29 марта 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Митрополит Черногорский и Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский Амфилохий, прибывший в Россию на торжества, посвященные 15-летию Международного фонда единства православных народов, ответил на вопросы заместителя главного редактора портала «Православие и мир» Марии Сеньчуковой

Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ
|Общие вопросы
Автор публикации:
Амфилохий (Радович Ристо)

митрополит Черногорский и Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский

Труды этого автора

24 октября 2010

«Сегодня происходит расчеловечение человека». Интервью порталу «Православие и мир»


Интервью митрополита Черногорского Амфилохия порталу «Православие и мир» опубликовано на сайта Патриархия. ру 18 октября 2010 года


— Владыка, Вы только что приехали из Сербии, братской для нас страны. Скажите несколько слов о сегодняшней жизни Сербской Церкви.

— Как и в России после коммунизма, у нас, слава Богу, возобновляется духовная жизнь. Территория бывшей Югославии: Сербия, Черногория, Македония (здесь, правда, есть определенные юрисдикционные трудности), Босния и Герцеговина, Хорватия — является канонической территорией Сербской Церкви.

У нас и до этого, в 80-х годах, началось большое духовное движение и большой духовный подъем под влиянием трудов ныне прославленного святого преподобного Иустина (Поповича) и святого Николая (Велимировича).


— Мы в России его очень почитаем.

— Да, владыка Николай между двумя войнами много сделал для русских. Ну а теперь его роль растет все больше и больше.

Возобновляются новые епархии. Например, в Черногории была только Черногорская и Приморская митрополия. А теперь у нас возобновлена епархия Будимльская, есть новые епархии в Боснии и Герцеговине.

Теперь у нас стало больше образованных священников. Наши семинарии, слава Богу, работают хорошо. У Сербской Церкви есть три богословских факультета: один в Белграде, другой в Фоче (Босния), а третий — в Америке.

Возобновлены многие монастыри, приходская жизнь. Кроме того, печатается много книг, появляются новые церковные журналы. Есть несколько православных радиостанций. К сожалению, пока нет своего телеканала, но попытки его открыть уже предпринимаются, есть надежда, что они увенчаются успехом в близком будущем.

Во всем этом есть заслуга нашего Патриарха — блаженной памяти Павла. Он был человеком очень глубокой духовной жизни. И, конечно, его личность сыграла очень важную роль сначала для Косово и Метохии, где он был епископом 34 года, а потом и в качестве Патриарха.

Нужно выполнить еще очень большую работу в области живой церковной миссии, сотрудничества с другими Православными Церквами — все это было бы для нас очень полезно.

Вот в мае состоялось прославление старца Симеона Дайбабского. Старец Симеон учился в Киевской духовной академии. Сначала он учился, потом жил как пустынник — чудом Божиим он открыл древний пещерный монастырь в Подгорице. Он упокоился в 1940-х годах. И теперь к нему приходят поклониться многие люди, совершаются чудеса.

Тогда же был прославлен наш знаменитый богослов, преподобный Иустин Попович, духовный отец и писатель. Он написал 12 томов житий святых. Его «Догматика», «Толкование Священного Писания» — это 30 больших томов. Все это публикуется.

На нас благотворное влияние оказывает преподобный Иустин через его богословие, его книги, а также святой владыка Николай, тоже прославленный несколько лет тому назад.

Как и у вас в России, идет прославление новомучеников. Во время Второй мировой войны у нас многие епископы, священники и миряне пострадали за Христа. Да и после войны — например, епископ Варнава (Настич), который провел много лет в тюрьме и упокоился в 1964 году. Кажется, его отравили. Поэтому мы почитаем его как исповедника, священномученика. Он был не правящим, а викарным архиереем, но мог сказать глубокое, веское слово, которое, как и его жизнь и его страдания, свидетельствовало о Христе.

Новомученики — это сила Божия. Так всегда было. Так же обстоит дело и в России. Как сказал древний писатель Тертуллиан: «Кровь мучеников — это семя Церкви».


— Раз зашла речь о мученичестве — как Вы считаете, насколько современный мир агрессивен по отношению к Церкви Христовой?

— Во все времена были свои искушения. С одной стороны совершается дело Божие, сам Господь совершает Свое дело на земле; а с другой стороны совершается зло, сатанинская сила совершает свое сатанинское дело. Так всегда было.

Зло меняет внешнюю оболочку, а внутри остается тем же. Как мы знаем, славянские православные народы особенно пострадали от безбожия в ХХ столетии. Была надежда, что после этого будет восстановление всех областей жизни, но, к сожалению, сегодня можно наблюдать брак между семенем коммунизма, потомком этого безбожного духа, нравственной пустотой, которая является его последствием, и, с другой стороны, семенем гедонистической западной цивилизации. Этот «брак» ужаснее, чем коммунизм и гитлеризм. Сегодня происходит расчеловечение человека, потому что этот новый дух развращает глубины человеческой жизни и человеческой и Божественной нравственности. И это гораздо ужаснее, чем то, что было раньше.

А с другой стороны, ничто не меняется, и Господь сегодня присутствует, и Церковь свидетельствует — как всегда.


— Всего несколько дней назад в Белграде состоялся гей-парад. В Москве тоже регулярно активисты этого образа жизни требуют соблюдения их «права» на проведение подобных мероприятий. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Что ж, вот он — плод этого нового духа современной евро-американской культуры. Это уничтожение христианской нравственности. Для этого духа все равно, все одинаково: зло и добро, любовь и ненависть, Бог и дьявол — всё для него имеет равные права. Это дух содомский, сатанинский, развращающий человека, саму созданную Богом природу человеческую.

