3 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Морозов Антон Владимирович /кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института

Морозов Антон Владимирович

кандидат педагогических наук
доцент
декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института

Труды этого автора

31 января 2007

Формирование духовно-нравственных ценностей будущих учителей через содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла


А.В. Морозов,
 кандидат педгогичкеских наук, доцент
Москва 

 

 

Воспитание как один из важнейших разделов педагогической науки, в последнее время, вновь становится приоритетным направлением в деятельности государственных органов и учреждений системы образования.

Отсутствие должного внимания к проблемам воспитания привело к катастрофическим результатам не только в среде молодого поколения, но и всего российского общества. Данное обстоятельство явилось результатом кризиса ценностной системы, полной деидеологизации общества и образования, вследствие чего возникло состояние идейного и духовного вакуума.

Особенно пострадала, в этой связи, такая доминанта воспитательной системы как духовно-нравственное воспитание. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к заполнению данного пространства идеями космополитизма, вседозволенности, засильем далеко не лучших примеров западного образа жизни.

В отсутствии четкого обоснования понятия национальной идеи, в условиях острых дискуссий о путях и развития России в новом тысячелетии, далеко не однозначно воспринимаются ключевые принципы, и само содержание духовно-нравственного воспитания. Но именно это направление воспитания во многом определяют то, что представляет собой та или иная личность.

По-нашему глубокому убеждению, цели и задачи на данном направлении воспитательной деятельности должны формироваться, не на примерах достаточно абстрактного понятия «общечеловеческие ценности», а исходя из глубокого, традиционного для российской цивилизации и культуры, понимания духовно-нравственных качеств и идеалов служения Отечеству. Русская история и культура, в этом смысле, являет значительное количество примеров истинной высоты человеческого духа. Именно это и позволило нашим предкам создать великую самобытную цивилизацию. В настоящий момент, в условиях глобализации происходит ускоренный процесс взаимопроникновения культур. При этом зачастую протекает он на фоне значительного количества разного рода социально-политических конфликтов. Подобное положение вещей еще раз доказывает, что существует значительное расхождение понимания тех или иных ценностей и идеалов, а также различное понимание, уже упоминавшихся, общечеловеческих ценностей в культуре народов мира. Поэтому процесс диалога культур не должен подменяться навязыванием, в качестве абсолютных, ценностей одной культуры, народам, имеющим иные духовно-культурные традиции.

Исторический опыт показывает, что наибольших высот во всех сферах своего развития достигали те народы и цивилизации, которые осуществляли в ходе своего развития процесс самоидентификации нации на основе традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов. Это в полной мере относится и российской цивилизации. В истории России явлено большое количество примеров, когда именно духовное единство, во имя высших идеалов, позволяло преодолевать, казалось бы, неразрешимые трудности.

В целом данная тема является темой специального научного изыскания. Мы же сконцентрируем свое внимание на проблемах формирования духовно-нравственных ценностей студентов педагогических учебных заведений через содержание учебных дисциплин гуманитарного цикла в высших учебных заведениях, при подготовке к профессиональной деятельности.

Последние годы стало очевидно, что отсутствие внимания в высших учебных заведениях и педагогических, в частности, устойчивого внимания к проблемам воспитания ведет к негативным последствиям. Устойчиво господствующий с эпохи Просвещения постулат о том, что человека воспитывает наука и получаемое им знание, а потому вузы, куда приходят взрослые люди, не должны заниматься данным родом деятельности, доказал, в настоящий момент, свою несостоятельность. Значительное количество исторических примеров показывает, какой большой процент академически образованных людей с нравственных и этических позиций являли собой крайне негативные примеры для потомков.

Мы не будем подробно останавливаться на формах внеаудиторной работы со студентами. Настоящий вопрос также является темой для специального рассмотрения.

Главной составляющей деятельности любого учебного заведения является процесс обучения. Поэтому актуальной представляется такой подход к организации данного вида деятельности, при котором реализация задач по формированию системы ценностей будет постоянно и системно протекать в рамках именно образовательного процесса.

