3 мая 2024
Разделы событий:
Аннотация:

Выступление на IX Рождественских чтениях в Магадане 27 февраля 2009 года

Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Хоменко Ирина Александровна /учитель французского  и  латинского языков гимназии № 24, город Магадан

Хоменко Ирина Александровна

учитель французского и латинского языков гимназии № 24, город Магадан

Труды этого автора

12 апреля 2009

«В море учебников остаётся проблема учебника...»


В поисках Слова


«Все совершается по Логосу» – так словами античного философа назвал работу для участия в конкурсе Вернадского один из наших выпускников… Логос, этимон, мифос (миф), эпос – ещё не все грани и значения в греческом языке понятия «слово»…

Любое слово, произнесённое хотя бы мысленно – начало неограниченной цепи понятий. «Пекарь при слове «хлеб» уже знает про поле, посев, обмолот; про муку, дрожжи и печь и зачем все совершается, и к чему все относится.. - «хлеб наш насущный даждь нам днесь» [6, С. 24]. А если «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», то это от того, что мы очень часто не хотим искать глубину смысла, не чураемся искажений слов и понятий, не стремимся усердно изучать основы духовных законов, выраженных словесно.

Ведущий свою жизнь «в плоскости» – без намерений познать глубину Слова даже не понимает, что это и есть «первый и основной грех: поверхностность, потеря глубины, …потеря связи, контакта с этой своей глубиной» [1, С. 121]. Как восстановить связь? Вновь связываю – по лат. re-ligo, religere; из польского religia заимствовано с расширенной семантикой «благочестие, добросовестность». По-русски всё вместе взятое – вера.

Однажды, человек, успевший уже что-то сделать в своей жизни, вдруг задумывается об истинном призвании. «Приступит человек и сердце глуб'око»… Сознание воспринимает поиск сути как то, что выше и глубже обыденности; а в латинском, к примеру, прилагательное аltus- высокий/глубокий – одновременно (см. алтарь). Такая рефлективная переоценка – тоже школа – своеобразная лестница, греч. scala, идея которой – помогать правильно, размеренно подниматься вверх с помощью наставника.

В античности, педагог – водитель детей, будучи рабом, только сопровождал ребенка на занятия к наставникам, к учителям, в школу (греч. игра, организованный досуг, занятие). Это были почитаемые римлянами греки-рабы – грамматисты, риторы, кифаристы… Самостоятельные виды высокого мастерства, сугубо мужское дело… Нынешнему педагогу, мужественной женщине в режиме нон-стоп приходится соответствовать множеству требований, быть и водителем, и грамматистом, и кифаристом; при этом исполнять дело усердно и аккуратно, при истинной учебной дисциплине (лат. аccurare – стараться, тщательно заниматься; лат. discipulus – ученик; нет дисциплины – нет учеников); а порой интуитивно тактически лавировать (букв. двигаться против ветра), пережидая дурные поступки подопечных. Ведь каждые 40 минут перед учителем 25 личностей, а на каждой перемене – сотни индивидуумов. В целом же, коллеги согласятся, что «3 кита» всех этапов обучения и воспитания в школе – расшатывание эгоцентризма, осознание личной ответственности и общественно значимая деятельность – то, что делает и нравственно зрелыми, и в науках успешными учениками и учителями

Лейтмотивом наших занятий французским и латинским является стилевое триединство: филологическое и историко-культурологическое. Основным требованием к композиции урока является целостность, основанная на определённой идее, как духовной доминанте. По технологии интеллектуальной модульной экспедиции решаем проблемы: повышения мотивации и укрепления воли к учению и к исследованию; опоры на родной язык, риторизации уроков как смыслового и образного сопереживания слову в его этимологическом пути… На примере нескольких доводов раскроем проблематику нашей работы со словом в поиске Слова.

ДОВОД 1. Лингвистическая аксиома гласит: «Иностранному языку нельзя научить… ему можно научиться!». На уроках иностранного мы стараемся учить и учиться в духе народной мудрости: «Уч'ись д'оброму, худое само придет», «Век живи, век учись», в работу берутся лучшие образцы отечественной и мировой христианской культуры (мы употребляем возвратный глагол дабы подчеркнуть возвратность действия на говорящего). Так учит нас и Библейская педагогика в истории о прокаженном: «Боже, если хочешь, очисти меня!» – и мгновенно в ответ: «Хочу, оч'истись!» - употреблен возвратный глагол! Итак, Docendo discimus – обучая учимся.

