая заканчивается около 10 часов. Итак, до десяти часов каждая из сестёр молится в храме, кроме тех, которые несут послушания на кухне, в трапезной, в просфорне, в епархиальном Управлении и у Владыки Митрополита. Здесь, наверное, следует пояснить, что наш монастырь и руководство Московской областной епархией располагаются на одной территории, поэтому, естественно, часть сестёр несут свои послушания в епархиальной администрации и, соответственно, подчиняются её графику работы. Этим наш монастырь отличается от остальных епархиальных монастырей.

Сразу после Литургии сёстры идут на завтрак. Первая трапеза у нас «неорганизованная»: это означает, что каждая сестра в промежуток между 10 и 11 часами в удобное ей время идёт в трапезную и кушает. Затем все сёстры расходятся на послушания.

О том, чем предстоит сестре заниматься в этот день, она узнает накануне из сетки расписаний. С вечера благочинная назначает каждую сестру на конкретный вид послушаний и вывешивает эту информацию на доске объявлений в коридоре келейного корпуса. В 14 часов у нас «организованный» обед, т.е. все сёстры в обязательном порядке должны присутствовать на трапезе. После трапезы - вновь выход на послушания.

Вечерняя служба начинается в 17 часов и заканчивается в восьмом часу вечера. Сразу по окончании вечерней службы - ужин. И вновь все сёстры должны присутствовать на трапезе. После этого сразу же, не заходя в кельи, мы возвращаемся в храм и читаем общее вечернее правило. После вечернего правила часть сестёр расходится на послушания, часть идёт на крестный ход. Крестный ход заканчивается в 21 час.

Я не сказала, что во время трапезы мы слушаем душеполезное чтение, что-либо из житий святых, но я думаю, что каждый человек, хоть сколько-нибудь знакомый с жизнью в монастыре, уже знает об этом.


- Что такое ежедневный крестный ход в монастыре? Как на Пасху - множество людей идут вокруг храма, что-то поют, несут хоругви?

- Крестный ход в монастыре - это несколько иное (можно сказать, что попроще, т.к. участвуют в нём только сестры), хотя и здесь - и шествие с иконами, и молитвенное пение. Обычно четыре-пять (или чуть больше) сестёр друг за другом идут по внутренней стороне монастырской стены. Тот, кто возглавляет крестный ход (обычно это я), несёт Распятие. Затем следует сестра, которая несет икону Божией Матери. Мы обязательно берём с собой святую воду и во время шествия крестного хода на две стороны кропилом окропляем освящённой водой свой путь.

В сельских монастырях имеется возможность проходить с внешней стороны от монастырской стены. Мы проходим внутри, ведь снаружи - шумный город, машины, пешеходы, суетливый мир. Во время крестного хода мы 150 раз читаем «Богородице Дево, радуйся...», непременно останавливаемся около могилы преподобной Елены Московской, первой игуменьи Новодевичьего монастыря. Поём ей тропарь, кондак, величание. Заканчивается крестный ход в храме пением «Достойно есть...», после чего все сёстры расходятся по кельям или, взяв в руки молитвослов, неспешно прогуливаются по монастырским дорожкам, прочитывая своё молитвенное правило. После этого - личное время.

В нашем монастыре в 23 часа положено отходить ко сну, но на деле так получается не всегда: очень большие нагрузки. Кто-то ложится позже (тот, кто не успевает завершить свои дела), кто-то раньше (кто устал или кто строго придерживается режима дня). Порой бывает (чаще это на большие праздники) - половина двенадцатого, двенадцать, первый час ночи, только тогда гаснет свет в келье сестры.

Один раз в неделю у каждой сестры - день отдыха.

Вот, пожалуй, общая схема дня в нашем монастыре.

Это - будни. Так проходит обычная жизнь.


- Что означает слово «послушание»? Какой смысл в него вкладывается? Бывает ли, как в патериках, где молодой монах поливает по слову старца головешку, пока она не процветёт?

- К слову о головешке. На это очень похоже мытьё полов в притворе храма в слякотную осеннюю или тёплую зимнюю погоду, когда сестра с тряпкой ходит по храму, протирает каждый грязный след, на месте которого тут же появляется новый.

