24 июня 2018
Разделы событий:
Аннотация:

5 июня 2011 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском храме г. Новороссийска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом

Cобытия по теме:

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

21 декабря 2012

Круглый стол в Общественной палате РФ «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует»

21 декабря 2012 года в Общественной палате РФ прошёл Круглый стол на тему «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует», посвящённый подведению итогов Года российской...

(См. далее...)

8 декабря 2012

Выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть» в Музее современной истории России

8 декабря 2012 года преподаватели колледжей Москвы – участники постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при Учебно-методическом...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество

Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Труды этого автора

5 июня 2011

«Есть только одна дорога к спасению, а значит, и к счастью — дорога, которую указывает Христос». Слово после Литургии в неделю 7-ю по Пасхе в Успенском храме Новороссийска


Слово Предстоятеля Русской Церкви после Литургии в неделю 7-ю по Пасхе в Успенском храме Новороссийска 5 июня 2011 года


Ваше Высокопреосвященство, владыка Исидор! Уважаемый Александр Николаевич! Ваше Высокопреподобие, отец Георгий! Дорогие отцы, братия и сестры!

Радуюсь возможности впервые в жизни вступить на землю Новороссийска. Много раз бывал в Краснодарском крае, но побывать в Новороссийске до сих пор не удавалось. Когда подъезжаешь к этому городу, то, конечно, удивляешься красоте этого места. Но, с другой стороны, вспоминаешь и о великих скорбях, великом мужестве, великой силе духа, которые были явлены здесь защитниками Отечества Российского. Мы должны всегда помнить подвиг тех, кто отстоял не только эту землю, но и всю Россию. Потому что если бы тогда, во время Великой Отечественной войны, не стояли здесь насмерть, то навряд ли бы выдержали наша страна и наша армия натиск врага, замыслившего окружить Москву — не так, как попытались в 1941 году, а широким кольцом, оторвав ее от всей страны и задушив ее в этой мертвой хватке. Не удалось врагу сделать этого, и те, кто умер здесь, на этой земле, всегда будут в нашей благодарной памяти.

Ваше Высокопреосвященство! Я радуюсь тому, что вижу в Екатеринодарской епархии. Вижу активное духовенство, в том числе молодое, вижу большой энтузиазм людей, который, конечно, подогревается южным характером — эмоциональным, сильным, динамичным. Здесь всегда была сильная вера. Здесь был один из центров нашего казачества, и я рад видеть казаков за каждым богослужением, потому что именно с сохранением казачества мы во многом связываем сохранение и развитие самобытности Юга России — земли, политой кровью, мужественной и героической земли, на которой всегда трудились православные люди, преданные Церкви Божией и Отечеству, способные и защищать страну нашу, и приумножать ее могущество.

Сегодня во время Литургии мы читали отрывок из XVII главы Евангелия от Иоанна (ст. 1-13). Эта глава по своему значению, по глубине откровения, по своей важности не может сравниться ни с каким другим местом из Евангелия. Здесь Господь нам открывает так ясно, ради чего Он отдал Свою жизнь, будучи Сыном Человеческим; и одновременно Он открывает нам тайну Своего Божества. И в одной только фразе, которая была сегодня обращена к нам, содержится вся наша вера. Слова эти удивительны: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Что это означает? Это означает, что жизнь вечная открывается человеку тогда, когда он познает Бога через Иисуса Христа. И все остальное в стороне, все остальное не может по своему значению приблизиться к этим словам. Все остальное даже не вторично — десятерично, на периферии жизни! А в центре эти Божественные слова — «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Все философии мира отступают и разрушаются, и превращаются в прах и пепел под силой этих слов. И даже если человек ничего не знает о Боге, если он никогда не читал Евангелие, если он не знает истории Церкви, если он не знает жизни ни одного святого, — но он знает эти слова, то у него есть надежда на спасение.

А как же можно знать Бога? Через Иисуса Христа. «Бога не видел никто никогда», — говорит тот же апостол Иоанн Богослов (Ин. 1, 18). Мы не можем даже представить себе, что есть Бог. Конечно, художники иногда рисуют Бога неким старцем — в какой-то момент Церковь даже запретила изображать Бога так, потому что никто не знает Лицо Бога, никто не знает, что есть Бог. Мы можем только опытно Его познавать. Мы можем чувствовать Его силу, мы можем чувствовать ответы на наши молитвы. Мы можем представить себе, что вся красота космоса, вся многосложность существующего мира является Его творением. Что же тогда означает Бог? Бесконечный разум, бесконечная сила, бесконечное могущество? Это Он запустил все физические законы, всю эту расширяющуюся Вселенную, которая когда-то была по Его воле в одной крупице, и вдруг произошел некий таинственный взрыв, как говорят ученые, а мы говорим: акт Божественного творения. И стали разносится на миллионы и миллионы световых лет эти частицы, заряженные энергией, и стал возникать мир. Из совершенно неживого, мертвого, холодного вдруг стала зарождаться жизнь. Жизнь, которая развивалась от простого к сложному, от неживого к живому и, наконец, к сознательному, разумному. Мы не можем до конца понять этих слов о творении мира — мы только знаем, что под этими человеческими образами скрывается некая Божественная тайна творения, над которой — вечный, неизменный и всемогущий Бог.

