Духовно-нравственные основы современного университетского образования
Приоритетной тенденцией в реформировании современного университетского образования является профессиональная направленность. Происходит ориентация системы образования на рынок труда. Будущее человека во многом связывается с необходимостью найти свое место в мире профессий, нужных обществу.
Признавая важность достижения этой цели, отметим все же, что содержание образования не может исчерпываться лишь профессиональной подготовкой. В современных условиях не меньшее значение имеет для образовывающегося понимание уникальности человеческой личности, её высокого предназначения, наличия у нее талантов и способностей.
Поэтому важно, чтобы цель и смысл человеческой жизни не низводились до полезности человека в конкретной экономической и политической системе. Чтобы формулирующиеся конкретные педагогические цели не исчерпывались лишь социальной адаптацией и профессионализацией. Ибо такой подход несет с собою опасные риски. Профессиональная подготовка может оказаться замененной лишь освоением различных уровней компетенции. А духовно-нравственное воспитание может быть подменено коммуникативными тренингами и технологиями общения.
Феномен Человека, его внутреннего космоса становится, таким образом, одним из важнейших объектов приложения познавательных усилий обучающихся и его воспитания. Согласимся с утверждением одного из величайших русских мыслителей Ивана Александровича Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка».
Во многом именно сегодня эти риски становятся всё более и более реальными. В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению в высших учебных заведениях количества студентов с пониженным уровнем общей, нравственной и поведенческой культуры. Одной из ведущих причин этой тенденции является изменение жизненных предпочтений молодёжи.
Они имеют свои корни. Наше общество, длительное время жившее в условиях идеологического прессинга советского режима, в 1990-е годы оказалось в условиях мировоззренческого вакуума. Покинув берег тоталитаризма, оно бросилось в бесконечное море поиска смыслов. Именно тогда и появился на горизонте мираж либерального идеала, который казался комфортным исключительно по видимым примерам стандартов потребления США и Западной Европы.
Стремление только к этой видимой части айсберга западной социальной и экономической жизни породило у нас, как это ни печально, желание заработать любой ценой и, что ещё хуже, иметь всё что хочется, не утруждая себя. Поклонение вещам, предметам потребления не требовало особых нравствен¬ных усилий, но становилось опасным для нашего духовного пространства.
Отрадно видеть, однако, что в течение нескольких последних лет наше государство и общество сумело преодолеть это увлечение, постепенно пре¬одолевает болезнь, вызванную прививкой некритически воспринятого либерализма. Да, нам сегодня нужна эффективная рыночная экономика, необходимы инициативность и предприимчивость. Но означает ли это, что мы должны достигать этого ценой усиления эгоизма и индивидуализма, подавления чувства удовлетворения от любимой работы, радости творческой деятельности. Должны ли мы платить за экономические успехи снижением ценности труда, значимости семьи и детей, занижением чувства долга и нравственной ответственности?
С печалью приходится констатировать, что определённые потери в разрушительные 1990-е годы понесло и российское образование. Отсутствие ценностных ориентиров в обществе привело к тому, что выбор профессии абитуриентом и студентом стал определяться по следующим приоритетам. Надо, чтобы было легче учиться и чтобы после окончания вуза профессия была престижной и оплачиваемой. Именно отсюда гиперперепроизводство «специалистов» в области экономики и юриспруденции. Физику и химию изучать не надо, а западные кинофильмы демонстрируют высокий уровень жизни юристов и банкиров.
Типичным в это же время стало стремление не достигать знания путём собственного учебного труда, а сдавать курсовые и дипломные работы, используя Интернет и услуги многочисленных фирм, паразитирующих на девальвации ценностей образования. Не случайно многие коммерческие образовательные учреждения сделали своим главным рекламным предложением получение диплома (документа, корочки), а не получение знаний.
Перечисленные феномены жизни среды образования существуют и сейчас. Но важно заметить, что совместными усилиями государства и общества мы начали преодолевать этот хаос, угрожавший постепенным распадом единого образовательного пространства России - одной из основ единения народа и целостности государства.
Одновременно образование, как и общество, всё больше и больше приходит к убеждению в том, что профессиональная подготовка, обеспечивая возможность человеку честно заработать на жизнь и содержание своей семьи, не защищает его от внутреннего беспокойства, которое непременно возникает, если нет осознания цели и смысла жизни. Профессиональная подготовка поэтому должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. Следовательно, университетское образование должно создавать условия для обретения человеком смысла жизни, не ограниченного рамками профессиональной компетентности.
Учитывая, что жизнь человека имеет свою логику развития, определённая логика должна лежать и в основе содержания университетского образования. Эта логика выявляется, если система образования нацелена на работу с живым человеком, а не со схемой, если есть стремление понять, в какой мир человек пришёл, с чем он столкнется в этой жизни и куда он отправится дальше.