У слова «послушание» два смысла. Первый и самый простой - полезная деятельность или труд в соответствии с нуждами монастыря. Это может быть и приготовление еды на кухне, и обслуживание трапезы сестёр и духовенства, и работа в швейной мастерской - шитьё облачений, мелкий ремонт одежды. Мы сейчас возрождаем древние монастырские традиции: сёстры вышивают золотой и серебряной нитью, пишут иконы. Первая серьёзная работа сестер - золотошвеек - изготовление воздуха и покровцов для архиерейских богослужений по древнему эскизу с использованием натурального жемчуга, драгоценных камней и золотой нити. Но и уборка храма после богослужения - это тоже послушание.

Есть у слова «послушание» и другой, более глубокий смысл. Когда за внешним простым исполнением того или иного поручения, за каждой ситуацией, которая возникает между старшим по духовному званию и младшим, скрывается непростая, серьёзная, кропотливая духовная работа, в процессе которой сёстры учатся полностью отсекать свою волю и видеть во всём только Волю Божию. Этот труд - тяжкий. Порой лишь к концу жизни этот труд приносит плоды. Пример тому - судьба одной сестры женского монастыря села N, располагавшегося в Рязанской губернии: «Монахиня Порфирия, поступила в монастырь в десять лет, обучена грамоте в монастырской школе. Сорок лет провела в послушницах. Монашеский постриг состоялся, когда ей исполнилось пятьдесят лет. И как итог: «Монахиня хорошая и к послушанию способная»». Вот так.

А если совсем просто, то каждая сестра несёт в монастыре то послушание, которое сможет принести ей несомненную духовную пользу, и уж руководство-то монастыря об этом позаботится непременно.


- Вы говорили о том, что кроме общей молитвы в храме, у сестёр есть своё молитвенное правило. Кто определяет эту меру? Вы как игуменья, или духовник? Как оно определяется? Собственное желание монахини учитывается, или оно не учитывается совсем, чтобы не было проявления своей воли? Как это получается?

- В определении меры подход всегда индивидуальный, однако определённые правила, конечно же существуют. Надо сказать, что в монастырь сёстры поступают разные. Поступают молодые и пожилые, поступают здоровые и больные, поступают те, кто только ступил на путь духовного делания и те, которые имеют некоторый духовный багаж. Есть среди сестёр такие, которые в миру были высококвалифицированными специалистами и работали на ответственных должностях. Такие, конечно же, и послушания получают соответствующие. К примеру - главный бухгалтер. Это очень ответственное послушание и в миру - серьёзная должность, которая очень часто связана с большими нагрузками и в физическом, и в эмоциональном плане. Поэтому, когда наша бухгалтер инокиня N поздней ночью пишет мне сообщение: «Матушка, я еле жива, благословите сократить правило», вполне естественно, что я не смогу ей ответить: «Нет, вычитай всё, а с утра будь в бухгалтерии». То есть всегда и во всём должно быть рассуждение, снисхождение и любовь.

Кто-то вынужден сокращать правило по состоянию здоровья, кто-то очень устал. Тогда правило уменьшается, ограничиваясь минимумом. Тогда человек на следующий день может с новыми силами исполнять то, что ему поручается, и уже то же самое молитвенное правило исполнять в полном объёме. Наконец, он может просто жить.


- Вернёмся к слову «послушание». Вы сказали, какие есть обязанности, которые сёстры исполняют, необходимые для спасения душ самих монахинь и для общей пользы монастыря. Но, говоря о послушании в аскетическом смысле этого слова, мы имеем в виду ещё и добровольное отдание своей воли духовному руководителю. Для монаха это, конечно, игумен или игуменья в монастыре. Как это практически исполняется? Что реально означает это «отдание своей воли»?

- Наверное, это самое сложное. И это подтвердит каждый человек, потому что каждый человек имеет свой опыт, когда бывает так трудно отказаться от уже принятого тобой решения и изменить своё видения ситуации. Тут уже, действительно, духовнику или игумении предоставляется широкое и необъятное поле деятельности. А как научить сестру этой премудрости отсечения своей воли и предания себя воле наставника, а через него - и Богу, решает только духовник или мать настоятельница. Эта работа - кропотливая и тонкая, требующая от игумении и хорошего знания особенностей той или иной сестры, и собственного духовного опыта. Но это и есть то самое возделывание духовной нивы, о котором все мы читаем в духовной литературе.

