27 апреля 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Современный читатель, открывая сборник житий святых, может подумать, что это довольно скучное чтение про людей, которые совершенно не похожи на обычного человека. Даже в очень талантливом древнерусском или византийском тексте он найдет множество повторяющихся историй о том, как святой еще в младенческом возрасте не брал материнскую грудь, не любил играть с другими детьми, и, будучи 10 лет от роду, всеми силами стремился уйти в монастырь и предать свое тело жесточайшей аскезе.

Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
|Общие вопросы
Автор публикации:
Зайцев Андрей

Автор сайта "Татьянин День"

Труды этого автора

19 июня 2010

«Святость - это отражение Божественной любви». Святые как герои нашего времени (размышления журналиста о святости и житиях святых)


Современный читатель, открывая сборник житий святых, может подумать, что это довольно скучное чтение про людей, которые совершенно не похожи на обычного человека. Даже в очень талантливом древнерусском или византийском тексте он найдет множество повторяющихся историй о том, как святой еще в младенческом возрасте не брал материнскую грудь, не любил играть с другими детьми, и, будучи 10 лет от роду, всеми силами стремился уйти в монастырь и предать свое тело жесточайшей аскезе.
18 мая 2010 г.


Между тем для средневекового читателя сборники агиографических текстов были назидательной беллетристикой, которая в доступной форме давала христианину наставления о смысле жизни, праведном супружестве или достойном монашеском пути. Воздействие житийной литературы было тем сильнее, что подвижник был средневековым героем, судьбой которого интересовались все люди - от царя до последнего простолюдина. В Житии Симеона Столпника можно найти рассказы о том, что вокруг его столпа (небольшой, но высокой каменной башенки, на которой круглосуточно стоял праведник) собиралась толпы людей, и даже разбойники и нехристианские правители получали исцеления по его молитвам.

Чем же объяснялась такая популярность подвижников и в Средние века и в конце XIX века в России, когда к келиям оптинских старцев выстраивалась очередь из людей, которые хотели получить молитвенную помощь и совет в своих непростых жизненных ситуациях? Ответ на этот вопрос лучше начать с особенностей мировоззрения средневекового человека, который видел мир и агиографический текст несколько иначе, чем мы - люди XXI века. Начнем с таких глобальных понятий как восприятие времени и жизненного идеала.

Для современного человека время линейно и идет от прошлого к будущему, никогда не повторяясь. Наши предки воспринимали прошлое как то, что их ожидает, и слово «предки» означает тех, кто прошел впереди нас, нашел путь спасения. И в этом смысле сама повторяемость житийных мотивов означает их правдоподобность - преподобный Феодосий Печерский отказывался от детских игр потому, что до него это уже делали известные византийские святые. Агиограф, включая в жития похожие мотивы, показывает преемственность того опыта, который есть у православных святых, и предлагает читателю спасаться, идя уже по проверенному пути усопших подвижников.

Вторая особенность средневекового восприятия времени - его цикличность. Обычный человек жил не по годам и месяцам, а по сезонам. На смену зиме приходит весна, потом лето, затем осень, и круг замыкается. Точно таким же способом поступала и Церковь, предлагая верующим годичный (от Пасхи до Пасхи), недельный (от воскресенья до воскресенья), и суточный круг богослужения. Именно поэтому в житиях события почти никогда не датируются годом, днем или месяцем, а привязывается к значимым для христианина периодам. Агиограф чаще всего рассказывает о том, что герой жития совершил какое-то действие во время одного из больших постов, накануне или после великих праздников, после литургии или перед вечерней. Подобная цикличная сакрализация времени показывает те приоритеты, которые должен вынести христианин при чтении житийной литературы, а они в свою очередь тесно связаны с представлениями о смысле жизни, распространенными в средневековом обществе, без понимания которых нельзя ответить на вопрос, могут ли святые быть «героями нашего времени».

Для многих наших современников смысл жизни так или иначе связан с обществом потребления. Со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров раздается один нехитрый девиз «Бери от жизни все». Это приводит к тому, что кумирами молодежи становятся бесконечные выпускники фабрик по производству «звезд», успешные гламурные писательницы, которые могут выпускать тонны макулатуры про секс, скандалы, сплетни и смерть. Некоторые люди даже готовы поверить, что брильянты действительно являются «лучшими друзьями девушек».

Вполне очевидно, что ценности общества потребления не согласуются с заповедями Христа, а потому святые сейчас не вызывают такого интереса, как поп звезды или медиа персоны, но в средневековом обществе было все наоборот -известные святые становились теми людьми, чья жизнь и чьи поучения могли изменить общество к лучшему.

