29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Понкин Игорь Владиславович /доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета

Понкин Игорь Владиславович

доктор юридических наук
заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета

Труды этого автора


Кузнецов М.Н.

Доктор юридических наук
Профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Труды этого автора

16 июня 2010

Открытое обращение к православным юристам, специалистам в области образования о необходимости соборной разработки поправок в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» (в части школьного образования)


По заявлению Президента России Д.А. Медведева, до сентября с.г. в Государственную Думу будет внесен проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (РИА «Новости», 31.05.2010).

Разработка этого законопроекта осуществлялась рабочей группой (под руководством статс-секретаря, заместителя министра образования и науки РФ Ю.П. Сентюрина), утвержденной решением Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 22 июня 2009 г. № 23. Ответственный орган исполнительной власти – Министерство образования и науки РФ.

Отдельные фрагменты этого законопроекта дозированно (небольшими частями) предоставлялись примерно с ноября 2009 г. для обсуждения различным вузам (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Российская академия государственной службы при Президенте РФ и мн. др.), региональным органам управления образованием (например, в Департамент образования города Москвы), ассоциации негосударственных вузов и другим заинтересованным субъектам.

В настоящее время текст указанного законопроекта выставлен для общественного обсуждения на сайте Минобрнауки России (http://mon.gov.ru/dok/proj/6649).

Законопроект включает 20 глав и представляет собой законодательный акт, консолидирующий нормы широкого круга актов, призван заменить собой Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и большой объем подзаконных актов. Законопроект меняет ряд концепций и подходов в реализации государственной политики в области образования по ряду сегментов этой сферы общественных отношений.

К настоящему моменту уже во многом упущено время для того, чтобы были выработаны и учтены в необходимом объеме поправки в этот законопроект в интересах Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений и граждан.

В настоящем обращении мы вынуждены ограничиться кругом вопросов школьного образования в интересах православных граждан России.

Мы все прекрасно помним, как в 2004 году легко прошли изменения в законодательство Российской Федерации об образовании, ликвидировавшие правовую возможность финансирования государством негосударственных школ, что нанесло страшный урон православным гимназиям по всей стране. Отдельные фрагментарные меры после того, на которые пошли региональные власти, лишь частично смягчили проблему. Но и тогда были люди, ответственные за поправки в интересах Церкви. Полагаем, что именно отсутствие широкого обсуждения сыграло тогда негативную роль.

Явное искажение инициативы Президента России и Патриарха по вопросу об организации изучения в школах православной культуры (см.: Понкин И.В., Кузнецов М.Н., Богатырев А.Г., прот. Виталий Шастин, игум. Антоний (Таньков), Соловьев А.Ю. О существенном искажении первоначального замысла и целей преподавания «Основ православной культуры» при организации Министерством образовании и науки РФ апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», 05.06.2010) дает нам основания, что поручение Святейшего Патриарха о выработке полноценных поправок в интересах Церкви в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» так же может подвергнуться саботажу.

На сегодняшний день направленные в Минобрнауки поправки, заявленные как выработанные в интересах православного населения, касаются в основном малозначимых вопросов, не отвечают интересам Церкви и православных граждан, выполнены с низким качеством, исключающим возможность их принятия. При этом важнейшие церковные интересы и соответствующие проблемы в области образования оставлены без внимания и даже не были заявлены как предполагаемые или планируемые к рассмотрению при выработке поправок. Вольно или по неумелости отдельных лиц, нас в данном случае не сильно заботит, поскольку мы считаем необходимым вывести выработку поправок в указанный законопроект на общеправославный уровень. Чтобы всем миром, соборно попытаться выработать позиции по наиболее важным вопросам.

Мы отдаем себе отчет в том, что указанный законопроект – это не вопрос какого-то одного церковного учреждения, это вопрос, касающийся всех нас.

Мы предлагаем свой вариант поправок, решающих (призванных решить) лишь часть проблем (школьное образование), но весь комплекс правовых проблем в этой сфере нам одним не поднять.

