В.К.Крючков,
кандидат философских наук,
Н.Новгород
Образование в том виде, в каком оно представлено в начале XXI века, к сожалению, не учитывает глобальный кризис цивилизационного развития, переживаемый ныне обществом, поэтому и не способствует его преодолению. Прагматическое, рациональное знание все более оттесняет в традиционном образовании мир духовных исканий личности, вследствие чего, оно начинает утрачивать свой исторический «корневой» смысл «образовывания человека» (Л.А.Степашко, 1999), т.е. формирование его духовного образа средствами культуры, выработанной предшествующими поколениями.
В поисках исследователей самых разных профессий – от философов, социологов и педагогов до представителей фундаментальных естественно-научных дисциплин, определяющих ныне информационный и технический прогресс, отрабатываются новые школьные системы в структуре образования, отвечающие реалиям начала третьего тысячелетия истории человечества. Прежде всего, это утверждение «таких ценностей, как национальная идея многонационального государства, духовная преемственность поколений на основе традиционных социокультурных механизмов связи времен и стабилизации общества, а также воспитание молодежи, предполагающее неразрывное единство достижений мировой культуры и самобытных ценностей российского образа жизни и российской ментальности» (Е.П.Савруцкая, 2000).
Это, на наш взгляд, и определяет в настоящее время характер инновационных процессов в образовательной среде, которые направлены на преодоление манипулирования сознанием воспитанников, т.к. весь печальный опыт нашей традиционной «авторитарной педагогики» убедительно доказал, что воспитание, основанное на «подгонке ребенка под стандарт», губит его.
В этой связи подчеркнем положение о постоянном возрастании человеческой ценности вместе с развитием социального пространства, в котором протекает жизнедеятельность человека, поскольку, находясь в этой среде, он не только усваивает ее ценности, но и в соответствии с личностными установками, создает условия для вхождения в данную культуру, решая задачу развития своих духовных качеств через непрерывный образовательный процесс. Поэтому нам важно рассмотреть т.н. процесс инкультурации индивида, чтобы показать, что становление личности происходит во взаимодействии с культурой данного социума. (Э.А.Орлова 1994; А.Кураев, 1999).
Согласно точке зрения представителей современной социальной философии, культура – это «вся создаваемая человечеством предметная действительность, воплощающая в себе наши собственные силы и отношения» (В.М.Межуев, 1977, 1982). Иными словами, – это весь мир, в котором человек обнаруживает и проявляет себя как общественное существо.Следовательно, процесс инкультурацииможет быть представлен нами как концепция отражения единого целостного процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум посредством использования совокупного опыта человечества. Можно сказать, что культура и сформированный ею менталитет оказываются той питательной средой, почвой, на которой взращиваются культура и менталитет конкретной личности, т.е. ее интеллектуальная, эмоциональная и духовно-нравственная сферы. А это, в свою очередь, предполагает педагогическую интерпретацию закономерностей объективного процесса инкультурации, т.к. образование, являясь социокультурным институтом, обеспечивая формирование менталитета социальной общности, устойчивость национальной культуры, духовности социальных связей и отношений, придает субъективное, личностное начало процессу передачи культурного наследия от одного поколения к другому.
Это заставляет нас говорить об утверждении в национальной концепции образования важного принципа уважения к личности воспитанника и учете в содержании образования его духовного потенциала, который реализуется путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Поэтому мы можем со всем основанием считать, что сущностью образовательного процесса в данном случае становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщение молодого человека ко всему богатству человеческой культуры.
Соответственно предлагаемому содержанию, усвоение социального опыта в его целостности, на наш взгляд, позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную среду, но и изменять ее. Речь в данном аспекте идет о духовной «переделке» человека, его духовном совершенствовании, ибо непрестанная работа, созидающая гражданина, есть работа духа, усилия, в которых все элементы духовного мира личности подвергаются этой «переделке»: знания, вера, ценности, потребности, убеждения, цели, чувства. При этом ясно звучит мысль о человеке как о творце общественной жизни, поскольку полноценное общество не может состоять из духовно бедных, «недоделанных» (Ф.М.Достоевский) в духовном отношении людей.
Следовательно, цель образования как социокультурного института должна быть переориентирована в сторону приоритетности его культурной функции, а сама образовательная система должна соответствовать позитивным тенденциям социально-культурного развития и ориентироваться на проверенные временем культурные доминанты, сохранившие свое значение и для современности, такие как антропоцентризм, гуманизм и духовность, являющиеся базовыми в отечественных философских воззрениях.
Из этого следует, что обозначенные нами проблемы в исканиях современной философско-педагогической мысли приобретают все более и более аксиологический (ценностный) аспект. Образование в данном аспекте воспринимается с позиций его возможностей, его значимости в формировании духовного облика человека – личности, способной сохранить и упрочить все позитивное, что завоевано предшествующим опытом, и, следовательно, принять это позитивное в качестве собственных ориентиров.
