|Общие вопросы
Протоиерей Всеволод Чаплин о причинах неучастия России в ЧМ по футболу, о роли педагогов и тренеров массового спорта в воспитании спортивной смены, духовно-нравственном воспитании
В Южной Африке закончилось торжество осторожного футбола. «Умеренность и аккуратность» приносили хорошо просчитываемые победы в войне нервов. Тренеры и игроки словно включились в пиар-кампанию за отмену офсайдов - медийному пространству нужны голы, а не двухчасовые поединки игроков обороны. К тому, что красота игры в результате такого новшества фатально пострадает, лет через десять все равно все привыкнут.
На самом деле я в футболе ничего не понимаю. Но те, кто понимает еще меньше, за последние недели не раз спросили меня: а где там Россия? Почему так далеко обошли нас Гана и Парагвай? Воспроизводил ответ профессионалов: нет школы. Теннисистов можно готовить индивидуально, для командного спорта нужна массовость. И в том же Парагвае это понимают. Причем массовость - это не только количество полей и спортивных секций. Это тысячи, десятки тысяч наставников.
Гораздо проще заплатить миллионы евро Гусу Хиддинку или Дику Адвокату, чем радикально поднять материальную поддержку тренеров массового спорта. Тех наставников, которые должны отобрать будущих звезд из многих талантливых школьников.
Вообще наставничество в нынешней России не в почете. И дело не только в деньгах, хотя и в них тоже. Да, сейчас преподавателям платят больше, чем в девяностые. Но все равно престиж их ключевой для общества профессии гораздо ниже престижа, положим, охранников или «офисного планктона». Ориентированные на экономические показатели чиновники и публицисты все чаще предлагают педагогам искать подножный корм. Но это работает только в тех случаях, когда рядом богатые родители. В малых же городах и на селе определенно «ловить нечего». И если так будет и дальше, не стоит мечтать об «экономике знаний».
Но, опять же, дело не только в деньгах. Роль наставника в обществе не может не пользоваться почетом. Профессор, учитель, тренер не должны сидеть на областных и районных торжествах на менее «солидных» местах, чем самые мелкие спонсоры и самые ничтожные начальники. Награды им не должны быть на три порядка ниже, чем награды тем, кого они обучили и воспитали - в том же спорте, например. Наконец, меру их социальной защищенности не следует многократно принижать перед мерой защищенности военных или правоохранителей.
Но возникает и другой вопрос: все эти блага должно дать государство? По своей доброй воле, о которой нужно бесконечно просить, как и о бюджетных деньгах? Этот путь вряд ли реалистичен. Им уже много раз безуспешно пыталась идти педагогическая бюрократия, которая по степени неповоротливости опередила в России любую другую. Педагоги должны сами убедить общество в том, что без них оно не проживет. Если надо, то убедить мощным публичным голосом.
А вот чтобы этот голос услышали, надо быть настоящими наставниками. Относиться к своему делу не только как к «отбытию часов». Придумывать свои методики, говорить о них во всеуслышание. Завоевать авторитет и у учеников, и у родителей, и у общества в целом. Добиться реальных результатов, о которых было бы не стыдно сказать и по телевизору, и в газетах. То есть воспитать не просто знающих и умеющих людей, но личностей самостоятельных и нравственно красивых, увидев и услышав которых, можно было бы сказать: вот здесь наставник действительно поработал.
Увы, в спорте мы к такому результату не придем ни к ЧМ-2014, ни к Олимпиаде в этом же году. В экономике и политике - и того позже. Значит, сегодня нужно искать приличных педагогов и помогать им. Помогать быть наставниками наставников.
Источник: Патриархия.ру
|