29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Шевчук Алексий /Протоиерей, председатель Отдела по делам молодежи Тверской епархии, настоятель Вознесенской церкви г. Кимры

Шевчук Алексий

Протоиерей
председатель Отдела по делам молодежи Тверской епархии, настоятель Вознесенской церкви г. Кимры

Труды этого автора

13 марта 2008

XVI Рождественские Чтения. Заметки на полях


Говорят: «Большое видится только издалека». В полной мере это устойчивое выражение относится и к прошедшим в конце января 2008 года очередным XVI Международным Рождественским образовательным Чтениям. Они вполне соответствовали нашей неоднозначной современности, чем и вызвали столь же неоднозначные оценки. И характеризуют этот солидный форум, а в нём, по разным оценкам, приняли участие от 12 до 20 тысяч человек из разных регионов России и из разных стран, две бросающиеся в глаза черты: первая, неустанное замалчивание в средствах массовой информации этого значительного ежегодного события, а вторая, перманентное обсуждение введения светского курса «Основы православной культуры» в средней общеобразовательной школе.

Однако, с первым фактом всё более-менее ясно: представители СМИ побаиваются прослыть «отсталыми» и религиозными, это понизит рейтинг канала или станции. Бизнес и ничего личного, в личном общении это как раз довольно приятные и обаятельные люди, «для себя» всё правильно понимающие, но никогда не путающие «личное» и работу. Поэтому, если десяток извращенцев выйдет на Пушкинскую площадь Москвы с транспарантами требовать «свободной любви» во всех, только им известных вариантах, то СМИ просто взорвутся от восторга. Но когда десятки тысяч православных христиан, обеспокоенные будущим наших детей, соберутся в Кремлёвском Дворце съездов, в лучшем случае, упомянут, что религиозное «меньшинство» требует «непонятно чего». Так формируется пресловутое «общественной мнение».

Это же «мнение» играет свою трагическую, порой с элементами фарса, роль и в затянувшихся на годы, а теперь можно говорить и на десятилетия, обсуждении вопросов связанных с преподаванием «Основ православной культуры». Дискуссии, особенно в последнее время, проходят довольно вяло, хотя иногда и можно наблюдать, некоторую сезонную активизацию на этом поле. Это связано, прежде всего с тем, что аргументация всех сторон уже хорошо известна. Друг другом изучена, оценена, контраргументирована. Возникает вполне резонный вопрос – а что же дальше?

Проблема столь долгого позиционного противостояния вовсе не в равновесии сил между сторонниками и противниками введения ОПК в школе, как это может показаться поверхностному взору. Проблема кроется гораздо глубже, она коренится в перманентном кризисе всей системы образования от дошкольных учреждений до высшей школы и после вузовского образования. Казалось бы, о каком кризисе образовательной системы можно говорить, когда до 85% выпускников средней школы поступают в ВУЗы? Ах, если бы это было всерьёз! Ну да, наша страна стремительно движется ко «всеобщему высшему образованию», однако столь же стремительно падает уровень этого образования. Главенствующем здесь становится не сама по себе высшая профессиональная подготовка, а извлечение прибыли, не квалификация специалиста, а статус диплома. Образование заменила «образованщина». И оказавшись «впереди планеты всей» по количеству юристов и экономистов российское общество не преодолеет ни правового нигилизма своих членов, ни экономического псевдо-рыночного чиновно-бюрократического беспредела.

Образовательная система стремительно утрачивает главное, что всегда составляло богатство российского просвещения: Учителя. На смену стареющим, уходящим учителям приходят новые «менеджеры образовательного процесса», для которых приоритетным становится не просвещение детей и юношества, а достижение прибыли. Главными становятся вопросы не образования и воспитания, а рентабельности. В этом контексте очевидно, что выделение 2-х учебных часов в школьном учебном плане на преподавание предмета «Православная культура», формирующего российскую гражданскую и культурную идентичность детей (как русская литература, история России), затрагивает идеологические и финансовые интересы ряда групп в органах власти и в системе образования. Ведь за последние 5-7 лет наблюдается явная тенденция занять как можно больше учебного времени школьников на изучение иных дисциплин, которые не «работают» на воспитание российской гражданской и культурной идентичности детей (иностранные языки, а ныне, возможно, и секулярная история религий).

Из школы, как средней, так и высшей, уходит, а впрочем уже ушла, всякая абстрактность, всякая отвлечённость высокой мысли, всё подчинено конкретике достижения утилитарной задачи. Тоталитарная диктатура утилитаризма и прагматизма. Так что же предмет «Основы православной культуры»? Да он просто не вписывается в нынешнюю образовательную систему, т.к. заставляет оторвать взгляд от земли и посмотреть на Небо, т.е. в противоположную сторону.

Один из участников образовательного форума задал риторический вопрос: «А можно ли крестить труп?». В этом, казалось бы, наивном вопросе скрыта вся проблематика дискуссий по поводу введения ОПК. Ведь вся философичность человеческой личности, открывающая человеку метафизический взор в трансцендентное, должна являться запросом всего общества, всеми участниками единого образовательно-воспитательного процесса, – детьми, студентами, учителями, преподавателями, родителями, работодателями, руководителями образовательных структур и прочая, прочая... Но не тут то было, всё гуманитарное знание беспощадно третируется и выдавливается, как ненужное. Таковы неформируемые, брошенные на произвол утилитарности запросы общества.

