4 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Рыбаков Сергий /Кандидат физико-математических наук, Протоиерей, Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета

Рыбаков Сергий

Кандидат физико-математических наук
Протоиерей
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета

Труды этого автора

9 июля 2009

Научает любви к Истине: размышления о современных проблемах преподавания «Основ православной культуры»


Споры по поводу изучения в школах предмета «Основы православной культуры» не утихают. Есть активное меньшинство, которое всеми силами препятствует естественному процессу приобщения русского и других православных народов России к своей традиционной культуре. Тем не менее, этот процесс не остановить, а потому православные педагоги заботятся о том, чтобы лучше организовать изучение и приобщение учащихся к православной культуре в самом широком понимании этого слова.

Поскольку предмет является совершенно новым, то его разработка требует значительных усилий. В первую очередь были определены цели и задачами, содержание и методика его преподавания.

В начальный период реализации предмета наблюдались и некоторые болезни роста, требовавшие серьёзной коррекции. Во-первых, отдельные учителя – неофиты понимали этот предмет как нескончаемую проповедь или нравоучение. При этом ни темы, ни определенного содержания не обозначалось.

Во-вторых, некоторые педагоги уклонялись в изучение только своей любимой области – например, иконографии или церковного пения, – что не позволяло учащимся увидеть православную культуру в её целостности и величии.

В-третьих, иные сводили весь предмет к краеведению, т. е. к изучению православной культуры только на своем местном материале, что тоже не способствовало раскрытию представлений о Вселенском Православии.

Для преодоления этих и иных недостатков православной педагогической общественностью на основе накопленного богатого опыта был создан документ «Примерное содержание образования по предмету «Православная культура», который получил благословение Святейшего Патриарха Алексия и в качестве информационного письма Минобразования от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16 был представлен для оказания помощи тем, кто занимается преподаванием данного предмета. Этот документ также является ориентиром при подготовке кадров педагогов и в создании учебной и учебно-методической литературы.

Каковы цели предмета? «Основы православной культуры» (ОПК), как и всякий школьный предмет, решает множество задач, подобно тому, как это происходит в иных традиционных дисциплинах учебной программы. Какова цель школьной математики? Очевидно – научить математике. Однако, учащиеся изучают математику с разной мотивацией. Для некоторых – это любимый предмет – будущая профессия или что-то близкое к ней. Для других – это необходимые знания. Для кого-то – это нелюбимый предмет с трудностями усвоения. Так же можно рассуждать и о литературе, и об истории, и т.д. Дети вообще редко могут оценить то образование, которое получают. Им хочется резвых игр или увлекательного и нетрудного занятия. А всякий предмет, если он логически выстроен и охватывает большой объем накопленных человечеством знаний и мудрости, требует огромного труда и упорства для своего усвоения. Такой предмет, помимо своей информативности служит и развитию личности – формирует мышление, дает опыт рассудительности, научает любви к Истине.

ОПК – это системообразующий предмет всего школьного образования для православных учащихся. Он содержит необходимые знания и способствует интегрированию православной культуры во все мировоззренческие дисциплины: в историю, литературу, обществоведение и пр. Православная культура – это не малая часть общечеловеческой культуры, а её вершина, до которой языческая культура никогда не дотянется. В языческой культуре всегда заложен разрушительный элемент нигилистического отношения не только к Богу, но и к миру, и к человеку.

Вхождение в пространство православной культуры, конечно, требует напряжения и ума, и воли, и дисциплины чувств. Требует отсечения ложного и пошлого, дикого и безобразного. Для многих это кажется трудным или невозможным. Но тот, кто, не боясь трудностей, усваивает культурное наследие, тот действительно становится культурным человеком.

Можно ли ставить задачу воцерковления учащихся через этот предмет? Не только можно, но и нужно! Ведь и учитель математики ставит перед собой цель так учить математике, чтобы способный ученик, если таковой обретается среди учащихся, получил максимум развития своих способностей. Но если учитель без внимания к состоянию учеников будет непомерно «давить», требовать от всех гениальности, то такой горе-педагог должен быть дисквалифицирован. Так и здесь.

Задача воцерковления тех, кто крещен в Православной Церкви, должна рассматриваться с рассудительностью, а не «по-большевистски». Воцерковление – сознательное участие в жизни Церкви на уровне приходской общины – должно быть естественным итогом вхождения в лоно культуры, источником которой является православный культ. Так же как для мусульман, например, целью изучения исламской культуры является приобщение мусульманских детей к жизни уммы, так и для православных – цель – участие в жизни Церкви. Это вовсе не предполагает, что дети, изучающие ОПК, ориентированы принимать монашеский постриг, или священство, или трудится на каких-то храмовых послушаниях. Только небольшая часть учащихся изберет для себя этот путь. Большая часть тех, кто изучал ОПК в школе, просто становится культурными, образованными людьми, знающими для чего они живут на этом свете, чувствующими связь с предыдущими и ответственность перед будущими поколениями православных христиан. Так создается основа для воспитания патриотизма и гражданственности, и прочих добродетелей, имеющих сакральный смысл служения Богу, Истине.