И поэтому мы обращаемся ко всем заинтересованным лицам.

На сегодняшний день сложилась ситуация, угрожающая правам и законным интересам Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений и граждан. Эта ситуация серьезно усугубляется негласной позицией Минобрнауки России о необходимости воспрепятствования притязаниям Церкви на закрепление в законодательстве дополнительных гарантий и механизмов (в сравнении с действующим регулированием), направленных на расширение взаимодействия государства и Церкви в области образования и повышение гарантий защиты прав православных граждан в этой области.

Позднее можно будет сравнить то, что мы сможем создать соборно, и то, что уже направлено разработчикам законопроекта якобы в интересах православных людей.

Что не требуется делать, поскольку лишено особого смысла в контексте стоящей перед православным населением России проблемы игнорирования наших интересов при разработке и принятии указанного законопроекта?

Мы обращаем внимание на то, что отсутствует необходимость:

- бесконечного переписывания или косметических правок по мотиву вкусовщины уже подготовленных и предлагаемых ниже поправок (замены слов на синонимы или перестановки их местами и т.д.);

- поиска каких-то недоработок в самом законопроекте в целях улучшения каких-то отдельных его фрагментов, не связанных с заявляемом в настоящем обращении кругом вопросов, косметических правок и несущественных улучшений таких фрагментов.

Что необходимо в первую очередь?

Насущно необходима проработка направлений и вопросов, оставшихся совершенно без внимания, разработка соответствующих новых поправок.

С таких направлений и вопросов мы и начнем.

Круг вопросов, по которым не выработаны поправки в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

- закрепление правовых оснований и правовых механизмов оказания государством финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании; иные вопросы, связанные с деятельностью православных гимназий;

- особенности правового статуса негосударственных православных дошкольных (православные детские сады, в том числе – семейные) и общеобразовательных учреждений (гимназии, школы, центры образования), а также учреждений дополнительного образования, гарантии их поддержки государством;

- особенности правового статуса интернатов, детских домов (возможно также, организаций в каких-то иных организационно-правовых формах), осуществляющих работу с сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми, гарантии их поддержки государством;

- закрепление правовых государственного финансирования негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию (либо тех из них, что имеют высокую социальную значимость);

- закрепление правовых оснований, правового содержания и правовых механизмов оказания государством финансовой, материальной и иной помощи в создании, реализации и развитии социально значимой образовательной деятельности Русской Православной Церкви;

[здесь список доложен быть продолжен самими участниками образовательного процесса – руководителями, учредителями, организаторами, работниками и т.д. православных образовательных учреждений].

В дальнейшем совокупность выработанных поправок может быть разграничена по предметному критерию, по критерию лиц, от кого можно было бы организовать внесение этих поправок (региональные законодательные органы государственной власти, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации и т.д.).

Понкин И.В., Кузнецов М.Н. и др. Предложения о поправках в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касательно вопросов правового обеспечения изучения православной культуры в школах, деятельности православных образовательных учреждений общего (школьного) образования

Далее – законопроект. За основу взята редакция законопроекта, выставленная 20 и 21 мая 2010 г. на официальном сайте Минобрнауки России: http://mon.gov.ru/dok/proj/7258/. Анализ изменений в законопроекте за последние 6 месяцев позволяет полагать, что настоящие поправки в законопроект актуальны и легко могут быть адаптированы для его последующих редакций.

1. Дополнить статью 2 «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе» новыми абзацами следующего содержания:

«общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования – общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;»;

«класс с религиозно-культурным компонентом образования – класс дошкольной или общеобразовательной организации, создаваемый по решению ее органов управления для обеспечения в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовки обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;»;

Комментарий-обоснование

Данная разновидность общеобразовательной организации (в смысле статьи 111 «Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» законопроекта) и новая организационно-правовая форма вводится для школ, гимназий и лицеев с православным, мусульманским и т.д. компонентами. – Прим. сост.

