3 мая 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Статья председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, опубликованная в «Независимой газете», посвящена эксперименту по преподаванию курса «Основы духовных культур и светской этики» в школах.

Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Легойда Владимир Романович /Кандидат политических наук, Доцент, Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»

Легойда Владимир Романович

Кандидат политических наук
Доцент
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»

Труды этого автора

9 апреля 2010

«Четвёртым и пятым классами дело не должно ограничиться...»


В. Легойда в своей статье, опубликованной в «Независимой газете», размышляет об эксперименте по преподаванию в школе религиозных культур и светской этики


Оппоненты введения в школах уроков по основам традиционных религиозных культур и светской этики требуют немедленно остановить эксперимент. Но давайте будем честны: поступить так — не просто неосмотрительно, но и в каком-то смысле безответственно. Надеюсь, что и невозможно.

Прежде всего, не говорить о религии в школе уже, к счастью, нереально, а после отказа от воинствующего атеизма советского времени и вообще как-то неприлично. Слишком дорогую цену мы уже заплатили, лишенные в течение десятилетий адекватных представлений о фундаментальнейшем пласте человеческой культуры. Иначе зачем писать в умных книжках о культурообразующей роли мировых религий, если мы убеждены, что наши дети могут вполне обойтись без знаний того, что легло в основу ценностной системы человечества? Или мы хотим, чтобы молодежь продолжала считать, что христианство возникло в III веке до нашей эры (из ответа одного из студентов на экзамене: «прочитал в книжке, где на обложке какая-то женщина с ребенком нарисована»), ислам проповедует насилие (и тогда президенту вновь и вновь придется просить журналистов быть осмотрительнее с терминологией), а буддисты верят в переселение душ (это при отрицании души в буддизме!). Примеры не придуманы, а взяты из современной общественно-политической жизни и личной преподавательской практики в не самом плохом вузе страны. Увы, не единичные примеры... Конечно, можно читать (и воспринимать) Достоевского, не зная Евангелия, но как-то странно при этом полагать, что «так оно лучше». И что нам, сегодняшним, до того, что, по словам самого Федора Михайловича, «через большое горнило сомнений моя осанна прошла». Мы ведь уже не сомневаемся, а что такое осанна, можно и не знать.

Основные школьные курсы по еще советской привычке стыдливо (или бесстыдно?) на эту тему молчат, потому что не знают, как говорить о религии. А если учитель и пытается восполнить пробел, то его подготовки подчас просто не хватает, и он учит детей тому, что не очень хорошо знает сам. Итог двух постсоветских десятилетий налицо: о религии в школе всё равно пытаются говорить — если не научные атеисты, то неспециалисты, у которых нет даже толковой методической литературы.

Далее. Сделать лучше, чем сейчас, будет весьма не просто. Прежде всего, мы, наконец, нашли решение, которое впервые устраивает как представителей всех традиционных религий России, так и атеистов (не могу не напомнить, что ввести курс по «Основам светской этики» предложила Русская Православная Церковь, а не «светские гуманисты»). Не стоит недооценивать и уровень, и масштаб проведенной подготовительной работы. За основу взят как европейский опыт, так и опыт российских девяностых и нулевых: и положительный, и отрицательный. Курс не вводится с наскока: сперва следуют несколько лет эксперимента… Если кому-то очень не нравится слово, давайте заменим его на более приемлемое, но не менее академично звучащее: апробация. Любой педагог знает, что это естественный процесс при появлении новой дисциплины. И понимает, что школьный курс невозможно сперва «проверить на крысах».

Два слова об открытости процесса. Если мы завтра начнем вести общественную дискуссию по поводу всех школьных учебников, то детям придется обходиться без них. Просто взрослая общественность никогда ни до чего не договорится. Договориться могут профессионалы, которым поручено и положено: одним — эти учебники готовить, другим — их рецензировать и редактировать. Но, видимо, сторонники «широкой дискуссии» полагают, что если учебники по физике должны писать физики, по литературе — филологи и литературоведы, то уж основы религиозных культур всякий может изложить. Оно и понятно: богатый опыт прошлого («Пастернака не читал» — далее по тексту). Хотя если уж на то пошло, главы учебника по «Основам православной культуры» профессор, протодиакон Андрей Кураев в процессе подготовки последовательно размещал в своем ЖЖ, так что любой желающий мог не только прочитать, но и написать автору. Что, кстати, и делали все заинтересованные, за что их Кураев потом сугубо благодарил.

