26 апреля 2024
Разделы событий:
Аннотация:

В интервью сайту «Вода живая» ректор Санкт-Петербургских духовных школ, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии епископ Гатчинский Амвросий прокомментировал положения принятого недавно Священным Синодом документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»

Cобытия по теме:

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

21 декабря 2012

Круглый стол в Общественной палате РФ «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует»

21 декабря 2012 года в Общественной палате РФ прошёл Круглый стол на тему «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует», посвящённый подведению итогов Года российской...

(См. далее...)

8 декабря 2012

Выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть» в Музее современной истории России

8 декабря 2012 года преподаватели колледжей Москвы – участники постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при Учебно-методическом...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество|Образование и наука

Автор публикации:
Амвросий (Ермаков) /Епископ Гатчинский, Викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Петербургских духовных школ

Амвросий (Ермаков)

Епископ Гатчинский
Викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Петербургских духовных школ

Труды этого автора

29 февраля 2012

«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Комментарий к документу


Комментарий епископа Гатчинского Амвросия к новому документу РПЦ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятом в феврале 2012 года
29 февраля 2012 г.


Епископ Гатчинский Амвросий

— Владыка, в чем новации данного документа?

— В последние 20 лет, когда Православная Церковь в России смогла свободно осуществлять свою миссию и служение, различные формы духовного просвещения развивались не планомерно и не повсеместно. Отдельные усилия в этом направлении осуществлялись с трудом, на энтузиазме, хотя и поддерживались идейными настоятелями и епархиальными преосвященными. Теперь настало время придать систематичность и должную организацию такому процессу. С одной стороны, то, что теперь документально закреплено в синодальном определении, уже несколько лет существует в некоторых епархиях. Например, помощники благочинных в сфере религиозного образования (еще по рекомендации Патриарха Алексия II) осуществляют свое служение в Санкт-Петербургской епархии. С другой стороны, этот документ обязывает более деятельно подходить к вопросам катехизации на каждом приходе. Главный посыл, сформулированный здесь, — это выстраивание тесного взаимодействия синодального и епархиальных отделов образования с профильными сотрудниками в благочиниях и на приходах.

— Документ различает катехизацию как начальное наставление в вере и религиозное образование, как более углубленное (но непрофессиональное) изучение предания. Каковы целевые аудитории того и другого?

— Сложным является момент оценки профессиональности или непрофессиональности в изучении церковного предания. Согласно этому документу существует понятие «богословского» образования для мирян. Можно ли это считать профессиональным теологическим образованием? Понятно, что катехизация (будь она перед Таинством крещения или перед Таинством венчания) есть знакомство с необходимыми понятиями тех, кто хочет стать членами Церкви или заключить союз перед алтарем Господним. А вот религиозное образование — понятие более обширное, оно не ограничивается только глубоким изучением предания. Как происходит подготовка специалистов по катехизации, педагогической деятельности в воскресных школах и руководителей приходских образовательных курсов? Ведь эти люди проходят обучение не в духовных семинариях и не всегда в православных вузах. Их подготовка может осуществляться на епархиальных курсах соответствующего профиля, и это будут курсы религиозного образования по подготовке необходимых специалистов или повышению их квалификации. Я думаю, что понятие «духовное просвещение» больше подходит к более углубленному непрофессиональному изучению церковного предания, причем как для воцерковленных людей на приходах, так и для людей, изучающих основы веры на светских образовательных площадках. Именно такое понятие в данную терминологию и вкладывает обсуждаемый документ.

— Насколько катехизация и религиозное образование на приходах должны быть унифицированы? Есть ли смысл накладывать какие-то ограничения на педагогическое творчество?

— Конечно, свобода творчества, в том числе и педагогического, должна существовать. Иначе станет невозможным процесс развития педагогики. Но необходимо задать вектор этого развития: именно его неопределенность привела сегодня к радикальным моментам в церковной миссии, когда в сторону некоторых представителей Церкви люди не хотят даже смотреть, не говоря о том, чтобы обучаться у них. Приведу яркий пример явно противоположных подходов к религиозному образованию, а вернее — к его отсутствию. Это вопрос о принятии или непринятии ИНН, новых паспортов и т.п. Ведь эти темы до сих пор поднимаются и будоражат православную общественность, несмотря на четкую позицию священноначалия. А если бы вектор церковной миссии, катехизации, религиозного образования был бы определен более внятно в предшествующую эпоху церковного развития, то таких инсинуаций можно было бы избежать. Данный документ, несмотря на попытки унификации, дает четкие указания к индивидуальному подходу в вопросе времени и меры оглашения перед принятием крещения…

— Как происходит экспертиза учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы, аудио- и видеоматериалов? Многие называют эту экспертизу церковной цензурой.

— Опять же, сложность заключается в понимании термина «цензура». Когда мы говорим о внутренней личной цензуре, то нам это представляется необходимым для человека, который старается вести духовную жизнь. Но когда кто-то иной цензурирует то, что мы создали, то в этом нередко мы замечаем ущемление нашей свободы творчества. Нет, конечно, не к этому стремится Церковь. Мы хотим понимать, что именно происходит в области духовного просвещения в конкретной епархии и на конкретном приходе, потому что с ними ассоциируют всю полноту церковную. Именно принцип соборности, а лучше сказать по-гречески «кафоличности», заставляет общецерковные институты осуществлять контроль над разнообразием информационной продукции и преподавать. Это необходимо, чтобы не дать повода к возникновению того хаоса, который сопровождал общественную жизнь нашей страны в 90-е годы.

