4 мая 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Священник Андрей Лоргус о путях выхода из кризиса семьи.

Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Лоргус Андрей /Священник, Ректор Института христианской психологии

Лоргус Андрей

Священник
Ректор Института христианской психологии

Труды этого автора

7 апреля 2010

С христианской точки зрения одиночество - это ненормальная жизнь человека


«Человек стремится жить в семье. Семья - это дом личности». Священник Андрей Лоргус о путях выхода из кризиса семьи.
23 марта 2010 г.


Зимой этого года начал свою работу Институт христианской психологии. О том, где будут востребованы его выпускники и какими с точки зрения христианской психологии видятся пути выхода из кризиса семьи, корреспондент «Интерфакс-Религия» Ольга Гуманова попросила рассказать ректора нового учебного заведения священника Андрея Лоргуса.


- В последнее время мы слышим много разговоров о том, как увеличить рождаемость. Идут споры о том, с помощью чего можно было бы улучшить демографическую ситуацию - денежных пособий, льготного жилья, эффективной социальной рекламы. В то же время современные потенциальные родители - это в большинстве своем люди, за плечами которых стоят два-три поколения однодетных предков. Возможно ли вообще преодолеть установку на однодетность, или не стоит даже и пытаться?

- Проблема однодетности семей, как мне представляется, преодолевается достаточно легко в первом же поколении. Следует рассматривать не историю той или иной семьи в вопросе рождения детей, но и религиозную и мировоззренческую традицию семьи в вопросе структуры семейных отношений. Это важнее.

Если семья была построена по детоцентристскому принципу, где «все лучшее детям», то, скорее всего, в следующем поколении детей не будет вообще или продолжится та же самая тенденция однодетности брака.

Если структура семьи была построена на мужском, отцовском, примате, то есть главенстве мужчины в семье, то есть все основания предполагать, что эта семья будет более крепкой и, как следствие, более многодетной. Многодетность является следствием структурной крепости семьи. Структура семьи - стержень отношений. С христианской точки зрения семья построена на основе мужского первенства, главенства мужчины - это ее опора, скелет, стержень, охрана. Семья чувствует себя защищенной, семья чувствует себя комфортно и уверенно, когда основой ее является мужчина-муж. Естественно, отношения между супругами задают тон всем прочим отношениям. И тогда многодетность является естественным принципом. Для того, чтобы увеличивать рождаемость, ничего не надо делать извне. Нужно создать условия для того, чтобы мужчина и женщина могли составить такую здоровую, духовно естественную семью. Не с точки зрения экономики, а с точки зрения духовного отношения друг к другу, к семье как таковой. Вот об этой традиции следует говорить с христианской точки зрения.

Если мы говорим о денежных пособиях, то это, прежде всего, должны быть пособия семье. Не однодетной одинокой матери и вообще не женщине, и вообще не детям - пособие должно быть семье и выдаваться главе семьи, то есть мужчине. Все пособия должны быть направлены ему, а не детям или женщине. Если государство поддерживает одиноких матерей и однодетную семью - значит, их будет становиться все больше и больше. То, что мы поддерживаем, того становится больше.

По поводу льготного жилья. Если эти льготы выдаются семье с несколькими детьми, то есть сначала надо жить в одной комнате в коммуналке или с родителями, чтобы родить троих, а потом получить квартиру, то так едва ли рождаемость увеличится. Льготы на жилье должны выдаваться тем, кто собирается вступить в брак. Если у пары, прежде всего у мужчины, есть возможность построить свое жилье, свой дом, то тогда он охотно будет заключать брак и, естественно, рожать в нем детей. Это с точки зрения христианской традиции, которая относится к семье в таком архаическом, но традиционном плане.


- Каким образом сейчас можно воспитать у молодежи установку на главенство мужчины?

- Воспитать этого нельзя, и не надо. Это само по себе вернется естественным путем, если общество и государство не будет поощрять противоположное. Иными словами, вмешиваться в этот процесс не надо, он естественный. Традиционная структура семьи восстановится, как только будет преодолен иной крен, разлагающий традиционные отношения.


- А если женщина уже является матерью-одиночкой, так получилось, как с ней быть? Не давать ей пособия?