Пункт 7 статьи 111 «Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» законопроекта предусматривает функционирование в рамках общеобразовательных организаций особых классов (классов инклюзивного обучения и воспитания, коррекционных классов). – Прим. сост.

Поправки, наряду с некоторыми из приведенных ниже, призваны обеспечить статус православных образовательных учреждений (в лексике законопроекта – организаций).

2. В статье 18 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования»:

2.1. Изложить пункт 2 статьи 18 в следующей редакции:

«2. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению объемов обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (за исключением основных образовательных программ общего образования, для которых указанное соотношение устанавливается настоящим Федеральным законом);

2) структуре, объему, содержанию и направленности обязательных частей основных образовательных программ общего образования, а также к структуре частей основных образовательных программ общего образования, формируемых участниками образовательного процесса;

3) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

4) результатам освоения основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования).

2.2. Пункт 4 статьи 18 дополнить новыми абзацами следующего содержания:

«Обязательная часть основной образовательной программы общего образования составляет 75 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 25 % от общего объема основной образовательной программы общего образования, независимо от количества дней в составе учебной недели (пяти- или шестидневная учебная неделя).

Соотношение объема внеурочной формы обучения в рамках части основной образовательной программы общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, к общему объему этой части устанавливается участниками образовательного процесса самостоятельно, но не может быть меньше соотношения объема внеурочной формы обучения в рамках обязательной части основной образовательной программы общего образования к ее общему объему.

Время, отводимое на часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса, может быть использовано по их решению на:

1) увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части основной образовательной программы;

2) введение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;

3) введение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) изучения основ религиозных культур религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;

4) реализацию этнокультурного компонента образования, религиозно-культурного компонента образования, соответственно, в общеобразовательных организациях с этнокультурным компонентом образования, общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования, либо в классах с этнокультурным компонентом образования, классах с религиозно-культурным компонентом образования;

5) внеурочную деятельность.»

Комментарий-обоснование

В условиях имеющего место явного искажения первоначального замысла введения комплексного учебного курса изучения основ религиозных культур и «светской» этики, чрезвычайно важно создать полноценные правовые возможности для реализации изучения православной культуры в иных (помимо пресловутого эксперимента) формах – в рамках вариативной части основной образовательной программы (части части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса).

При этом нельзя дать возможности противникам православной культуры жульничать и сводить эту вариативную часть только к внеурочной форме. Попытки оправдывать такое жульничество в принятом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и в обсуждаемом проекте федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования тем, что будто бы в базисных учебных планах просматривается что-то иное, мы считаем уловками, поскольку БУПы имеют существенно более низкую юридическую силу, нежели стандарты.

Поскольку разработчики стандартов сами же закрепляли в своих документах процентное соотношение обязательной и вариативной частей основной образовательной программы, то мы развиваем эту идею. Ничего не мешает закрепить процентное соотношение именно в законе, а не в подзаконном акте.

3. В статью 107 «Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»:

3.1. Абзац первый пункта 7 статьи 107 изложить в следующей редакции:

«Образовательный процесс при реализации основных общеобразовательных программ осуществляется в классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов, классах с религиозно-культурным компонентом образования, классах с этнокультурным компонентом образования, классах интегрированного обучения, коррекционных классах, классах-комплектах (далее – классы), либо индивидуально.»

3.2. Дополнить статью 107 новым пунктом 7.1 следующего содержания:

«7.1. Классы с религиозно-культурным компонентом образования могут создаваться в общеобразовательных организациях, в том числе в начальных общеобразовательных школах, основных общеобразовательных школах, средних общеобразовательных школах, центрах образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательной организации для освоения основной образовательной программы общего образования может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными указанной общеобразовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.

Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования общеобразовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Допускается установление администрацией общеобразовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящем пункте централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:

допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;

приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций или других классов.»

