29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Склярова Татьяна Владимировна /Доктор педагогических наук, Доцент, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Склярова Татьяна Владимировна

Доктор педагогических наук
Доцент
декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Труды этого автора

30 мая 2007

Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения


 

Система высшего гуманитарного образования, к которому относится педагогическое образование, призвана сформировать у будущего профессионала целостное мировоззрение. Структура мировоззрения, представляющая собой комплексный взгляд на мир, содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, принятие определённых критериев добра и зла, что определяет понимание самого бытия человека и мира. Понимание смысла жизни может быть различным. Задача высшей школы – познакомить студентов с основными мировоззренческими концепциями и помочь в усвоении взглядов, представлений, принципов, направленных на выяснение отношения к миру, определение человеком своего места. Однако важнейшей особенностью образовательного процесса высшей школы является учёт мотивов и потребностей самой обучающейся личности. Данные социологических опросов последних лет свидетельствуют о том, что верующими называют себя около 50% россиян [14]. Процент верующей молодёжи также очень высок [10,18]. Вместе с тем, современная педагогика высшей школы определяет духовную культуру учителя в качестве приоритетного компонента профессионального мировоззрения педагога. Проведённый нами теоретический анализ генезиса представлений о содержании понятия «духовная культура учителя» в педагогических исследованиях позволил выявить определенную закономерность.

В диссертационных работах начала 90-х годов духовная культура педагога рассматривалась в аспекте соответствия современной культуре. Процесс поиска структуры и содержания духовной культуры педагогов в ряде работ отражал сугубо профессиональный подход. Процессы обновления российского общества затронули и современную культуру, которая к этому времени, ранее других общественных институтов, отразила обращение к религиозным ценностям. Названая тенденция получает выражение в педагогических исследованиях следующим образом.

В диссертационном исследовании А.Н.Гуровой [8] определены показатели и уровни развития духовного мира личности учителя, выявлены условия эффективности педагогического руководства формированием духовного мира учителя с привлечением философских, психологических и, частично, религиозных понятий. В работе Плаховой Н.Г.[19] рассмотрены мировоззренческие основы работы учителя на базе духовно-философского наследия начала ХХ века, и в частности идей русских религиозных мыслителей первой половины ХХ века Н.О. Лосского, С.Л.Франка, П.А.Флоренского.

Необходимость и целесообразность обращения к религиозным традициям и религиозной педагогике наиболее полно начинает проявляться в педагогических исследованиях в середине 90-х годов ХХ века. Значительное место в названном обращении занимают проблемы поиска духовных основ профессиональной деятельности.

В работе В.Л.Ширяева [25] обосновывается необходимость профессиональной подготовки современных педагогов к нахождению собственной ответственной социально-профессиональной и личностной позиции в сфере религиозной грамотности. Р.М.Салимовой [20] указано на то, что актуальность и необходимость духовного развития студентов педагогических вузов в процессе профессиональной подготовки также предполагает обращение к религиозному учению.

В диссертационном исследовании «Традиции и современное состояние православного воспитания в России» [21] нами было ведено в педагогическую науку понятие «религиозного воспитания» на примере православного воспитания.

Появление работ, в которых духовность начинает рассматриваться не только в русле светской, но и религиозной традиций, задаёт принципиально новое направление в российских педагогических исследованиях конца ХХ века. Религиозная (или конфессиональная) педагогика всё более воспринимается в качестве инновационной теоретической и практической деятельности.

В диссертационном исследовании В.А.Беляевой [4] впервые сопоставляются сущность и факторы духовно-нравственного воспитания и развития личности в теории и опыте светской и православной педагогики. Религиозное учение православия предстаёт в качестве концептуальных основ содержания инновационной системы духовно-нравственного становления будущих педагогов. Сделанные в работе выводы свидетельствуют о высокой эффективности использования религиозных ценностей в процессе профессиональной подготовки педагогов. Дальнейшие исследования проблем развития и формирования, духовности, приобщения к духовным ценностям в педагогическом процессе обязательно формулируют общность и различие светского и религиозного подходов к определению духовной культуры.

В работе А.Г.Яковлевой [26] обосновывается сущностное определение категории «духовность» в двух основных традициях: религиозной и светской. В.В.Игнатовой[12] приводится ретроспективный анализ категории «духовность», употребляемой в гуманитарных исследованиях, что позволяет автору выделить следующие направления – теологическое, психологическое, светское (секулярное). Таким образом, теологическое направление занимает определённое место в рамках научных исследований.

