29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Склярова Татьяна Владимировна /Доктор педагогических наук, Доцент, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Склярова Татьяна Владимировна

Доктор педагогических наук
Доцент
декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Труды этого автора

31 января 2007

Сравнительный анализ опыта конфессионально-ориентированной профессионалной подготовки социальных педагогов в России и Германии


Склярова Т.В.,

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект 06-06-185а)

 

Под конфессионально-ориентированной подготовкой педагогов мы понимаем комплекс мер, направленных на структурирование учебно-воспитательного процесса  с учётом влияния на  него традиционной культуры религиозных конфессий, современной деятельности религиозных объединений, а также индивидуальных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, отражающих наличие у них  религиозного мировоззрении.

В современной России конфессионально-ориентированная профессиональная подготовка педагогов обеспечивается посредством включения в образовательную программу педагогов учебных дисциплин из образовательного стандарта «Теология» и организации воспитательного процесса в религиозной традиции. В православно-ориентированной системе подготовки педагогов в воспитательный процесс  включены участие студентов в богослужение, проведение паломничеств,  выполнение послушания.

История конфессионально-ориентированного образования в Германии восходит к 1905 году, когда  в Ганновере Протестантской церковью была основана женская профессиональная школа по социальному попечению. Широко популярна в протестантской среде в то время была идея «духовного материнства», выражавшаяся в том, что женское служение в церкви более востребовано в сфере ухода и воспитания детей. Реализация этой идеи связывалась с допуском женщин к получению профессионального образования, в том числе теологического, и разрешению профессиональной деятельности в общественно-политической сфере. Разработанная Песталоцци и Фребелем «педагогика материнства» явилась образовательной концепцией, в которой обосновывалось присущее женщине естественное материнство и возможность специфического вклада женщины в преодолении «социального вреда» в процессе экономического и политического развития общества.

Дальнейшее развитие социально-педагогического образования в Германии связано с созданием сети учебных заведений среднего уровня профессионального образования, выпускающих дипломированных специалистов в области социальной педагогики и социальной работы [Койнова Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии). Дисс. на соиск. уч.ст.канд.пед.наук М.,1996].  В конце 60-х -  начале 70-х годов ХХ века общественно-политические преобразования, как в Восточной, так и в Западной Германии, потребовали изменения образовательных концепций и программ. Результатом модернизации системы образования явилось создание высших профессиональных школ для подготовки социальных педагогов и социальных работников, с предоставлением самостоятельности в выборе содержания учебных программ и планов профессионального образования самим высшим профессиональным школам.  В это же время получают широкое развитие высшие профессиональные школы подготовки социальных и религиозных педагогов, учреждаемые религиозными общинами, в первую очередь католическими и евангелическо-лютеранскими. По образному определению профессора Мартина Бениша названный период характеризовался тем, что «Церковь в западной Германии была обращена  к проблемам выживания и сохранения общества, а общество в Восточной Германии было обращено к нуждам и проблеме сохранения Церкви» (М.Behnisch. Von Potsdam nach Berlin. Notizen zum Weg einer gemeindepadagogischen Ausbildung // Aufbruche und Umbruche. Zur padagogischen Arbeit der evangelischen Kirchen seit der Wende. Leipzig ,1998, S.106-115). Отчасти разнонаправленные по своей проблематике, но обращённые к проблеме взаимоотношения церкви и общества, задачи сохранения религиозной традиции в образовании обусловили возрождение интереса к религиозной тематике в педагогическом образовании.

В контексте проводимого нами исследования процесса конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов мы ознакомились с опытом работы высших конфессиональных школ Германии (находящихся на территории бывших ГДР и ФРГ) в октябре 2006 года. Изучение немецкого опыта подготовки специалистов осуществлялось в Высшей евангелической школе г. Дармштадта – Evangelische Fachhochule Darmshtadt, Высшей евангелической школе г. Ганновера - Evangelische Fachhochule Hannover, Теологическом университете г. Фриденсау –Theologishe Hochscshule Fridensau, Высшей евангелической школе г.Берлина - Evangelische Fachhochule Berlin. Все названные учебные заведения являются конфессионально-ориентированными, так как они учреждены религиозными объединениями, учебный процесс в них ориентирован на подготовку специалистов для работы в том числе и в религиозных объединениях и включает учебные дисциплины мировоззренческо-гуманитарной направленности. Теологический университет г.Фринденсау, в отличие от всех других, евангелических школ, является учебным заведением, учреждённым адвентистами. Исследование включало в себя интервью с руководством учебных заведений – ректорами, проректорами и деканами, знакомство с учебными программами магистерских и бакалаврских уровней подготовки педагогов, а также беседы со студентами последних семестров обучения. 

В ходе интервью, проводимого с руководством конфессионально-ориентированных высших профессиональных школ,  мы уточняли степень участия религиозной общины (объединения) в организации учебно-воспитательного процесса школы, наличие в учебной программе учебных дисциплин религиозного содержания, специфику профессорско-преподавательского состава учебного заведения, требования, предъявляемые заведением к религиозной принадлежности абитуриентов, особенности проведения церковно-педагогической практики и наличие обратной связи с выпускниками данного учебного заведения.

