1 мая 2024
Разделы событий:
Аннотация:

В интервью корреспонденту портала «Православие и мир» заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов рассказал о своей новой книге »Православие и инославие», вышедшей в издательстве «Никея».

Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество|Общие вопросы

Автор публикации:
Козлов Максим /Кандидат богословия, Профессор, Настоятель храма св. Татианы при Московском государственном университете, преподаватель Московской духовной академии и семинарии

Козлов Максим

Кандидат богословия
Профессор
Настоятель храма св. Татианы при Московском государственном университете, преподаватель Московской духовной академии и семинарии

Труды этого автора

24 ноября 2011

Надо ли воевать с неправославными? Интервью порталу «Православие и мир»


В интервью корреспонденту портала «Православие и мир» заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов рассказал о своей новой книге »Православие и инославие», вышедшей в издательстве «Никея».


— Отец Максим, почему Вы решили написать книгу об отношениях с инославными?

— Книга, или книжечка, посвящена теме, которая становится все более актуальной: переплетение людей различных мировоззрений, религиозных убеждений, конфессиональных принадлежностей — факт нашей повседневной жизни.

Поэтому православным полезно формулировать свое отношение к инославию. Надо понимать, что нас объединяет и разделяет с неправославными христианами, а где ветряные мельницы, с которыми не нужно воевать.

Можно ли молиться в инославном храме, как себя вести, когда мы оказываемся в Италии и прикладываемся к мощам святителя Николая, как относиться к клирикам других конфессий? Как быть в тех случаях, когда инославные христиане желают войти в ограду святой Православной Церкви?

Эти и многие другие вопросы уже не сухая теория, как было 25-30 лет назад, это то, с чем мы сталкиваемся каждый день.

— В русском языке есть слова «еретик» и «инославный», при этом «еретик» имеет отрицательную оценку. Все инославные еретики?

— «Ересь» — это «отделение» или «разделение». Еретик, согласно изначальному смыслу слова, тот, кто пребывает вне полноты единства Вселенской Христовой Церкви. Затем термин развивался, и за словом утвердилось следующее значение: еретик — тот, кто пребывает вне евхаристического общения с Церковью вследствие определенных вероучительных заблуждений, отклонений от Христовой истины. Поэтому справедливо будет сказать, что все инославные в той или иной мере имеют вероучительные отклонения и являются носителями ереси — того, что не позволяет нам быть едиными у чаши Тела и Крови Христовых.

Однако вполне корректно употребляемый термин «инославие» уже на протяжении целого ряда столетий более уместен именно потому, что в нем отсутствует оценочность. Это термин, который обозначает констатацию меры наших различий. И за человеком остается право самому судить о степени наших расхождений.

— Можно разделять богословский уровень отношений с инославными и повседневный, этический уровень общения?

— Мы не должны разделять заблуждения заблуждающегося, в области вероучения не может быть никаких дипломатических компромиссов. Движение к единству — это не дипломатическая договоренность: не следует делать такой экуменический компот, где каждый поступится стоянием в истине.

Но понимание, что такого рода компромиссы недопустимы, не должно вести к нетерпимости по отношению к представителю других конфессий. Так же, как и в отношении любого другого греха, мы должны сочетать твердость в исповедании Православия с мягкостью в обращении с конкретным человеком.

Нам следует не столько уличать заблуждения, сколько искать общий аксиоматический фундамент. Мы должны пытаться показать, как из принятия общих для нас аксиом именно Православие делает наиболее глубокие, тождественные апостольскому учению выводы, хранит то изначальное предание, которое Спаситель назвал непреодолимыми вратами ада. Иначе говоря, мы должны стремиться хранить мир и христианскую любовь по отношению ко всем, не отступаясь от принципов веры.

Конечно, всегда надо учитывать конкретные обстоятельства. Например, Церковь допускает межконфессиональные браки с теми христианами, крещение которых мы признаем действительным. Но представить брак семинариста и убежденной баптистки довольно затруднительно, потому что возникает вопрос, какой же будет их дальнейшая семейная жизнь?

Существует множество ситуаций, в своей же книге я излагаю общие принципы отношения к инославным, которыми можно руководствоваться в каждом конкретном случае.

— Во второй части книги Вы говорите об экуменизме. Что такое экуменизм?

— Под экуменизмом понимают возникшее в начале XX века движение ряда протестантских общин, целью которого было достижение единства всех христиан, взаимообщение в таинствах. В этом смысле экуменизм отличался от всех до того существовавших межконфессиональных объединений, которые предполагали диалог между двумя Церквами или между двумя сообществами: православных и лютеран или англикан и старокатоликов, методистов и баптистов. Крупнейшая экуменическая организация, возникшая в 1948 году, Всемирный совет церквей, предполагает именно многосторонний диалог. Это своего рода религиозный ООН.