4. Дополнить статью 98 «Дошкольная образовательная организация» новым пунктом 5 следующего содержания:

«5. В дошкольных образовательных организациях могут создаваться классы (группы) с религиозно-культурным компонентом образования.

Религиозно-культурный компонент образования в указанных классах соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования в указанных классах, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию дошкольной образовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

Прием в класс с религиозно-культурным компонентом образования дошкольной образовательной организации может осуществляться по результатам индивидуального отбора, в соответствии с правилами, утвержденными дошкольной образовательной организацией по согласованию с соответствующей централизованной религиозной организацией.

Используемые в классах с религиозно-культурным компонентом образования дошкольных образовательных организаций при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

Допускается установление администрацией дошкольной образовательной организации для классов с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в настоящем пункте централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части:

допуска педагогических работников к осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам;

приема обучающихся, в том числе переводящихся из других дошкольных образовательных организаций или других классов.»

5. Дополнить законопроект новой статьей 107.1 следующего содержания (с учетом предложения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета от 22.03.2010):

«Статья 107.1. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования

1. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования – общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, которая обеспечивает в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, национально-культурного и художественно-эстетического цикла на основе религиозно-культурной традиции одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

[В данном пакете поправок – дублирование предлагаемого дополнения в статью 2 законопроекта, см. выше (следует определиться, в какую из этих статей поставить данное дополнение). – Прим. сост.]

2. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования может быть создана:

а) централизованной религиозной организацией;

б) иными организациями или физическими лицами при условии согласования устава создаваемой общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования с соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организацией.

3. Общеобразовательная организация с религиозно-культурным компонентом образования создаваться в следующих формах:

общеобразовательная школа с религиозно-культурным компонентом образования;

общеобразовательная гимназия с религиозно-культурным компонентом образования;

общеобразовательный лицей с религиозно-культурным компонентом образования.

4. Религиозно-культурный компонент образования в указанных общеобразовательных организациях реализуется за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, и соответствует одной из религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. При этом реализация указанного компонента образования осуществляется при участии и под контролем соответствующей религиозно-культурному содержанию этого компонента централизованной религиозной организации, не связан с обучением религии, направлен на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

5. Участие и контроль указанной в пункте 4 настоящей статьи централизованной религиозной организации в реализации соответствующего религиозно-культурного компонента образования осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования;

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) религиозно-культурного компонента образования, в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) религиозно-культурного компонента образования, либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

6. Допускается установление общеобразовательной организацией с религиозно-культурным компонентом образования, по согласованию с указанной в пункте 4 настоящей статьи централизованной религиозной организацией, дополнительных требований в части приема обучающихся, в том числе переводящихся из других общеобразовательных организаций.

7. Используемые в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования при реализации указанного компонента образовательные программы и учебные планы, учебники, учебные, учебно-методические пособия и дополнительные материалы должны быть согласованы с соответствующей религиозной организацией и содержать информацию об этом.

8. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается общеобразовательной организации с религиозно-культурным компонентом образования на основании письменного представления указанной в пункте 4 настоящей статьи централизованной религиозной организации, в порядке, предусмотренном статьей 80 настоящего Федерального закона. Указанное представление должно содержать сведения об указанной централизованной религиозной организации.»

6. Дополнить законопроект новой статьей 163.1 следующего содержания:

«Статья 163.1.Особенности организации преподавания основ религиозных культур и альтернативных учебных предметов в рамках основных и дополнительных общеобразовательных программ

1. Реализация в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) изучения основ религиозных культур религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, и альтернативных им учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) может осуществляться в рамках обязательной части основной образовательной программы общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, либо в рамках части основной образовательной программы общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, в порядке, устанавливаемом участниками образовательного процесса.