Каков должен быть учебник по православной культуре? Требования к учебнику вообще, а к этому в особенности, должны быть очень высоки. Учебник по православной культуре должен отражать культуру, возникшую как результат прихода на землю Спасителя. Это именно православная, а не иная какая культура!

Как учебник по русскому языку отражает именно важнейшие особенности русского языка, а не французского или английского, так и православная культура должна быть представлена грамотно и полноценно. Учебный материал в каждом классе должен быть сопряжен с другими изучаемыми предметами в рамках, так называемых, межпредметных связей и не может не учитывать возрастных особенностей. Учебный материал непременно должен быть конкретным, т. е. таким, который предполагает наличие обязательной для запоминания, обдумывания и воспроизведения информации. В силу описанных особенностей самого предмета, вряд ли можно думать, что один автор способен написать весь комплект учебников и учебно-методических пособий. Такую работу может произвести только коллектив. Это не означает, конечно, что сейчас нет хороших учебников по предмету «Основы православной культуры»! Сейчас уже изданы несколько комплектов хороших учебников. Но идеальный учебник – это дело будущего, и очень хорошо, что образована комиссия, целью которой является создание таких учебников.

Еще один вопрос тревожит в основном противников нашей традиции и культуры. Не будет ли предмет ОПК подменен преподаванием Закона Божьего? Здесь следует вспомнить, что во многих светских европейских государствах Закон Божий является обязательным предметом. Закон Божий учит чтить родителей, не воровать, не прелюбодействовать, не убивать. Закона Божьего боятся только те, для кого такие принципы неприемлемы. ОПК ни в коей мере не противостоит Закону Божьему, но связь предмета «Основы православной культуры» с преподававшимся в дореволюционный период Законом Божьим не простая. ОПК – это культурологический предмет, основное внимание в котором уделяется изучению различных, многоплановых аспектов культуры. Достаточно посмотреть содержание указанного выше документа и сравнить его с любым учебником по Закону Божьему, чтобы увидеть разницу.

Здесь есть еще один момент необоснованного беспокойства: а не станут ли заставлять детей молиться в школе. За это как раз можно не волноваться. В отличие от сект, православие не предполагает ни насильственной или тайной инициации, ни насильственного вовлечения в культ. «Невольник – не богомольник!» – говорится в нашей пословице. Поэтому светский характер образования соблюдается автоматически.

Будут ли чувствовать себя неудобно на уроках ОПК учащиеся иной веры? Во-первых, уроки ОПК ориентированы на детей из православных семей, на тех, кто крещен в Православной Церкви. Кто хочет посещать эти уроки, будучи другой веры, тот делает это добровольно. Православная Церковь никогда не скрывала своего учения и не имела никакого тайного учения. Кроме того, в силу возможности выбора из общего набора предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» от изучения ОПК могут быть освобождены дети иного исповедания (в том числе и атеисты), которым предоставляется возможность изучения этики и культуры в их конфессиональном понимании.

Наконец, есть еще один важный вопрос: как будет согласовываться содержание ОПК с научным знанием, преподаваемым в образовательных учреждениях? Ответ весьма прост. Бог создал мир и дал Закон людям. Поэтому истинная наука никогда не противоречила Библии. Но в том, что выдают за современную науку, есть много ненаучного, и даже антинаучного, ложного, непроверенного, опровергнутого, но, к сожалению, сохраняющегося в учебной литературе. Задача близкого будущего состоит в очищении научного знания от ложных и даже шарлатанских наносов. Можно сказать, что многие ученые сейчас осознают необходимость смены гносеологической и научной парадигм, поскольку прежнее изжило себя. Это, несомненно, приведет к взаимосогласованности научных и библейских истин. Церковь не стремится к формулировке научных гипотез или теорий, но верующие ученые (очень часто с мировым именем – Ломоносов, Пирогов, Срезневский, нобелевские лауреаты – например, Шредингер – один из создателей квантовой механики, и др.), стремились и стремятся сверять мировоззренческие аспекты своих теорий со Священным Писанием и учением святых отцов.

Если сформулировать в общем виде стоящие перед православной педагогикой задачи, то они состоят в формировании целостной системы образования (обучения и воспитания) на основе православной культуры.



Источник:      Русская линия, 08.07.2009

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Русская линия, 08.07.2009

9.07.2009

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Мемориал Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь

8 мая

Открытие мемориала «Могила Неизвестного солдата» и Вечный огонь у Кремлёвской стены (1967)

В Москве в Александровском саду, у Кремлевской стены, расположена могила Неизвестного солдата.

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год