Выше обозначенный подход дает нам основание по-новому сформулировать философское понятие духовности, определив ее как систему ценностных ориентаций личности, базирующуюся на культурно-нравственной традиции социума.
Мы считаем, что такая формулировка позволяет рассматривать общественные идеалы и цели образовательной деятельности в контексте исторической эпохи, социокультурной среды, характеризуемой особенностями национального менталитета, а также культурой и интеллектуальным потенциалом конкретного общества.
Данный подход диктует настоятельную необходимость решительной корректировки школы в области воспитания. Сущность которого в рамках данного подхода представляется нами как принятие молодым человеком выработанного культурно-нравственной традицией окружающего социума идеала совершенства и включение его в собственную жизнь. Поэтому важнейшим условием эффективности воспитательного процесса с позиций духовности, по нашему мнению, является введение в педагогический контекст традиционных для социума культурно-нравственных образцов для подражания, которые будут задавать планку совершенства, помогая обретать личностную гармонию и понимать свое предназначение, пробуждая в молодом человеке энергию самосозидания.
Сегодня к нам пришло понимание, что главное средство обучения и воспитания – общение, а значит, определяющее значение приобретает в этой связи личность взрослого, который находится рядом с ребенком. Важен даже его внешний облик, ведь дети не любят преждевременно увядших и плохо одетых людей, им нравятся успешные и счастливые взрослые. Тогда у ребенка появляется «образец для подражания», рядом с такими взрослыми ему не так страшно «взрослеть» и выходить в «большую жизнь».
Отсюда следует очевидная закономерность, вытекающая из данного нами определения: чем большим потенциалом (интеллектуальным, духовным), т.е. культурой, обладает ближайшее к растущей личности окружение, тем наиболее благоприятное и сильное влияние оно окажет на ее развитие.
Итак, если рассматривать образование с позиций духовности, с учетом всех тех выводов, которые нами были сделаны, тогда мы должны говорить о целостном процессе становления человека с его поступками, идеями и убеждениями мировоззренческого, религиозного и нравственного характера. А это значит, что в современных условиях массового образования необходим процесс поиска и внедрения таких практико-ориентированных технологий, которые могли бы способствовать решению проблемы реализации в повседневной педагогической деятельности всего спектра воспитательных ценностей, которые положительно влияют на становление личности молодого человека.
В связи с этим возникает необходимость в определении общих целей и задач воспитания. Это отнюдь не формальная задача, поскольку связана она с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. К сожалению, в сегодняшней практике конкретных образовательных учреждений получает распространение западная образовательная модель, которая не воспринимает школу как воспитывающий институт, а потому и не ставит перед ней общих задач воспитания. В данном аспекте она воспринимается как институт, дающий знания и формирующий внешний пласт социального поведения. Такой подход не может быть признан нами как состоятельный, т.к. применение вышеназванных принципов в практическом образовании нецелесообразно потому, что ребенок имеет в отличие от «интересов» различные «возможности души» (В.В.Зеньковский), что требует не энциклопедического образования, а развития этих «возможностей».
Иными словами, если мы говорим, что занимаемся воспитанием, то мы должны поставить перед образовательной системой конкретного образовательного института общие задачи воспитания – общие для всех субъектов образовательной деятельности (педагогов, родителей и самих воспитанников), поскольку все они, являясь единицами данного процесса, могут быть объединены только на принципах согласованного взаимодействия. Иначе ребенок будет всегда попадать в ситуацию конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа – другую; один учитель призывает к одному, второй – к другому. Ребенок в данной ситуации теряется в ориентирах и зачастую выбирает третий путь, который не всегда является положительным и оправданным, что приводит его к потере своей внутренней гармонии, к нарушению психологического здоровья.
Понимая важность постановки общих целей и задач воспитания, мы должны определиться и с тем, какую идейную основу мы положим в фундамент педагогического процесса.
На наш взгляд, это должно быть обращение к духовно-нравственным традициям российского образования и воспитания, к «…глубинным национальным идеям, которые смогут сыграть объединяющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в состоянии усиления социальной и общественной неопределенности» (Н.Д.Никандров, 1999), которые, сопрягаясь с ориентацией образовательной деятельности на человека, будут способствовать построению всего процесса обучения и воспитания на ценностно-антропологической основе.
К таким традициям мы можем отнести следующие:
- воспитание нравственности, души ребенка, его сердца;
- привлечение Православной веры к нравственному просвещению детей;
- бережное отношение к сохранению таких ценностей, как патриотизм, соборность, бескорыстие, уважение к учителю, уважение к старшим, почитание родителей и т.д.;
- превалирование воспитательной функции обучения;
- гуманные взаимоотношения педагогов и воспитанников;
- одинаковое отношение ко всем детям независимо от их национальности и умственных способностей.
Такой подход, содержащий в себе огромный духовно-нравственный потенциал, представляется нам стержневым и системообразующим в отборе и конструировании образовательного материала, ценностно насыщающего содержание образования и служащего надежным источником воспитания личности.
Источник: XV Международные Рождественские образовательные чтения
|