Может возникнуть вопрос: «А если сестра захочет сделать что-то, противное порученному игуменией, но могущее принести очевидную пользу делу?» Ответ здесь будет простой: «Делу её старания, может быть, и смогут принести некоторую пользу, но вот душе её - повредят определённо». Перед настоятельницей каждая сестра - как на ладони. И если при исполнении какого-то послушания сестра пытается внести что-то своё, иногда даже и полезное, но настоятельница видит, что это уже либо затянувшаяся тенденция к проявлению своеволия, либо склонность к непослушанию в прямом смысле этого слова, что это идёт сестре не на пользу, то в этом случае матушка, как правило, настаивает на неукоснительном исполнении того, что было поручено этой сестре, хотя бы это даже и ущерб делу нанесло. Ведь Богу сердце наше нужно. Кроткое, смиренное, тихое, мирное, послушное.

Для того чтобы стало более понятно, как это может происходить в жизни, расскажу один случай. Без улыбки сейчас я его не могу вспоминать, но тогда, признаюсь, мне пришлось довольно сильно поволноваться и помолиться усерднее обычного.

В Уставе нашего монастыря (как, наверное, во многих обителях) написано, что сестра без благословения не может принимать от родных, близких и знакомых подарки. Когда какой-нибудь человек пожелает что-нибудь подарить одной из сестёр, последняя должна обязательно подойти к игуменье, попросить благословения принять дар и ждать рассмотрения вопроса. Либо настоятельница рассудит, чтобы вещь осталась у сестры, если она в ней действительно нуждается, либо она передаётся в монастырь.

В нашем монастыре есть послушница N. Так как пришла она недавно, то, понятно, считается новоначальной, то есть неопытной, делающей только первые шаги на духовном поприще. Так вот, я узнаю, что у этой сестры уже появились свои почитатели, благотворители и спонсоры. И с чего началось? Послушница стала поначалу просто беседовать с прихожанами и паломниками, отвечать на их вопросы, давать советы. Естественно, люди, как они думали, стали получать от нее то, что хотели получить, - пользу духовную. Да и как иначе? Какие тут могут быть сомнения? Сестра благочестивого вида, серьёзная, в руках - четки. Да ещё и слушает внимательно, и совет даёт. И видят они: вот тот человек, который может им помочь. Он уж наверняка и вопрос поможет решить любой, и помолится, и откликнется в любое время.

Я же поясню, что любой сестре, а тем более новоначальной послушнице, не полезно давать духовные советы вопрошающим паломникам, нет ей благословения также их поучать и наставлять. Самой ещё учиться и учиться. Требуется от сестёр в таких случаях немногое - направлять людей либо к священникам и игумении за духовным наставлением, либо, когда вопрос сложный и требует внимания епархиального начальства, - направлять в епархиальное управление.

Так вот, вернёмся к той сестре. Спустя время она обзавелась своими собственными «духовными чадами» (это послушница-то!). И благодарные почитатели понесли ей приношения: тут и конфеты, тут и предметы первой необходимости (а ведь всё необходимое в достатке в монастыре имеется), тут и предложения оплатить телефонные услуги. Она всё с благодарностью принимает и на всё соглашается. И постепенно укрепляется в мысли, что раз люди в ней так нуждаются и так о ней заботятся, то в общем-то и исполнилось то, ради чего она пришла в монастырь. Ведь смотрите-ка, ни к кому из сестёр народ не идёт, а около неё - всегда люди. Ну чем не старица! Всё бы было ничего, но однажды...

Подходит ко мне эта сестра и спрашивает:

- Матушка, а можно мне подарят... (ради этой сестры умолчим о наименовании той вещицы, которую просила послушница, скажу лишь, что это - чуть ли не самая последняя модель технической безделицы)?

- Зачем?!!!! (я несколько удивлена).

Отвечает:

- Потому что у нас проходят спевки, и я хочу на клиросе потом петь. А чтобы лучше и качественнее получалось, мне ещё нужно заниматься на этом инструменте в свободное время в келье.

- А кто тебе предлагает это?

- У меня есть благотворители.

Тут уж моё удивление переросло в волнение. Я и говорю: «Так, садись, расскажи-ка поподробнее». И мы начали беседу. Она мне всё рассказала. Честно. Как есть. Не смущаясь. Естественно, что ответ с наставлением последовали соответствующие произошедшему, вполне в духе любви к ближнему и духовном о нём попечении. Но (вот ведь как бывает!) назавтра у N случился день рождения, и договорились мы с ней, что поскольку у неё назавтра праздник, то (в виде исключения) можно рассматривать эту вещицу как подарок ей от монастыря, раз уж люди хотят порадовать свою наставницу. Ведь они её и полюбить успели, как же она теперь будет им объяснять запрет на подарок ко дню рождения. Жалко людей. Говорю ей: «Скажи, что уж если хотят, то пусть подарят монастырю (тем более эта вещь может быть действительно полезна сестрам). И пусть это будет тебе подарком от сестёр ко дню рождения».

