29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Понкин Игорь Владиславович /доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета

Понкин Игорь Владиславович

доктор юридических наук
заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета

Труды этого автора

16 июня 2009

Предложения по доработке ФГОС начального общего образования в части, касающейся обеспечении возможности изучения в школе «Основ православной культуры»


 

Приложение к заключению [1] от 8 июня 2009 года по проектам федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опубликованным на официальном сайте Минобрнауки России 1 июня 2009 года, и ситуации, связанной с их разработкой и обсуждением

 

Законные требования граждан Российской Федерации, выражающих принадлежность к православной христианской традиции и Русской Православной Церкви, об обеспечении возможности для свободного и добровольного изучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях православной культуры (преподавания учебных предметов «Православная культура», «Основы православной культуры» и т.п.), а также требования субъектов Российской Федерации об обеспечении возможности реализации национально-культурного и национально-языкового образования школьников могут быть учтены и реализованы в проекте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанном коллективом «Института стратегических исследований в образовании» под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной [2] (далее – проект стандарта), путём внесения в него и в приложения к нему  следующих изменений:

1. Дополнение в проект стандарта (и в случае необходимости, в приложения к нему), устанавливающее конкретное процентное соотношение (строго или интервально определенное) между:

• обязательной частью основной образовательной программы,

• частью основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса и относимой в проекте стандарта к урочной деятельности, осуществляемой в первой половине учебного дня в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки,

• частью основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса и относимой в проекте стандарта исключительно к внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня за рамками предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки.

Такое соотношение должно быть закреплено:

а) для всех общеобразовательных учреждений, работающих как по 5-ти дневной, так и по 6-ти дневной учебной неделе, в том числе:

- школы где обучение ведется на родном русском языке,

- школы, где обучение ведется на родном (нерусском) языке,

- школы, где наряду с русским языком изучается один из языков народов России,

- специализированные общеобразовательные учреждения (кадетские учреждения, школы-интернаты, школы для детей-инвалидов или иными проблемами со здоровьем и др.)

б) по всем годам обучения (с 1 по 4 год).

 

2. Дополнение в проект стандарта, предусматривающее введение для всех общеобразовательных учреждений, работающих как по 5-ти дневной, так и по 6-ти дневной учебной неделе, 1) в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, 2) в урочной форме, 3) в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки школьников, в первой половине учебного дня, 4) по всем годам обучения на начальной ступени общего образования (1–4 классы) с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1 классе и 2 часа в неделю во 2–4 классах (суммарная учебная нагрузка на начальной ступени общего образования не менее 240 учебных часов) группы учебных дисциплин [3] по выбору семьи школьника с общим названием «Духовно-нравственная культура», в рамках которой семьи обучающихся могли бы выбрать для своего ребенка изучение одной из учебных дисциплин, входящих в состав указанной группы, а именно:

- учебной дисциплины для изучения одной конкретной религиозной культуры: «Православная культура», «Культура ислама», «Культура иудаизма», «Религиозная культура армянского народа», «Культура буддизма» и др., при наличии адекватного образовательного запроса от граждан, семей, соответствующего вероисповедания;

- учебной дисциплины по нерелигиозной этике [4].

В проекте стандарта должны быть закреплены:

- требования к организации и введению таких учебных дисциплин (для учебной дисциплины «Православная культура» с учетом разработанных ранее при участии Русской Православной Церкви и Минобрнауки России материалов по данной тематике),

- требования к профессиональной подготовке учителей, преподающих такие учебные дисциплины,

- порядок фиксирования выражения волеизъявления (согласия или запроса) родителей по выбору одной из таких учебных дисциплин,

- положения об участии соответствующих религиозных организаций в разработке и экспертизе учебно-методического обеспечения и уровня подготовки учителей для преподавания учебных дисциплин по религиозной культуре,

- гарантии соблюдения прав и свобод ребенка при реализации указанных учебных дисциплин,

- иные значимые требования [5].

