3 мая 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Противники строительства храма на территории комплекса МГУ на Воробьевых горах «находятся в плену старых советских мифов о вечной борьбе религиозности и учености», пишет председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в статье, опубликованной в газете «Известия» (выпуск от 14 апреля 2011 года).
14 апреля 2011 г.

Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Легойда Владимир Романович /Кандидат политических наук, Доцент, Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»

Легойда Владимир Романович

Кандидат политических наук
Доцент
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»

Труды этого автора

14 апреля 2011

«Религия и наука — это разные способы познания мира, которые не пересекаются и потому не могут противоречить друг другу»


Противники строительства храма на территории комплекса МГУ на Воробьевых горах «находятся в плену старых советских мифов о вечной борьбе религиозности и учености», пишет председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в статье, опубликованной в газете «Известия» (выпуск от 14 апреля 2011 года).
14 апреля 2011 г.


Есть надежда, что у МГУ скоро появится еще один храм — на Воробьевых горах. И храм этот станет воплощением гражданской инициативы — студентов и преподавателей, попросивших Виктора Садовничего о строительстве церкви на университетской территории, вблизи учебных корпусов. Инициатива не осталась без внимания Патриарха Кирилла, который в письме ректору МГУ поддержал просьбу университетского сообщества.

Сегодня Церковь в лице ее Предстоятеля возвращает обществу забытые нормы университетской культуры, которая испокон века была тесным образом связана с традицией церковной учености. Ведь большинство старейших университетов мира начиналось с развития богословской науки и храмостроительства.

Казалось бы, в традициях сомневаться не приходится. Однако столичные атеисты оказались задеты за живое этой историей и пригрозили жалобами и даже митингами в случае, если начнется возведение церкви. Поражает, признаться, заявление адептов атеистической идеологии о том, что строительство храмов при университетах «отклоняет Россию от прогресса». На мой взгляд, развиваться нам мешают лень, нравственная деградация и интеллектуальная похоть, но никак не новые или старые храмы. Вообще, попытки заявить, что строительство храмов тормозит науку, — признак того, что их авторы находятся в плену старых советских мифов о вечной борьбе религиозности и учености. Мифы эти откровенно абсурдны.

Религия и наука — это разные способы познания мира, которые не пересекаются и потому не могут противоречить друг другу. Наука отвечает на вопросы причинности («как» и «почему»), а религия — целеполагания («для чего» и «зачем»). С помощью религии человек обретает твердые смысложизненные ориентиры, с помощью науки — изучает окружающую среду. Великий русский философ, академический ученый Алексей Федорович Лосев говорил, что в религии человек ищет самореализации в вечности. У научного поиска просто не может быть такой цели. Если мы убеждены в противоречиях религии и науки, мы просто не понимаем природы ни одной из них. Конфликт здесь может быть лишь тогда, когда религия или наука переходит границы, так сказать, своей компетенции.

Именно с этим связаны известные конфликты в истории: те же дела Коперника или Галилея. Сам Галилей эти пределы прекрасно понимал. Библия, по словам этого великого ученого, была написана для того, чтобы объяснить человеку, как взойти на небо, а не для того, чтобы описать, как это небо устроено. Увы, здравую позицию ученого о разграничении полномочий веры и науки (о разграничении, но не о конфликте!) не разделял его современник — папа Урбан VIII. Не потому, что был католиком (Галилей тоже таковым был и сознательно оставался до конца своих дней), но потому, что ему просто неясна была эта граница.

Поэтому говорить сегодня, что строительство храмов есть преграда для науки, — это все равно что пытаться с помощью микроскопа найти Бога, либо с помощью религии объяснить, как вертится Земля. И то, и другое противоречит интересам как религии, так и науки. И никакого конфликта между ними нет и быть не может — как не может быть, к примеру, конфликта науки и поэзии. А если кто-то считает иначе, то он должен поместить в один смысловой ряд христиан, мусульман, буддистов и... физиков. Надеюсь, до этого не дойдет.

Другое дело, что для целостного мировоззрения необходим ответ на вопросы о жизни и смерти. Он важен, так как определяет ценностные ориентиры жизни человека. Причем ответ этот у верующего и у атеиста будет разным. Но в любом случае не будет влиять на объективность научного поиска! Любой ученый знает, что эксперимент может считаться научным тогда, когда он совершается независимо от того, кто его проводит, в какой стране и т.д. И если ученый перед началом эксперимента зайдет в храм на богослужение, это не значит, что у него стрелка амперметра будет по-другому отклоняться. А вот что действительно является сегодня проблемой, о которой противники университетских храмов не говорят, так это то, что богатейшее наследие раннехристианской духовно-интеллектуальной традиции достоянием современной науки не стало. Или стало не в полной мере. Одна из причин в том, что, хотя язык современной науки и формировался в Европе и прежде всего верующими людьми, огромный корпус святоотеческой литературы на этот научный язык переведен не был.

Христианские аскеты сделали такие открытия о человеке, какие, с позволения сказать, и Фрейду не снились. Не научные, конечно, открытия по своей форме, но, например, вполне детальные описания многих психологических законов развития личности. Западная культура прошла мимо трудов отцов Церкви и христианских подвижников-аскетов, веками изучавших потаенные законы человеческой души. В итоге эти открытия о человеке, по словам современного философа С.С. Хоружего, наукой не были «опознаны и признаны». И не дело сейчас думать, чья в том вина. А вот изменить ситуацию можно и нужно.

Стрессы, страсти, нервное напряжение, тоска от одиночества — недуги современного человека, изучаемые психологами и исправляемые психотерапевтами, хорошо известны церковному пастырскому опыту. У христианства есть колоссальный опыт анализа движений сердца, наверняка необходимый современной науке. И есть ли в таком случае нам смысл воевать — или лучше говорить друг с другом в конструктивном тоне, а не с помощью митингов и писем в прокуратуру?


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

14.04.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

21 мая 2012

Владимир Легойда: Задача Церкви в информационном пространстве — формировать собственную повестку дня

В мае 2012 года в Санкт-Петербургском епархиальном управлении прошли курсы повышения квалификации для... (Далее)

26 апреля 2012

Владимир Легойда: Возрождение сердец. Интервью журналу «Национальный прогноз»

О сотрудничестве Русской Православной Церкви и государства в восстановлении культурного и духовного наследия России и о том... (Далее)

26 марта 2012

Владимир Легойда: Самый правильный ответ на кощунство — это молитва. Интервью порталу «Интерфакс-Религия»

«Церковь все более активно заявляет себя как серьезная общественная сила, и многим это не нравится... (Далее)

13 марта 2012

Владимир Легойда: «Сомневаться можно в своих силах, а не в вере». Интервью порталу «Актуально.ру»

Интервью председателя Синодального информационного отдела, профессора МГИМО, главного редактора православного... (Далее)


Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год