В теме «Афоризмы. Крылатые выражения» убеждаемся: правильно и полно на латыни звучит: «Молиться надо, чтобы в здоровом теле и дух был здрав», «Лучше хорошая война, чем плохой мир», «Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов?», «Благо народа пусть будет высшим законом»…[2]. Проникаемся простой дидактикой мудрой сентенции «Ora et labora – молись и трудись» – ей около 4000 лет. А мудрость проходит сквозь времена и формации, она не в классах и их борьбе, не в строе, не в политической идее; сравниваем, дополняем отечественными примерами и опытом, пишем резюме, размышления, стихи, мини-исследования: «Античные сентенции и современность», «Этимология лексемы «свет» в первой Книге Бытия», «8 Псалом Давида» – темы докладов на школьную и городскую конференцию.

Теме «Семья» - особое место. По одной из методик, в современном учебном пособии по французскому языку «Поговорим о семье и не только» [4] – десяток тем центростремительны при стилевом единстве с темой «Семья». На занятиях латинским развиваем базовые понятия темы: «Крепкая семья – расцвет государства, слабая – гибель его».

Вот цитаты из доклада учащихся на тему «Семья в Древнем Риме в 4 веке до Р.Х.» по исследованию Г. Ферреро «Величие и падение Рима»: «Рим, во главе латинского союза, победил другие города и союзы Италии, потому что в его политическом устройстве была железная дисциплина, способная держать такую разрушительную силу нации, как страсть к наслаждению… В древнем Риме все – богатство, религия, учреждения, суровость законов – было направлено к тому, чтобы поддерживать и развивать в классах взаимодействие примеров и наставлений. Сама семья была первой школой этой суровой дисциплины душ. Древнеримская семья приучала сыновей к трезвости, целомудрию, труду, религии, точному соблюдению законов и обычаев, прочному патриотизму, основным началам земледелия и домашнего хозяйства и отцы семейств становились органами государства – pater familias. Бережливость, суровая простота прежних времен считались наиболее высокими доблестями всякой знатной фамилии, это подавало пример низшим классам. На таком фундаменте начинался расцвет Рима». Падение великой империи началось с нарастанием праздности, роскоши, с падением нравов. Подводя итог урока, мы подчеркиваем: «История – учительница жизни», «Не для школы, а для жизни учимся». Чужим языкам учимся, чтобы извлечь полезное из жизни другого народа и, по возможности, избежать ошибок.

ДОВОД 2. Поясняем учащимся, как психолингвистикой и кибернетикой доказан и сформулирован закон монархии одного языка и опоры на него. Лучший пример – Пушкин, эталон филологического вкуса.

Он, с детства всеохватно начитанный, блестяще писал стихи и по-французски, мы работаем с ними. Но гений Пушкина развит на проникновенной любви к русскому языку, напитанной древними былинами, сказками, русским духом и молитвами Арины Родионовны – родителям было недосуг, как и нам, нынешним. И всё же кто-то в семье просто обязан быть «Ариной Родионовной» для своего ребенка – так велик и поучителен её воспитательный пример – домашнее проникновенное чтение, беседа-размышление, час семейного общения, молитва. Это реальнее, выгоднее и надёжнее капитала в рост – капитал позорно потерял свою цивилизующую миссию. Школа же при нынешней учебной расчасовке едва успевает к ЕГЭ подготовить «технологией натаскивания». К тому же, «компетентностная парадигма» в философии современного образования обусловливает новую аксиологию: раннее обучение иностранному языку = менталитету (английскому), информатике, основам экономических и правовых знаний – как приоритетным направлениям.

Вместе с тем, Институтом возрастной физиологии Российской академии образования ведутся исследования недоброго влияния ранних (=чрезмерных) обязательных и массовых занятий, к примеру, иностранным языком. Даются заключения по нагрузке и тематике при обязательном отсутствии логопедических проблем; рекомендуются игровые технологии Мещеряковой, Китайгородской, методика сказкотерапии. Но реально в море учебников остаётся проблема учебника.