Подарок был вручён. Послушница радовалась больше всех. На следующий день я её вызвала к себе и ещё раз разъяснила, что впредь надо быть более рассудительной и не забывать, зачем ты пришла в монастырь. Казалось бы, всё встало на свои места, и урок пошёл на пользу, пока...

Ночь, около 24 часов, но я не сплю. Телефон подает сигнал о поступившем сообщении от N.: «Матушка, мне сегодня мои знакомые принесли всякую чепуху, - идёт длинный перечень продуктов и вещей. - Куда благословите передать?» Я отвечаю: «Отдай инокине М. на склад». Проходит несколько минут. Тишина (а должна бы ответить: «Благословите, матушка»). Опять сигнал: «Да, забыла Вам сказать (о готовности исполнить первое благословение - ни слова). Они ещё прислали мне очень дорогой хороший чай и мёд». Я: «Передай на трапезу сёстрам». В ответ: «Но они же МНЕ это подарили». Я настаиваю: «На трапезу, сестрам». Проходит минут двадцать. Наконец телефон сообщает: «НЕ ОТДАМ!». Я понимаю, что наступил очень важный момент. Момент борьбы и принятия окончательного решения. Сдержанно, но настойчиво и доброжелательно пытаюсь помочь: «Надо отдать, N., пусть сёстры утешатся». Она пишет: «Это же МНЕ надо». Я отвечаю: «И ты утешишься вместе с сёстрами». После этих слов наступила тревожная тишина. Признаюсь, я расстроилась немного, но, помолившись, подумала, что не оставит сестру Господь и поможет одержать победу в этой непростой борьбе. Так и случилось. Утром, после полунощницы, подходя ко мне под благословение, N. с искренним сокрушением сказала: «Матушка, простите меня, мне так стыдно. Я всё поняла и уже передала подарки на склад и в трапезную».


- Прямо как история игумена в фильме «Остров», который был привязан к хорошим сапогам.

- Да, слава Богу. Никогда не оставляет Господь человека в борьбе со своими немощами и человеческими страстями. Вместе с Господом можно преодолеть всё. Ведь и N. наша всю ночь не спала. И как она потом признавалась, какие только оправдания и обоснования необходимости иметь у себя именно этот чай и мёд не приходили ей на ум. И кашель-то у неё, и именно только этот сорт мёда ей может помочь. И чай очень дорогой, а количество его небольшое и на всех сестёр не хватит. Но... Так или иначе, теперь это позади, а в полезных приобретениях - бесценный опыт духовной борьбы.


- Матушка, что по-житейски означает монашеский обет отказа от собственности?

- Вопрос этот непростой. Когда человек только поступает в монастырь, сердце его буквально пламенеет любовью ко Господу. Желание служить Богу и ближним искренне и сильно. В первые дни, недели, месяцы человек готов исполнять любое послушание, готов отказываться от любого своего мнения. Он скор на исполнение, лёгок на подъём и радостен в мыслях. Но проходит время. Послушнический искус вступает в следующую стадию. Начинается период испытаний. На верность, на прочность, на искренность. Испытание, наконец, истинности и силы любви к Богу и ближнему. Вот тут-то с человеком и начинает происходить то, что непременно должно произойти, чтобы определились в человеческой душе все изъяны и слабые места. Так сказать, диагностика «locus minoris» духовной составляющей. И это вполне естественный процесс. Ведь цель любой сестры, поступившей в монастырь, цель желанная и горячо ожидаемая - это монашеский постриг, во время которого, как известно, человек даёт Богу обеты. А уж раз даёт, то их непременно надо исполнить. А без предварительной подготовки, без уроков, без шишек и синяков, без неизбежных при этом ошибок и работы над ними не обойтись никак.

Ну что такое собственность в монастыре? Это ведь не квартира. Это не дача и не машина. Это даже не стиральная машина и не кухонная плита. Всё это осталось в миру. Монах нищ. Нет у него своего ничего. Монастырь общежительный, значит и житие общее. Почему же тогда в монастыре так остро стоит вопрос о том, чтобы ни к чему не прилепиться и не пожелать иметь какую либо вещь?

