Выступление на Всемирном русском народном соборе в Храме Христа Спасителя 25 мая 2010 г.
Я хотел бы немножко об общих проблемах сказать. Отсутствие внятной государственной идеологии у современной правящей российской элиты и сколько-нибудь понятной и продуманной программы модернизации страны превращает все практические действия власти в набор разрозненных, непоследовательных и часто взаимоисключающих действий. Одной из многочисленных жертв подобного управления стала система нашего национального образования. За олигархическими разборками и разворовыванием национальных богатств власть так и не определила, какую же роль должно играть современное образование, каковы его место и задачи в технологическом или, как модно сейчас говорить, инновационном прорыве России. Наука и образование так и остаются нелюбимыми падчерицами, дожидающимися когда их приданное имущество будет поделено среди алчных олигархов. Подобные действия все чаще можно наблюдать в отношении вузов и даже Российской Академии наук. Ярким и характерным примером такой политики стало упразднение «Рособразования», Федерального агентства по образованию с 1 апреля текущего года. Этим был внесен настоящий хаос в управлении всей системой национального образования - и это в конце учебного года, когда необходимо осуществить выпуск специалистов и организовать вступительную компанию. Не было никаких явных и видимых оснований ликвидировать управленческую структуру, которая только-только более или менее начала нормально функционировать в стране. Ликвидация этой федеральной структуры в управлении образованием посеет настоящий хаос.
Может быть, здесь достаточно ярко иллюстрируется реализация одного из пунктов знаменитой Директивы Алена Даллеса о подрыве устоев российского государства.
Можно много говорить о нехватке финансирования для образования при огромных объемах денег, которые увозятся за рубеж. Можно говорить о ЕГЭ, Болонской системе, уничтожающей саму суть содержания образования. И то, чем гордилась советская система образования: фундаментальность. Теперь школьник устремлен не к познанию. Ему не надо доказывать свой вариант решения задач или логического обоснования ответа. Он стремится сдать тест, в «прокрустово ложе» которого загнали и русскую литературу, и историю, и математику, и русский язык вместе с иностранным, и химию и биологию.
Можно говорить о полной дискредитации учительской профессии. В год учителя, когда тысячи школ ликвидируются, а учителя становятся безработными, лишаясь своего последнего, пусть и нищенского, но столь необходимого для жизни куска хлеба. Недавно мой университетский товарищ, проработавший 35 лет директором школы, подпавший под «зачистку», ликвидацию как не перспективный, написал письмо губернатору: «Вдумайтесь в суть моей просьбы! Дайте мне и моим коллегам, сельским учителям, поработать хотя бы еще годик, чтобы дотянуть до выхода на пенсию. Дайте поработать мне годик!». Вот вопль души сельского учителя. Ответ областного министра образования был беспощадно категоричен: «ваша школа подлежит закрытию в рамках сокращения непроизводительных затрат. Через полгода этой школы не будет. Ее балансовая стоимость - 50 000 000 рублей. Это будет очень непроизводительная растрата».
В моем Арзамасском районе, где я живу и работаю с 1 сентября будет закрыто 10 сельских школ сразу, а свыше 160 учителей и школьных работников станут сельскими безработными. Позорище для сельского мира: никогда не было, чтобы сельский учитель был безработным на селе. С протянутой рукой перед сельским нищим жителем. И такая картина повсеместно. Это - в Год учителя!
Проводимая последние два десятка лет политика сделала некогда великое государство, находившееся на передовых рубежах научно-технического прогресса, в страну с миллионами беспризорных, безграмотных детей. Это - в начале ХХI века! Понятно, что такой результат никак не может быть итогом случайных фактов. Бесспорно, он является результатом продуманной, целенаправленной линии по уничтожению, по ликвидации России как самостоятельного субъекта мировой политики.
С одним из вечных русских вопросов: кто виноват? - я думаю, достаточно понятно. Со вторым вопросом: что же делать? - сложнее. Не будем забывать, что в современных условиях кризиса человеческого сознания, кризиса идентичности, кризиса и слабости основных государственных и общественных институтов, пожалуй, только образование является главным социализирующим институтом. Институтом воспроизводства социума, скрепой российской государственности. Помня это, необходимо определять и задачи образования. У нас везде насаждается в качестве главной задачи образования подготовка успешной личности, удачно толкающейся на рынке услуг и представляющей свои услуги. А, между тем, в России, начиная с Екатерины Великой, главной задачей образования была воспитательная задача. Воспитание гражданина Отечества. Так именно видела главную роль образования российская императрица немецкого происхождения, создавая целую сеть бесплатных школ для всех сословий российского общества.
