19 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Аванесов Вадим Сергеевич /доктор педагогических наук, профессор,

Аванесов Вадим Сергеевич

доктор педагогических наук
профессор

Труды этого автора

14 декабря 2006

Национальные проекты нужны, но другие


 

Доклад на VII международной научной конференции

«РОССИЯ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ»

Секция: «Качество управления, механизмы социального партнёрства

и национальная конкурентоспособность».

ИНИОН РАН, 14 декабря 2006 года

 

Введение

Национальными проектами называются четыре приоритетные целевые программы развития сфер образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилья, инициированные в конце декабря 2005 года Президентом РФ В.В.Путиным. Это новое положительное явление политической жизни страны, дающее шанс на улучшение сильно отстающей социальной сферы развития РФ. Однако такая общая положительная оценка Национальных проектов не исключает аргументированного анализа их возможных недостатков. Актуальность такого анализа возрастает в связи с тем, что в расширяющемся потоке публикаций очень мало аналитических работ, аргументировано указывающих на реальные недостатки этих проектов и на возможные пути их дальнейшего улучшения.

 

Три главные проблемы Национальных проектов

Прошёл год со дня их объявления, и обозначилась три главные проблемы:

1. Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло из-за того, что ни общественные силы, ни профессионалы-ученые к этой работе не были привлечены достойным образом.

2. Восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея национального проекта как способа решения важных проблем страны представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем; Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%) [1].

3. Проекты не стали Национальными, в западном смысле этого слова. В странах, где нация представляет такое единство общества и государства, в котором государство служит обществу. В то время как смысл названия «Национальный» предполагает руководящую роль общественных организаций и решающий вклад профессиональных ассоциаций, при поддержке государства. В данном случае всё наоборот – государство выдвигает проекты и само же руководит ими, распределяет деньги по своему усмотрению, в отсутствие эффективного общественного контроля и общественной поддержки. Поэтому эти проекты сейчас выглядят как Национальные по названию, но правительственные - по существу.

Применение слова «Национальный» в Федеративном государстве вообще требует осторожности, поскольку смысл слова «Национальный» а нём воспринимается не так, как в мононациональном государстве. Есть и региональные различия: население национальных республик ряда регионов воспринимает его иначе, чем жители центральных регионов России. Кроме того, адекватное восприятие смысла этого слова связано с уровнем образованности граждан. Не случайно практически все Национальные проекты в РФ подвержены риску неудач.

 

Актуальные вопросы обсуждаемых проектов

В последние 15 лет мы были свидетелями недостаточной востребованности ученых РАН и других академий в решении актуальных проблем управления страной. Как и многие другие мероприятия, Национальные проекты готовились не научными учреждениями, а потому не случайно, что в обсуждаемых Национальных проектах не видно признаков их научной проработанности. И это не первый случай правительственных проектов, принятых без научной и общественной экспертизы.

Хотя в последние годы много говорят об идеологическом вакууме, это не так. Определённая идеология в стране есть, и она проглядывает также в Национальных проектах, хотя и носит латентный характер. Речь может идти о признаках своеобразной западной идеологии меритократического толка, в соответствии с которой власть в стране должна принадлежать самым достойным.

В России эта идеология трансформировалась в такую субкультурную форму, как псевдомеритократическая. Все правительственные проекты последних 15-ти лет содержат такого рода псевдомеритократический компонент, суть которого – власть, деньги, образование и прочее должны принадлежать лицам определённого круга. Не случайно подавляющее большинство назначений на руководящие должности в стране всё ещё проводится по архаичному принципу личной преданности. Например, вся страна обсуждает сейчас вопрос – кто станет преемником уходящего со своего поста Президента РФ, как будто бы Россия – монархическая страна.

Главная идея озвученных Национальных проектов – это финансовая поддержка государством сильно отставшей социальной сферы. И это хорошо. Но, похоже, что эта позитивная идея отягощена другими латентными замыслами. Например, посредством Национальных проектов правительство стремится внедрить разрушительный для сферы образования Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Гранты по Национальному проекту «Образование» получат только те регионы, которые будут проводить у себя уже упоминавшийся ЕГЭ. Появился и соответствующий слоган: «Деньги в обмен на обязательства регионов и образовательных учреждений» [2]. При этом ЕГЭ имеет неприемлемые показатели точности и обоснованности измерения. От таких «педагогических измерений» образование страны неизбежно впадёт в состояние перманентного нарушения прав граждан на объективную и справедливую оценку их учебных достижений. Меняется в худшую сторону учебный процесс, который теперь сводится к подготовке к узкому сегменту содержания правительственного ЕГЭ [3]. «Натаскивание» детей на тестоподобные вопросы ЕГЭ постепенно приобретают характер социальной эпидемии и шизофрении. Настоящих тестов там нет. Правительство на всенародную критику ЕГЭ не реагирует. Очевидно, что в управлении страной сформировалась новая политическая «элита», намеренно уклоняющаяся от научного проектирования осуществляемых замыслов и от обсуждения проблем социального управления государством с гражданами.