Именно это обстоятельство и приводило к тому, что в Древней Руси сборники житийной литературы были самыми многочисленными рукописями - их переписывали, редактировали, добавляли новые посмертные чудеса, произошедшие по молитвам святого. За мощи недавно умершего праведника могли соперничать целые города, останки знаменитых святых могли быть практически украденными (как это произошло, например, с мощами святителя Николая), а Киево-Печерский монастырь, основанный преподобными Антонием и Феодосием, мог быть не только духовным центром и местом паломничества, но и культурным, образовательным и даже социальным центром Киева. Преподобный Феодосий Печерский мог позволить себе пытаться замирять междукняжеские распри, заботиться о больных и заключенных, формировать монастырскую библиотеку и посылать своих учеников в Константинополь за копией Студийского устава. Это происходило потому, что каждый человек, начиная от разбойника и простолюдина и заканчивая киевским князем, понимал, что наше пребывание на Земле временно, а цель жизни в определенном смысле есть подготовка к жизни вечной. И в Византии, и в Древней Руси значительная часть христиан даже считала, что единственный способ спастись - стать монахом или основать собственную обитель. Такая инокофилия часто приводила к проблемам, когда среди монахов появлялись мошенники, желавшие вкусно есть и крепко спать за деньги благочестивых богомольцев. Иногда желание основать собственный монастырь приводило к резкому умножению числа небольших обителей и появлению специальных указов византийских императоров о том, что желающий основать новый монастырь должен сперва восстановить какую-либо из заброшенных обителей. Но все эти недостатки не искажают главного - средневековое общество любыми способами искала пути ко спасению, а потому святые и были главными «звездами» этого времени, а жития - самой распространенной и актуальной литературой, отвечающий на главный человеческий вопрос о том, как войти в Царствие Небесное.

Сейчас у общества другие идеалы, но означает ли это, что опыт святости не очень востребован в современном мире? На первый взгляд, ответ очевиден - стоит посмотреть на число людей которые ежедневно выстаивают в очереди к мощам блаженной Матроны или преподобного Сергия Радонежского. Все эти люди, готовые по несколько часов ждать, чтобы иметь возможность приложиться к раке, казалось бы, убедительно доказывают, что святые востребованы среди православных христиан. Однако, можно говорить о том, что сейчас чаще интересуются не особенностями спасения того или иного праведника, не подробностями его пути ко спасению, а возможностью получить помощь по молитвам этого святого. Некоторые христиане рассматривают подвижников лишь с точки зрения «силы» их заступничества и массовости почитания. Большую роль в потребительском отношении к святости играют и светские СМИ - достаточно посмотреть программы, посвященные почитаемым в народе праведникам, чтобы понять, что основная тональность репортажей состоит либо в поиске сенсаций (Святой Х вернул в семью мужа или исцелил безнадежного больного), либо в «благочестивых» советах на тему, какому праведнику лучше молиться о прибавлении ума или умножении волос на голове. При этом мало кто интересуется собственно житием праведника или теми наставлениями, которые он оставил потомкам.

Подобное отношение современного общества к святости и агиографическим текстам может измениться лишь в том случае, если хотя бы верующие будут помнить определение святости, данное митрополитом Антонием Сурожским: «Святость - это отражение Божественной любви». Тогда подвижники перестанут быть безликими и похожими друг на друга людьми, жившими много веков назад, а предстанут живыми людьми, которые искали путь ко Христу, сомневались, совершали ошибки, но были готовы ко встрече со Христом и были готовы переменить свою жизнь немедленно. Владыка Антоний как -то заметил, что святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.

Описание этой перемены в обычном человеке, постепенное превращение его в героя, в человека, не зарывшего свои таланты в землю, и составляет сущность любого житийного текста.

В этом смысле любой праведник является героем и нашего и будущего времени, поскольку он показывает, как изменяется человек после встречи со Христом, как он находит свой неповторимый путь ко спасению, и как мы, его потомки, можем последовать за ним, чтобы потом наши дети и внуки ориентировались уже на подвижников нашего времени, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) или тот же митрополит Антоний. Разумеется, эти недавно ушедшие от нас праведники еще не причислены к лику святых, но, изучая их опыт, как и жития древних подвижников, мы можем лучше понять путь ко спасению в современном мире.


Андрей Зайцев



Источник:      Татьянин День

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Татьянин День

19.06.2010

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Виленская икона Божьей Матери, XVIII в, Литва

27 апреля

Виленская икона Божьей Матери

Дни памяти: Февраль 14 (27), Апрель 14 (27)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год