2 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

Материалов по данной теме нет...


Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Троицкий Всеволод Юрьевич /доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького

Троицкий Всеволод Юрьевич

доктор филологических наук
профессор
главный научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького

Труды этого автора

16 марта 2009

Русская классика и защита культуры и образования


Современная прагматизация образования, его псевдонаучное подведение под критерии рентабельности, введение системы ЕГЭ, резко снижающей качество и уровень обучения, вступление в силу в 2009 году закона о «двухуровневом высшем образовании», что будет иметь неизбежным следствием появление вместо учёных специалистов и профессионалов - лаборантов и недоучек, намерение министерства сократить общее количество вузов (с 1000 до 150-200) - всё это свидетельствует о последовательном разрушении общеобразовательной и высшей школы, происходящем в русле глобализации.

К основным разрушительным явлениям относится тоталитарное повреждение гуманитарной сферы школьных программ и прежде всего ненаучное, неразумное и стратегически опасное снижение содержательности и уровня изучение родного слова. Это удар по всей системе образования. Ибо только через слово мы овладеваем духовно-практическим опытом поколений. Поэтому основная задача образования, если мы действительно о нём заботимся, - восстановить в сознании учащихся природную роль слова и словесности, ибо эти предметы лежат в основе приобретения полноценных знаний и определяют культурный уровень учащихся. Вместе с тем дисциплины, формирующие личность, особенно важны в реальных условиях информационного насилия средств массовой дезинформации (СМД).

Пренебрежение этими бесспорными истинами вызывает и будет впредь вызывать общий упадок образованности и культуры всего общества. А это губительно для державы, претендующей на независимость и желание отстаивать интересы своего народа в ведущейся информационной войне, одной из основных стратегических целей которой является долговременное разрушение науки, образования и культуры противника.

Русский язык и русская классическая литература составляют фундамент культурного потенциала учащегося, являются предпосылкой его общего развития и духовной зрелости. Это понимали и понимают специалисты, в том числе и наши противники и конкуренты.

Полстолетия назад верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг писал: «Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры, пренебрегает уроками прошлого»(1). «Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, - заявлял в том же году крупнейший специалист по военно-морской технике США вице-адмирал Г. Дж. Риковер, - состоит... в том, что он угрожает нам системой образования»(2).

Всем ясно, что политика Министерства образования по отношению к словесности в школе - это очевидное государственное преступление, пока не получившее трезвой справедливой оценки.

Напомню: за 10-12 лет перед Великой Отечественной войной советская школа, отвергнув навязанные ей в 1920-е годы новации западного образца, стала развиваться в русле плодотворных традиций отечественного просвещения, прежде всего по гуманитарным предметам, заняв уже к началу 40-х годов одно из первых мест в мире по основным показателям.

Ныне, когда предмет «литература» «рассудку вопреки, наперекор стихиям» выведен из числа основных (базовых) дисциплин, школа движется по пути дальнейшего снижения образовательного, культурного уровня и разброда. Русская литература - основа отечественной культуры, столетия служившая лоном объединения и развития разных народов России, сегодня отодвинута из основной части школьных программ. Это облегчает возможность шовинистам, нацистам и национал-сепаратистам всех мастей успешно совершать действия по культурному и духовному расчленению России и отравлению сознания молодёжи массовой культурой, особенно при нестабильных социо-культурных обстоятельствах.

В своём выступлении на I съезде учителей-словесников в Петербурге академик Н.Н. Скатов высказал истинное: «Общепринято считать (во всяком случае, с европейской точки зрения), что в человеческой истории культуры было три заметных эпохи. Помимо античности и европейского возрождения - это русская литературная классика, лучшее, по словам А.М. Горького, что создано нами как нацией. И на эту литературу сейчас идёт упорное и целенаправленное наступление... Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего»(3).

Сегодня остро стоит вопрос о защите культуры и образования. Ведь созидание в русле нормальной жизнедеятельности возможно только на основе культуры.

Культура это дисциплинированное состояние сознания, бытие, поведение, результаты созидательного творчества и устойчивая система умственного, чувственного и духовного опыта, нацеленные на утверждение духовно-человеческих начал. Вторым непременным признаком культуры является соответствующая её особенностям, определяющая всё, находящееся в её сфере, иерархия ценностей: святое, прекрасное (добро), обыденное, пошлое, низменное (зло). Третий её признак бережное наследование соприродных этой иерархии плодотворных духовных традиций, обеспечивающих её жизненность и самобытность.

Отсутствие хотя бы одного из этих коренных признаков свидетельствует, что мы имеем дело либо с субкультурой, либо с псевдокультурой или антикультурой, или даже с пародией на культуру.

