История и современность|Святые и Святыни|Церковь и общество
Регион: Россия
Фоторепортаж о посещении 8 декабря 2012 года преподавателями колледжей Москвы выставки «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», проходящей в Музее современной истории России
| | | | | | | | | | | | 1-й зал: начало осмотра
| Диакон Пётр Ермилов - куратор выставки
| Внимательные слушатели
| Церковь накануне испытаний
|
8 декабря 2012 года преподаватели колледжей Москвы – участники постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при столичном Учебно-методическом центре по профессиональному образованию, побывали на экскурсии на выставке «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», проходящей в Музее современной истории России на Тверской.
Выставка организована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Музеем современной истории России при участии ряда архивов, государственных и частных музеев, общественных организаций, частных лиц - всего более 30 участников. Её цель - «показать историю духовного сопротивления безбожию и напомнить об уроках, преподанных нашими мучениками» (протоиерей Владимир Воробьёв).
Выставка приурочена к 20-летию ПСТГУ. В её экспозиции отражены результаты двадцатилетней научно-исследовательской деятельности университета, получившие научное и общественное признание.
Экпозиция занимает 6 залов и рассказывает об истории Русской Православной Церкви в XX веке, о подвиге новомучеников и исповедников российских. Она документально отражает основные вехи истории Церкви через призму церковно-государственных отношений.
В 1-м зале представлен дореволюционный период - расцвет Церкви, рост её могущества и влияния. Вместе с тем, уже здесь документально ощущается нарастание кризисных явлений, охлаждение духовной жизни.
2-й зал даёт представление об истории Русской Церкви после 1917-го года, после отречения царя - Помазанника Божия. Происходит десакрализация образа царя и царской власти. Здесь же представлены материалы, свидетельствующие о подготовке к Поместному собору, выборах Патриарха после многих лет Синодального периода. После смены власти - прихода большевиков - происходят стихийные расправы над духовенством. Первые новомученики - протоиерей Николай Кочуров и митрополит Владимир Богоявленский. В посланиях вновь избранного Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) содержатся призывы к народу, начинающиеся словами: «Опомнитесь, безумцы...». В этом же зале выставлены документы, рассказывающие о двух провокативных кампаниях новой власти: по вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей. Приводится письмо руководителя государства В.И. Ленина: «чем больше представителей реакционного духовенства удастся расстрелять, тем лучше».
Материалы 3-го зала свидетельствуют о том периоде в истории церковно-государственных отношений, когда борьба с Церковью начинает носить организованный характер (с 1923 года). «Кавалерийским наскоком» духовенство и Церковь уничтожить не удалось. В ход идут другие методы - внутренний раскол (появление обновленченства, деятельность обновленческого «митрополита» Александра Введенского). Особое место в экспозиции занимает рассказ о Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), где содержались в крайне суровых условиях сотни священников и церковных иерархов, многие из которых умерли от тяжёлых условий жизни или были расстреляны. В это время уничтожается не только духовенство, но и храмы и монастыри. Церковь противопоставляется школе. Уничтожение религии как явления провозглашается задачей государства. Вводится первая безбожная пятилетка.
4-й зал представляет обстановку 30-х годов XX века. Властью взят курс на физическое уничтожение Русской Православной Церкви. К концу 1939-го года остаются на свободе не более 500 священников и 4 церковных иерарха. Из 54 тысяч храмов сохранилось только 120. С 1936 года вводится расстрел без суда и следствия. За веру расстреливать нельзя, поэтому для уничтожения духовенства придумываются различные предлоги - заговоры, контреволюционная деятельность. Показания выбиваются пытками. Ключевым экспонатом этого зала является письмо мальчика из подмосковного Нарофоминска в Кремль, где он пишет: «Здравствуйте дорогие товарищи... просьба вам приехать и узнать как живут религиозный народ и что советская власть не позволяет громить церкви.., а унас советская власть церковь отобрала иконы жгли и крест сняли...». 30-е годы - годы массовых расстрелов, и рядом с каждым городом, поселением имеются места (в редких случаях уже известные), где покоятся жертвы красного террора.
В экспозиции 5-го зала представлены материалы о пострадавших за веру мирянах. Существенный момент церковной жизни - литургическая жизнь переходит во внехрамовое пространство, т.к. в ряде регионов не остаётся ни одного храма, ни одного священника, а дейстующие храмы часто в руках обновленцев. Символическую стену, разделяющую пространство этого зала, на которой изображены пострадавшие за веру иерерхи, священники, миряне, можно называть иконостасом нашего времени. Эти люди остановили государственную «машину», ориентированную на полное уничтожение Русской Церкви, православной веры.
Вторая половина экспозиции этого зала - история РПЦ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., страшная хрущёвская кампания и антицерковная реформа, появление в 1960-х годах Совета по делам религии, полностью контролировавшего деятельность каждого прихода и каждого священника, Русской Церкви в целом.
Материалы 6-го зала свидетельствуют о церковном возрождении, начавшемся с конца 80-годов, с празднования 1000-летия Крещения Руси, канонизации Патриарха Тихона. Архиерейский собор 1992 года установил День памяти всех, за веру пострадавших. Собор 2000-го года канонизировал, прославил в лике святых сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру, а также совершил канонизацию Государя и Царской семьи. Этот процесс продолжается по сей день. Русская Церковь имеет самое большое число небесных заступников, число которых увеличилось после воссоединения в 2007-м году Русской Православной Церкви Заграницей с Церковью в нашем Отечестве.
...«Русская Церковь - Церковь-мученица, - подводит итог экскурсии куратор выставки, зам. декана богословского факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук диакон Павел Ермилов. - Она разделила скорби вместе со своим народом. Вместе с народом она проходит период возрождения».
***
Выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть» производит неизгладимое впечатление на всех, кто её посещает. Срок её работы продлён до середины января 2012 года. Устроители выставки настоятельно советуют посетить её вместе с учащимися. И это обязательно нужно сделать, чтобы не стали наши ребята «Иванами, не помнящими родства» и чтобы не повторилось то, о чём повествуют страшные экспонаты этой выставки.
Телефоны для заказа экскурсий через ПСТГУ: 8 916 922 13 77 - Зуева Мария, 8 985 361 33 43 - Анна Васильевна. 8 495 699 67 24 - экскурсионное бюро музея Современной истории России. Адрес музея - Москва, Тверская ул., 21 (станции метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская»).
***
Выставку посетили преподаватели и студенты колледжей №№8, 14, 17, 31, МГТТиП.
***
Благодарим сердечно диакона Павла Ермилова, куратора выставки, зам. декана богословского факультета Свято-Тихоновского университета, кандидата исторических наук, нашедшего возможность провести для нас потрясающую экскурсию.
Благодарим декана педагогического факультета профессора Татьяну Владимировну Склярову за предоставленные билеты на выставку.
Низко кланяемся ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьёву и всем организаторам и участникам выставки, которая перевернула наши взгляды на новую и новейшую историю России.
2-й зал. Начало гонений на Русскую Церковь | | | | | | | | | | | | | | | | | 3-й зал. Борьба с РПЦ как часть пропаганды | | | | | | | | | | | | | | | | | 4-й зал. 30-е годы: Русская Голгофа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5-й зал. У последней черты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6-й зал. Возрождение. Надежда | | | | | | | | | | | | | | | | | * * * | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | |
|
|