29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Шевчук Алексий /Протоиерей, председатель Отдела по делам молодежи Тверской епархии, настоятель Вознесенской церкви г. Кимры

Шевчук Алексий

Протоиерей
председатель Отдела по делам молодежи Тверской епархии, настоятель Вознесенской церкви г. Кимры

Труды этого автора

0 0000

Разведческое движение - как фактор формирования духовно-нравственных качеств современных детей и подростков


Протоиерей Алексий Шевчук

 

Сегодня педагогика знает довольно много различных форм и методов воспитательной работы. Разведческое движение во всём своем многообразии представляет отдельное направление педагогической деятельности, в котором актуализируется духовно -нравственное и патриотическое воспитание современных детей и подростков.

Необходимо в самом начале выступления отметить, что работа направленная на духовное просвещение детей и юношества в разведческом движении, по своей сущности ничем не отличается от такой же работы в различных направлениях православной воспитательной деятельности. Речь может идти, в данном случае лишь о специфике форм и методов, но никак не содержании, которое всегда остаётся прежним на протяжении вот уже 2-ух тысячелетий.

Сложным было время, когда появилось разведческое движение в России, хотя на многострадальной русской земле не было лёгких времён. Скаутское или разведческое движение, возникшее в Англии в нач.20в. в скором времени, а именно в 1909г., стало развиваться в нашей стране, как ответ на насущную потребность радикально изменить косные и вредоносные формы духовной работы с детьми и подростками, оживить смертельно застывшую воспитательную деятельность. Так как именно формализм, как метод воспитательной работы с молодёжью, порождал печальные, а подчас трагические последствия. Со скорбью мы говорим, например, о том историческом факте, когда в 1905г. первым зданием в Твери, над которым взвился красный флаг, была Тверская духовная семинария. К сожалению, это событие не было исключением в целом ряду ему подобных.

Кризис воспитания заставлял искать новые методы работы. Иногда о разведчестве или скаутинге говорят, что он был просто импортирован на русскую национальную почву, а потому, дескать, неприемлем и даже глубоко враждебен всему русскому и православному. Это заблуждение вытекает из незнания истории тех событий, которые предваряли возникновение и развитие разведчества в России. Уже с 90-х годов 19в. во многих городах России (Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Орле, Харькове, Рязани и многих других) делались попытки организации детских обществ, поднимавших проблемы духовного и физического воспитания детей и молодёжи. Но беда была в том, что эти попытки были разрознены и не имели глубокой поддержки среди педагогических чиновников и нашего духовенства. И лишь после Высочайшего распоряжения Его Императорского Величества Государя Николая Александровича дело сдвинулось с мёртвой точки, а для этого был заимствован опыт английских скаутов. Причём, будучи перенесенным, на русскую почву он приобрёл ярко выраженные русские и православные черты, но впрочем, это и не могло быть иначе. Во главе русского разведческого движения встал офицер русской армии О.И. Пантюхов. В результате развития разведческого движения к осени 1917г., по некоторым данным насчитывалось ок. 50000 скаутов - разведчиков в нескольких организациях размещённых в 143 городах страны. Одним из скаутов дружины основанной в Царском Селе стал наследник Русского Престола св. цесаревич Алексей. Небесным покровителем православных юных разведчиков был провозглашён св. вмч. Георгий Победоносец, а покровительницей девочек-разведчиц стала ев равноап. вел. кн. Ольга.

После октябрьского большевистского переворота 17-го года, разведческое движение разделилось на две части: 1) оставшуюся на Родине, и 2) отправившуюся в вынужденную эмиграцию. Естественно, что для оставшихся в СССР разведчиков духовная работа с молодёжью была воспрещена и велась в подпольных условиях. Впоследствии, когда были созданы детские коммунистические организации, кстати, много позаимствовавшие из форм работы у юных разведчиков, сами разведческие организации были распущены, а руководители подвергнуты репрессиям, и тысячи их навсегда исчезли в советских концлагерях.

 В Российской Социалистической Федеральной Советской Республике и других советских республиках у скаутов, оказавшихся под властью коммунистов, не было единой скаутской организации, что дало им возможность легально существовать до 1923г.

На Второй Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г. было решено основать организацию пионеров для детей 9-14 лет и объединить все существовавшие отряды пионеров, насчитывавшие в общей сложности около 4000 человек. Этот день считается днем основания пионерской организации.