У народа может быть или своя культура, или никакой, ибо чужая культура ему не принадлежит. Культура - национальна. Вненациональной, «общечеловеческой» культуры нет и не может быть. «Сам термин «общечеловеческий» был запущен в употребление, чтобы оправдать маниакальную агрессивность западной цивилизации, которая стремится подчинить себе иные народы и для этого подавить или по крайней мере ослабить их самобытную культуру»(4).

Сейчас одним из основных средств глубокого поражения противника в информационной войне является деформация и повреждение культурного массового сознания, за чем неизбежно следует неспособность противостоять логике обмана, дезинформации и фальсификации реальности.

Повреждение сознания человека и общества посредством внедрения на разных уровнях заведомо спланированной стандартизации представлений и понятий, имеющих видимость правильности, но не соответствующих целостному опыту науки и подлинной культуры, поражает более всего людей с неразвитым образным мышлением и недостатком культурообразующих представлений. Основным источником таких представлений является у нас отечественная классическая литература.

Дезинформация - оружие, направленное против человека и общества, - возникает не только из сознательного или бессознательного искажения действительности, но и вследствие умолчания основополагающих научных и культурных представлений, существенных для здравого понимания.

Нынешние «реформы» тормозят развитие способности школьника к целостному и сосредоточенному осознанию мира, к живому непосредственному чувству и сочувствию, ко многому из того, что делает его личностью. Повреждённая натура в той или иной степени утрачивает интерес к культуре как явлению духовному и становится лишь «потребителем впечатлений», обессмысленных её внутренней духовной неполноценностью. Оказавшись на таком уровне восприятия, человек подсознательно испытывает эту неполноценность, опустошённость и пытается восполнить свою ущербность. Он ищет новых впечатлений, но они не приносят ему удовлетворения. Эти впечатления также оказываются пустопорожними, потому что условия их наполняемости в нём - его духовная жизнь - разрушены или повреждены неполноценностью или отсутствием должного образования и воспитания. Необходимой предпосылкой такого образования и воспитания является полноценное приобщение к основополагающим гуманитарным дисциплинам, грубо ограниченным современными разрушителями образования.

Нормальная общеобразовательная школа зиждется на утверждении в ней общей культуры, на понимании учащимися сущности явлений, процессов и событий. Основа этого - «глубокие знания, выходящие за узкопрофессиональные рамки»(5). Хребет таких знаний - важнейшие общеобразовательные дисциплины: русский язык, литература и математика. Эти предметы органически дисциплинируют мысль, самостоятельное созерцание и освоение жизни и поэтому прежде всего необходимы для становления созидательного сознания, ориентированного на нормальную плодотворную жизнедеятельность человека и общества. Успехи школы в этом отношении определяются её общим культурным состоянием и состоянием культуры общества в целом.

Культура общества в целом соответствует уровню его языкового состояния. Ибо «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа (а, значит, и накопленный им многовековой опыт - В.Т.) в одно великое, историческое живое целое» (6). Только такая целостность и может быть названа народом. Эта целостность - залог национальной безопасности. Любой ущерб культурному состоянию современной языковой среды - означает ущерб состоянию народа, его жизнеспособности и жизнедеятельности, его настоящему и будущему. Поэтому защита языковой среды - в конечном счёте - защита государственных интересов.

В школе мы изучаем (или должны изучать) не просто литературу, но классику.

Классическое произведение это, говоря словами И.А. Ильина, «не отвлечённое понятие, а живой строй, развёрнутый в произведении искусства, отражающий «выношенное художником Главное сказуемое им содержание» (7).

К классическим относятся произведения, признанные совершенными, самобытными и значимыми в духовном, художественно-эстетическом, идейно-нравственном отношении, то есть произведения, во-первых, духовно значимые; во-вторых, идейно высоко ориентированные; в-третьих, художественно совершенные.

Духовная значимость произведения выражается в таком воссоздании действительности, из которого проистекают смыслы, соприродные духовным началам человека. Идейное значение создаётся целостностью, ясностью, истинностью, убедительностью и высотою идеала, который утверждается через произведение. Художественное совершенство определяется мерою художественности, то есть полнотою и целостностью соответствия содержания и форм выражения, ориентированных на прекрасное (8). Целостность художественного произведения зиждется на представлении, что жизнь человека - это не только социально-политическое бытие, но «история духа», это, говоря словами П. Флоренского, «история возрастания человека в меру его полного совершенства под Господством исторического Богочеловека» (9).

