29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук, Профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы

Петракова Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук
Профессор
Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы

Труды этого автора

0 января 2001

Базовое содержание образования и ценности православной культуры


Петракова Т.И.

Январь, 2001 г.

 

Уже в девятый раз мы собираемся на Рождественские образовательные чтения, в рамках которых развивается и углубляется диалог светской и православной образовательных систем. За эти годы многое наработано, более четко обозначились проблемы, намечены перспективы дальнейшего сотрудничества. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанным им на открытии чтений, и у Церкви, и у государства есть немало совместных задач. Для их решения нужен конструктивный диалог в духе благожелательности и откровенности.

Сегодня, когда начались заседания секций, выступлениями заместителя Министра образования России А. Ф. Киселева и академика РАО В. С. Леднева был начат разговор о необходимости взаимодействии двух систем на уровне содержания образования. Эта задача встает не только в теоретическом, но и в практическом плане: рекомендованы Минобразованием для использования в общеобразовательной школе такие книги, как "Основы нравственности". "Христианство и религии мира". "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского" и другие. Каким образом можно внедрить эти и подобного рода издания в практику работы массовой школы, как использовать на уроках и в системе дополнительного образования все богатство святоотеческого наследия, житийную литературу и в перспективе - сокровища Евангелия?

Сказанное свидетельствует об актуальности заявленной нами темы. По существу речь идет о том, на какой содержательной основе возможно сотрудничество светской и православной образовательной систем. Хотя каждая из них обладает своими особенностями, их взаимодействие будет продуктивным, если опираться на ценностный потенциал базового образования.

Говоря в общем плане, ценность - это то, что значимо для человека. Ценностные предпочтения проявляются в ситуации выбора. Если мы, к примеру, утверждаем, что для нас самое важное - это семья, а фактически, предпочитаем работу, друзей, развлечения, то становится ясным, что для нас действительно ценно. Так же определяемся мы с вопросами духовной жизни.

Проблема включения ценностей в содержание образования и их использование стала особенно актуальной на современном этапе (Л. Я. Зорина, И. Я. Лернер, В. Оконь, И. М. Осмоловская и др.). Включенные в содержание образования ценности, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении (Ю. Шаров). Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной иерархии ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентации школьников, ядром системы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Вместе с тем, анализ ценностного потенциала базового образования свидетельствует о тенденции к его разрушению. В частности, прослеживаются следующие изменения в содержании и структуре образования.

 

- Переход от предметоцентризма к образовательным областям. Представление образовательным учреждениям широких возможностей в создании и использовании вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей, в выборе учебных предметов в рамках образовательной области приводит к размыванию содержательного "ядра", нескоординированности в определении стратегических целей (ценностей).

- Усиление вариативности содержания за счет инварианта. Это изменение связано с установлением практики одновременного использования вариативных (параллельных) программ и учебников, что приводит к содержательной и концептуальной "мешанине".

- Рационализация и вербализация образования за счет аффективно-эмоциональной сферы. Исследователи отмечают, что акцент на формирование у ребенка суммы знаний, умений и навыков не адекватен задачам современной школы и приводит к дегуманизации образования. При этом остается несущественным удельный вес предметов художественного цикла, в концепции которых заложена идея учения через переживание (как выработка умения оценивать сущее).

- Перегруженность учебных программ информацией. Об этом опасном явлении пишут практически все ученые-дидакты. Особенно оно усилилось с появлением нерегулируемого количества так называемых авторских программ. Не умея выделить главное, общезначимое в содержании образования многие авторы программ, учебников, методических разработок, загромождают их малозначимым, второстепенным материалом, что приводит к перегрузке учащихся, а, в конечном счете, блокирует эмоциональную сферу.

- Излишняя усложненность программ. Тенденция к усложнению учебного материала прослеживается сейчас не только в элитарной школе. При этом игнорируется такой важнейший критерий конструирования содержания образования, как его доступность. На этой основе сложилась так называемая "ознакомительно-информативная методика", ведущая к поверхностному, безоценочному усвоению материала.

Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных и нравственных потребностей у учащихся. Это следующие ценности:

 

- социальное благополучие общества;

- социальная справедливость;

- ценность знания;

- уважение к талантам и умельцам;

- достоинство личности;

- здоровье;

- сохранность природы;

- социальная активность личности;

- нравственное здоровье личности;

- ценность других народов и их культур;

- патриотизм;

- творчество и ряд других.