К примеру, выпущенный под грифом «Академический школьный учебник» «Английский язык, 5 класс» авторского коллектива под руководством Кузовлева. Увесистый, яркий, со многими заморскими предметами и персонажами. Пролистывая, радуешься, увидев портрет Пушкина на с.24, а на с.203 – иллюстрацию: «Три богатыря» Васнецова. Отмечаешь разнообразие и насыщенность лексики.

Но при более близком знакомстве оказывается, что всё весьма далеко от сказкотерапии, а точнее болезненно-странно: со стр. 42 «пугать, страшный призрак, ведьма, колдун, черные кошки, хитрость, обман... с «заданьицами 5-клашкам» послушать песенку о призраках, выяснить, кто кого зовёт, кто пугает, спеть песенку, выучить считалку «предсказание судьбы», информируют, что (с. 46) «в канун Дня всех святых самое интересное – после полуночи. Чтобы узнать, что ждет в будущем, надо посчитать пуговицы на пальто первого встречного после полуночи»

Далее не только страшно весело, но и просто страшно… действительно страшно?.. чего ещё боятся дети?.. Сайт Хелоуин, на котором «можно найти много чего о призраках»… (подробно) … лексика с подвыванием («жу-у-увачка, бу-у-унаны») и пение с подвыванием. Образ призрака закреплён.

В рубрике In your culture сетования (на русском): «Несмотря на то, что в культуре нашей страны нет такого праздника как канун (?) Дня всех святых, у нас есть другие похожие обычаи. Под Рождество в некоторых районах, особенно сельских дети… колядуют… пугают друзей и соседей».

Технология подачи материала учебника – это манипулирование ингридиентами мёд и дёготь, в обратных известному рецепту пропорциях. Странно чередуются подтемы: дети/писатели, пища, хитрость/обман, призраки, угощение, хелоуин, фейерверки поджигателя Фокса, прекрасные животные, семья Глупцовых, милые животные, опять Глупцовы, детские книжки со страшилками, чудные животные, аппетитная еда, полезные животные, старая Британия, веселые развлечения, американский ТВ-двуглавый монстр, возраст, реклама, распродажа, удивительный мир животных, хвастовство своими достижениями, недовольство родительскими требованиями, первая книга «Роман робота», «Лох-Несское чудовище», «Мышеловка»

Знакомство с семьей Глупцовых (с. 58) короткое, с язвительным вопросом: «А почему у Глупцовых такая фамилия?», изорядом типа ТВ – Симпсонов и «ориентировкой»: «Семья Глупцовых глупа, потому что у них нет мозгов/ума», а ведь речь о маме с папой, их детях, бабушке... Как беспочвенно, чуждо, симптоматично-болезненно: «разборка» вида, проделок и вкусов Двуглавого Монстра, интервью с ним; герой – темнота; Стюарт, мальчик-мышь; Матильда – девочка-вундеркинд, «в сложных отношениях со своими родителями, не понимающими ее исключительности, не признающими ее многочисленных талантов»; злой гном Кровавый колпак, «наводящий ужас...»; волшебник Гарри, День дурака, и гордое: «родина игры боулинг – Америка» – фейерверк тем, персонажей и (LCG)-страноведческий справочник на русском в том же духе. Пять-шесть капель меда (из почти 250 страниц) – по нескольку строк о Кремле, о Третьяковке, о Триумфальной арке, о трёх богатырях – удивительно красивыми словами (хоть и по 3-4 строки с. 223, 226, 228) – но именно они определяют очевидность и радость знания, что змея сразить надо, а не болтать с ним; а пострадать и поболезновать за землю, за правду, – (по старосл), много и серьезно потрудиться (= страда) по причине большой заботы и обильной любви – вот реальный урок добрым молодцам.

К инъекциям же на заказные перечисленные темы: вампиры, привидения, ведьмы, приметы, предсказания, гороскопы, панки, готы, тяжёлый рок – об аномальных проявлениях мракобесия из поту- и посю- стороннего мира в школьных учебниках английского или в медиасфере – отношение однозначное – по определению химиков - это «грязь – вещество не на своем месте».