Классическое произведение отличается безусловной значимостью и насыщенностью передаваемого в нём умственного, чувственного и духовного опыта. В классическом художественном произведении ни одна деталь, ни один художественный штрих, ни одно слово не бывают случайными: каждая «мелочь» прямо или косвенно направлена на раскрытие художественного целого, «главного сказуемого» и является необходимой для выражения полноты содержания. «Если близорукие критики думают, - писал, например, Лев Толстой, - что я хотел описывать только то, что мне нравится, как обедает Облонский и какие плечи у Карениной, то они ошибаются. Во всём, почти во всём, что я писал, мною руководили потребности познания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя; но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет смысл, страшно принижается, когда берётся одна и без того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя, а можно лишь посредственно словами, описывая образы, действия, положения...» (10).

Классические произведения отличаются предельной полнотою содержания, максимально возможным отражением художественной истины.

Общеизвестно, что русская литература (и русская культура в целом) выросла в лоне Православия и утверждалась на основе православных миропредставлений. Крещением Руси было дано направление национальному миросозерцанию. Языческий животно-мистический взгляд на природу и человека был отвергнут. Во главу угла было поставлено духовное начало. Человек стал рассматриваться, как существо, соприродное Творцу, обладающее особыми духовными чертами: бессмертием души, бесценностью жизни, возможностью получения Благодати и милостей Божиих. Каждый христианин был обязан подчинять себя единой духовной дисциплине: творить благо (добро) и отвергаться зла, молиться, покоряя себя воле Единого (триединого) Всевышнего, милостивого Бога, который есть Любовь, Свет миру, Путь, Истина и Жизнь. «Христианский идеал, - писал С.Н. Трубецкой, - требует от нас сочетания беззаветной преданности Богу с величайшей энергией человеческого творчества» (11). Русская классика едва ли не более других литератур выразила стремление к максимальному утверждению истины, добра и красоты в жизни. Вместе с тем она часто нацелена на удивительную красоту, на нелицеприятную истину, на гармонии видимой красоты и красоты духовной, наконец - на соборное мышление, на сострадательное отношение к людям, как путь преодоления греховности и «стояния в вере»; всё это, говоря словами исследователя, «диаметрально противоположно рационалистически-индивидуалистическому менталитету Запада» (12).

Для исторически сложившегося русского национального сознания судьба человечества и человека воспринималась как «приуготовление к жизни будущего века». Православная же духовность означала, говоря словами Э.Ф. Володина, «осмысление через Вечность временного бытия», наполнение Божественным смыслом тварного мира. Одновременно православная духовность есть осмысленный выбор человека для приуготовления к Вечности и сознательный отказ от дьявольских искушений, откуда бы они ни исходили и какие бы формы ни принимали» (13). Таким образом, русское православное самосознание хранит представление о вечности, о том укладе духовной жизни, который передаётся русским словом лад.

Лад - русский аналог идеальной гармонии - означает мир, любовь, счастье, милость, ласку, сердечность, душевность, согласие. Корневыми чертами русской соборной духовности являются утверждение правды-истины, сострадания, милосердия, целомудрия (стыдливости), любви и вера в окончательную победу добра.

Можно с уверенностью сказать, что произведения, которые не утверждают эти качества - не относятся к русской классике и представляют собой не народно-русскую, а инородную литературу или мусор на обочине русской культуры.

Смысл истинной культуры - «быть способом самовыражения нации». Чтобы стать участником культурного бытия, человеку должно сделаться литературно образованным. Что включает понятие литературное образование?

Сошлюсь на статью А.С. Курилова, где об этом сказано и верно, и убедительно:

«Литературно образованный человек» - это тот, кто «имеет отчётливое представление прежде всего об истории своей национальной литературы с момента её возникновения, об основных периодах её развития, связанных с историей страны и литературно-художественными движениями (направлениями), знает имена и время жизни отечественных писателей-классиков и содержание самых значительных их сочинений, а также наиболее заметных произведений устного народного творчества и безымянных древнерусских авторов. Ему известны имена, время жизни и содержание основных произведений классиков зарубежных литератур, начиная с античности, получивших мировое признание. Он знаком, хотя бы понаслышке, с древнейшими литературными памятниками народов Европы и Азии («Махабхарата». «Рамаяна», «Тысяча и одна ночь» и др.). Он знает о делении литературы на лирику, эпос и драму, а произведений - на жанры, владея при этом определёнными понятиями о романе, повести, поэме, трагедии, комедии и т.д. И всё. Что, в общем, немало.

Литературно образованному человеку не обязательно, хотя и не противопоказано, уметь делать то, что предписано «Требованиями к уровню подготовки выпускников». Но одно не отмеченное там умение ему необходимо - умение гордиться своей литературой, её художественными открытиями и достижениями, её великими писателями и выдающимися произведениями. Это умение надо прививать школьникам буквально на каждом уроке литературы. И первым шагом на этом пути должно стать осознание того, что наша отечественная литература - одна из древнейших литератур в Европе и одна из богатейших в мире, что её вклад в художественную сокровищницу человечества уникален и неповторим»(14).