Артамоновой Е.И.[1] исследована духовная культура учителя как интегральное качество личности, разработана педагогическая концепция целостного процесса развития духовной культуры будущего учителя, которая позволяет рассматривать различные стили духовности, в том числе и религиозные. Выявленные автором в исследовании этапы развития духовной культуры будущего педагога дают основания использовать этот процесс в профессиональной подготовке учителей, учитывая его свойства межнаучного взаимодействия. Обращение к теологии как к отрасли научного знания в этом направлении является актуальным и перспективным. Неслучайно, через пять лет после защиты докторской диссертации Е.И.Артамоновой в статье «Духовная культура педагога», написанной в соавторстве с Н.И.Узиковым, появляются идеи включения теологии в процесс профессиональной подготовки педагогов [2]. Констатируя факт общеметодологического кризиса науки, авторы цитируемой статьи отмечают, что нынешняя наука как никогда прежде нуждается в философском и богословском осмыслении своих открытий [2, C.32].

Первые опыты включения элементов теологического образования в содержание светского образования охарактеризованы в следующих исследованиях. В работе Б.Р.Гильмутдинова [6] выявлены возможности и условия, методы и формы использования педагогической мысли Ислама в современной школе. В качестве важного компонента обеспечения преподавания исламской культуры и традиции названа подготовка преподавателей, но специфика её в диссертации не рассматривается. В диссертационном исследовании Л.А.Харисовой [23] охарактеризован образовательный потенциал религиозного знания в качестве педагогической модели, отражающей специфику развития религиозной культуры и образовательной среды, что обусловливает духовно-нравственное формирование личности. Вместе с тем, автор указывает на недостаточность профессиональной полготовки педагогов в использовании религиозной культуры, отсутствие научно-методической и учебной обеспеченности педагогов и учебных заведений в использовании религиозной культуры. В диссертационном исследовании И.В.Метлика [17] представлена концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы. В числе первых социально-педагогических условий реализации данной концепции названа профессиональная готовность педагогов и работников органов управления образованием к интеграции религиозных знаний в учебно-воспитательный процесс современной светской школы.

Выявленные при обзоре педагогических исследований кандидатских и докторских диссертаций конфессиональные особенности соотнесём с материалами публикаций в научно-педагогических журналах в рассматриваемые сроки.

Так, публикации журналов «Педагогика», «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Социологические исследования» в период с 1992 по 2006 год отражают всё возрастающую востребованность религиозного компонента, как в воспитании, так и в образовании. И, если публикации 90-х годов констатируют возвращение ценностей традиционных российских религий в образовательное пространство России и дискутируют о том, каковы могут и должны быть формы передачи религиозных знаний подрастающему поколению [13], то публикации третьего тысячелетия конкретизируют формы и методы религиозного воспитания и образования, обобщая накапливающийся эмпирический опыт современной педагогики [3, 7, 9, 11, 15, 16, 18, 22]. Разноплановые по своему характеру и методам исследования религиозного феномена в современном образовательном и воспитательном пространстве, названные публикации едины в отношении ценности религиозного знания для подрастающего поколения. Таким образом, педагогическая теория и практика третьего тысячелетия в России в новом качестве обратилась к исследованию религиозных ценностей в отечественном образовании. Религия становится всё более востребованной в образовании и воспитании подрастающего поколения, в системе профессиональной подготовки педагогов, в гуманитарном образовании.

В этой связи актуализируется проблема исследования конфессиональной ориентации в педагогическом образовании. Объектом исследования конфессиональной ориентации педагогического образования является религиозный феномен. Предметом исследования конфессиональной ориентации педагогического образования является процесс профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей к взаимодействию с религиозными объединениями, а также использованию духовно-нравственного потенциала традиционных для России религиозных учений в учебно-воспитательном процессе.