Есть у нас в монастыре одна сестра. Назовем её сестра F. Умница она - и молитвенница, и ответственная, и смиренная, и послушная. В общем, смотришь на неё - и душа радуется. Была у неё мастерская - небольшое уютное помещение. За год-полтора обросла эта мастерская множеством «страшно необходимых» и весьма нужных всякому профессионалу вещей. Был у неё, как и полагается, и святой угол. Но и его она умудрилась обставить всякими трогательными, необходимыми ей вещицами и святыньками. Ну, не мастерская, а маленький складик какой-то. И подумала я: «Маловато стало это помещение для мастерской. Надо бы переехать ей в более просторное, светлое и удобное. Заодно и повод будет от вещиц её избавиться. И говорю я F.: «F., радуйся, ждут тебя перемены, ремонтируем мы тебе огромное помещение, бывшую трапезную в первом подъезде, и ремонт этот уже к концу подходит». И неожиданно для меня инокиня меняется в лице:

- Не хочу!

Я говорю:

- Как же так, это же огромная палата, в два с половиной раза больше, чем твоя нынешняя мастерская!

- Матушка, мне там будет неудобно, там люди, там шум.

- Нет, F., ты не права, там очень хорошо. И ключ от мастерской будет у тебя свой. Только одна прачечная рядом.

- Прачечная? (на лице сестры F. неподдельный ужас). Значит, там будет запах!

- Нет, там будет вытяжка, вентиляция, герметичная дверь.

- А соседние двери будут закрываться? Никто через них не войдёт?

- Никто.

- Будет всего три окна, мне света мало.

- У тебя сейчас хуже, а там светлее. Говори, сколько нужно светильников, и будет столько.

Пауза. Наконец - тяжёлый вздох: «Ну, не знаю, не работала я ещё при этих светильниках».

Я говорю:

- Вот и хорошо. Договорились. Собирайся, вещи свои в сумочки складывай. Но только бери самое необходимое, шкаф и диванчик оставляй. Бери только столы и рабочие инструменты.

И тут происходит для меня самое неожиданное. Всплескивая руками, она трагически восклицает: «Что?! И диванчика лишаете?»

Стараясь сохранять спокойствие, отвечаю: «И диванчика лишаю, там у тебя будет другой диван».

Несколько дней человек пребывал в страшном унынии. Я вижу: всё, сестричка расклеилась, нужен разговор, и серьёзный. Разговор состоялся. Были и наставления. Поняла. Вчера переехала.

Вот кажется, у человека всё хорошо: и смирение есть, и любовь к ближнему, и послушание абсолютное, готова доброжелательно и с улыбкой исполнить всё и всегда. Ночь напролет читать Псалтирь - «благословите», сидеть в храме за свечным ящиком - «благословите». Но - диванчик. Вот вам и «locus minoris». Очень всё это тонко.


- Получается, что дело не в самой вещи, а в душе, которая ищет, к чему прилепиться.

- Да. И ведь знаю я, что в любой другой ситуации она последнее готова отдать. Но вот лишили диванчика - и не выдержано испытание. Слава Богу, что был этот переезд.


- Монах оставляет мир, но какова мера отношений сестёр с близкими, которые остались в миру? Даже если не брать ситуации, которые сейчас, естественно, встречаются, когда уходят в монастырь люди, у которых до того уже была семья и остаются дети, о которых они должны иметь попечение, ведь дети всегда дети, сколько бы им лет ни было. Это понятно. Но остаются матери и отцы, братья и сёстры, люди, с которыми до монастыря человек был связан по своей профессиональной деятельности, допустим. Каким образом должны строиться отношения с этими людьми, как это в жизни получается? Какая мера здесь? Наверное, это индивидуально в каждой ситуации, но всё же есть какие-то общие понятия, подход?

- А вот этот вопрос наименее сложный, потому что (это касается нашего монастыря), как правило, те люди, которым человек, ушедший в монастырь, дорог, которого они любят и с которым они привыкли общаться, в большей или в меньшей степени принимают случившееся и, понимая, что это - выбор человека, не препятствуют ему и не тянут назад. Они сами для себя устанавливают ту дистанцию, на которой полезно находиться обеим сторонам.


- Т.е. не тянут назад в мирскую жизнь?

- Нет. Чаще всего этого не бывает. Это видно и на примере сестер, которые пришли в монастырь уже очень давно, и на примере тех, которые поступили уже при мне (я управляю монастырем около трёх лет).