Литературное образование требует, чтобы у школьников сформировался образ отечественной литературы. «Русская литература (цитирую слова выдающегося учёного, организатора и первого директора Российской книжной палаты С.А. Венгерова - В.Т.) одна из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше... Русская литература - центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца»(15). Это - стержень всей нашей культуры.

Школа должна быть культуросообразна.

Уничижение предмета «литература», неправомерное лишение его должной значимости неизбежно сказывается на общем умственном уровне школьников, на их способности мыслить и владеть словом, способствует снижению культурного уровня учащихся, деградации творческого воображения, логики, исторического воззрения, гуманного отношения к миру и человеку, экологического мировоззрения и т.д.

Литература - не только инструмент воспитательного воздействия, но необходимое условие духовного бытия человека, обеспечивающее развитие его духовных и умственных сил. Формирование «через литературу» гражданского, национального самосознания, патриотического долга, возникающего на основе чувства родного языка, родной природы и отечественной истории, обеспечивает духовный потенциал всего народа.

Современное разрушение образования направлено прежде всего против человеческой личности. Своими действиями инноваторы вывели за скобки основную цель школы: воспитание полноценного, хорошо информированного, творчески активного, высоко духовного, нравственного человека. Нельзя назвать ни одного поддержанного реальными усилиями «сверху» постановления в сфере образования, которое бы содействовало указанной цели.

Судя по результатам, команды и распоряжения «сверху» проводились (цитирую - В.Т.), «чтобы привести российских детей в соответствие с западными стандартами «человека массы»(16), разрушить единое образовательное пространство России (это уже в сущности достигнуто) и довести страну до интеллектуального коллапса, предвестия которого уже имеются.

Единственное средство преодолеть надвигающуюся трагедию - резко и твёрдо повернуть дело образования на путь созидания: вернуть школу к всеобщему, фундаментальному, научному, системному образованию, доведя его до того высшего уровня, какое оно имело в лучшие для школы годы в ХХ веке, а затем - превзойти этот уровень.

Первое, что необходимо (повторю ещё раз!) - это спасти русское слово от уничижения и поругания: вернуть русский язык и русскую классику в программы средних школ в объёме не меньшем, а то и превышающем тот, что был в ХХ веке в период расцвета школы. Это сегодня непременное условие спасения нации.


(1) «Art Education», vol. 15, № 7, October, 1960.

(2) New York «Herald Tribune», 1960, August, 22/

(3) «Русский Вестник», 1994, № 5, стр. 13.

(4) Сохряков Ю. И. Словесность, культура, антикультура и традиции духовно-нравственного воспитания молодежи // Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа». Выпуск. П. ИМЛИ РАН. 2008. С. 223.

(5) Шарыгин Игорь. Образование и глобализация // Новый мир. № 10, 2004. С. 111.

(6) Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2. М. 1954. С. 542.

(7) Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве. // Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. Том шестой. Книга 1. М. Русская книга. 1996. С. 58.

(8) Прекрасное - это прежде всего естественное, то есть находящееся в согласии с гармонией мира и его закономерностями. Второй признак прекрасного - определенность: прекрасное ограничено пределами образа, даже в изображении беспредельного. Третий признак - значимость и значительность: прекрасное всегда намекает на нечто более высокое, чем видимое в нем. Четвертый признак прекрасного - целостность. Пятый признак - духовность.

(9) Флоренский П. А. О типах исторического истолкования // Сборник а честь Васил Н. Златорский по случай на 30-годишната му научна профеессорска дейность. София. 1925. Т. 62. С. 268.

(10) Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. В 90 томах. М.-Л. 1953. Т. 62. С. 268.

(11) Трубецкой С. Н. Избранное. М. 1995. С. 286.

(12) Сохряков Ю. И. Благодатный дух соборности (О соборном характере русского художественного и философского мышления) // Русская литература 19 века и христианство. М. 1997. С. 60.

(13) Володин Э. Ф. О терминологии и не только о ней // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М. 1996. С. 49.

(14) Курилов А. С. Зачем и какие уроки литературы нужны школе? // Русская словесность. 2005. № 4. С. 8.

(15) Венгеров С. А. Очерки по истории русской литературы. СПб. 1097. С. 3, 15.

(16) Кара-Мурза С. Уничтожение интеллекта // Знание - власть. № 41 (208). Октябрь. 2004. С. 1.



Источник:      Русский Вестник, № 5, 2009

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Русский Вестник, № 5, 2009

16.03.2009

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Блаженная Матрона Московская

2 мая

Блаженная Матрона Московская (1952)

Дни памяти: Апрель 19 (2 мая), Август 24 (6 сентября) (Собор Московских святых - переходящее празднование в восресенье перед 26 августа), Сентябрь 22 (5 октября) (Собор Тульских святых)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год