Один из самых острых вопросов — какова мера участия Православной Церкви во Всемирном совете Церквей? Прежде всего, это свидетельство о том, что на земле уже пребывает истинная Христова Церковь, которая должна помочь братьям во Христе углубить их собственную веру и по возможности через ее углубление приблизиться к вере древней неразделенной Церкви, а тем самым и к святому Православию. С другой стороны, мы также готовы учиться позитивному социальному опыту у инославных. Такова позиция в основном всех Поместных Православных Церквей.

Иногда под экуменизмом в бытовом языке понимают либерально-богословское отношение к инославным христианам, что выражено известным тезисом митрополита Киевского Платона о том, что перегородки, существующие здесь на земле, неба не достигают.

— Лично Вы согласны с этим высказыванием?

— Это довольно опасный шаг в сторону религиозного индифферентизма, такого аморфного христианства вне конкретной конфессиональной принадлежности. Я думаю, что догмат, по точному слову одного из богословов XX-го столетия, «есть огненный меч Херувима». Следовательно, христианство не следует сводить к секулярно-гуманистическому мировоззрению, которое подразумевает, что все люди доброй воли в итоге верят в одного и того же Бога.

Без Христа и без его истинной Церкви спастись невозможно. Без Церкви нет спасения — это общеизвестный святоотеческий тезис. Из этого следует, с одной стороны, что истинная Церковь на земле есть и никакого нашего сомнения в ее существовании быть не должно, с другой — что спасения вне этой Церкви, глава которой Христос, также нет и быть не может.

Но, впрочем, вспомню слова Алексея Степановича Хомякова: мы также должны понимать, что на земле есть и другие люди, связанные с Церковью Христовой такими узами, которые на земле Господь нам не открыл. И мы сохраняем надежду на спасение тех, кто пребывает вне видимой ограды Церкви, исходя из нашей веры в Бога, Который есть Любовь, который благ и человеколюбец.

— Насколько оказывается востребован опыт Православной Церкви западными христианами?

— Отчасти была воспринята литургическая традиция и аскетический опыт Востока, запечатленный в византийском и русском иконописании. Но значимого влияния Православная Церковь на протестантские конфессии не оказала.

Другое дело, что отдельные люди, знакомясь с Православием, воспринимали его очень глубоко. Например, бывший лютеранин, принявший Православие отец Эндрю Лаут. И вспоминая притчу об обретении одной потерянной овцы, мы радуемся такому единичному обращению. Но не нужно переоценивать меры воздействия экуменического диалога на западное христианское сознание в целом.

— Почему Вы в своей книге пишите о том, что сторонники антиэкуменического движения часто люди неспокойные, немирные? И есть ли связь между уровнем образования человека, культурной средой и изоляционизмом или наоборот открытостью?

— Я думаю, что в данном случае образование не определяет принципиально мировоззрение человека. Среди оппонентов экуменического диалога всегда были и очень образованные люди. Я никак не хотел бы противопоставлять церковно и светски образованных участников экуменического диалога некой темной, непросвещенной массе. Это ложная антитеза. Более того, часто носители антиэкуменического сознания в определенные десятилетия были отрезвляющей церковной константой, которая удерживала участников экуменического диалога от гипероптимизма и поспешных заявлений.

Говоря о том, что антиэкуменисты носители немирного сознания, я имел в виду то, что они используют экуменическую тему для критики священноначалия. Для сознания такого рода людей характерны разного рода фобии, например в отношении электронных носителей, апокалиптическое восприятие возможного Всеправославного собора и религиозный изоляционизм. Они могут выдвигать лозунги, что спастись могут только православные, а это абсолютно кальвинистский вывод, который подразумевает, что от человека ничего не зависит и Бог изначально большую часть человеческого рода определил на погибель.

— Хотели бы Вы что-то пожелать читателям книги?

— Эта небольшая книга не дает конечные ответы на все вопросы. Она вообще написана не в жанре инструкции. Прежде всего, главное ее назначение состоит в том, чтобы читатель сопоставил свою веру с нехристианскими религиозными традициями и с инославным христианством. Сравнение своей веры с другим религиозным опытом может помочь нам глубже, ответственнее, сознательнее относиться к православию и тем самым способствовать спасению.

Я думаю, очень важно, чтобы мы относились к инославным не как к нашим врагам, а как к заблуждающимся, но любимым братьям, как сказал святитель Григорий Богослов: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».

Беседовала Е. Меркулова


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

24.11.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

6 июля 2010

Игумения Маргарита (Феоктистова), протоиерей Максим Козлов: Современный монастырь: избранные из избранных

Монашеская жизнь скрыта от посторонних глаз, лишь иногда паломникам или трудникам удаётся к ней... (Далее)

23 июня 2010

Протоиерей Максим Козлов: «Он был светоносным старцем». Памяти протоиерея Александра Киселёва (1909-2001)

Воспоминания об известном московском священнике о.Александре Киселёве (1909-2001) - человеке удивительной... (Далее)

8 мая 2009

Протоиерей Максим Козлов: «Православие в вузе - это исконная традиция российского образования…»

Итоги первой конференции настоятелей домовых храмов при российских вузах, перспективы православного свидетельства... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год