С этого дня советское правительство начало ликвидацию скаутов и соколов. Руководителям предлагалось работать в организации юных пионеров, а ребятам записываться в пионеры. Кое-кто надеялся обмануть большевиков и вести скаутскую работу под названием пионерской, а кое-кто ушел в подполье.

 

Нас десять, вы слышите, десять,

А старшему нет двадцати.

Конечно, нас можно повесить,

Но раньше нас надо найти.

 

Так пели подпольные скауты. Тайная советская полиция - ГПУ, следила за подпольными скаутами и в течение 1926 г. арестовала около 1000 руководителей и старших разведчиков за нелегальную работу.

Те же, кто оказался в эмиграции, не опустили в отчаянии руки, но продолжали развивать российское разведческое движение, находясь в изгнании. Стремясь помочь детям -эмигрантам, разведческое движение заботилось о сохранении в сердцах детей русского духа, верности Матери - Православной Церкви, и Родине находящейся в плену безбожников. Ведь было очень важно сохранить свои веру и национальность в окружении иной веры, чужого языка, чуждой культуры. Эту тяжкую работу взяло на себя разведчество, не получая помощи ниоткуда, не имея государственных субсидий, испытывая враждебное давление со всех сторон. Главную же заботу об этих детях взяла та часть русской Церкви, которая к тому времени, оказалась, вместе с многомиллионной паствой, за границами Советского государства. И здесь, в итоге, были выработаны те принципы разведческого движения, которые на сегодняшний день лежат в основе разведчества.

Когда в 1991г. разведческое движение возродилось снова в России, то это опять же произошло не на пустом месте, сохранился некоторый опыт наработанный и в пионерской организации (ведь это тоже была организация скаутского типа).

Сегодня, говоря обо всём разнообразии опыта, связанного тем или иным образом с вопросами духовного просвещения, нам необходимо сказать о тех основных принципах, которые лежат в основе сегодняшнего российского православного разведчества. Именно, на них и основываются традиции духовно - нравственного воспитания в разведческом движении.

1. Деятельная вера Богу и верность Родине. В основе этого основного принципа лежит стремление не только дать детям и юношеству некие знания по Закону Божию или по Основам православной культуры, но, прежде всего, самим образом жизни воспитать человека в вере и верности. Об этом говорил ещё в самом конце 19 в. архимандрит Сергий (Страгородский) (впоследствии Святейший Патриарх Московский) в своей работе «Православное учение о спасении»: «Отвлечённые положения и формулы по самой своей отвлечённости одинаково неудобопонятны, неудобопредставимы для человека... Мы знаем, что Иисус Христос принёс нам не одно учение, и что дело апостолов и Церкви состояло не в том только, чтобы выслушать беседы Иисуса Христа и потом передать их в буквальной точности из рода в род... Мы знаем, что Иисус Христос принёс нам прежде и главнее всего новую жизнь и научил ей апостолов, что дело церковного предания не учение только передавать, но передать из рода в род именно эту зачавшуюся с Христом жизнь, передать именно то, что не передаётся никаким словом, никаким писменем, а лишь непосредственным общением личностей». Эта вера и эта верность если истинны, то не словесны только и даже не столько. Ибо по слову апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Из этого вытекает следующий принцип.

2.            Личностный характер взаимоотношений и братство взрослых и детей. В православном разведчестве утверждается идея: движение не для детей и молодёжи, но самих детей и молодёжи. Т.е. не просто формализовано - менторское наставничество, но личностный путь от сердца к сердцу, где реализуется принцип синергии -внутренней связи учитель - ученик, на которой только и может основываться духовное воспитание, так же как и на личном примере. Для руководителя это возможность "легкого служения" Богу, как сформулировал на 9-х Рождественских Чтениях в своём слове Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий: "Передать детям и юношеству дух Православной веры, приобщить их к нашему великому наследию, открыть им невозбранный путь к неисчерпаемой сокровищнице Священного Писания и Священного Предания, восполнить то, чего не смогли совершить родители, - великое и святое дело". Воспитательный процесс в идеале организовывается так, что каждый ребёнок становится субъектом, т.е. полноправным участником и творцом, воспитательного процесса. Здесь возникает следующий принцип.