Для беззащитного ученика такое содержание учебного материала – вопиющее нарушение правовых, этических норм, базисных понятий места, времени и пользы. В духовном плане – это влезание и затаскивание в мир падших духов. Мы, как родители, обязаны знать содержание учебников, авторы же пусть вспомнят русскую поговорку о чужом колодце и о камне из античной сентенции о Сизифове труде. А совестливый учитель, памятуя об ответственности за слово, ведёт свой урок-оборону, удерживая камень, который норовит накатить. Ибо «от слов своих оправдишися, от слов своих осудишися». Сеять разумное, «сеять семя», что по-славянски потомок, род, следует, памятуя Noli nocere – не навреди.

ДОВОД 3. Волновая генетика дала одинаковые названия общим законам генетики и лингвистики: синтез, изменение, расщепление, модификация, мутация и т.д. Структурные лингвисты создали математическую модель всех языков, оказавшейся похожей на универсальный древнейший мировой символ – Древо. Исследования растительного и животного мира показали причину злокачественных изменений – звучащие вокруг слова. Генетический аппарат – типография, которая может впечатать слова в волновой геном, может стереть как ластиком участок ДНК, разрушенный «гнилым словом» –ругательством и у говорящего, и у слышащего! Natura naturans. Natura naturata – Природа сотворенная. Природа творящая… Природа, страждущая по нашей вине…

Дети должны чётко усвоить, что при бездумном, тем паче умышленном лукавстве в слове, при искажении истинного смысла, расхождения доброго слова и дела, при отсутствии почтения к слову происходит отступление от верного пути. С XX века доминирует принцип редукционизма (reductio 1. сокращение. 2. отведение в сторону; целое сводится/ разделяется в конечном счете лишь к сумме частей, агрегатов – по Декарту), но существует и иной - холистический взгляд на мир. Принцип целостности бытия, интеграции всего живого (восстановления целостности при нарушении её), осмысленный Аристотелем, Платоном, преобладал ещё и в науке XVIII – начала XIX в. Греческое холон - целое – это и Вселенная, и сознание.

Арабский восток системно учит восстановлению разрозненных частей - al gabr - алгебра– «дело тонкое»... Чуткий Пушкин гармонию алгеброй стремился поверить… Иван Бунин трепетно выразил: «Наш дар бессмертный – речь»

Речевое же поведение нашего общества предопределяется низким пошлым языком и содержимым «ящика Пандоры» – телевизора. Известно, что пошлость – это болезнь, и болеет ею тот, кто не хочет лечиться. Но это и вирус (лат. яд), отравляющий бездумного потребителя, ребёнка в отсутствии и присутствии родителя, да сам воздух!

Во французском языке появилось Infoconsomateur – потребитель рекламной информации, т.е. – формы, упаковки; оно теснит прежнее telespectatеиr – телезритель (греко-лат. на расстоянии смотрящий). Но у французов есть система, регламентирующая нормы речевого этикета вплоть до количества англо-американских заимствований, есть рекомендации к телепрограммам – мы работаем с аутентичным материалом – советские доперестроечные фильмы именуются киношедеврами, они вдохновляют! Кстати, у китайцев в программе обучения наша «Повесть о настоящем человеке» и фильм! А то, что мы у себя сейчас имеем – это скромная потребительская корзина panem-хлеба и преизобильная et circences – зрелищ от горстки сетевых партнеров, что упиваются вседозволенностью и демонстрацией якобы победы своего распущенного «ego».

А вот тут уточним этимологию слов: 1. победа - «убеждение силой»; а в старославянском в нем заложен и противоположный смысл - «поражение»; если дело неправое, постыдное, то победа – поражение. Это малый ребенок из сказок знает, а старец опытом жизни. 2. -о распущенном эго; обвинение в эгоизме сейчас никого не смущают, но должен насторожить греческий синоним этого латинского - «я/я сам» – аутизм: неслучайная разновозрастная болезнь с непредсказуемыми последствиями.