В ходе решения по формированию духовно-нравственных ценностей, значительную роль будут играть дисциплины социально-гуманитарного блока.

В современных высших учебных заведениях это, в первую очередь, Отечественная история, философия, культурология, история Москвы (в московских вузах), а также комплекс дисциплин и курсов по выбору.

Говоря о социально-гуманитарном блоке дисциплин, необходимо отметить, что объем аудиторных часов на перечисленные предметы весьма невелик. Как правило, все они представляют собой семестровые курсы при двух-трех часовой нагрузке в неделю. При этом содержание данных курсов по государственному образовательному стандарту является достаточно объемным. Таким образом, перед преподавателем вуза изначально встает проблема отбора содержания преподаваемой дисциплины и грамотной, с методической точки зрения, организации самостоятельной работы студентов.

В этой связи важным является вопрос о единых требованиях и системе преемственности в преподавании названного блока учебных дисциплин. Если педагогическому коллективу удастся увязать преподавание данных курсов в систему, при выстраивании четкого и последовательного комплекса спецкурсов, дополняющих содержание базовых дисциплин, то качество образовательного процесса, в том числе в вопросах решения воспитательных задач может оказаться на весьма высоком уровне.

Это же в полной мере относится и к содержанию образования непосредственно в школе. Молодой учитель, имеющий четкую систему духовно-нравственных ценностей должен понимать, что успешное решение поставленных задач в области воспитания возможно только при комплексном, системном подходе. В этой связи, в современной педагогической парадигме, необходим серьезный анализ содержания программ и учебных пособий для школы на предмет решения задач по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся. В школьной практике данное направление воспитательной деятельности должно также осуществляться через учебный процесс, а не только через систему внеаудиторных занятий и факультативных курсов таких, например, как «основы православной культуры». Необходимо выстроить единую систему воспитательной работы, через весь содержательный блок школьных предметов. Разработка подобной модели должна, в настоящий момент, стать направлением совместных усилий школьных учителей, ученых, преподавателей вузов и самих будущих специалистов в области начального образования.

Возвращаясь к вопросу подготовки учителей, следует отметить, что необходим серьезный анализ содержания образовательного стандарта, учебных программ и пособий по социально-гуманитарному блоку дисциплин на предмет выяснения того насколько данное содержание позволяет успешно реализовывать воспитательные задачи. В настоящем вопросе наблюдается достаточно непростое положение вещей. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ВПО) по данным дисциплинам, зачастую представляет собой набор определенных, несвязанных в единую систему, дидактических единиц, к тому же явно идущий вразрез с принципом культуросообразности образования. Порой складывается ситуация, при которой второстепенные явления выходят на первый план в угоду определенной социально-политической конъюнктуре, а ключевые события для того или иного исторического периода вообще никак не отражены в содержании стандартов.

Так, например, Государственный образовательный стандарт ВПО по Отечественной истории 2005 года для педагогических специальностей, процесс распространения ислама на территории России выделяет в отдельную дидактическую единицу, наряду с принятием христианства. При соблюдении всех принципов, толерантности, данные процессы, тем не менее, никак нельзя приравнять по их значению для становления российской цивилизации и культуры.

Еще один пример. Такой судьбоносный вопрос для русского общества в XV-XVI столетиях как борьба с ересями, захлестнувшими, в том числе и правящую элиту, в государственном стандарте не представлен. Программы и учебники, в свою очередь, представляют это явление как сугубо внутрицерковную проблему, да к тому же изложенную поверхностным образом. При этом очевидно, что вопрос веры для средневекового человека являлся принципиальным и «сугубо внутрицерковных» проблем, на данном этапе развития России быть просто не могло. Если бы, в тот исторический период, не удалось справиться с еретическим движением, нашу Родину могли захлестнуть религиозные войны, аналогичные событиям в западной Европе. В этом случае само дальнейшее развитие нашей цивилизации находилось бы под вопросом.

В качестве иллюстрации нами приведены лишь отдельные примеры, показывающее несоответствие базового содержания социально-гуманитарного блока принципу культуросообразности образования.

