Современная прагматизация образования, его псевдонаучное подведение под критерии рентабельности, введение системы ЕГЭ, резко снижающей качество и уровень обучения, вступление в силу в 2009 году закона о «двухуровневом высшем образовании», что будет иметь неизбежным следствием появление вместо учёных специалистов и профессионалов - лаборантов и недоучек, намерение министерства сократить общее количество вузов (с 1000 до 150-200) - всё это свидетельствует о последовательном разрушении общеобразовательной и высшей школы, происходящем в русле глобализации.
К основным разрушительным явлениям относится тоталитарное повреждение гуманитарной сферы школьных программ и прежде всего ненаучное, неразумное и стратегически опасное снижение содержательности и уровня изучение родного слова. Это удар по всей системе образования. Ибо только через слово мы овладеваем духовно-практическим опытом поколений. Поэтому основная задача образования, если мы действительно о нём заботимся, - восстановить в сознании учащихся природную роль слова и словесности, ибо эти предметы лежат в основе приобретения полноценных знаний и определяют культурный уровень учащихся. Вместе с тем дисциплины, формирующие личность, особенно важны в реальных условиях информационного насилия средств массовой дезинформации (СМД).
Пренебрежение этими бесспорными истинами вызывает и будет впредь вызывать общий упадок образованности и культуры всего общества. А это губительно для державы, претендующей на независимость и желание отстаивать интересы своего народа в ведущейся информационной войне, одной из основных стратегических целей которой является долговременное разрушение науки, образования и культуры противника.
Русский язык и русская классическая литература составляют фундамент культурного потенциала учащегося, являются предпосылкой его общего развития и духовной зрелости. Это понимали и понимают специалисты, в том числе и наши противники и конкуренты.
Полстолетия назад верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг писал: «Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры, пренебрегает уроками прошлого»(1). «Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, - заявлял в том же году крупнейший специалист по военно-морской технике США вице-адмирал Г. Дж. Риковер, - состоит... в том, что он угрожает нам системой образования»(2).
Всем ясно, что политика Министерства образования по отношению к словесности в школе - это очевидное государственное преступление, пока не получившее трезвой справедливой оценки.
Напомню: за 10-12 лет перед Великой Отечественной войной советская школа, отвергнув навязанные ей в 1920-е годы новации западного образца, стала развиваться в русле плодотворных традиций отечественного просвещения, прежде всего по гуманитарным предметам, заняв уже к началу 40-х годов одно из первых мест в мире по основным показателям.
Ныне, когда предмет «литература» «рассудку вопреки, наперекор стихиям» выведен из числа основных (базовых) дисциплин, школа движется по пути дальнейшего снижения образовательного, культурного уровня и разброда. Русская литература - основа отечественной культуры, столетия служившая лоном объединения и развития разных народов России, сегодня отодвинута из основной части школьных программ. Это облегчает возможность шовинистам, нацистам и национал-сепаратистам всех мастей успешно совершать действия по культурному и духовному расчленению России и отравлению сознания молодёжи массовой культурой, особенно при нестабильных социо-культурных обстоятельствах.
В своём выступлении на I съезде учителей-словесников в Петербурге академик Н.Н. Скатов высказал истинное: «Общепринято считать (во всяком случае, с европейской точки зрения), что в человеческой истории культуры было три заметных эпохи. Помимо античности и европейского возрождения - это русская литературная классика, лучшее, по словам А.М. Горького, что создано нами как нацией. И на эту литературу сейчас идёт упорное и целенаправленное наступление... Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего»(3).
Сегодня остро стоит вопрос о защите культуры и образования. Ведь созидание в русле нормальной жизнедеятельности возможно только на основе культуры.
Культура это дисциплинированное состояние сознания, бытие, поведение, результаты созидательного творчества и устойчивая система умственного, чувственного и духовного опыта, нацеленные на утверждение духовно-человеческих начал. Вторым непременным признаком культуры является соответствующая её особенностям, определяющая всё, находящееся в её сфере, иерархия ценностей: святое, прекрасное (добро), обыденное, пошлое, низменное (зло). Третий её признак бережное наследование соприродных этой иерархии плодотворных духовных традиций, обеспечивающих её жизненность и самобытность.
Отсутствие хотя бы одного из этих коренных признаков свидетельствует, что мы имеем дело либо с субкультурой, либо с псевдокультурой или антикультурой, или даже с пародией на культуру.