- Пособие, конечно, надо давать и надо помогать ей воспитывать ребенка. Но при этом пособия одинокой матери должны быть ниже тех пособий, которые государство должно выдавать семье. Сейчас государство поощряет матерей-одиночек. Очень часто мне приходилось сталкиваться как священнику с практикой, когда молодые супруги разводятся для того, чтобы мать-одиночка получила квартиру. Супруги идут на фиктивный развод. А ведь это тяжкий грех. Вот что поощряет государство подобными мерами.


- Есть еще одна проблема, о ней часто говорят демографы - это противоречие между социальными ролями человека как работника и как семьянина. Для того, чтобы состояться как работнику, нужно развивать в себе определенные качества, двигаться в одном направлении, для того, чтобы реализоваться как матери или отцу - в совершенно противоположном. Как разрешить это противоречие?

- Нужно вернуться к той модели, которая существует в других странах, а у нас была до революции, - работником должен быть мужчина, а женщина должна быть ориентирована в большей степени на семью и продолжать свою карьеру после того, как дети становятся уже достаточно самостоятельными. Так принято в Европе и в Америке. Таким образом, женщина может восполнить свое желание реализоваться как профессионал. Семья должна иметь возможность жить и развиваться на основе заработка мужчины.


- Но ведь если женщина выбирает традиционную модель семейных отношений, посвящает себя дому и детям, на нее со всех сторон оказывается давление. Родственники, знакомые начинают запугивать: «А что ты будешь делать, если муж тебя бросит? Заболеет? Умрет?» «А если дети вырастут и начнут тебя презирать, потому что ты - ограниченная домохозяйка?» Что можно этому противопоставить?

- Я думаю, что если женщина выбирает традиционные семейные ценности, то, значит, она уже продумала свою позицию, и у нее есть определенные аргументы против такого давления. Но как раз и задача социума, и, я думаю, в значительной степени государства - выработать меры защиты семьи в случае потери кормильца, распада семьи, катастрофы, несчастного случая. На этот случай должны быть страховки и тому подобное. Это во-первых. А во-вторых, семья и традиционные ценности в современных условиях никоим образом не препятствуют женщине реализоваться как специалисту. Для этого есть все возможности. Женщина-профессионал и при этом многодетная мать - одно не противоречит другому. Когда мы говорим, что женщина должна сидеть дома и быть хозяйкой, то не представляем ее кухаркой, уборщицей, прачкой у себя дома. Это вовсе не так - она может привлечь к своему хозяйству няню, домработницу. В советские годы этого было делать нельзя, называлось эксплуатацией. Сейчас это возможно, и, таким образом, женщина может высвободить для себя силы и время, чтобы учиться и работать. Я знаю много замечательных примеров: женщина учится как раз тогда, когда у нее маленькие дети. Во время беременности, грудного вскармливания учатся, защищают дипломы и счастливы. Никаких препятствий не вижу. Это трудно, верно. Но для того и должен муж иметь достаточный заработок, чтобы жена не была дома в рабстве домашней работы. Для этого есть прислуга, и это новые рабочие места для молодежи.


- Какой Вам видится наиболее типичная модель личной жизни человека в ближайшем будущем? Одиночество, множество случайных связей, возврат к традиционной модели семьи? Куда мы движемся?

- Трудно сказать, куда мы движемся. Я думаю, что урбанизация неизбежна, и едва ли тенденция изменится. Но человек обладает, на мой взгляд, очень большим запасом духовного здоровья. И поэтому, если иных воздействий (войны и революции) на человека не будет, то он вернется к традиционным ценностям. Но объективно социальное одиночество в городской среде, конечно, будет преобладать. Город способствует одиночеству. Однако сейчас имеется заметная тенденция и в нашей стране, и в европейских странах - духовно здоровые люди выезжают из города, живут в пригородах, работая, например, в Москве. У человека есть стремление оздоровить свою жизнь.

С христианской точки зрения одиночество - это некая защитная реакция, это ненормальная жизнь человека. Человек стремится любить и быть любимым. Человек стремится жить в семье. Семья - это дом личности. Но что делать, человек несчастен и одинок.


- Каким образом переезд за город может помочь человеку преодолеть одиночество? Ведь все равно у него остается прежняя городская работа, тот же круг друзей. Что меняется?