В процессе жизнедеятельности человек осваивает три сферы: духовную, социальную и мир природы. Содержание современного университетского образования, регулируемое федеральными стандартами, включает только изучение социальной сферы и мира природы. Духовное содержание человека, к сожалению, слабо отражено в содержании образовательных стандартов.
Уверен, что правильным сегодня является определение подготовки инженерных и технических кадров как приоритетного направления развития. Именно эти специалисты способны совершить столь необходимые нашему обществу технологические прорывы, что усилит и экономические и политические позиции России.
Однако зададимся вопросом, правильным ли в этой ситуации является сокращение объемов изучения российской истории, литературы, культуры в целом? Оправданно ли, что социальный мир изучается вне Российской традиции? Думаю, что ответы здесь уже понятны.
Ещё один вопрос, на котором я хотел бы остановиться - это то, что система образования любого государства должна быть национальной. И.А. Ильин писал: «Национальное обезличение есть великая беда и опасность жизни человека и народа». Классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский научно обосновал принцип народности как основы национального образования: «У каждого народа своя собственная национальная система воспитания; а потому заимствование одним у другого является невозможным».
Опыт других стран убеждает нас, что экономическое процветание и могущество страны становится возможным не только благодаря «инвестициям», но и сохранению и передаче из поколения в поколение национально-культурных идеалов, духовно-нравственных ценностей и традиций, сформировавшихся в течение многовековой истории народа. Все нации, достигшие благосостояния, строили его на своей национальной духовности. Однако не для всех сегодня в России это является очевидным и поэтому в современной системе образования рождаются мифы.
Один из них связан с подменой национальных духовно-нравственных ценностей и традиций так называемыми «общечеловеческими». Президент РАО академик Н.Д. Никандров в работе «Духовные ценности в современной России» отмечает, что «понятие общечеловеческие ценности - понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».
Никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи должно базироваться на национальных ценностях и идеалах. Приведу пример из классической литературы, иллюстрирующий этот факт.
Два мальчика: Серёжа - маленький герой книги Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Том Сойер – знаменитый персонаж Марка Твена - показаны в сходной ситуации. Каждый из мальчиков нашёл жука. Вот стоят они оба с жуками - один на берегу Миссисипи, другой - в центре России и думают. Том соображает: «На что бы этого жука можно сменять? Дадут ли за него два стеклянных шарика? Или билетик? Или яблоко?» А Серёжа, разглядывая свою находку, размышляет: «Что есть жук? Зачем жук?» Можно увидеть в этих эпизодах просто проявление разных характеров - деятельного, озорного и созерцательного, вдумчивого. А можно ощутить и более глубинные, генетиче¬ские пласты религиозно-культурного мироощущения, различие менталитета.
В связи с этим коснусь ещё одного мифа, который усиленно пытаются закрепить в сознании современного человека, повторяя с настойчивостью гипнотизёров, что Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство. Понятие «многонациональное государство» - это юридическая формулировка. Да, мы живём в стране, где, как и в любом другом государстве мира, есть много разных национальностей и представителей различных конфессий.
Однако это не означает, что наше культурное, духовное пространство не должно иметь некоей константы, объединяющего начала, делающего из разноязыких этносов единое общество. Таким синергетическим началом уже в течение многих веков в нашей стране является русская культура. Не ущемляющая права на существование других культур, она по-прежнему является основой нашего общего будущего.
Согласно последней переписи, 80 % жителей России - русские, носители русской культуры. Отсюда образовательные учреждения должны стать хранителями и трансляторами русской культуры. Не школами для русских, а школами русской культуры для всех национальностей, живущих в России. Поэтому сегодня одной из главных задач университетского образования является формирование граждански зрелой личности, овладевшей социальной культурой в контексте исторической национальной преемственности.
Далее. В федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», наряду с признанием других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, признаётся особая роль православия в истории нашего государства, в становлении и развитии его духовности и культуры. Поэтому без получения культурологических религио¬ведческих знаний и понимания ценности Православия как культурообразующей религии нельзя осознать сущность российской цивилизации в истории и современности.
В настоящее время проблема духовно-нравственного обновления российского общества на форумах различного ранга определяется в выступлениях и докладах ученых, общественных деятелей, работников Министерства образования и науки как проблема государственного значения. При этом признаётся, что решение данной проблемы возможно лишь в том случае, если будут объединены усилия на всех уровнях общественной жизни. Система образования в этом случае выступает фактором и педагогическим механизмом, способным охватить все слои общества в целенаправленном воспитательном процессе. В связи с этим серьёзные задачи стоят перед высшей школой. Они связаны с освоением отечественных культурно-образовательных традиций.
В университетах России в течение последних 15 лет ведется поиск путей создания системы духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.
К настоящему времени в Курском, Рязанском, Белгородском, Смоленском, Кемеровском, Ярославском, Липецком, Воронежском, Ставропольском и других университетах России работа по духовно-нравственному воспитанию студентов представлена различными формами учебной и внеучебной деятельности.
