5 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Крючков Виктор Константинович

кандидат философских наук
проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности Нижегородского института развития образования, зав.лабораторией гражданского становления личности

Труды этого автора

31 января 2007

Культурная среда как источник воспитания личности


В.К.Крючков,
  кандидат философских наук,
Н.Новгород

 

 

Образование в том виде, в каком оно представлено в начале XXI века, к сожалению, не учитывает глобальный кризис цивилизационного развития, переживаемый ныне обществом, поэтому и не способствует его преодолению. Прагматическое, рациональное знание все более оттесняет в традиционном образовании мир духовных исканий личности, вследствие чего, оно начинает утрачивать свой исторический «корневой» смысл «образовывания человека» (Л.А.Степашко, 1999), т.е. формирование его духовного образа средствами культуры, выработанной предшествующими поколениями.

В поисках исследователей самых разных профессий – от философов, социологов и педагогов до представителей фундаментальных естественно-научных дисциплин, определяющих ныне информационный и технический прогресс, отрабатываются новые школьные системы в структуре образования, отвечающие реалиям начала третьего тысячелетия истории человечества. Прежде всего, это утверждение «таких ценностей, как национальная идея многонационального государства, духовная преемственность поколений на основе традиционных социокультурных механизмов связи времен и стабилизации общества, а также воспитание молодежи, предполагающее неразрывное единство достижений мировой культуры и самобытных ценностей российского образа жизни и российской ментальности» (Е.П.Савруцкая, 2000).

Это, на наш взгляд, и определяет в настоящее время характер инновационных процессов в образовательной среде, которые направлены на преодоление манипулирования сознанием воспитанников, т.к. весь печальный опыт нашей традиционной «авторитарной педагогики» убедительно доказал, что воспитание, основанное на «подгонке ребенка под стандарт», губит его.

В этой связи подчеркнем положение о постоянном возрастании человеческой ценности вместе с развитием социального пространства, в котором протекает жизнедеятельность человека, поскольку, находясь в этой среде, он не только усваивает ее ценности, но и в соответствии с личностными установками, создает условия для вхождения в данную культуру, решая задачу развития своих духовных качеств через непрерывный образовательный процесс. Поэтому нам важно рассмотреть т.н. процесс инкультурации индивида, чтобы показать, что становление личности происходит во взаимодействии с культурой данного социума. (Э.А.Орлова 1994; А.Кураев, 1999).

Согласно точке зрения представителей современной социальной философии, культура – это «вся создаваемая человечеством предметная действительность, воплощающая в себе наши собственные силы и отношения» (В.М.Межуев, 1977, 1982). Иными словами, – это весь мир, в котором человек обнаруживает и проявляет себя как общественное существо.Следовательно, процесс инкультурацииможет быть представлен нами как концепция отражения единого целостного процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум посредством использования совокупного опыта человечества. Можно сказать, что культура и сформированный ею менталитет оказываются той питательной средой, почвой, на которой взращиваются культура и менталитет конкретной личности, т.е. ее интеллектуальная, эмоциональная и духовно-нравственная сферы. А это, в свою очередь, предполагает педагогическую интерпретацию закономерностей объективного процесса инкультурации, т.к. образование, являясь социокультурным институтом, обеспечивая формирование менталитета социальной общности, устойчивость национальной культуры, духовности социальных связей и отношений, придает субъективное, личностное начало процессу передачи культурного наследия от одного поколения к другому.

Это заставляет нас говорить об утверждении в национальной концепции образования важного принципа уважения к личности воспитанника и учете в содержании образования его духовного потенциала, который реализуется путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Поэтому мы можем со всем основанием считать, что сущностью образовательного процесса в данном случае становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщение молодого человека ко всему богатству человеческой культуры.

Соответственно предлагаемому содержанию, усвоение социального опыта в его целостности, на наш взгляд, позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную среду, но и изменять ее. Речь в данном аспекте идет о духовной «переделке» человека, его духовном совершенствовании, ибо непрестанная работа, созидающая гражданина, есть работа духа, усилия, в которых все элементы духовного мира личности подвергаются этой «переделке»: знания, вера, ценности, потребности, убеждения, цели, чувства. При этом ясно звучит мысль о человеке как о творце общественной жизни, поскольку полноценное общество не может состоять из духовно бедных, «недоделанных» (Ф.М.Достоевский) в духовном отношении людей.

Следовательно, цель образования как социокультурного института должна быть переориентирована в сторону приоритетности его культурной функции, а сама образовательная система должна соответствовать позитивным тенденциям социально-культурного развития и ориентироваться на проверенные временем культурные доминанты, сохранившие свое значение и для современности, такие как антропоцентризм, гуманизм и духовность, являющиеся базовыми в отечественных философских воззрениях.

Из этого следует, что обозначенные нами проблемы в исканиях современной философско-педагогической мысли приобретают все более и более аксиологический (ценностный) аспект. Образование в данном аспекте воспринимается с позиций его возможностей, его значимости в формировании духовного облика человека – личности, способной сохранить и упрочить все позитивное, что завоевано предшествующим опытом, и, следовательно, принять это позитивное в качестве собственных ориентиров.

Выше обозначенный подход дает нам основание по-новому сформулировать философское понятие духовности, определив ее как систему ценностных ориентаций личности, базирующуюся на культурно-нравственной традиции социума. 