Настоящая конференция – первое, хотя и запоздалое, исключение из сложившегося положения.

Основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов – распределение денег на основе не вполне проработанных критериев. Распределение бюджетных денег проводится через соответствующие министерства. Но в России этот механизм довольно часто проявляет себя как коррупционный. Факты проявления такого механизма многочисленны, а потому их можно здесь не приводить. Помимо коррупции, обсуждаемые Национальные проекты объективно способствуют усилению бюрократизма. Теперь школы, выигравшие гранты, обязаны чуть ли не еженедельно подавать отчеты на восьми листах, сразу в три адреса. В общем, у них набегает 90 видов отчетности [4]. Не случайно в образовательных учреждениях, ораганах управления и в прессе стали обсуждаться идеи неучастия в такого рода Национальных проектах.

Другой существенный недостатков нынешних Национальных проектов – их избирательность. Или, говоря языком чиновников, точечность. Считается, что «маяки» помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ может заработать по-новому. Но что делать с остальными? Закрывать их, как и больницы, нельзя. Следовательно, надо заниматься улучшением работы и этих учреждений. Избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта – всенародности положительного эффекта. При точечной ориентации финансовой поддержки вряд ли можно надеяться на широкую научно-профессиональную и общественную поддержку. Как отмечалось ранее, Россия фактически уже лишилась народного образования и здравоохранения. Народное образование расслоилось на элитарное и массовое [5].

Национальные проекты часто называются приоритетными. Вот что говорит заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин: «Если это приоритетный проект, должно быть приоритетное финансирование. В текущем году расходы бюджета растут на 40%, расходы по разделу «Образование» на 25%. Какой это приоритет»?

 

Заключение

Приведенный анализ позволяет вывести, что Национальные проекты не являются Национальными в строго научном смысле этого понятия. Национальные проекты не являются и научно обоснованными программами социального развития, общественно значимыми, прошедшими предварительную научно-профессиональную и общественную экспертизу. Похоже, что это не национальные, а скорее, правительственные проекты.

Например, национальный проект «Образование» может стать дымовой завесой реальной образовательной политики Правительства РФ на коммерциализацию образования. Правительство не скрывает, что оно рассматривает образование как платную услугу, расширяет платность образования. Поставлена задача «обеспечить связь образования с бизнесом, чтобы бизнес, по словам М.Фрадкова, определял "чему и как учить". За этим следует приватизация, потому что без приватизации образования бизнес никого и ничему учить не будет.

Результат влияния такого рода правительственной идеологии – уже 57 % студентов высшей школы платят за своё образование. Массовое школьное образование постоянно ухудшается. По индексу развития человеческого потенциала Россия опустилась до 57-го места [6].

 

Что делать

1. Отмеченные характеристики существующих проектов указывают на необходимость изменения их парадигмы.

2. Для многонационального федеративного государства идея национальных проектов представляется неперспективной. Опыт подтверждает этот вывод. Идею национальных проектов лучше заменить государственными программами развития народного здравоохранения, образования, жилищного строительства и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов РФ. Что и должно быть в настоящем социальном государстве.

 


Примечания.

 

1. Источник: данные Фонда общественного мнения 07.12.2006

http://win.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=11655096830000007804

2. Лемуткина М. Нацпроект-ультиматум.  

http://www.gazeta.ru/2006/09/28/oa_217850.shtml

3. Аванесов В.С. Единый Государственный Экзамен в фокусе научного исследования// Педагогические Измерения, 2006, №1, с.3-31; См. также http://testolog.narod.ru

4. Москве не надо грантов. http://gazeta.ru/education/2006/12/12_a_1146975.shtml

5. Аванесов В.С. Два лика образовательной политики. «Независимая газета», 5 октября, 2000г.

6.  Доклад о развитии человека. 2004. Пер. с англ. Издано для программы развития Организации Объединенных Наций, ПРООН. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. –328 стр.


Источник:      VII международная научная конференция «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития»

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

VII международная научная конференция «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития»

14.12.2006

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год