При этом указанные требования, механизмы и ограничения совокупно не должны быть трудновыполнимы и блокировать или затруднять реализацию группы указанных учебных дисциплин по выбору семьи школьника с общим названием  «Духовно-нравственная культура».

 

3. В проекте стандарта (и в случае необходимости, в приложениях к нему) должен быть чётко установлен сегмент части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса и относимой к урочной деятельности, осуществляемой в первой половине учебного дня в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, в рамках которого будут реализовываться учебные курсы национально-культурного и национально-языкового образования школьников (применительно к данной позиции в стандарте должно быть зафиксировано, что только в случае отсутствия у семей обучающих потребности в реализации таких курсов, школа может по своему усмотрению распоряжаться этими учебными часами).

При этом данные  учебные курсы должны быть обозначены отдельной строкой в Базисном учебном (образовательном) плане с нагрузкой не менее 2 часов в неделю по всем годам обучения, за исключением 1 класса, для школ, работающих по 5-ти дневной учебной неделе (суммарная учебная нагрузка на начальной ступени общего образования не менее 240 учебных часов), и не менее 4 часов в неделю для школ, работающих по 6-ти дневной учебной неделе.

Данные учебные курсы не должны пересекаться (совпадать) с группой вышеуказанных учебных дисциплин по выбору семьи школьника с общим названием «Духовно-нравственная культура».

 

4. В «Базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования» (приложение № 9 к проекту стандарта группы) должен быть скорректирован запрет реализации вариативной части базисного учебного плана в 1 классе, зафиксированный на с. 6 Приложения № 9.

Должна быть закреплена возможность реализации такой вариативной части в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки в первой половине учебного дня:

1)  для реализации указанной выше группы учебных дисциплин по выбору семьи школьника с общим названием «Духовно-нравственная культура» не менее 1 часа в неделю в 1 классе, и

2) для реализации учебных курсов национально-культурного и национально-языкового образования школьников в национальных субъектах Российской Федерации, а также в других субъектах Российской Федерации, по выбору органа самоуправления общеобразовательного учреждения – не менее 1 часа в неделю в 1 классе для школ, работающих по 5-ти дневной учебной неделе, и не менее 4 часов в неделю для школ, работающих по 6-ти дневной учебной неделе.

 

5. В проекте стандарта и приложениях к нему не должно появиться никаких дополнений, специально направленных на блокирование мер по вышеуказанным пунктам 1–4 или на существенное затруднение возможности их реализации.

 

Понкин Игорь Владиславович,

доктор юридических наук,

заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка

и других участников образовательного процесса

Общественной палаты по образованию в городе Москве,

член Общественного совета при МВД России

16 июня 2009 года

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Выполнено по обращению Фонда «Русский предприниматель» (г. Екатеринбург).

2. Проект стандарта официально опубликован на сайте Минобрнауки России http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/.

3. Аналог понятия «образовательная область» в Базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений в стандарте общего образования первого поколения (от 2004 г.), реализуемом в настоящее время в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

4. Реализация курса полирелигиоведческой культурологии (информативного изучения нескольких религий) недопустима в младшей школе.

5. В целом, основные требования к реализации данной группы учебных дисциплин указаны в Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», одобренной на совместной конференции Минобрнауки России и Русской Православной Церкви в г. Калуге 20-21 декабря 2007 г.

 


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и Время

16.06.2009

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

13 декабря 2010

И.В. Понкин: «Материал неудовлетворительного качества». Заключение по учебному пособию для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики. 4–5 классы»

Известный юрист и педагог, доктор юридических... (Далее)

27 августа 2010

И.В. Понкин, А.Ю. Соловьев: А у Вашего православного ребенка ценностное сознание «конгруэнтно» Талмуду «Берахот»?

Анализ учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной... (Далее)

16 июня 2010

И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов и др.: Открытое обращение к православным юристам, специалистам в области образования о необходимости соборной разработки поправок в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» (в части школьного образования)

(Далее)

6 июня 2010

И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов и др.: О существенном искажении первоначального замысла и целей преподавания «Основ православной культуры» при организации Министерством образовании и науки РФ апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

(Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год