3. Самоуправление, само- и взаимообучение и воспитание. В разведческие организации чаще всего приходят дети из неверующих семей, не знающих никаких основ духовной жизни, не имеющих ни малейших представлений о Боге. И наставление в вере начинается именно с общения со сверстниками, которые говеют, готовятся к причастию, совместно молятся, вместе ходят в храм для молитвы и для помощи храму. С этого начинается постепенное размывание безбожных мифов о вере, Церкви и верующих людях. Казалось бы, никто не ведёт специальных бесед, не даёт наставлений, но исподволь, из самого образа жизни от своих товарищей и друзей начинается для ребёнка познание Бога. Это потом будут глубокие беседы, мудрые книги, острые споры, сомнения, терзания, падения и восстания. Но именно такое начало закладывает в человека тот фундамент, который, даже будучи засыпаным многослойной суетой житейской в течение многих лет, может впоследствии стать основанием здания спасения. Именно в деятельности развитие способностей человека, в том числе и к творчеству, происходит лучше всего. Для современного эгоистичного ребёнка, вкусившего телевизионной и компьютерной развлекательности и потребительского отношения к жизни, деятельностно организованое пространство в сообществе сверстников и старших поможет преодолеть пассивность и ленивые привычки, даст возможность попробовать свои силы, почувствовать вкус созидания и творчества. В общении зреет зерно братской любви, научаясь жить среди себе подобных, ребята воспитывают в себе христанское отношение к другому человеку. Дети начинают понимать, что они живут не каждый сам по себе, но сообществом, где все в конечном итоге отвечают друг за друга.

Арсенал направлений, форм и методов работы с детьми, накоплен, за десятилетия существования разведческого движения, огромный. В этой комплексной системе воспитания порой трудно выделить отдельное направление, т.к. всё взаимосвязано и духовное, и нравственное, и патриотическое, и экологическое, и экономическое. Но надо стараться не быть скучными и надоедливыми. Как сказал на Съезде православной молодёжи, проходившем в мае 2001г. Митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл: «Нет ничего более опасного для дела миссии в молодёжной среде, чем нравоучения и назидания. У молодого человека это сразу ассоциируется с нотациями, которые им годами читают родители и учителя. И происходит рефлекторное отторжение такого рода проповеди».

Известно, что один из самых плодотворных периодов работы для руководителя юных разведчиков это лагерь, бивуак, поход. Здесь путь от сердца к сердцу становится значительно короче, это квинтэссенция разведческой педагогики, это результат длительной работы и задел на будущее. Здесь есть место молитве, серьёзной беседе, работе, игре.

 Ведь не случайно при выборе места лагеря или маршрута похода учитывается обязательное наличие монастыря или храма, который неизбежно становится центром духовной жизни лагеря или целью похода, превращающегося в этом случае, в паломничество. Да и возможности духовного просвещения детей этим не ограничиваются. Многого стоят беседы и песни у ночного костра в лесу летом, или ночью у свечки, где-нибудь в далёкой деревянной сельской школе, по самые окна занесённой снегом, чтение вслух Святого Евангелия или Апостола. Это мы погружены в мир суеты и рационализма, а юная душа жаждет романтики. И если мы не предложим её ему, то он будет искать её в другом месте: в секте, в подвале, на чердаке, да и мало ли пагубных мест....

В заключение хочу процитировать известного православного проповедника и педагога Русской Церкви за рубежом прот. Кирилла Фотиева: «Формальные знания столько же приводят к Церкви, сколько могут и уводить от неё. Пример последнего - поколения наших дедов, которые получали в «казённых» гимназиях и кадетских корпусах пятёрки от доброго законоучителя. Они до сих пор знают наизусть и Заповеди Моисея, и Блаженства, и Символ Веры. Но при соприкосновении с некоторыми представителями этого поколения я неизбежно прихожу в ужас от их религиозного облика. «Знание о Боге» - есть, «знание Бога» отсутствует начисто. Религия - привычная условность, рефлекс, придаток к быту, и проявляется эта «религия» на полковых молебнах и панихидах. Пример не для подражания! Общество, отождествлявшее религиозное воспитание с преподаванием Закона Божьего и ограничившегося последним, очень эффектно обанкротилось - нам в назидание».

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Архим. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Казань. 1898.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

3. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. -Архангельск: Изд-во Поморскрго госуниверситета, 1997.

4. Материалы Съезда Православной молодёжи 13-16 мая 2001. М., Синодальный отдел по делам молодёжи РПЦ МП, 2001.

5. Сборник пленарных докладов IX международных Рождественских образовательных чтений. М., Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ МП, 2001.

6. Суворина Е.А., Денисенко О.О. Дорога на Родину: теория и практика внешкольного воспитания в традициях русской культуры. - Тверь: Изд-во Тверской епархии, 1999.

7. XXIIIКДР ЗЕО. - Париж, 1993.

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год