Мы считаем, что такая формулировка позволяет рассматривать общественные идеалы и цели образовательной деятельности в контексте исторической эпохи, социокультурной среды, характеризуемой особенностями национального менталитета, а также культурой и интеллектуальным потенциалом конкретного общества.

Данный подход диктует настоятельную необходимость решительной корректировки школы в области воспитания. Сущность которого в рамках данного подхода представляется нами как принятие молодым человеком выработанного культурно-нравственной традицией окружающего социума идеала совершенства и включение его в собственную жизнь. Поэтому важнейшим условием эффективности воспитательного процесса с позиций духовности, по нашему мнению, является введение в педагогический контекст традиционных для социума культурно-нравственных образцов для подражания, которые будут задавать планку совершенства, помогая обретать личностную гармонию и понимать свое предназначение, пробуждая в молодом человеке энергию самосозидания.

Сегодня к нам пришло понимание, что главное средство обучения и воспитания – общение, а значит, определяющее значение приобретает в этой связи личность взрослого, который находится рядом с ребенком. Важен даже его внешний облик, ведь дети не любят преждевременно увядших и плохо одетых людей, им нравятся успешные и счастливые взрослые. Тогда у ребенка появляется «образец для подражания», рядом с такими взрослыми ему не так страшно «взрослеть» и выходить в «большую жизнь».

Отсюда следует очевидная закономерность, вытекающая из данного нами определения: чем большим потенциалом (интеллектуальным, духовным), т.е. культурой, обладает ближайшее к растущей личности окружение, тем наиболее благоприятное и сильное влияние оно окажет на ее развитие.

Итак, если рассматривать образование с позиций духовности, с учетом всех тех выводов, которые нами были сделаны, тогда мы должны говорить о целостном процессе становления человека с его поступками, идеями и убеждениями мировоззренческого, религиозного и нравственного характера. А это значит, что в современных условиях массового образования необходим процесс поиска и внедрения таких практико-ориентированных технологий, которые могли бы способствовать решению проблемы реализации в повседневной педагогической деятельности всего спектра воспитательных ценностей, которые положительно влияют на становление личности молодого человека.

В связи с этим возникает необходимость в определении общих целей и задач воспитания. Это отнюдь не формальная задача, поскольку связана она с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. К сожалению, в сегодняшней практике конкретных образовательных учреждений получает распространение западная образовательная модель, которая не воспринимает школу как воспитывающий институт, а потому и не ставит перед ней общих задач воспитания. В данном аспекте она воспринимается как институт, дающий знания и формирующий внешний пласт социального поведения. Такой подход не может быть признан нами как состоятельный, т.к. применение вышеназванных принципов в практическом образовании нецелесообразно потому, что ребенок имеет в отличие от «интересов» различные «возможности души» (В.В.Зеньковский), что требует не энциклопедического образования, а развития этих «возможностей».

Иными словами, если мы говорим, что занимаемся воспитанием, то мы должны поставить перед образовательной системой конкретного образовательного института общие задачи воспитания – общие для всех субъектов образовательной деятельности (педагогов, родителей и самих воспитанников), поскольку все они, являясь единицами данного процесса, могут быть объединены только на принципах согласованного взаимодействия. Иначе ребенок будет всегда попадать в ситуацию конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа – другую; один учитель призывает к одному, второй – к другому. Ребенок в данной ситуации теряется в ориентирах и зачастую выбирает третий путь, который не всегда является положительным и оправданным, что приводит его к потере своей внутренней гармонии, к нарушению психологического здоровья.

Понимая важность постановки общих целей и задач воспитания, мы должны определиться и с тем, какую идейную основу мы положим в фундамент педагогического процесса.

 На наш взгляд, это должно быть обращение к духовно-нравственным традициям российского образования и воспитания, к «…глубинным национальным идеям, которые смогут сыграть объединяющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в состоянии усиления социальной и общественной неопределенности» (Н.Д.Никандров, 1999), которые, сопрягаясь с ориентацией образовательной деятельности на человека, будут способствовать построению всего процесса обучения и воспитания на ценностно-антропологической основе.

К таким традициям мы можем отнести следующие:

- воспитание нравственности, души ребенка, его сердца;

- привлечение Православной веры к нравственному просвещению детей;

- бережное отношение к сохранению таких ценностей, как патриотизм, соборность, бескорыстие, уважение к учителю, уважение к старшим, почитание родителей и т.д.;

- превалирование воспитательной функции обучения;

- гуманные взаимоотношения педагогов и воспитанников;

- одинаковое отношение ко всем детям независимо от их национальности и умственных способностей.

Такой подход, содержащий в себе огромный духовно-нравственный потенциал, представляется нам стержневым и системообразующим в отборе и конструировании образовательного материала, ценностно насыщающего содержание образования и служащего надежным источником воспитания личности.


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Преподобный Виталий Александрийский, икона XIX в.

5 мая

Преподобный Виталий Александрийский (609-620)

Преподобный Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом (память 12 (25) ноября), Патриархе Александрийском (609 - 620).

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Мемориал Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь

8 мая

Открытие мемориала «Могила Неизвестного солдата» и Вечный огонь у Кремлёвской стены (1967)

В Москве в Александровском саду, у Кремлевской стены, расположена могила Неизвестного солдата.

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год