 

Для выявления и анализа ценностей нами были взяты "Примерные программы основного общего образования", изданные Министерством образования России в1998 г. В качестве критериев были выбраны следующие:

 

Исторический - наличие сведений из истории науки;

Общекультурный - использование материала культуры;

Оценочный - постановка задач на оценивание учебного материала.

 

Под историей науки(исторический критерий) понимается единство двух процессов: истории развития понятий, идей, теорий и истории тех или иных открытий. История науки в школе, по мнению ученых-дидактов, необходима для полноценной реализации важнейших целей обучения и воспитания, среди которых - формирование эмоционально-мотивационной сферы школьников и системы личностных ценностей (Журавлев, 1993, С.162-209). Историко-научный материал вводит "человеческий фактор" в учебные предметы.

Общекультурное значение учебного материала (общекультурный критерий) измеряется масштабом и значимостью области его применения, возможностями его педагогического влияния на сферу жизни учащихся.

Ценностное отношение (оценочный критерий) предполагает формирование определенной направленности эмоционального отношения к учебному материалу, значимому в воспитательном и образовательном плане.

Детальный разговор о ходе анализа ценностного потенциала знаний сейчас вряд ли целесообразен. Следует, однако, отметить, что его результаты в целом совпали с выводами ученых-дидактов, касающихся принципиальных недостатков в содержании образования (Лернер, 1993, С.3-8).

 

l. Bce содержание образования в средней школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.

2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостаточности представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные знания и знания из других дисциплин.

3. Содержание образования слабо ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.

4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по-своему понимают и пытаются решить эту проблему.

5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на учащихся высших учебных заведений, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.

6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началами содержания образования при общей перегруженности программ информацией.

7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержатель но, не прослеживается их связь с общегуманитарными требованиями, содержащимися в последнем разделе каждой программы - "Требования к уровню подготовки выпускников".

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся в базовом содержании образования ценности носят преимущественно гуманистический характер. Они нуждаются в систематизации, дополнении и углублении. Вместе с тем, ценностный потенциал базового образования открывает возможности дальнейшего сотрудничества светской и православной педагогики в области содержания (Петракова,1997). В перспективе содержанием образования, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, должны стать вечные, непреходящие ценности христианства. Но чтобы эта перспектива стала действительностью необходима большая совместная работа ученых и педагогов.

Конкретные действия в этом направлении уже предпринимаются. В лаборатории дополнительного образования Института общего образования Минобразования России создана программа по духовно-нравственному воспитанию младших подростков, основанная на ценностях базового образования и дополненная ценностями христианства (Евладова,1994). Она получила широкое распространение в школах Российской Федерации и доказала свою эффективность. Нам представляется, что сотрудничество школы и Церкви должно быть продолжено.

 

Литература:

 

1. Алексий II. Церковь и мир на пороге нового тысячелетия: Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии IX Международных Рождественских чтений. М.,2001.

2. Евладова Е. Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования на уроках и во внеурочной деятельности. М.,1994.

3. Журавлев И. К. Зорина Л. Я. Лернер И. Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1993.

4. Лернер И. Я. Введение // Дидактические проблемы базового содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.,1993.

5. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.,1997.

6. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М.,1969.

© Петракова Т. И. 2001


Источник:      IX Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

IX Международные Рождественские образовательные чтения

01.2001

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

14 декабря 2011

Т.И. Петракова: Православное воспитание: как научить любить

В статье раскрывается взгляд христианских педагогов на такую необычную для современного читателя тему, как воспитание любви. Даётся характеристика... (Далее)

5 октября 2009

Т.И. Петракова: Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

Доклад на XVIII Крымских международных Шмелёвских чтениях 2009 года «И.С. Шмелёв и писатели литературного зарубежья»... (Далее)

14 июля 2009

Т.И.Петракова: «Мы готовы к доброжелательному и открытому сотрудничеству…». Выступление на круглом столе в «Учительской газете» 6 июня 2009 года

(Далее)

24 апреля 2009

Петракова Т.И.: Быть или не быть? К проблеме сохранения ОПК в новых стандартах общего образования

(Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год