Весьма разумно и то, что светская школа, оставаясь светской и привлекая к преподаванию светских же педагогов, тем не менее, сотрудничает с религиозными организациями — в вопросе подготовки учебных пособий. Здесь минобразовские методисты следовали методологическому принципу, сформулированному в начале прошлого века выдающимся русским буддологом Ольденбургом: цельный образ основателя религии может получить только тот, кто знает, каким этот образ представляют сами верующие, иначе получится то, что не имеет к самой религии никакого отношения. Никто не расскажет о религии лучше ее представителей, а культурологический характер курса нивелирует миссионерскую составляющую, даже если последняя невольно проявится в текстах. (Подозрительную, с точки зрения издательства, главу 3 учебника по «Основам православной культуры» на предмет соответствия Конституции проверял не кто-нибудь, а сам С. Шахрай и ничего предосудительного в тексте не нашел, о чем имеется соответствующий документ — письмо Шахрая на имя министра юстиции А.В. Коновалова).

Наконец, о воспитании. Конечно, оно не в заучивании нравственных законов. Безусловно, здесь, как вообще в учебном процессе, очень многое зависит от личности учителя. Но только вот кто сказал, что курс нацелен на заучивание моральных максим? (Мне этот аргумент напоминает давний спор атеиста с... его представлением о Боге: «Я в вашего Бога не верю! — Почему? — А вот космонавты летали и Бога не видели! — А должны были? — А разве нет?!»).

Вообще в возникшей вновь дискуссии есть один серьезный вопрос, ответ на который, по счастью, уже имеется: не опасен ли факт разделения детей на курсы «по религиозному признаку»? Однако эта особенность была предусмотрена: курс выстроен таким образом, чтобы сформировать общее ценностно-нравственное поле. Чтобы, зная и уважая религиозно-культурные традиции друг друга (а ведь можно изучать и все курсы последовательно — благо, четвертым и пятым классами дело не должно ограничиться), дети видели единую нравственную основу разных религиозных традиций. И понимали, что золотое правило нравственности названо так в том числе и потому, что существует в разных религиозных традициях и безрелигиозном мировоззрении (различия будут в обосновании нравственности и мотивации поступков).

А еще такой школьный курс способен научить думать. А чтобы уметь думать, нужно знать. В том числе свою культуру, религию, на которой эта культура выросла, веру и убеждения своего соседа. Новый школьный курс может все это дать нашим детям. Конечно, в том случае, если мы, наконец, перейдём от контрпродуктивной критики к совместным усилиям по адекватной реализации задуманного.



Источник:      Патриархия.ru

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ru

9.04.2010

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

21 мая 2012

Владимир Легойда: Задача Церкви в информационном пространстве — формировать собственную повестку дня

В мае 2012 года в Санкт-Петербургском епархиальном управлении прошли курсы повышения квалификации для... (Далее)

26 апреля 2012

Владимир Легойда: Возрождение сердец. Интервью журналу «Национальный прогноз»

О сотрудничестве Русской Православной Церкви и государства в восстановлении культурного и духовного наследия России и о том... (Далее)

26 марта 2012

Владимир Легойда: Самый правильный ответ на кощунство — это молитва. Интервью порталу «Интерфакс-Религия»

«Церковь все более активно заявляет себя как серьезная общественная сила, и многим это не нравится... (Далее)

13 марта 2012

Владимир Легойда: «Сомневаться можно в своих силах, а не в вере». Интервью порталу «Актуально.ру»

Интервью председателя Синодального информационного отдела, профессора МГИМО, главного редактора православного... (Далее)


Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год