Как правило, общение с родственниками мы не возводим в какую-то проблему и стараемся придавать отношениям вполне официальный статус. Например, недавно одной нашей послушнице позвонила мама. Она сообщила, что её увезла карета скорой помощи, и врачи подозревают у неё инфаркт. Естественно, послушницу эту мы тут же снарядили домой, обеспечив и деньгами на случай приобретения необходимых лекарств. Две недели она находилась с мамой, ухаживала за ней в больнице. Маму обследовали, инфаркт исключили, выписали домой, и сестра вернулась в монастырь.

Ещё один пример. У двоих наших сестёр (они ещё и родные сёстры) был юбилей отца. Ему исполнилось 70 лет. Папа старенький, здоровьем слабенький. Живёт вдвоём с такой же старенькой мамой. Естественно, когда сёстры попросились к родителям поздравить папу с торжеством, я их отпустила. Через два дня они вернулись, радостные и утешенные. Я думаю, у их престарелых родителей радости было не меньше. Нет, назад в мир наших сестёр родственники не тянут. Слава Богу, рассуждения и мудрости хватает у обеих сторон.


- Скажем, когда у сестры именины или день рождения, родственники могут прийти?

- Да. Они приходят с подарками, и в этот день практически все подарки остаются у виновницы торжества. Сестра принимает родных в отдельной гостевой келье. Они пьют чай, общаются, гуляют по монастырю. Довольны бывают все.


- Преподобный Амвросий Оптинский часто повторял слова преподобного Петра Афонского о том, что пристрастная любовь к одному означает оскудение любви к другому. Понятно, что люди, которые спасаются вместе, живут не независимо друг от друга. Но они подчиняясь только начальнику, не важно даже, что это начальник в священном сане. И у них возникают отношения друг с другом. Кто-то кому-то симпатизирует больше или меньше. Кто-то кого-то раздражает. Это отношения не подчинения и послушания, а между равными сестрами в монастыре. Что о них можно сказать?

- В первые годы моего настоятельства я больше всего боялась именно этого вопроса и с трепетом думала о том, как буду его решать. Ведь человеческие отношения сложны и таинственны. Вначале доброе отношение, потом дружба и, наконец, - Любовь о Господе. Выше этой любви уже нет ничего. Но как опасно, когда дружба перерастает в привязанность. Тогда остаётся только человек, он заслоняет собой Господа и уводит с того пути, на который вступил монах в самом начале своего монастырского жития.

Но Премудрость Божия безгранична, и в монастыре Господь, управляя Своим избранным стадом, Сам, Своей твёрдою десницею выправляет все кривизны человеческих отношений, обличая кривду и освящая истину. В миру десятки, сотни, тысячи людей живут рядом с друг другом. Каждый день и каждый час Господь посылает человеку всё необходимое для его спасения через этих людей. Через них человеку посылаются и скорби и радости, и испытания и утешения. Великое множество людей вокруг человека. И великое множество возможностей не упустить случая, как приобрести духовную пользу.

Но монахи - избранные из избранных. Ведь Господь далеко не всех призывает к монашеству, и поэтому мало иноков. Люди, которые однажды были призваны Богом и поступили в монастырь, живут в очень маленьком и достаточно закрытом коллективе. А поэтому и круг людей, через которых Господь духовно учит иноков, очень мал. А значит, и отношения между монашествующими складываются намного сложнее, чем между людьми, живущими в миру. И уроки более сложные, и задачки трудноразрешимые.

Не настаиваю на том, что скажу истину в последней инстанции, но на сегодня я твёрдо убеждена, что Господь таким образом строит отношения между насельницами монастыря, чтобы в итоге этих отношений была получена польза.

Приведу пример, допуская, что понять его смогут далеко не все, потому что многие не жили в монастыре. Итак, две сестры очень подружились. Взаимопонимание полное, единомыслие абсолютное, общие интересы и совместная молитва, чтение и неспешные прогулки с книжицей духовных поучений. Задушевные беседы. Вот уже и духовник им не нужен, и в игумении нет нужды. Такое вот автономное духовное возрастание. Вполне естественно, что когда между сёстрами такие отношения, это идёт в ущерб отношениям с другими и вредит душе. Чувствуешь, что надо поправить ситуацию. Начинаешь беседовать с ними, молиться о них. И совершенно невероятным образом однажды происходит то, что никогда не могло бы произойти в результате применения самых совершенных педагогических методов. Наступает момент, когда у этих сестёр отношения в одночасье рушатся. Этот перелом в отношениях наступает непременно и всегда. И причину назвать не может никто. Но настолько произошедшее бывает наглядно, показательно и поучительно, что каждая сестра понимает для чего, почему, зачем всё это произошло. Тут уже каждая знает, что нужно переосмысление всего того, что было с ними до разлада с тем, чтобы правильно жить потом, после разлада. И те сёстры, которые правильно понимают то, что произошло, потом поднимаются по своей духовной лестнице на одну ступенечку выше, становясь в будущем более осмотрительными. Потому что очень важно понять, что отношения в монастыре должны быть ровные и добрые со всеми: никто не должен недополучить любви, внимания и тепла. Это очень важно. Так приобретается опыт.