У народа может быть или своя культура, или никакой, ибо чужая культура ему не принадлежит. Культура - национальна. Вненациональной, «общечеловеческой» культуры нет и не может быть. «Сам термин «общечеловеческий» был запущен в употребление, чтобы оправдать маниакальную агрессивность западной цивилизации, которая стремится подчинить себе иные народы и для этого подавить или по крайней мере ослабить их самобытную культуру»(4).
Сейчас одним из основных средств глубокого поражения противника в информационной войне является деформация и повреждение культурного массового сознания, за чем неизбежно следует неспособность противостоять логике обмана, дезинформации и фальсификации реальности.
Повреждение сознания человека и общества посредством внедрения на разных уровнях заведомо спланированной стандартизации представлений и понятий, имеющих видимость правильности, но не соответствующих целостному опыту науки и подлинной культуры, поражает более всего людей с неразвитым образным мышлением и недостатком культурообразующих представлений. Основным источником таких представлений является у нас отечественная классическая литература.
Дезинформация - оружие, направленное против человека и общества, - возникает не только из сознательного или бессознательного искажения действительности, но и вследствие умолчания основополагающих научных и культурных представлений, существенных для здравого понимания.
Нынешние «реформы» тормозят развитие способности школьника к целостному и сосредоточенному осознанию мира, к живому непосредственному чувству и сочувствию, ко многому из того, что делает его личностью. Повреждённая натура в той или иной степени утрачивает интерес к культуре как явлению духовному и становится лишь «потребителем впечатлений», обессмысленных её внутренней духовной неполноценностью. Оказавшись на таком уровне восприятия, человек подсознательно испытывает эту неполноценность, опустошённость и пытается восполнить свою ущербность. Он ищет новых впечатлений, но они не приносят ему удовлетворения. Эти впечатления также оказываются пустопорожними, потому что условия их наполняемости в нём - его духовная жизнь - разрушены или повреждены неполноценностью или отсутствием должного образования и воспитания. Необходимой предпосылкой такого образования и воспитания является полноценное приобщение к основополагающим гуманитарным дисциплинам, грубо ограниченным современными разрушителями образования.
Нормальная общеобразовательная школа зиждется на утверждении в ней общей культуры, на понимании учащимися сущности явлений, процессов и событий. Основа этого - «глубокие знания, выходящие за узкопрофессиональные рамки»(5). Хребет таких знаний - важнейшие общеобразовательные дисциплины: русский язык, литература и математика. Эти предметы органически дисциплинируют мысль, самостоятельное созерцание и освоение жизни и поэтому прежде всего необходимы для становления созидательного сознания, ориентированного на нормальную плодотворную жизнедеятельность человека и общества. Успехи школы в этом отношении определяются её общим культурным состоянием и состоянием культуры общества в целом.
Культура общества в целом соответствует уровню его языкового состояния. Ибо «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа (а, значит, и накопленный им многовековой опыт - В.Т.) в одно великое, историческое живое целое» (6). Только такая целостность и может быть названа народом. Эта целостность - залог национальной безопасности. Любой ущерб культурному состоянию современной языковой среды - означает ущерб состоянию народа, его жизнеспособности и жизнедеятельности, его настоящему и будущему. Поэтому защита языковой среды - в конечном счёте - защита государственных интересов.
В школе мы изучаем (или должны изучать) не просто литературу, но классику.
Классическое произведение это, говоря словами И.А. Ильина, «не отвлечённое понятие, а живой строй, развёрнутый в произведении искусства, отражающий «выношенное художником Главное сказуемое им содержание» (7).
К классическим относятся произведения, признанные совершенными, самобытными и значимыми в духовном, художественно-эстетическом, идейно-нравственном отношении, то есть произведения, во-первых, духовно значимые; во-вторых, идейно высоко ориентированные; в-третьих, художественно совершенные.
Духовная значимость произведения выражается в таком воссоздании действительности, из которого проистекают смыслы, соприродные духовным началам человека. Идейное значение создаётся целостностью, ясностью, истинностью, убедительностью и высотою идеала, который утверждается через произведение. Художественное совершенство определяется мерою художественности, то есть полнотою и целостностью соответствия содержания и форм выражения, ориентированных на прекрасное (8). Целостность художественного произведения зиждется на представлении, что жизнь человека - это не только социально-политическое бытие, но «история духа», это, говоря словами П. Флоренского, «история возрастания человека в меру его полного совершенства под Господством исторического Богочеловека» (9).