Известно, что наименование дается по преобладающему признаку. К примеру, инфляция - «раздутая» стяжательством духовная пустота практически экстраполируется на политико-экономические явления: Inflatio – по латыни вздутие, в конечном счёте, то, что лопнет… Чужое-заморское, но лихо пиратствующее – коррупция, по-латыни – портить, искажать, развращать – точное определение мировым экономическим процессам; английская версия лишь привносит значение подкуп… Тerror – страх и ужас по-латыни – в нынешнее время известны детям из «ТВ-пособия по терроризму», а раньше – из учебника по астрономии в греческом варианте: Фобос и Деймос – спутники Марса... Предупреждение: «Опять кризис!» – честное, но наивное предупреждение. Народ жизнью знает и душой чувствует: «Да он от нас и не уходил». Действительно, кризис по-гречески не просто переломный момент, но производное от krio – разделяю; граница, водораздел; решение, суд, приговор. Это императив выбора и ответственности за него; он разделяет на тех, кто, к примеру, считает, что происходящее «абсолютно от нас не зависит» – absolutos – 2. независимый (ну, в самом деле, не в первом же его значении 1. доведенный до совершенства), и на тех, кто считает, что всё зависит от нас с вами: падение, болезнь, покаяние, исправление с учетом фактора времени: если не вовремя лечить болезнь, альтернатива – «exitus letalis». Когда экономические новации набирают темпы, а в нравственной сфере попраны границы морали и человеческой этики – это хуже, чем в той работе о кризисе в партии – том 8: «Шаг вперед, два шага назад».

Когда духовно-тупиковый, отрицательный смысл слов, явлений и понятий из-за всеобщего попустительства доминирует (=господствует) – это уже не реформа, не застой, что по-славянски «остановка на пути», но, по философскому определению – «катастрофический прогресс» – «резкое движение вниз и падение» по-гречески. Мы же видим, как рушится многое из того, что «строили мы, строили», что признавалось положительным и основательным, к примеру, в школе. Помощь в нашей беде, а возможно, компоненты лечения – на наш взгляд и опыт, – наличие состояния ora et labora, и сам язык, что по древне-русски народ.

Природа народа аскетична – и тем сильна; кризис может быть нашим стимулом (лат. палка погонщика); моральный темперамент народа до конца не заглушить – на то он и темперамент, промыслительно задуманный Творцом.

Так даже несколько примеров полярных понятий: высокий/глубокий, победа/поражение, рушить/заставлять двигаться (ср. укр «рух» - движение), да и латинские стагнация, коль им пользуются у нас политэкономы, определяя застой, во втором значении это – предохранять, обеспечивать – так язык сам указывает на близкую связь со словом сохранение. Древний корень хран-servo c приставками con-, re-:консервация-сохранение основополагающего, резерв-запас базисного при стремлении к ясной цели: передача знаний, вручение опыта, преподавание полезного, обучение доброму – это все значения латинского tradicio - традиция.

Так сам собой напрашивается вывод: духовные законы и следование им в слове и деле неизбежны, лучше их исполнять незыблемо (в трудные периоды – держатся на «малом стаде» жертвенно берущих вину на себя) – это и есть orthоdox'iа – правильное учение/мнение. Потому и оптимистично, и конструктивно – воспитание воспитателей, педагогов, учителей независимо от веры, национальности, предметных областей – в русле естественной интеграции с основами культуры правильного слова и мудрой книги, культуры с глубокими, крепкими корнями, культуры традиционной и преемственной, культуры уважительной к любому человеку и веротерпимой, православной. Культуры высокого духа и цели – Воскресение для жизни будущего века.


Библиография.

1. Антоний (Сурожский) Может ли еще молиться современный человек? / митр. Антоний (Сурожский). – Клин : Христианская жизнь, 2000. – 317 с.

2. Бабичев, Н.Т. Словарь латинских крылатых слов / Н.Т. Бабичев, Я. М. Боровский. – М. : Русский язык, 1999. – 784 с.

3. Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь / И.Х. Дворецкий. – М. : Русский язык, 2000. – 846 с.

4. Друзина, Н.В. Поговорим о семье и не только / Н.В. Друзина. – Саратов : Лицей, 2005.

5. Лингвистический энциклопедический словарь / М., 1990. –685 с.

6. Михайлов, Ю. П. Три слова в психологии / Ю. П. Михайлов. – СПб. : [б.и.], 2002. – 280с.

7. Моррис, Г. Библейские основания современной науки / Г. Моррис. – СПб., 1995.

8. Ферреро, Г. Величие и падение Рима / Г. Ферреро. – М. : Наука ; СПб. : Ювента, 1977. – 656 с.



Источник:      Вера и время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и время

12.04.2009

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год