20 апреля 2024
Разделы событий:
Аннотация:

10 января 2010 года, в Неделю по Рождестве Христовом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью

Cобытия по теме:

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

19 февраля 2013

Конференция в Николо-Угрешской православной духовной семинарии, посвящённая святителю Николаю Японскому

18 февраля 2013 года в Николо-Угрешской православной духовной семинарии прошла конференция, посвящённая осмыслению духовного наследия святителя Николая...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество|Святые и Святыни

Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Труды этого автора

10 января 2010

«Чтобы убедиться в Божественной силе слова Спасителя, нужно попробовать жить в соответствии с этим словом». Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом в Троице-Сергиевой Лавре 10 января 2010 года


Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю по Рождестве Христовом в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 10 января 2010 года


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Сегодняшний день на языке церковного Устава называется Неделей по Рождестве Христовом. Это первое воскресенье после Рождества Спасителя посвящено воспоминанию о трагическом событии, которое последовало вскоре после пришествия в мир Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, напуганный вестью о рождении Младенца, которая принесена была ему восточными мудрецами — волхвами, решил убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет отроду. Невинные младенцы были избиты, но среди них не оказалось рожденного Спасителя, потому что Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему вместе с Марией, взяв Отроча, бежать в Египет. И, как известно, Святое Семейство пробыло в Египте до тех пор, пока не умер Ирод, и только затем вернулось в Палестину (см. Мф. 2).

Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (см. Лк. 2:14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия. И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев — только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь — это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, Сам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет.

Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды — казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (см. 1 Ин. 5:19). И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь — особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали всё для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

Мы сталкиваемся и сегодня с проявлениями безбожия, нередко воинствующего безбожия; и наиболее распространенные усилия, направленные на то, чтобы весть, принесенная Богочеловеком, не была усвоена людьми, сводятся к тому, чтобы сказать: «да, действительно, был такой человек Иисус; учил, как и многие другие учили, ничего особенного Он не сказал, и другие говорили нечто похожее, да и сейчас говорят». А потому, мол, сказанное Спасителем есть лишь одна из точек зрения, одно из человеческих мудрований, рядом с ним можно поставить множество других, а человек свободен и может выбирать то, что ему нравится.

Наш лукавый век, обращаясь будто бы к человеческой свободе и предлагая человеку быть свободным, одновременно предлагает ему, под видом этой свободы, отказаться от Божественной истины. А почему мы, собственно говоря, знаем, что это истина — особая? Почему мы уверены в том, что это не человеческое мудрование? Именно сегодня в послании Галатам апостол Павел отвечает нам на этот вопрос. Он говорит: «Я благовествовал Евангелие не от человеков — я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (см. Гал. 1:11-12). Ведь Павел стал христианином уже после смерти и Воскресения Спасителя; поэтому источник его знаний — это не обычный источник, это подлинно откровение свыше. Идя в Дамаск, чтобы гнать Церковь Божию, он увидел Христа Воскресшего, принял Его слово и из гонителя превратился в апостола, который словом своим жег сердца и умы людей и прошел тем же путем, каким прошел его Учитель, завершив мученически свою жизнь.

Апостол Павел является удивительно сильным и проникновенным свидетелем о том, что слово Иисуса Христа есть не человеческое слово, но Божественное откровение; и потому каждому, кто сегодня пытается смешать это Божественное слово с человеческими мудрованиями, а через это подвергнуть сомнению святость и непреложность этого слова, мы вместе с апостолом можем сказать, что приняли его и научились не от человека, но через откровение Иисуса Христа. В самом деле, разве источником нашего знания о Спасителе не является Божественное откровение? Кто-то может сказать: «нет, это тексты, написанные в древности; вы их читаете и оттуда получаете знания, и тексты эти ничем не отличаются от других текстов — египетских, вавилонских, индийских». Мы можем ответить всем, кто ставит под сомнение уникальность слова Спасителя, — мы можем ответить им опытом жизни Церкви, в том числе опытом нашей Церкви. Мы как никто другой столкнулись с силами, которые поставили своей целью полностью искоренить слово Божие из сердец и умов людей. На искоренение этого слова была брошена огромная человеческая сила — такая сила, которой не было за всю историю рода человеческого. Никакие языческие империи не противились слову Спасителя так, как та сила, что действовала в нашей стране; и наши мученики, которые остались верны этому слову, по количеству своему превосходят всех остальных мучеников. Может быть, самое ясное и сильное свидетельство того, что мы научены откровением Иисуса Христа, заключается в том, что даже эта человеческая сила оказалась бессильной перед словом Божиим. Те древние тексты, с которыми иногда сравнивают слово Божие, практически исчезли. Вся языческая мудрость великих государств и мощных империй испарилась, она осталась только на страницах учебников, она никого более не волнует. А слово, принесенное Родившимся в Вифлееме, не просто волнует, а меняет человеческую жизнь. И сила этого слова в том, что источником его является Бог.

Но есть и еще одна сила, которая делает это слово непобедимым. Все, что сказал Господь наш Иисус Христос, с легкостью ложится на наши сердца, потому что полностью соответствует внутреннему предрасположению человека. Ибо Бог, в соответствии с этой Божественной, провозглашенной Спасителем истиной, и создал человека, чтобы вложить в его природу тот нравственный строй, ту предрасположенность к восприятию истины, которая и откликается согласием нашего ума и сердца, когда мы слышим это слово.

Но есть и еще нечто более важное. Для того чтобы убедиться в Божественной силе слова Спасителя, нужно попробовать жить в соответствии с этим словом. И тогда мы начинаем обретать внутренний духовный опыт такой пронзительной силы, который преодолевает любую человеческую силу. Иногда людям кажется, что так трудно пойти за Христом, так трудно слушать и исполнять Его слово, но это кажущаяся трудность: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если мы воспринимаем весть, принесенную Спасителем, если мы слагаем в сердце своем Евангельские слова, то обретаем легкое и спасительное бремя, начинаем жить по замыслу Божиему, начинаем жить так, как Бог велел нам жить. И тогда в радости этого бытия, небоподобного бытия, исчезают наши скорби, наши слабости, наши грехи, и мы обретаем способность перенести этот внутренний райский мир в вечность, для того чтобы там пребывать в общении с Богом. Если мы откликаемся на слово Божие, которое является не словом человеческим, не проявлением человеческих знаний, но Божественным откровением, мы открываем себе дорогу не только в жизнь вечную с Богом, но и в пределах этой земной жизни обретаем способность иметь в сердце своем Божие Царство.

Пусть радостное переживание Рождества Христова всем нам поможет укрепиться в вере и радостном следовании всему тому, что Бог во Христе даровал роду человеческому. Аминь.



Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

10.01.2010

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие... (Далее)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь... (Далее)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31... (Далее)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год