Фарисей благодарит за сохранение в чистоте; фарисей не осужден - сказано только, что мытарь более оправдан.
Обыкновенно проповедники говорят, что фарисей был великим грешником и что он лгал, говоря о своих добродетелях. Мы так плохо о нём не думаем: он не лгал, и у него есть несомненные добродетели.
В притче высказана мысль о том, что покаяние имеет большую ценность, чем многие подвиги, и что последние имеют ценность только будучи связаны с покаянием. Поэтому три четверти наших молитв - покаянные.
Но в чём, скажут, каяться фарисею, если он не сделал грехов?
Надо каяться в том, что мало сделал добра. Когда идёшь далеко, надо считать не то, что прошёл, а сколько ещё остается. Надо каяться, что недостаточно угодил Богу, без умиления молился и не каялся. Подлинные христиане любят покаяние. Их любимая книга - триодь постная. Покаяние есть добродетель, для всех доступная и для всех одинаково необходимая. Покаяние не зависит от подвигов: не мало людей, жестоких сердцем, гордых и сладострастных, которые каялись. Покаяние – добродетель, самая близкая людям: только немногие восходят до высоты славословия и благодарения.
Фарисей несёт подвиги и благодарит за них Господа, но не приносит покаяния, а мытарь, не смевший поднять главы своей, был более оправдан, более очищен, чем фарисей.
Ты, христианин, осуждающий фарисея с его подвигами и присоединяющийся к восхвалению мытаря, - имеешь ли ты мытарево покаяние или у тебя холодное сердце и в нём нет вопля мытарева - «Боже, милостив буди мне, грешному».
Источник: Мысли, высказанные в проповедях
|