Подобные проблемы в полной мере касаются программ и учебных пособий, используемых студентами по данному блоку дисциплин. До настоящего времени, большинство учебников по гуманитарным дисциплинам грешат неточностями, избитыми стереотипами, бездоказательными выводами и порой откровенной фальсификацией.       Кроме того, само изложение материала до сих пор выстроено с позиций теории общественно-экономических формаций, при которой весь исторический материал подстраивается под экономические модели развития, которые подаются в качестве определяющих факторов для всего исторического процесса жизни человеческого общества. Не отрицая роли экономики, следует отметить, формируется впечатление, что общественно-экономические отношения представляют собой некую изначальную данность, существующую саму по себе и являющуюся первичной по отношению ко всему остальному.   В результате весь исторический процесс выстраивается в соответствии с действием экономических интересов и законов. При этом совершенно не учитывается тот факт, что данные законы выработаны и установлены в результате человеческой деятельности, а не наоборот. К тому же очевидно, что очень многое происходило в истории далеко не только из общественно-экономических потребностей.

Серьезная проблема, на наш взгляд, состоит еще и в том, что происходит определенная «модернизация» историко-культурного наследия. Люди с рационально-прагматическим мышлением нашего времени пытаются подстроить под свой менталитет мировосприятие людей других эпох, которое, очевидно, значительно отличается от современного. Таким образом, мы получаем полностью искаженный облик истории и культуры, так как не понимаем, что же заставляло те или иные исторические персонажи и даже целые народы совершать определенные поступки, которые влияли на весь ход развития истории.

Одной из важнейших духовных ценностей человека является любовь к своему Отечеству, то самое чувство, которое А.С. Пушкин охарактеризовал как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Поэтому вопросы, связанные с патриотическим воспитанием студентов и молодежи в целом являются в этой связи одними самых актуальных и обсуждаемых в настоящий момент.

В этой связи еще одним аспектом данной проблемы является то, что во многом содержание указанных дисциплин, равно как и методика их преподавания, выстроены так, что, в результате, у молодежи формируется чувство отторжения и даже комплекс неполноценности по отношению к своей национальной истории и культуре. Складывается устойчивое впечатление, что весь этот процесс напоминает целенаправленную идеологическую диверсию, имеющую в качестве цели уничтожение у большинства населения России чувства национального самосознания. Именно наличие этого чувства во многом и позволяет называть общество единым народом, и помогать ему, осмысленно созидать свое самобытное государство и национальную культуру. Собственно формирование подобного самосознания и должно представлять собой одну из основных сверхзадач всей образовательной системы России.

Преподавание всех гуманитарных дисциплин должно быть выстроено таким образом, чтобы, помимо простого интереса, у молодежи формировалось чувство любви и гордости за принадлежность к самобытной российской культуре. Безусловно, у истории нашей цивилизации непростая судьба, но даже самые сложные и трагические периоды должны показывать молодому поколению, к чему могут приводить фатальные ошибки, заблуждения и предательство.

Преподавание гуманитарных дисциплин, помимо акцента на получение знаний, необходимо выстроить, таким образом, чтобы направлять внимание к чувствам, внутреннему миру, к «сердцу» молодого человека. Славные и трагические события в Отечественной истории и культуре должны находить живой отклик и сочувствие в их душах. Только в этом случае появится и интерес, и понимание необходимости изучения исторического и культурного наследия своего народа.

Необходимой является также четкая расстановка акцентов и приоритетов в преподавании, разрушение устоявшихся стереотипов, и кончено же яркий стиль изложения и разнообразные формы организации работы со студентами.

Возможен отход от сугубо академического стиля преподавания. Важно показать наиболее яркие примеры высоты духа в истории и культуре нашего народа. Кроме того, студентам активно надо предлагать для изучения литературу и источники, которые отличаются от общепринятых устоявшихся оценок тех или иных событий (В частности работы по Отечественной истории С. Перевезенцева, М. Назарова и др.).

В особенности это касается таких тем как петровские преобразования, история допетровской Руси, в целом, правление Ивана Грозного, восстание декабристов, революционные события начала ХХ века и многое другое.