- Человек сохраняет свою мобильность. Жизнь за городом, жизнь своим собственным домом восстанавливает традиционные ценности семьи. Когда семья живет в условиях собственного дома, собственного участка, пусть даже очень маленького, тотчас естественным образом восстанавливается ролевое поведение мужчины и женщины. Мужчина занимается строительством, обеспечением, охраной, поддержанием порядка на своей улице, в своем поселке, а женщина - хозяйством, уютом, отношениями в семье.

Наше Отечество слишком богато землей, чтобы не было возможности наделить каждого гражданина участком. Если человека вернуть к земле, к исконному русскому богатству, то откроется шанс коренным образом оздоровить семейные отношения. Собственно говоря, идея большевиков отнять землю у людей и была направлена на разрушение семьи. Землю отнять, поселить всех в город, разрушить семью и таким образом лишить человека его исконных ценностей и ресурсов.


- Есть мнение, что одна из причин демографического кризиса - в том, что люди сейчас недостаточно мобильны. Редкая семья готова переехать за город или в менее населенный район, в провинцию даже в том случае, если там им предоставить жилье и работу с достойной оплатой. Вы согласны с этим?

- Я согласен совершенно, это действительно так и есть. И это следствие того, что в Советском Союзе человек был очень жестко привязан к прописке, к социальным пособиям, к административным государственным условиям, в которых он рос, учился, становился профессионалом. Мобильность была даже под запретом. Вспомните, в советские годы были такие понятия: «перекати-поле», «шатун», «погнаться за длинным рублем». Это осуждалось. Идеология была направлена на то, чтобы привязать человека к месту. Крестьянам не давали паспорта, чтобы они не выезжали из деревень. Тех, кто часто менял место работы, обличали, судили товарищескими судами. Идеология шестидесятых-семидесятых годов была направлена против мобильности людей.


- Но тем не менее люди ехали на БАМ, другие стройки коммунизма...

- Да, совершенно верно. При всем при этом была противоположная тенденция, когда необходимо было решать глобальные индустриальные проблемы. Но на «стройках коммунизма» создавались жуткие условия выживания, и многодетности это также не способствовало. Даже после того, как стройки завершались, люди продолжали жить в бараках. Я это знаю по себе, потому что я вырос на Дальнем Востоке в семье геолога, который был первооткрывателем дальневосточных месторождений. Я сам видел, как тяжело жили люди бараках. Это не способствовало ни мобилизации людей, ни созданию нормальных условий для семьи и рождения детей. Да, были исключения типа наукоградов или закрытых военных городков и гарнизонов, но их было немного.


- Этой зимой начал работу Институт христианской психологии, который Вы возглавляете. Кого он будет готовить? Где будут работать выпускники? Чем принципы христианской психологии отличаются от светской?

- Прежде всего, наш институт направлен на подготовку специалистов для реализации социальной церковной программы. Уже два десятилетия Церковь активно развивает свою социальную доктрину и социальную практику, а специалистов для этой практики остро не хватает - медиков, психологов, педагогов, социальных работников, волонтеров, которые имели бы специальную подготовку. Наш институт был создан для того, чтобы восполнить этот недостаток. Нужны профессиональные христианские специалисты, которые, с одной стороны, имеют христианскую систему ценностей, а с другой стороны, обладают специальными психологическими знаниями, необходимыми для такой работы. Поэтому мы и открыли наше учебное заведение как институт дополнительного образования. Мы преподаем христианскую психологию людям, уже имеющим высшее образование. Наши выпускники могут работать в детских домах, интернатах, приходах, монастырских приютах, школах, гимназиях. Там нужны специалисты с христианским образованием. Главное, что их отличает от светских психологов, - это преданность христианским ценностям, богословские знания и психологическая специальная практика, а также особое отношение к человеку, к личности как образу и подобию Божию. Первое, что должно отличать христианскую психологию от светской, - это глубокая убежденность в том, что человек есть личность. И большой, и маленький, и больной, и престарелый, и в тяжелых жизненных ситуациях, и на высотах духа - он есть богоподобная личность.



Источник:      Интерфакс-Религия

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Интерфакс-Религия

7.04.2010

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Мемориал Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь

8 мая

Открытие мемориала «Могила Неизвестного солдата» и Вечный огонь у Кремлёвской стены (1967)

В Москве в Александровском саду, у Кремлевской стены, расположена могила Неизвестного солдата.

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год