Решение названной проблемы сопряжено с решением в процессе профессионального образования будущих педагогов следующих задач:

- осуществление собственного мировоззренческого выбора светской или религиозной духовности в структуре профессиональной педагогической культуры;

- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности в отношении к ценностям религиозных культур, предполагающего наличие определённого уровня знания религиозных учений, а также учёт собственного образа мировосприятия;

- компетентное использование духовно-нравственного потенциала религиозных учений в учебно-воспитательном процессе;

- проведение учебно-методической и организационной работы, грамотно соотносимой с возможностью использования культуры и деятельности традиционных религиозных объединений в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

Для решения поставленных задач в процессе профессиональной подготовки педагогов должна быть обеспечена комплексная деятельность, направленная на формирование конфессиональной компетентности в случае выбора светской духовной культуры педагога и обеспечение конфессиональной специфики в становлении профессиональной педагогической культуры в ситуациях личностного религиозного мировосприятия педагога. В этой связи конфессиональная ориентация педагогического образования представляет собой определённый компонент системы профессиональной подготовки педагогов в настоящее время и отражает комплекс мер, направленных на структурирование учебно-воспитательного процесса с учётом влияния на него традиционной культуры религиозных конфессий, современной деятельности религиозных объединений, а также индивидуальных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, отражающих наличие у них религиозного мировоззрения.

 

 

Литература:

 

1. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя. Дисс. на соиск.уч.ст. д-ра пед.наук. М., 2000.

2. Артамонова Е.И., Узиков Н.И. Духовная культура педагога // Педагогическое образование и наука. №5, 2005. С.32.

3. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворённое образование //Педагогика. 2003, №8.

4. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре. Дисс.на соик.уч.ст. д-ра пед.наук. М.,1999.

5. Гасанов З.Г. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости //Педагогика. 2003, №5.

6. Гильмутдинов Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Казань,2002.

7. Гликман И.З.Религия и образование //Высшее образование сегодня. 2004, №2.

8. Гурова А.Н. Формирование духовной культуры учителя. Автореф. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М., 1994.

9. Давлетшин К.Д.Национальные и религиозные компоненты культуры //Педагогика. 2003,№6.

10. Данные социологического опроса «Отношение российской молодёжи к Русской Православной Церкви», проведённого в июле 2005 г. социологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и рядом региональных отделений Российской социологической ассоциации (РоСА) под руководством заместителя декана факультета по научной работе, доктора экономических наук, вице-президента РоСА профессора И.П.Рязанцева  (http://www.newsru.com/arch/religy/05jun2006/socio.html)

11. Запесоцкий А.С.Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности //Педагогика. 2002,№2.

12. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации. Автореф.на соик. уч. ст. д-ра пед.наук. Челябинск, 2000.

13. Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России//Педагогика,1998.№8.

14. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования.1996, №5. С.6.

15. Лихачёв А.Е.Воспитание и духовность (заметки православного педагога)// Педагогика. 2001,№3.

16. Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности// Педагогика. 2002, № 2.

17. Метлик И.В.Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы. Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.д-ра пед.наук. М., 2005.

18. Пейкова З. Молодёжь, церковь и будущее//Высшее образование в России.2000, №4.

19. Плахова Н.Г. Мировоззренческая подготовка учителя к работе учащимися в области духовно-художественной культуры. Автореф. на соиск. уч.ст.канд.пед.наук. М., 1996.

20. Салимова Р.М.Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Уфа, 2000

21. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. Дисс.на соиск.уч.ст.канд.пед. наук. М., 1995.

22. Харисова Л.А.Ислам: воспитание и образование //Педагогика. 2001,№8.

23. Харисова Л.А.Религиозная культура в содержании общего образования. Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.д-ра пед.наук. Казань, 2002

24. Чернилевский Д.В.Дидактические технологии в высшей школе. М.,2002.

25. Ширяев В.Л. Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. СПб., 1995.

26. Яковлева А.Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Томск, 2003.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и Время

30.05.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

22 октября 2011

Склярова Татьяна Владимировна: Религиозная социализация: проблемы и направления исследований

В статье рассматриваются ведущие направления исследований религиозной социализации в современной педагогике и... (Далее)

20 октября 2011

Склярова Татьяна Владимировна: В Лурд за опытом организации волонтёрской службы

В июле 2011 года преподаватели Православного Свято-Тихоновского нгуманитарного университета - профессор Склярова Т.В., доцень... (Далее)

2 декабря 2010

Т.В. Склярова: Третья Олимпиада школьников по Основам православной культуры: традиции и новации

Статья доктора педагогических наук Т.В. Скляровой посвящена анализу традиций и новых возможностей в организации... (Далее)

26 февраля 2010

Т.В. Склярова: Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии

В статье рассматриваются представления о религиозном воспитании М.М.Рубинштейна и А.Ф.Лосева, опубликованные авторами в... (Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год