— В документе упоминаются беседы перед Таинством венчания. Можно ли это понимать так, что теперь они становятся обязательными?

— Да, устанавливается обязательность проведения катехизации как перед крещением, так и перед венчанием. Но давайте вспомним, что не так давно оглашение рекомендовалось к применению на приходах, а теперь эта мера необходима. Думаю, так произойдет и в отношении подготовки к Таинству венчания. Сейчас нам нужно начать это делать, а полезность такого делания приведет к его необходимости. Повторю, что документ дает вектор, по которому мы будем двигаться, исходя из конкретной ситуации и существующих условий.

— Документ указывает на обязательность должности штатного катехизатора на всех приходах, кроме малочисленных. Нет ли опасности, что на приходах будут подходить к решению проблемы формально?

— Конечно, такая опасность вероятна. К сожалению, многое у нас еще совершается «для галочки», без должного внимания и понимания. Мне кажется, что проблема учреждения таких должностей на крупных приходах надумана. Весь вопрос сосредотачивается на финансовой стороне, потому что должность должна быть штатной, а, следовательно, и оплачиваемой. Но сейчас во многих сферах происходит совмещение различных обязанностей. Например, если на приходе есть воскресная школа (для взрослых), у нее есть директор (педагог) с соответствующим религиозным образованием, то он вполне может занять должность приходского катехизатора. Безусловно, настоятелю храма придется обеспокоиться о достойной благодарности такому сотруднику прихода за его образовательную деятельность. Нам пора выходить из состояния использования труда волонтеров, если мы хотим поставить дело религиозного образования на профессиональный уровень. А подготовкой таких профессионалов должен озаботиться епархиальный отдел образования. В Санкт-Петербургской епархии уже 20 лет существует прекрасная возможность подготовки специалистов в области религиозного образования на епархиальных курсах имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сейчас там разрабатываются программы по переподготовке и повышению квалификации профильных специалистов для приходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

— В тексте документа указывается, что катехизаторскую деятельность нужно отличать от пастырского служения клирика и его духовного руководства. А в чем заключается разница, ведь в обязанности священника тоже входит учительство?

— Если обратиться непосредственно к тексту документа, то мы прочитаем, что деятельность катехизатора «не должна подменять собой» пастырское и духовническое служение. В первом параграфе второй части документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» говорится о необходимости покаянно-исповедальной беседы со священником перед принятием Таинства крещения, помимо оглашения, совершаемого мирянином-катехизатором. В этом и чувствуется разница священнического и учительского служения. Священник в большей степени совершает свое учительство через таинственный мир Церкви, педагог-мирянин помогает оглашаемому обрести необходимые знания.

— Что такое «служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме», упоминаемая в документе? Существуют уже такие службы где-нибудь?

— Такие службы уже давно существуют на некоторых приходах в нашей епархии. Это возможность для человека, который впервые пришел в храм, узнать элементарную информацию о том, как ему вести себя в храме, что ему надлежит сделать, чтобы Церковь особо помолилась за него (это чаще всего люди спрашивают у свечниц). Нуждающемуся человеку служба приходского консультирования должна предоставить информацию о церковных благотворительных центрах, приютах, лечебницах. Желательно, чтобы для таких консультаций в храме в течение дня находился подготовленный к этому дежурный (мирянин), потому что дежурный священник может быть занят на совершении требных богослужений, а помощь иногда требуется незамедлительная.

— Каковы механизмы контроля за соблюдением тех или иных положений церковных правил? Известно, что у нас часто крестят и венчают без всякого оглашения. И вряд ли эта практика сама собой прекратится, в том числе по сугубо материальным причинам: уменьшение количества крещаемых и венчаемых отрицательно скажется на церковных бюджетах.

— Наверное, нам необходимо поменять наше отношение к данному вопросу и осознать необходимость того, что предлагается к обязательному выполнению в данном документе. Конечно, можно и механизмы контроля выработать, и инспекцию снарядить, и отчеты в профильный епархиальный отдел потребовать, но без серьезного вдумчивого подхода ничего не получится: количество не перейдет в качество. А материальная сторона вопроса может сыграть с нами злую шутку, если мы на это будем обращать все наше внимание. Я искренне верю, что сознательно вступающий в Церковь человек принесет ей больше пользы, чем случайно зашедший, заплативший за требу и больше никогда там не появившийся. Не секрет, что у нас многие называют себя христианами, но мало кто окажется на стороне активных защитников Церкви, когда она будет переживать свои неспокойные годы. Сегодня настало время, когда каждый должен признаться самому себе: либо он со Христом и Церковью осознанно и навсегда, либо это только его дань времени и традиции.

Беседовал Т. Щукин


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

29.02.2012

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

22 октября 2010

Епископ Амвросий (Ермаков): «Помочь каждому раскрыть талант». Интервью Интернет-изданию «Татьянин день»

В дни юбилейных торжеств в Московских духовных школах в Сергиев Посад съехались руководители многих... (Далее)

11 августа 2010

Епископ Гатчинский Амвросий: «Пора нам всем миром задуматься над уровнем образования и воспитания, которое даётся в обычной средней школе»

Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий... (Далее)

30 ноября 2008

Епископ Гатчинский Амвросий: «Через культуру приводить людей к Богу»

В субботу 25 октября 2008 года в стенах Санкт-Петербургской духовной академии встретили нового ректора — епископа Гатчинского Амвросия... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год