Думают порой сёстры, что вот ушли они из мира, живут в монастыре, молятся, послушания выполняют. И представляют, что уж если не дошли они, но уже вполне близки к тому, что называется святостью или преподобием. И вот тогда - маленькая-маленькая проверка. И - не выдерживают испытаний. Раз - и всё. Разрушилось то, что ты сама о себе придумала. И понимаешь, всё-таки всё в руках только Господа. И вспоминаешь тогда то, что читаешь каждый день в поучениях святых отцов, что только с Божией помощью ты и научишься, и преодолеешь, и достигнешь. И благодаришь Бога, что ты - в монастыре.

Думают, что монахи - святые люди, только что нимбов не видно. Ничего подобного. Поступающий в монастырь получает лишь возможность стать таковым. И монахи всего лишь люди, которые однажды с решимостью оставили мир, взяли свой крест и пошли за Христом. Несомненно, Господь радуется о них, как о Своих избранных овцах. Но и ответа потребует от них большего. И одному Богу известно, где и как закончит свой путь вчерашний послушник. Приходит человек в монастырь, начинаются у него искушения. И сёстры-то ее обижают, и игумения не понимает, и мнение её никого не интересует. И начинает она ссориться с сёстрами, обижаться на них. И думаешь порой: «Сестры, дорогие, ну не надо же так, вы в миру так не ссорились. Посмотрите на себя: ведь каждая из вас - с претензией на святость, а на самом деле кто вы? Ну, потрудитесь же немного ради Христа и спасения собственной души!»

Вспоминается в связи с этим случай с одной сестрой (я тогда только вступила в должность настоятельницы Новодевичьего монастыря). Послушница К. В монастыре к тому времени жила уже года 4. И вот однажды на очередном еженедельном собрании (у нас в монастыре каждую неделю проходят собрания с духовными беседами, наставлениями и подведением итогов прошедшей недели) в ходе духовной беседы и обмена мнениями эта сестра вдруг и говорит: «Да мы все спасены уже тем, что пришли в монастырь!». Трепет охватил меня и страх за неё. Все попытки растолковать той сестре смысл духовной жизни в монастыре и показать монашеский путь разбились о стену непонимания. Прошло совсем немного времени. У послушницы К. случился конфликт с одной из сестёр. Итог? Послушница К. ушла из монастыря. В мир. Где она теперь, я не знаю. Только молюсь.


- Исходя из опыта прожитых в монастыре лет: что больше всего приносило скорби и что больше всего радовало?

- Наверное, самая большая боль - когда видишь, что сестра забывает, ради чего она пришла в монастырь (к сожалению, такое бывает). Когда человек, прожив какое-то время, только внешне выглядит как монах, как инокиня, как послушница, а внутри - хуже, чем была новоначальной послушницей. Тогда уже этой сестре уделяешь намного больше внимания, чем кому-то другому. Это, я думаю, это самая большая скорбь и самые большие переживания. Тут уж и бессонные ночи и думы невеселые: «Ну как же так?!» Беседуешь с ней. Но как найти такие слова, чтобы объяснить, что Богу не нужно, по большому счету, этот умный вид, чистенькие подрясники и прочее. Всё это только внешнее. Если нет крепкого внутреннего духовного стержня, нет духовного рассуждения и любви, всё остальное - напрасно. Надо только быть с человеком, живущим рядом с тобой, такой, какой хочет, чтобы ты была, Сам Господь. А всё остальное уже неважно. Иначе мы идём в совершенно противоположную сторону и обманываем сами себя, что идём за Христом. Когда видишь, с какой лёгкостью лукавый обманывает людей и сбивает их с истинного пути, - это самая большая скорбь.