Но как же человеку узнать Бога? Человек и Бог в разных мирах — даже представить образ Божий невозможно. Ведь это пытались делать язычники, идолопоклонники. Они поклонялись грозе, молнии, грому, ветру, морю, небу, животным, обожествленным людям; они создавали некие изображения богов, как им фантазия подсказывала, — но как это все было далеко, неправильно и далеко от истины! И вот Богу было угодно понятным для человека образом явить Свою суть, и Он посылает Сына Своего Единородного, «печать равнообразную», как говорит литургическая молитва, то есть отпечаток Божества в человеческой личности. Вся полнота Божества является телесно во Иисусе Христе. И мы знаем, что у Бога есть человеческое Лицо. Мы знаем, что Бог есть любовь, доброта, милость, что Бог есть радость. И Бог обретает зримые очертания настолько, что мы имеем право изображать Его. Икона стала возможной только потому, что воплотился Сын Божий. И мы запечатлеваем Его человеческий и одновременно Божественный лик и поклоняемся Ему. Теперь мы можем знать, что есть Бог, — конечно, в усеченном, бесконечно усеченном масштабе, применительно к нашим способностям и возможностям, но мы через Иисуса Христа познаем Бога.

«Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа», и Бога Единого познаем через Иисуса Христа, и нам открывается жизнь вечная, потому что в слове Спасителя, Его Евангелии сказано все, что должен знать человек, чтобы построить счастливо и благополучно свою жизнь на земле, исполнив Божий закон, и чтобы войти в бесконечную вечность Его Небесного Царства.

Мы знаем, что люди в истории очень часто пытались применить свои ограниченные критерии оценки к тайнам космоса, тайнам бытия. Пытаясь все это объяснять, одни говорили, что мир всегда существовал параллельно с Богом, другие говорили, что Бога вообще нет, третьи говорили, что материальный мир — это и есть Бог. Каждый по-своему пытался объяснять, но никогда ничего никому не объяснил, в первую очередь — самим себе. Мы можем объяснить многое, и понять многое, и многое прозреть именно потому что воля Божия, закон Божий открывается нам во Иисусе Христе.

Вера есть величайшая сила— духовная и интеллектуальная, способная так устроить человеческую душу, что человек становится счастливым и достигает той цели бытия, к которой, собственно, призывают человека все философии, все мировоззрения, а если говорить применительно к нашему времени — все политические программы. Все говорят, что человек будет жить лучше, жить счастливо, если он сделает то-то и то-то. Мы знаем, что во всем этом может быть лишь какая-то крупица правды, а вся правда — только в слове Божием.

Вот почему так важно именно со словом Божиим соотносить свои мысли, свою внутреннюю жизнь, семейную жизнь, общественную жизнь, жизнь народа и государства. А когда этого соотношения нет, мы уподобляемся белке, бегущей в колесе: нам кажется, что мы бежим вперед, а мы стоим на месте, тратя колоссальные ресурсы и силы и не двигаясь вперед. Потому что движение вперед — это движение к человеческому счастью, а счастье человека через сердце познается; и никакая политическая схема или экономическая целесообразность этой радости в сердце, этого Божиего Царства открыть человеку не может.

Но когда мы все соотносим с нашей верой, то у нас все спорится. И экономическое устроение, и политическое устроение, и социальная жизнь — все начинает вставать на свои места, вписываясь в эту Богом предначертанную картину человеческой жизни. Вот почему нам всем так важно хранить веру в сердце и помнить слова, которым сегодня научены: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Будем хранить и мы в сердце своем эти слова — и великие мира сего, и самые простые, и могущественные, и бессильные, потому что есть только одна дорога к спасению, а значит, и к счастью — дорога, которую указывает Христос.

<…>


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

5.06.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие... (Далее)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь... (Далее)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31... (Далее)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Армия Наполеона

24 июня

Начало Отечественной войны 1812 года. Армия Наполеона без объявления войны вторглась в пределы Российской империи

24 июня 1812 года «великая армия» Наполеона (640 тысяч человек) без объявления войны, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год