Но, говоря о воспитании в современных условиях, мы должны определить: на какой основе должно строиться? Государство предлагает это делать на основе неопределенной гражданственности и непонятного патриотизма, опираясь, прежде всего, на принципы толерантности. Однако, не имея идеологии или, вернее, положив в основу идеологии рыночную стихию, и атрибуты рыночных ценностей, власти и здесь предлагают некий идеологический суррогат, чреватый очень серьезными негативными, разрушительными для государственности результатами. Для нас, людей, болеющих за судьбу своего Отечества, ответ очевиден: воспитание должно базироваться на национальных традициях и православных ценностях. Было бы наивным полагать, что власть обратится именно к этим ценностям и базовым основам.
Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что мы в России находимся в инородной, чуждой нам среде, созданной западной цивилизацией, процессами глобализации, которые наша властная элита усиленно внедряет в собственной стране.
Нашу ситуацию в определенной мере можно сравнить с той, в которой оказалась русская миграция первой и второй волн, которая ставила перед собой цель сохранить русское национальное образование, не утратить русскую культуру, сохранить русский микросоциум. Разница лишь заключается в том, что остаемся и живем вроде бы в родной стране, в России.
Как же и в чем видело русское зарубежье цель национального образования? Под национальным воспитанием понимался сознательно организованный процесс развития и формирования национально значимых черт личности, отражающих ценности, исторические традиции и культуру русского народа, необходимые для сохранения родного языка, национальной идентичности, эмоционального и целостного отношения к своему Отечеству.
Другими словами, для ценностного образования и тогда, и сегодня, как это ни странно покажется на первый взгляд, одна цель: сохранение русского православного в своей основе мировоззрения русского мира с его приоритетом духовных ценностей. Сегодня это невозможно осуществить системно, что называется сверху, потому что верх этот исповедует иные принципы и чуждые нам ценности. Битвы вокруг Основ православной культуры — этому свидетельство. Яркое тому свидетельство. Но совершенно понятно, что это движение уже началось. Оно идет снизу через отдельные, где-то разрозненные островки национального сопротивления. Но это движение есть. Оно осознано и является, я полагаю, необратимым.
Другое дело, что как в петровские времена инокультурная элита не слышит, не понимает или не хочет слышать и не хочет понимать низы. Нам сегодня предлагают относиться к образованию как к услуге. Главным критерием становится успешность, оцененная объемом получаемых денег. И получается, что мы готовим высокопрофессиональных, но начисто лишенных понятия «Отечество» космополитов, которым все равно где себя реализовать, где жить, то есть новых кочевников. Даже среди ректоров вузов России я слышу одобрение идеи приглашения на работу в вузы иностранных специалистов, которым не обязательно учить и знать русский язык, а просто перевести чтение целого ряда предметов и целый курс на английский язык. То есть признать Россию колонией. А если говорить о возрождении страны, необходимо говорить о воспитании любви к родному Отечеству, к его истории, культуре. И только тогда появится ответственность перед Родиной, перед народом и появится ответственная перед народом власть.
Сегодня мы с вами переживаем ситуацию, подобную той, которую переживали наши бойцы под Москвой в 1941-м и под Сталинградом в 1942-м году. Мощь и натиск неприятеля были гигантскими, но они тогда не сдались, проявив мужество и ярость сопротивления. Господь помиловал и даровал им победу, победу русскому воинству. Наша задача сегодня – бороться, как бы ни было трудно и горестно. Наша ситуация в некотором смысле может оцениваться даже как еще более сложная, более трагическая, чем в 1942-м году. Ведь сегодня верховное главнокомандование не в пример времен Великой Отечественной войны не в наших рядах. Оно не просто оставило нас. Оно помогает противнику.
Ежегодно вручая учительские дипломы своим ученикам, я говорю: мы потерпели сокрушительные поражения в целом ряде сражений последних десятилетий, но война не закончилась и главные битвы впереди. И вы, учителя, будете главными бойцами на полях предстоящих сражений, а полем битвы стали души наших детей. В институте мы старались готовить вас к этим схваткам за души детей, будущих поколений нашей Родины.
Дело теперь за вами. И мои прощальные слова к студентам бывают такие: «будьте счастливы, помня о том, что у нас в России может быть счастлив лишь тот, у кого за Родину бьется сердце!».
Так будьте счастливы и вы, уважаемые участники нашего Собора.
Источник: Всемирный русский народный собор
|