Шафаревич, анализируя внутренние истоки социализма в своей книге «Социализм как историческое явление», приходит к выводу, что в корне его — стремление к уничтожению. Я думаю, что сегодня через явления такого вида, как гей-парад, проявляется какая-то жажда самоубийства, стремление к саморазрушению человека, к смерти. Потому что здесь уничтожается любовь, самая святая сфера человеческого бытия, закон которой — рождать, давать новую жизнь. Здесь она становится, как у нас говорят, яловой, бесплодной — она не рождает, а уничтожает.

Помните, как символичен конец Содома и Гоморры? На этом месте находится Мертвое море. Это — плод такого образа жизни.


— Кроме мира секулярного, безбожного, на Церковь наступает мир фанатичный. Расскажите, какова сейчас ситуация в Косово? Насколько тяжел там религиозный конфликт?

— Сейчас там больше ощущается конфликт национальный. Но в его глубинах лежит религиозное столкновение, так как большинство косовских албанцев происходит от бывших христиан. В большинстве своем это были православные сербы. Но изменение веры изменило и национальное самосознание. И такая жестокая ненависть, которую можно наблюдать в Косово, связана как раз в том, что этот народ хочет уничтожить свою память, свои корни, которые до сих пор где-то в глубинах присутствуют.

У нас есть такая поговорка: «Кто вырвал око твое? Брат. Потому и язва такая глубокая». Когда братья ненавидят друг друга — это самая ужасная ненависть, ненависть, порождающая безумие. Так вот и случилось, к сожалению, в Косово.

Конечно, косовские албанцы ничего бы не могли сделать без поддержки Соединенных Штатов и пакта НАТО. США имеют свои геополитические интересы: через Косово прокладывается дорога на Украину, Россию и через Сибирь на Восток. Косово всегда было геополитически важной точкой: через него проходили такие дороги с Востока на Запад и с Запада на Восток. Символично, что сегодня, как и в XIV столетии, именно тут, в Косово, решается судьба мира.

Тяжело, что в Косово уничтожены многие храмы. Сотни тысяч людей изгнаны и лишены возможности вернуться. Особенно это касается больших городов, например, Приштины. В Приштине было почти сто тысяч сербов — сейчас их осталось всего 60-70 человек, а город вырос в три раза, туда приезжают из Албании, из деревень.

Вот уже 10 лет идет оккупация. Албанцам помогают американцы и европейцы, а сербский народ находится на новом распятии.

Кстати, у нас до Рождества должна выйти книга — «Новое косовское распятие». И уже раньше вышли две книги на тему косовской трагедии: «Крест Христов и новый косовский завет» и «Косово — глава царя Лазаря».


— Владыка, сегодня люди теряют веру и уходят из Церкви. Почему?

— Причина — в омирщвлении жизни, которое становится все глубже и глубже. Все это является последствием того же безбожия, того же разорения нравственности. Торжествует идеология «плотоядной жажды», по меткому выражению Достоевского, когда ценность приобретает тело — плоть, и только тело, земля и только земля. Другого мира нет, этот мир существует для человека, и нужно использовать эту короткую жизнь.

Опыт Церкви подсказывает нам, что наш огромный христианский долг — сохранить свою душу, что и будет подлинным свидетельством о Христе.

В конце концов, в словах Христа не так много оптимизма: «Когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле? Но не бойся, малое стадо». Помните, в книге Бытия, фараон видел сон: семь коров тучных и семь тощих, и тощие пожрали тучных. Так и в нашей жизни и в нашей вере. Наши тощие коровы пожирают тучных…

И все-таки, Господь не говорит, что веры не будет, Он спрашивает: найдет ли? Он знал, что говорил. Значит, чья-то вера останется.


— Но часто мы сами отталкиваем людей от Церкви. Что можно сказать человеку, который не нашел среди христиан любви, хотя именно по взаимной любви нас должны узнавать как учеников Христовых?

— Что ему можно сказать? Можно лишь помолиться Богу, чтобы он не соблазнился нашими слабостями. Чтобы ему открылось, что мы — не мера глубины церковной жизни. Церковь глубже нас, сегодняшних христиан. Человек должен смотреть на Христа и его святых. Всегда есть подлинные христиане и среди наших современников. Как писал Нил Сорский? «Я никто, я только бедный грешный человек. Не берите с меня пример, читайте и учитесь у святых отцов. Я в болоте нахожусь».

Христианину очень важно понимать, что мерой Церкви является не он. Пребывают Христос и святые — подлинные носители церковной жизни. Так всегда было и есть.


— Владыка, что самое главное в жизни христианина?

— Во-первых, надо все больше и больше утверждаться в вере. По слову апостола Павла, все, что вне веры — грех. Вне пути веры человек идет беспутьем греха. Вера — это стержень нашей жизни.

И с другой стороны, вера должна стать частью нашей повседневной жизни. Она должна осуществляться и в нас, и вокруг нас.

Вера развивается через смирение, через дух покаяния, через сознание своего недостоинства — что бы мы ни сделали, надо смиряться. Самое опасное для христианина — самонадеянность. А в нас часто бывает очень силен этот дух фарисейства, а духа смирения нет.

И самое главное — вера в милость Божью. «Милость Твоя поженет мя во вси дни живота моего», — Господи, как это глубоко! Это самое важное.



Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

24.10.2010

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
12 апреля 1961. 1-й полёт человека в космос

12 апреля

Всемирный День авиации и космонавтики

12 апреля 2008 года исполняется 47 лет со дня полёта первого человека в космос. Сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год