Выбор одного из указанных в настоящем пункте учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) для обучающегося осуществляется его родителями (законными представителями) путем выражения ими согласия. Родители (законные представители) вправе предварительно ознакомиться с содержанием соответствующих образовательных программ, учебных планов, учебников и пособий. Согласие родителей (законных представителей) на преподавание их несовершеннолетним детям одного из указанных учебных предметов курсов или дисциплин (модулей) оформляется письменным заявлением родителей (законных представителей) в администрацию общеобразовательной организации. Преподавание знаний об основах религиозной культуры несовершеннолетнему старше 14 лет может проводиться только при условии, что имеется заявление родителей (законных представителей) обучающегося и его заявление о согласии на посещение им указанных занятий.

2. Реализация указанных в пункте 1 настоящей статьи учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется при участии и под контролем соответствующей их религиозно-культурному содержанию централизованной религиозной организации, не связана с обучением религии, направлена на освоение обучающимися знаний о вероучении и вероисповедании указанной религии и на усвоение обучающимися присущих этому вероучению социокультурных ценностей.

Участие и контроль указанной централизованной религиозной организации в реализации указанных в настоящем пункте учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей) основ религиозной культуры осуществляется в формах:

1) непосредственной организации и осуществления подготовки и повышения квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо, на основе соответствующих соглашений, участие в организации и осуществлении таких подготовки и повышения квалификации;

2) дачи согласия на использование образовательных программ и учебных планов, учебников, учебных, учебно-методических пособий и дополнительных материалов при реализации религиозно-культурного компонента образования, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических работников, допускаемых к преподаванию указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей);

3) обращения в администрацию указанной общеобразовательной организации с представлением об отстранении педагогического работника, преподающего указанные учебные предметы, курсы или дисциплины (модули), в случае сообщения им обучающимся сведений, описывающих в существенном искаженном виде соответствующее вероучение и присущие ему социокультурные ценности;

4) дачи согласия на допуск педагогических работников к руководству или осуществлению образовательного (воспитательного) процесса в части реализации указанных учебных предметов, курсов или дисциплин (модулей), либо методической (научно-методической) работе по указанным учебным предметам, курсам или дисциплинам (модулям).

3. Альтернативные указанным в пунктах 1–2 настоящей статьи учебные предметы, курсы или дисциплины (модули) могут предусматривать изучение этики или основ нескольких религиозных культур, соответствующих религиям, указанным в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.»

Комментарий-обоснование

Данную статью предлагается обоснованным и целесообразным дать в главе 18 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся» или в аналогичной по содержанию главе в текущей версии законопроекта. Либо, как вариант, унести эту статью в главу 12 «Общее образование», например – как статью 116-2.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 109 законопроекта: «общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и (или) на профильном уровне».

7. Пункт 1 статьи 14 «Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнить новым подпунктом 5 следующего содержания:

«5) обеспечение реализации в общеобразовательных организациях с религиозно-культурным компонентом образования, общеобразовательных организациях с этнокультурным компонентом образования, классах с религиозно-культурным компонентом образования и классах с этнокультурным компонентом образования соответствующих компонентов образования.»

С уважением,

И.В. Понкин, Заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктор юридических наук;

М.Н. Кузнецов, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор;

ряд других православных юристов.

16 июня 2010 года.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и Время

16.06.2010

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

13 декабря 2010

И.В. Понкин: «Материал неудовлетворительного качества». Заключение по учебному пособию для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики. 4–5 классы»

Известный юрист и педагог, доктор юридических... (Далее)

27 августа 2010

И.В. Понкин, А.Ю. Соловьев: А у Вашего православного ребенка ценностное сознание «конгруэнтно» Талмуду «Берахот»?

Анализ учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной... (Далее)

6 июня 2010

И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов и др.: О существенном искажении первоначального замысла и целей преподавания «Основ православной культуры» при организации Министерством образовании и науки РФ апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

(Далее)

5 мая 2010

И.В. Понкин, А.Г. Богатырёв.: «В духе космополитизма…», или «Дружба дружбой, а табачок врозь». Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур»

В... (Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год