Бездуховность, потребительство и конформизм – все это характеристики нашего времени, которое еще называют временем постмодерна. Для многих остро стоит вопрос: закончится ли это когда-нибудь? Станут ли люди вновь способными на подвиг, на поиск высших духовных смыслов?
Попробуем анализировать сущность проблемы в исторической ретроспективе.
В Древней Греции идеалы создавались в среде знати и были несколько аналогичны средневековому идеалу рыцаря. Эти идеалы с достаточной полнотой представлены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них используется слово арете, обозначающее достоинства человека. При этом, В. Йегер пишет, что стих «тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться» является девизом мужчины-рыцаря того времени». «Илиада» «несет в себе новый образ совершенного человека, признающий наряду с благородством действия благородство духа и видящий цель в их сочетании». Глубинно связана с арете и честь. При этом, человеческая похвала и порицание – вот источники чести и бесчестия. Основной формой общественного контроля выступает "культура стыда" ("айдос") – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. "Культура стыда" ориентирована на оценку поведения человека извне, членами той или иной социальной группы.
Развитие полисов и появление софистов, казалось, положили конец героическим устремлениям древних греков. Софисты провозгласили, что целью является жизненный успех и все относительно, что очень перекликается с установкой нашего времени. Однако Сократ противопоставил потребительской конформистской жизненной позиции свой честный поиск истины. Пришедшие к власти демократы казнили Сократа, но остались его ученики, и вот уже Аристотель пишет о высшей степени любви к себе, заключающейся в стремлении усваивать себе прекрасное. При этом он имеет в виду «прежде всего подвиги высшего нравственного героизма: любящий самого себя должен неустанно вступаться за своих друзей, жертвовать своей жизнью за отечество, не щадить ни денег, ни имущества, ни почестей, когда он «усваивает себе прекрасное». «Ведь тот, кто исполнен такой любви к себе, предпочтет прожить краткое время в высшем наслаждении, нежели долгое – в покое и вялости. Он скорее проживет год ради высшей цели, чем истратит целую жизнь на пустяки».
Как уже было указано, такие нравственные идеалы были свойственны аристократии и являлись уделом избранных.
Рассмотрим теперь воспитание в христианстве. Христианская педагогика, чтобы воспитать хорошего человека, не говорит ребенку: «Будь хорошим, будь нравствен». Она говорит: «Возлюби Бога и ближнего как самого себя». Сформулированное требование относится ко всем без исключения. Т.е. христианская система воспитания аристократический кодекс Древней Греции предлагает каждому человеку, при этом вознеся его на невиданную для античности высоту («жертвовать своей жизнью, не щадить ни денег, ни имущества, ни почестей» христианство предписывает в первую очередь по отношению к Богу, более того, само это служение Богу и ближним достигает незнакомой для античности вышины).
Так Иоанн Златоуст пишет: «Итак, перейдем к властительной части – к воле. Не следует ни полностью отсекать ее у юноши, ни позволять ей проявляться во всех случаях: но будем воспитывать их с раннего возраста в том, чтобы, когда сами они подвергаются несправедливости, переносить это, если же увидят кого-либо обижаемым, то храбро выступить на помощь и должным образом защитить истязуемого» [Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М., 1994, стр. 189-190].
Аскетическая, не похожая на обычную, жизнь монахов, связанная с всемерным самоограничением и преодолением мирских соблазнов, представляла собой убедительный пример победы духа над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, страхами (жизнь в скитах и пещерах, куда удалялись первые монахи, была полна опасностей).
Конечно, христианские воспитательные идеалы нельзя уложить в античные рамки. Воспитание страха Божьего, смирения, борьба со страстями не были знакомы древнему греку. Однако родственным для двух сравниваемых воспитательных систем является устремленность к подвигу, к победе духу над плотью.
Таким образом, мы можем утверждать, что и в наше время существует сила, способная противостать бездуховной позиции современности. Такой силой является христианство.
Источник: XV Международные Рождественские образовательные чтения
|