А радость самая большая, наверное, - прямо противоположное. Когда видишь, что человек идёт за Господом в полном к Нему доверии и любви. И не унывает после очередного падения или скорби. И выше всего ставит своё монашеское предназначение - стяжать в полной и абсолютной мере Дух Святой. Когда человек понимает, что всё - от Бога, тогда уже нет ни ропота, ни сомнений, ни противодействия, а есть благодарное и абсолютное приятие всего того, что с ним происходит.

Спасение души человеческой - тайна. Поэтому-то и сказал нам Господь, чтобы были мы, как дети. Ведь у Бога всё очень просто. Можно читать тома духовной литературы, можно богословием заниматься, можно изучать серьёзные дисциплины и забыть одно самое главное: ради чего всё это. Ради чего Господь дал тебе жизнь. Ради чего Он Сам претерпел распятие на Кресте. Ведь живёт рядом с тобой человек, радует тебя, огорчает тебя - от Бога это. Случается какая-то в жизни твоей скорбь - от Бога это. Надо с благодарностью принимать всё, происходящее с тобой, потому что всё - от Бога. И, когда принимаешь со смирением и упованием, уже не ты начинаешь менять ситуацию, а сам Господь её меняет. Но если думаешь: «Сейчас я сам всё исправлю, я сам всё знаю и смогу». Стена непреодолимая внезапно возникает. Господь как бы отходит в сторонку и говорит: «Хорошо, хорошо. Раз сам знаешь, то сам и делай». И что же? Всё разбивается. Все наши планы, знания и житейская мудрость разбиваются о стены непонимания, нежелания и отчуждения. Но стоит только сказать: «Господи, помоги мне, не могу я без Тебя ничего изменить, помоги мне Сам. Ведь я же люблю этого человека, этот человек хочет того же, чего и я. И если сейчас не изменится что-то в наших отношениях (это я уже перехожу на отношения между сёстрами), тогда если не я, то она погибнет, ведь кто-то из нас неправ. Поэтому помоги, Господи, Сам». И тогда происходит чудо: по совершенно непонятным причинам конфликт исчезает, ситуация выравнивается и отношения укрепляются, становясь истинно духовными.

У нас есть одна сестра, живёт в монастыре с самого его открытия. Сейчас она на подворье. Несёт послушание по обеспечению монастыря молочными продуктами. Очень сильно она от всех отличается. Часто в её адрес можно услышать слова, что она «не от мира сего». Недавно она мне дала удивительный ответ на мой к ней вопрос: «Кто же такой смиренный человек?» Ответила просто и мудро, да так, что я до сих пор думаю и над тем, что она мне сказала, и о ней самой. В очередной раз я ей давала свои наставления, в очередной раз она просила у меня за что-то прощения. И вдруг говорит: «Матушка, простите меня. Я не смиренная». Спрашиваю: «А кто же такой по-твоему смиренный человек?» Отвечает: «Это тот человек, перед которым другой человек не чувствует себя виноватым». Вот ведь как!

И ходила я, и думала: «Я - настоятельница. Но сколько людей в течения дня я обидела, сколько людей после встречи со мной ходят с сердцем, которому больно. Они видят тебя, и им больно. Ты поставила им на вид, и они с этим чувством вины так и живут - ведь настоятельница права, а я виновата».

У каждого человека своя мера. И страшен тот человек, который умело формирует чувство вины у другого. Человека надо просто любить. И не давать ему почувствовать себя виноватым перед тобой. И надо быть готовым отдать жизнь свою за всякого человека: за здорового и за больного, за умного и за глупого, за того, кого ты любишь и за обидчика твоего. И выше этого нет ничего. Когда мы достигнем этого, тогда...



Источник:      Татьянин День

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Татьянин День

6.07.2010

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

24 ноября 2011

Протоиерей Максим Козлов: Надо ли воевать с неправославными? Интервью порталу «Православие и мир»

В интервью корреспонденту портала «Православие и мир» заместитель председателя Учебного комитета Русской... (Далее)

23 июня 2010

Протоиерей Максим Козлов: «Он был светоносным старцем». Памяти протоиерея Александра Киселёва (1909-2001)

Воспоминания об известном московском священнике о.Александре Киселёве (1909-2001) - человеке удивительной... (Далее)

8 мая 2009

Протоиерей Максим Козлов: «Православие в вузе - это исконная традиция российского образования…»

Итоги первой конференции настоятелей домовых храмов при российских вузах, перспективы православного свидетельства... (Далее)


Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год