Интересным, в этой связи, могло бы стать обращение к опыту славянофильского движения, которое в середине XIX столетия старалось пробудить в обществе живой интерес к родной истории, в особенности к ее допетровскому периоду. Вероятно, не следует опасаться повторения примеров славянофилов, когда средневековая история Руси имела несколько приукрашенный вид.

На фоне того, как, в настоящий момент, официальная политика, средства массовой информации и научные направления либерально-западнического толка, сформировали устойчиво отрицательный облик российской истории и культуры, такой подход будет выглядеть восстановлением исторической справедливости.

Мы должны поставить перед собой вопрос, какова цель и итоговый результат нашей деятельности? Нужен ли нам специалист, лишь обладающий определенной информацией и вооруженный приемами ее передачи или нам нужен педагог, увлеченный, искренне и осмысленно любящий свою страну и ценящий ее историко-культурное наследие и способный передать эту любовь своим подопечным?

Представляется важным показать будущему педагогу, в ходе изучения социально-гуманитарных дисциплин, жизнь, устремления человека и, вообще, вернуть духовно-человеческое, а не материальное основание понимания истории и культуры. При этом должна быть выстроена и сформирована четкая иерархия духовных ценностей, то есть, заложена некая фундаментальная основа, которая не позволит никаким нововведениям исказить в мировоззрении молодого человека истинное величие российской истории и культуры. А это, наряду с государственной политикой, во многом является задачей самого научно-педагогического сообщества

Большое подспорье в этом вопросе может оказать система дисциплин и курсов по выбору, содержание которых может касаться действительно важных аспектов Отечественной культуры. Так, например, в Московском гуманитарном педагогическом институте (МГПИ) разработано достаточное количество подобных спецкурсов, которые отвечают данным требованиям и могут быть предложены студентам всех факультетов. Среди них можно выделить следующие курсы: история и философия российского образования, Православные святыни Москвы, история русской философии, художественно-культурные традиции России, Православная художественная культура, Россия: исторический календарь, основы российского родословия.

Система спецкурсов и факультативов дополняет, таким образом, содержание таких базовых дисциплин как Отечественная история, философия и педагогика. Кроме того, на двух факультетах вуза апробируется специализации Московское краеведение, разработанной преподавателями МГПИ. Ознакомление с историей родного края представляется весьма перспективным направлением деятельности в сфере профессионального образования современных работников образования. Специальная подготовка в области краеведения, как показывает уже имеющийся опыт, позволяет решать воспитательные задачи на высоком уровне эффективности.

Поскольку гуманитарная составляющая в подготовке учителя является во многом приоритетной и не исчерпывается только блоком социально-гуманитарных дисциплин, представляется важным обобщение межкафедрального опыта в данном направлении.

Нашей общей задачей, на данном этапе, представляется объединение усилий всего профессорско-преподавательского состава факультета в русле выстраивания подобной системы воспитания, через содержание учебных дисциплин.

При условии, если студент через всю систему учебных дисциплин, подкрепленную другими формами работы, будет получать полное представление о едином видении духовно-нравственных ценностей и идеалов Отечественной культуры и педагогики, в частности, мы получим возможность успешно формировать то самое устойчивое национальное самосознание, о котором говорилось выше.

В свою очередь, это позволит нам способствовать формированию действительно высокопрофессионального и творческого учителя для московской и российской школы. В этой связи, в ближайшем будущем, нам, необходимо более активно включиться в работу по созданию учебно-методических пособий и учебников, как для вуза, так и для школы, с учетом перечисленных требований. К тому же важно, как на уровне факультета, так и вуза, в целом, разработать систему взаимодействия специалистов различного профиля по созданию единой модели преподавания, с целью решения не только чисто образовательных, но и воспитательных задач. Кроме того, более активная позиция в этом вопросе может позволить оказать влияние не только на процессы, протекающие внутри вуза, но и на содержание гуманитарного образования в московском мегаполисе, и в общероссийском масштабе.


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год