Классическое произведение отличается безусловной значимостью и насыщенностью передаваемого в нём умственного, чувственного и духовного опыта. В классическом художественном произведении ни одна деталь, ни один художественный штрих, ни одно слово не бывают случайными: каждая «мелочь» прямо или косвенно направлена на раскрытие художественного целого, «главного сказуемого» и является необходимой для выражения полноты содержания. «Если близорукие критики думают, - писал, например, Лев Толстой, - что я хотел описывать только то, что мне нравится, как обедает Облонский и какие плечи у Карениной, то они ошибаются. Во всём, почти во всём, что я писал, мною руководили потребности познания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя; но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет смысл, страшно принижается, когда берётся одна и без того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя, а можно лишь посредственно словами, описывая образы, действия, положения...» (10).
Классические произведения отличаются предельной полнотою содержания, максимально возможным отражением художественной истины.
Общеизвестно, что русская литература (и русская культура в целом) выросла в лоне Православия и утверждалась на основе православных миропредставлений. Крещением Руси было дано направление национальному миросозерцанию. Языческий животно-мистический взгляд на природу и человека был отвергнут. Во главу угла было поставлено духовное начало. Человек стал рассматриваться, как существо, соприродное Творцу, обладающее особыми духовными чертами: бессмертием души, бесценностью жизни, возможностью получения Благодати и милостей Божиих. Каждый христианин был обязан подчинять себя единой духовной дисциплине: творить благо (добро) и отвергаться зла, молиться, покоряя себя воле Единого (триединого) Всевышнего, милостивого Бога, который есть Любовь, Свет миру, Путь, Истина и Жизнь. «Христианский идеал, - писал С.Н. Трубецкой, - требует от нас сочетания беззаветной преданности Богу с величайшей энергией человеческого творчества» (11). Русская классика едва ли не более других литератур выразила стремление к максимальному утверждению истины, добра и красоты в жизни. Вместе с тем она часто нацелена на удивительную красоту, на нелицеприятную истину, на гармонии видимой красоты и красоты духовной, наконец - на соборное мышление, на сострадательное отношение к людям, как путь преодоления греховности и «стояния в вере»; всё это, говоря словами исследователя, «диаметрально противоположно рационалистически-индивидуалистическому менталитету Запада» (12).
Для исторически сложившегося русского национального сознания судьба человечества и человека воспринималась как «приуготовление к жизни будущего века». Православная же духовность означала, говоря словами Э.Ф. Володина, «осмысление через Вечность временного бытия», наполнение Божественным смыслом тварного мира. Одновременно православная духовность есть осмысленный выбор человека для приуготовления к Вечности и сознательный отказ от дьявольских искушений, откуда бы они ни исходили и какие бы формы ни принимали» (13). Таким образом, русское православное самосознание хранит представление о вечности, о том укладе духовной жизни, который передаётся русским словом лад.
Лад - русский аналог идеальной гармонии - означает мир, любовь, счастье, милость, ласку, сердечность, душевность, согласие. Корневыми чертами русской соборной духовности являются утверждение правды-истины, сострадания, милосердия, целомудрия (стыдливости), любви и вера в окончательную победу добра.
Можно с уверенностью сказать, что произведения, которые не утверждают эти качества - не относятся к русской классике и представляют собой не народно-русскую, а инородную литературу или мусор на обочине русской культуры.
Смысл истинной культуры - «быть способом самовыражения нации». Чтобы стать участником культурного бытия, человеку должно сделаться литературно образованным. Что включает понятие литературное образование?
Сошлюсь на статью А.С. Курилова, где об этом сказано и верно, и убедительно:
«Литературно образованный человек» - это тот, кто «имеет отчётливое представление прежде всего об истории своей национальной литературы с момента её возникновения, об основных периодах её развития, связанных с историей страны и литературно-художественными движениями (направлениями), знает имена и время жизни отечественных писателей-классиков и содержание самых значительных их сочинений, а также наиболее заметных произведений устного народного творчества и безымянных древнерусских авторов. Ему известны имена, время жизни и содержание основных произведений классиков зарубежных литератур, начиная с античности, получивших мировое признание. Он знаком, хотя бы понаслышке, с древнейшими литературными памятниками народов Европы и Азии («Махабхарата». «Рамаяна», «Тысяча и одна ночь» и др.). Он знает о делении литературы на лирику, эпос и драму, а произведений - на жанры, владея при этом определёнными понятиями о романе, повести, поэме, трагедии, комедии и т.д. И всё. Что, в общем, немало.
Литературно образованному человеку не обязательно, хотя и не противопоказано, уметь делать то, что предписано «Требованиями к уровню подготовки выпускников». Но одно не отмеченное там умение ему необходимо - умение гордиться своей литературой, её художественными открытиями и достижениями, её великими писателями и выдающимися произведениями. Это умение надо прививать школьникам буквально на каждом уроке литературы. И первым шагом на этом пути должно стать осознание того, что наша отечественная литература - одна из древнейших литератур в Европе и одна из богатейших в мире, что её вклад в художественную сокровищницу человечества уникален и неповторим»(14).
