29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Харисова Людмила Алексеевна /гл.научный сотрудник лаборатории интеграции религиозных ценностей в современную систему образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ

Харисова Людмила Алексеевна

гл.научный сотрудник лаборатории интеграции религиозных ценностей в современную систему образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ

Труды этого автора

31 января 2007

Семейные традиции в мусульманской культуре


 

В нашем постоянно меняющемся мире, в котором причудливо сочетаются традиция и новизна, одной из доминант является семья - первооснова общества. Не является секретом, что уже давно идет сложный, изобилующий отступлениями и прорывами, процесс ее размывания, что, в первую очередь, связано с понижением социальной роли родителей. Чему вы нас можете научить, если сами едва сводите концы с концами? - вот вопрос детей к отцам и матерям, которые зачастую в ответ срываются на крик и набившие оскомину нравоучения. Подобная ситуация характерна для современной семьи, где отсутствует уважение к старшим, утрачена связь племени, рода, фамилии.

Исламское общество также встречается с подобными проблемами, но, как представляется, в меньшей степени, чем, например, западноевропейский мир с его убыстряющимся технолизированным темпом жизни. Архаика ислама в данном случае играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохранения традиционных ценностей, приоритета воспитания над образованием. Огромные пространства исламского мира с его оригинальным мировосприятием сущего не позволили цивилизованному сообществу окультурить мусульманство, вследствие чего оно смогло сохранить себя и свою религию. Разумеется, это всего лишь одно из многих объяснений, которые могут быть задействованы в этой чрезвычайно деликатной сфере.

В священном Коране неоднократно говорится о почитании родителей, родственников: К родителям благодеяния, и к родичам, и к сиротам, и к беднякам (Сура Корова, аят 77).

Семья как общность людей, связанных отношением, супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворение духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских отношений. Здоровая семья имеет консолидируюшее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Она является институтом экологии личности, экологии души человека. Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала, разработка стратегических направлений интеграции семьи и школы, внедрение тех технологических механизмов в систему образования, которые бы принесли положительные результаты.

Модернизация общественных отношений в XX веке оказала мощное воздействие на функционирование семей. Существенные сдвиги произошли во взглядах людей на семью, брак, семейные отношения, роль мужчин и женщин в семье. Наблюдается сокращение число браков, рост внебрачных рождений, разводов, доли неполных семей и воспитывающихся в них детей. Изменились отношения некоторой части родителей к своим детям в плане их воспитания, развития, социального становления. Семья, к сожалению, становится порой фактором дивиантного поведения молодежи, причиной падения духовного, человеческого достоинства.

На фоне долгосрочных неблагоприятных тенденций общественного развития, углубление экономического кризиса, роста нищеты и безработицы, ухудшается здоровье семей, крайне низкой остается продолжительность жизни. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность семейных отношений, нравственно-этических норм и традиций. Усиливается конфликтность не только между супругами, но и между родителями и детьми, что приводит к депрессивным состояниям и т.д. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность семей, высокий уровень занятости родителей пагубно влияет на их взаимоотношения, воспитание и развитие, нравственное и физическое здоровье.

Сегодня нам всем нужно признать, что семья является важнейшим социальным институтом, консолидирующим общество, снижающим социальную напряженность, является основным звеном воспитания, формирования духовной личности. Семейный кодекс Российской Федерации, принятый в 1995 году, отражает традиционный подход к семье как личному делу каждого гражданина. Однако, как правило, семейные отношения, развитие и роль семьи в воспитании подрастающего поколения нам небезразлична.

По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждение нравственных устоев, социализации детей, развитие культуры и экономики. Заслуживает внимания рассмотрения вопроса о роли и месте семьи, о семейных отношениях в исламе. Основная тема всех религий - дети, воспитание. Вы знаете, о чем говорят мусульмане в предмечетье перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них - оценки, характеристики, взаимный обмен мнений по поводу их воспитания. Воспитательный потенциал ислама огромен. Священный Коран - это настольная книга воспитания. В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Непреложный закон справедливости, нравственный долг мусульман: поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали. Мухаммед проповедовал честность и искренность в поступках. О, купцы! - говорил он, - ложь и обман сродни торговле; очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок; лучше избавить его от нищеты; не смотри гневно на ближнего и не ходи по земле нахально: потому что самый неблагодарный из всех голосов есть голос осла. Дети являются целью, результатом жизни человека, они делают нас счастливыми, а порой и несчастными. Это все связано с семейными отношениями, какие ценности заложены в семье, с хорошим воспитанием детей и формированием у них благочестивого поведения, Родители должны заниматься воспитанием своих детей, а если они не уделяют этому должного внимания, то дети становятся бедствием, несчастьем, и постоянной заботой, лишающей сна и покоя. Каждый родитель несет ответственность за воспитание своих детей. Важным условием хорошего воспитания детей в семье считается создание положительной психологической атмосферы, чтобы дети чувствовали что они желанные в семье, что их любят, им доверяют, ими гордятся. Психологический климат в семье основа духовного и физического здоровья детей, этому вопросу очень серьезное внимание уделяется и в исламе.

Родители должны использовать такие приемы воспитания, как совместная игра, общение, похвала, поддержка, пример и другие. Любовь к детям, уважение, высокая оценка и доверие являются мудрыми и успешными приемами воспитания, используемые и в народной педагогике, и современной культуре воспитания. В исламской литературе описан такой пример, что пророк Мухаммед любил детей и часто играл с ними. Он выстраивал в ряд сыновей своих родственников, а потом говорил им: Кто добежит до меня первым, получит то-то! - после чего все бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на шею, а он их целовал. Примером для многих отцов и дедов на все времена в воспитании детей был Мухаммад. Однажды он вышел из дома, неся на руках сына Хасана, затем поставил его на землю и начал молиться. Мальчик же взобрался к нему на спину и оседлал его. Мухаммед подождал пока сын наиграется, а затем продолжил молитву. В исламе считается, что так и должен вести себя мусульманин со своими детьми, общаться с ними, проявлять к ним доброту и нежность.

Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми, Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям. Приведем ряд хадисов, подтверждающих это: Рай находится под ногами ваших матерей.

 

Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.

Слушайте слово старших.

Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.

Навещайте своих родичей.

 

Описывается такой случай из жизни Мухаммеда, что однажды к нему пришел какой-то бедуин, который сказал: Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их - на что Мухаммед ответил: Что же я могу сделать для тебя* если твое сердце лишено милосердия? Мухаммед, когда к нему приходили его дети, он вставал к ним навстречу, приветствовал и целовал. Дети отвечали ему взаимностью. Мусульмане не должны встречать своих детей хмурыми, сердитыми проявлять сухость и говорить им грубые слова. Дети в исламе, как сказал о них поэт, являются частичками наших сердец. Важное место в исламе, рассматривая семейные отношения, отводится вопросам материального благополучия детей. Ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег. В одном из хадисов сообщается, что лучшим динаром, который может истратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей.

Дети в нашей многонациональной, поликонфессиональной российской стране требует к себе пристального внимания и заботы со стороны государства. Сегодня в стране растет число учреждений для детей сирот, беспризорных, детских домов и приютов. Что же делается с нашими семьями, что заставляет родителей бросать своих детей? Дети остаются одни в этом жестоком мире, они пополняют ряды маленьких преступников.

Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. В исламе покинуть детей, оставить их без средств существования, обречь их на нужду и гибель большое преступление. Поэтому даже если мужчина разводится с женой, он обязан заботиться о ее материальном благополучие. Если же случается, что отец забывает свои родительские обязанности, то это относится к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание. Мать же, давшая жизнь ребенку никогда не оставит его. Такие нравственные добродетели в отношении детей так актуальны для некоторых наших родителей. Дети в исламе всю свою жизнь чувствуют заботу своих родителей, ибо только в семье, в родительском доме они получают сочувствие, поддержку, любовь и теплоту родных сердец.

Сознательный родитель беспокоится за развитие своего ребенка, он изучает его окружение, друзей, интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общается с сомнительными подростками, злословит, посещает не пристойные места, то в этом случае он, тактично и решительно, возвращает свое чадо на путь истинный.

Ответственность родителей за формирование разума ребенка, становление его личности и его воспитание предполагает: знание книг, журналов, которые читает ребенок; друзей, с которыми он дружит; увлечений, школьной атмосферы, учителей; что посещает ребенок; средств массовой информации, которые предпочитают дети и всего того, что влияет на развитие личности; ценностные отношения родителей к разуму, душе, поведению своих детей (переживание, сострадание, доверие, откровение, забота, строгость, заинтересованность, внимание и т.д.); непосредственное участие родителей в различных видах деятельности со своими детьми (игра, беседа, похвала, наказание,- совместный труд и отдых, личный пример родителей, взаимопомощь и т.д.

Принимая во внимание все вышесказанное; можно сделать вывод, если в семье детям уделяется серьезное внимание, то дети становятся настоящими людьми, которыми гордятся не только их родители, но все общество. Поэтому очень важно в школах проводить родительские лектории, конференции, где раскрывать ту огромную значимость ислама в деле воспитания молодежи.

Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, признательности к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться. Особую почтительность в исламе отводится матери, в одном из хадисов сказано: Рай находится под ногами ваших матерей: Мама самый дорогой человек на земле, она всегда готова пожертвовать собой ради детей. Персидский поэт XV века А.Джами писал об этом так:

 

Не забывай, кто б ни был ты, что матерью рожден,

Что теплым молоком груди был в детстве напоен,

Что в час напасти и беды, терзаясь и томясь,

Она, как рыба без воды, душой к тебе рвалась...

Всю жизнь с начала до конца в дар принесла тебе,

И словно вещая звезда она в твоей судьбе.

Ты мать родную защити! Всю славу и почет

Сложи ковром на том пути, каким она пройдет.

Стань пылью домочадцев. ног ее скорей и путь ей облегчай...

Ведь ноги наших матерей идут дорогой в рай!

 

Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными. Поэтому очень важно воспитать в детях эти качества, используя различные формы воспитательной работы (этические беседы, дни Семьи, родительские посиделки, совместные вечера, конкурсы, встречи поколений и т.д.).

Наши дети должны помнить, что самое святое - это родители. К сожалению, сегодняшняя социальная ситуация в обществе, показывает стремительное разложение семейных отношений (разводы, лишение родительских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многое другое). Примером благочестивого отношения к своим родителям может служить ислам.

Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставится на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким. Основа социальной солидарности закладывается в семье, а потом уже распространяется на все общество. В Исламе разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством. Пророк Мухаммед поведал, что Аллах сказал: Я сотворил родственные связи и я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, я отделю. Эти слова указывают на то, что те, которые стремятся сохранять родственные связи, получат награду и почет, а другие окажутся униженными и злосчастными.

Человек сохраняет связи со своими родственниками и ни богатство, ни жена, ни дети не могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к своим родственникам и близким и оказания им уважения и помощи. Человек в исламе проявляет высшие нравственные качества по отношению к своим родственникам и не ждет, что ему ответят тем же.


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год