Серьёзным базисом этой работы является совместная разработка и издание университетами необходимой научной, учебной и методической литературы духовной направленности. В университетах изучаются такие дисциплины, как «Основы и ценности православия», «Православная педагогика», «Православная культура», «Риторика», «Христианская психология», «Православие и русская литература» и другие. Научно-методическому обеспечению работы по духовно-нравственному воспитанию студентов вузов способствуют систематически проводимые в университетах семинары, «круглые столы», совещания и конференции по проблемам формирования основ духовно¬сти и нравственности у будущих специалистов. Традиционными для университетов стали фестивали славянской культуры и письменности, художественные выставки, научно-педагогические чтения: «Знаменские», «Покровские», «Рождественские», «Глинские» и другие, научные форумы духовной направленности и научно-богословские конференции.
Духовно-нравственному становлению и развитию студенчества содейст¬вует многообразие форм и содержания внеучебной деятельности. В университетах созданы фонды документальных и художественных фильмов, пропагандирующих духовные, нравственные, патриотические ценности. Систематически проходят тематические кураторские часы духовно-нравственной направленности. Традиционными стали праздники «Рождественский бал», «День святой мученицы Татианы», «День православной молодёжи» (15 февраля в День сретения Господня) «Студенческая Пасха», День памяти святого, которому посвящён университетский храм. Неотъемлемой формой духовно-нравственного воспитания студентов университетов являются экскурсии по святым местам, в кафедральные соборы, в монастыри. Работа студенческих клубов нацелена на приобщение студентов и аспирантов к ценностям православия, традициям, обычаям и праздникам православной культуры.
Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов, мероприятия по приобщению студентов к народным, православным обычаям, духовным ценностям систематически освещаются на страницах вузовских газет.
Регулярными во многих университетах становятся архиерейские встречи.
Как видим, опыт университетов центральных регионов России свидетельствует о возрождении православных традиций в университетском образовании. Именно духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на ценностях Православия создает благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста. Данное положение уходит корнями в историю отечественного университетского образования, русской педагогики, которая аксиоматически определяет, по словам Н.И. Ильминского, что «художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т. е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а по¬том на этом основании будет хороший специалист».
Понимая это, Северо-Восточный государственный университет одной из приоритетных своих задач в подготовке профессионалов-специалистов для региона определяет возрождение отечественных традиций университетского образования. Основой этих традиций является формирование духовно-нравственной культуры личности студентов в образовательном процессе вуза.
За последние несколько лет в университете были сделаны первые шаги в приобщении студентов к отечественным традициям. Регулярным стало участие наших студентов в благотворительных акциях, способствующих развитию таких духовно-нравственных качеств как сострадание, милосердие, сочувствие, сопереживание. На протяжении последних лет преподаватели и студенты СВГУ принимают участие в организации и проведении областных Рождественских образовательных чтений. На педагогическом факультете в рамках недели студенческой науки проводится круглый стол «Духовно-нравственное воспитание детей в традиции православной культуры». Студенты факультета естественных наук и математики традиционно принимают участие в работе летнего оздоровительного лагеря «Исток», реализующего программу духовно-нравственного воспитания детей, изучают спецкурс «Православная педагогика как воспитательная система». Студенты филологического факультета в дипломных исследованиях обращаются к проблемам изучения православной литературы и филологии.
Весной 2009 года мы ожидаем получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по специализации «Основы православной культуры». После её получения со следующего учебного года начнется реализация этой образовательной программы на факультете дополнительного послевузовского образования.
В то же время работа по духовно-нравственному становлению и разви¬тию студенческой молодёжи сопровождается трудностями: деятельность не носит системный характер; недостаточная подготовленность университетских педагогических кадров; отсутствие учебно-методического обеспечения.
Полагаю, все эти трудности знакомы руководителям образовательных учреждений города и области всех уровней: детских садов, школ, гимназий, лицеев, техникумов, институтов и университетов. А это значит, что нам необходимо объединить усилия для создания регионального культурно-образовательного пространства на основе отечественных традиций православной культуры. Возможности для этого открывает разработка и принятие областной целевой «Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Магаданской области». Думаю, её принятие будет особенно ценным и важным в 2009 году, объявленным президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Годом молодёжи.
Когда приняты и действуют целевые программы, когда есть центры, лаборатории, кафедры, занимающиеся проблемами духовно-нравственного воспитания, когда есть подготовленные кадры, появляются и зримые плоды.
Несомненно, сегодня во многих городах и весях России общественность осознала, что настало время возрождать отечественные культурно-исторические традиции, повышать в общественном сознании ценность семьи, утверждать непоколебимые нравственные основы во всех сферах жизни. Приходит понимание того, что нравственная личность, гражданин и труженик воспитывается лишь в той среде, где каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения предыдущего. И нам, жителям Магаданской области, нужно воспользоваться накопленным в других регионах опытом, применять и развивать его. Спасибо.
Источник: Вера и время
|