Вот яркий пример. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале сентября 2007г. провел исследования в ходе которого, респондентам были заданы 8 вопросов из демонстрационного варианта единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2007г. по истории России для 11 класса школы. Правильно ответили на все восемь вопросов только 2% респондентов (в группе с высшим и незаконченным высшим образованием - 5%). Еще 4% опрошенных верно ответили на 7 вопросов и 8% - на 6 вопросов. Не дали ни одного верного ответа 14% респондентов. Большинство наших соотечественников (54%) не интересуются историей родной страны. Среди них 36% опрошенных отмечают, что в школе (институте) интересовались отечественной историей, но теперь для этого нет ни времени, ни особого желания. Еще 18% заявили, что никогда не интересовались историей страны. И лишь 7% опрошеных интересуются историей. А кроме истории к пострадавшим гуманитарным дисциплинам можно отнести и филологию (прежде всего литературу), и культурологию, и социологию, и многострадальную философию, и др. Горько и жутковато наблюдать как вчершний выпускник средней школы – нынешний студент ВУЗа, с довольно приличным аттестатом, мучительно пытается вербализовать смутные мыслеобразы своего ничем неформатированного сознания.

Наше время даёт всему российскому обществу шанс преодолеть этот культурный, гуманитарный разрыв. Но готово ли общество принять и использовать этот шанс?

И здесь проявляется ещё один, крайне важный аспект проблемы. Сегодня противники введения ОПК открыто аппелируют к тезису о мультиэтничности (в российской терминологии многонациональности) и поликонфессиональности российского общества, указывая при этом, в качестве аргумента, на исламское сообщество, составляющее по разным оценкам от 8% до 20% населения России. Однако этот «аргумент» не выдерживает никакой критики, хотя бы потому, что мусульмане, в отличие от православных христиан, имеют законное право обеспечиваемое Российским государством на исламское религиозное образование в государственных светских школах. Причём, на эти цели, как сообщает Интерфакс-религия 14 февраля 2008 года, выделены около 800 млн. рублей при участии властей на развитие исламской общины в России в 2007 году (более $30 млн.). Исламский банк развития в 2008-2009 гг. перечислит в российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования $1,5 млн. на гуманитарные проекты. На поддержку исламского образования выделены значительные средства как по линии фонда, так и по линии специально созданной государственной Программы поддержки исламского религиозного образования на общую сумму 400 млн. рублей. На решение вопросов подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама выделено 15 миллионов рублей. Московским исламским университетом (МИУ) в 2007 г. подготовлены 26 учебников и пособий. Разработаны учебные программы по дисциплинам: регионоведение, культурология, социология, искусства и гуманитарные науки. Принята Концепция развития исламского образования в России , согласована с Управлением внутренней политики Президента РФ. Задача Концепции: выстроить системную и полноценную структуру исламского образования, в которую органично вплетаются все виды обучения (как собственно профессионального религиозного, так и светского всех уровней): начальные и воскресные школы, средние и средние профессиональные медресе и учреждения высшего профессионального образования вплоть до магистратуры и аспирантуры, а также научно-исследовательские подразделения. Правительством РФ принято специальное распоряжение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образования. Финансирование государственной программы развития исламского образования включено в систему финансирования Приоритетного национального проекта «Образование».

За последние два года на уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки предпринят ряд шагов для оказания помощи развитию исламского образования.

По решению Министерства образования и науки РФ пять исламских вузов прикреплены соответственно к пяти государственным вузам. Недавно создан консорциум вузов по исламскому образованию при Министерстве образования и науки РФ. Реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного мусульманског образования. Она нацелена на оказание помощи духовным управлениям мусульман в подготовке их представителей по светским программам, связанным с историей культуры ислама. Такая подготовка на бюджетной основе идет в шести российских государственных вузах. Правительство недавно одобрило представленный Минобрнауки план по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействия в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведениям.

Что ж, «заботникам» о судьбе ислама в России, из числа атеистов и «агностиков», можно успокоиться. Не пора ли проявить теперь беспокойство о православном христианстве, которое исповедуют подавляющее большинство граждан нашего государства? Хотя впрочем и это вопрос скорее риторический... Ведь система российского православно-ориентированного образования остаётся «за бортом корабля» российской государственной образовательной политики.

В итоге. Два противоположных чувства вызвали прошедшие XVI Рождественские Чтения января 2008 года. С одной стороны, унылое чувство досады от повторяющихся из года в год вялотекущих дискуссий по поводу введения ОПК, при всей очевидности путей решения данного вопроса, а также от непременных наивных парадно-оптимистических реляций. И в тоже время, с другой стороны,шевельнувшаяся ниточка надежды на то, что дегуманизация постмодернистской культуры современного общества находит себе камень преткновения в лице живой русской православной культуры, представители которой, несмотря на уговоры масс-медиа и замалчивания СМИ, ежегодно собираются на международный образовательный форум, где с упорством и стойкостью медленно, но верно, вырабатывают стратегию движения к цели.


Постоянный адрес публикации: http://www.proza.ru:80/texts/2008/03/11/376.html



Источник:      Проза.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Проза.ру

13.03.2008

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год