Литературное образование требует, чтобы у школьников сформировался образ отечественной литературы. «Русская литература (цитирую слова выдающегося учёного, организатора и первого директора Российской книжной палаты С.А. Венгерова - В.Т.) одна из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше... Русская литература - центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца»(15). Это - стержень всей нашей культуры.
Школа должна быть культуросообразна.
Уничижение предмета «литература», неправомерное лишение его должной значимости неизбежно сказывается на общем умственном уровне школьников, на их способности мыслить и владеть словом, способствует снижению культурного уровня учащихся, деградации творческого воображения, логики, исторического воззрения, гуманного отношения к миру и человеку, экологического мировоззрения и т.д.
Литература - не только инструмент воспитательного воздействия, но необходимое условие духовного бытия человека, обеспечивающее развитие его духовных и умственных сил. Формирование «через литературу» гражданского, национального самосознания, патриотического долга, возникающего на основе чувства родного языка, родной природы и отечественной истории, обеспечивает духовный потенциал всего народа.
Современное разрушение образования направлено прежде всего против человеческой личности. Своими действиями инноваторы вывели за скобки основную цель школы: воспитание полноценного, хорошо информированного, творчески активного, высоко духовного, нравственного человека. Нельзя назвать ни одного поддержанного реальными усилиями «сверху» постановления в сфере образования, которое бы содействовало указанной цели.
Судя по результатам, команды и распоряжения «сверху» проводились (цитирую - В.Т.), «чтобы привести российских детей в соответствие с западными стандартами «человека массы»(16), разрушить единое образовательное пространство России (это уже в сущности достигнуто) и довести страну до интеллектуального коллапса, предвестия которого уже имеются.
Единственное средство преодолеть надвигающуюся трагедию - резко и твёрдо повернуть дело образования на путь созидания: вернуть школу к всеобщему, фундаментальному, научному, системному образованию, доведя его до того высшего уровня, какое оно имело в лучшие для школы годы в ХХ веке, а затем - превзойти этот уровень.
Первое, что необходимо (повторю ещё раз!) - это спасти русское слово от уничижения и поругания: вернуть русский язык и русскую классику в программы средних школ в объёме не меньшем, а то и превышающем тот, что был в ХХ веке в период расцвета школы. Это сегодня непременное условие спасения нации.
(1) «Art Education», vol. 15, № 7, October, 1960.
(2) New York «Herald Tribune», 1960, August, 22/
(3) «Русский Вестник», 1994, № 5, стр. 13.
(4) Сохряков Ю. И. Словесность, культура, антикультура и традиции духовно-нравственного воспитания молодежи // Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа». Выпуск. П. ИМЛИ РАН. 2008. С. 223.
(5) Шарыгин Игорь. Образование и глобализация // Новый мир. № 10, 2004. С. 111.
(6) Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2. М. 1954. С. 542.
(7) Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве. // Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. Том шестой. Книга 1. М. Русская книга. 1996. С. 58.
(8) Прекрасное - это прежде всего естественное, то есть находящееся в согласии с гармонией мира и его закономерностями. Второй признак прекрасного - определенность: прекрасное ограничено пределами образа, даже в изображении беспредельного. Третий признак - значимость и значительность: прекрасное всегда намекает на нечто более высокое, чем видимое в нем. Четвертый признак прекрасного - целостность. Пятый признак - духовность.
(9) Флоренский П. А. О типах исторического истолкования // Сборник а честь Васил Н. Златорский по случай на 30-годишната му научна профеессорска дейность. София. 1925. Т. 62. С. 268.
(10) Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. В 90 томах. М.-Л. 1953. Т. 62. С. 268.
(11) Трубецкой С. Н. Избранное. М. 1995. С. 286.
(12) Сохряков Ю. И. Благодатный дух соборности (О соборном характере русского художественного и философского мышления) // Русская литература 19 века и христианство. М. 1997. С. 60.
(13) Володин Э. Ф. О терминологии и не только о ней // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М. 1996. С. 49.
(14) Курилов А. С. Зачем и какие уроки литературы нужны школе? // Русская словесность. 2005. № 4. С. 8.
(15) Венгеров С. А. Очерки по истории русской литературы. СПб. 1097. С. 3, 15.
(16) Кара-Мурза С. Уничтожение интеллекта // Знание - власть. № 41 (208). Октябрь. 2004. С. 1.
Источник: Русский Вестник, № 5, 2009
|