Изучение учебных программам магистерских и бакалаврских уровней подготовки педагогов, социальных педагогов/социальных работников проводилось с целью выявления дисциплин, отвечающих за теологическую подготовку специалиста, а также   отражающих традиции, культуру и обычаи не только исповедуемой религии, но и иных конфессиональных групп.

Беседы со студентами последних семестров обучения преследовали несколько целей -  выявление мотивации к профессиональной деятельности в конфессиональном учреждении, интереса к религиозной традиции той конфессии, которая учредила данное учебное заведение, наличие собственного опыта религиозной жизни в конфессии (в ситуациях готовности респондента говорить на данную тему).

Все руководители высших учебных заведений в интервью говорили о том, что конфессиональная принадлежность школы является важным фактором, определяющим образовательную традицию в данном заведении. Все евангелические учебные заведения были созданы как профессиональные школы для подготовки персонала для церковных структур, в первую очередь, службы диаконии, но впоследствии приобретали государственный статус. Ориентация на подготовку специалистов для работы в тех сферах человеческой деятельности, где явно существует потребность в сострадании, самопожертвовании и подобных личностных проявлениях при выполнении профессиональных обязанностей, - это также общая черта всех описываемых заведений. Наличие особого совещательного органа (обычно именуемого Сенат), который  объединяет постоянных преподавателей, студентов, иных работников института и приглашённых преподавателей с одновременным подчинением этой структуры внешнему органу (обычно Кураториум), в который входят представители Церкви, выстраивает своеобразную вертикаль  управления учебным заведением. В настоящее время все школы имеют государственную аккредитацию, обеспечивая своих выпускников статусом высшего профессионального образования, признаваемым в государстве. Обучение для студентов в высших евангелических школах практически бесплатное, так как ежегодный взнос за право обучения покрывает стоимость выдаваемого учащимся проездного документа. Эти школы финансируются церковными учреждениями и фондами, однако, процент финансирования различается  в зависимости от устава заведения, местного законодательства и иных факторов.

Так, например, Высшая евангелическая школа Дармштадта в последние годы, по словам проректора, профессора А.Зелеша всё меньше финансируется евангелическо-лютеранскими структурами  и христианскими фондами, а большая часть содержания школы обеспечивается   местными властями. В этой связи евангелическо-лютеранская община, которая является учредителем школы, приняла решение в ноябре 2006 года (интервью проводилось в октябре 2006 г.) подтвердить документально факт передачи высшей профессиональной школы местному муниципалитету. В ходе интервью с профессором А. Зелешем мы уточняли, каким образом отражается конфессиональная специфика учебного заведения на структуре и содержании учебно-воспитательного процесса? Профессор ответил, что в светских вузах предметы мировоззренческо-гуманитарной направленности, такие как этика, теология и т.п. не преподаются вовсе, а в их школе эти предметы входят в учебный модуль. Студенты  по желанию выбирают курс теологии  или светской этики, однако один из этих курсов должен быть обязательно в учебной программе каждого студента. На наш вопрос о соответствии личностной характеристики студента этическим требованиям, предъявляемым религиозным учением, проректор ответил, что решение этой проблемы  не входит в  задачи учебного заведения. Присутствовавший на встрече и участвующий в интервью лютеранский пастор, профессор Бернард де Суин, бывший ректором этой школы с 1971 по 1982 годы, весьма своеобразно прокомментировал озвученную официальную позицию нынешнего руководства школы. Он сказал, что данная политика ректората привела к тому, что нынешние студенты делают такие надписи в туалетах, что впору усомниться, относится ли к церковной общине это учебное заведение? Позиция Б. де Суина, прежнего ректора Высшей евангелической школы в отношении организации учебно-воспитательного процесса остаётся неизменной. По его мнению, студенты конфессионального заведения должны обучаться и воспитываться в атмосфере, отличной от той, что преобладает в светском секулярном обществе, в школе должны быть особые правила поведения, соответствующие религиозной традиции и вероучению, что призвано в конечном итоге,  способствовать  оздоровлению общества. 

Все руководители конфессионально-ориентированных   профессиональных школ, с которыми мы беседовали в ходе интервью, подчёркивали, что каждое учебное заведение имеет свою специфику и потому концепция построения учебно-воспитательного процесса, которую они излагают, не будет подобной концепции других конфессиональных школ. Анализируя все интервью, мы пришли к выводу о том, что ведущим фактором, определяющим степень конфессиональной направленности учебного заведения и его образовательной программы, является позиция руководства школы. Руководство церковных структур и христианских фондов, осуществляющих общее руководство советом школы, в ряде случаев осуществляет процесс подбора или подтверждения выдвинутой в руководство или на профессорскую должность кандидатуры. Ситуация в Дармштадской высшей профессиональной школе подтвердила факт окончательного расхождения в позициях школьного и церковного руководства по отношению к организации учебно-воспитательного процесса, что привело к передаче школы от религиозной общины местному муниципалитету.  Профессор А. Зелеш, проректор названной школы, поясняя в своём интервью тенденцию развития конфессиональной школы, подчеркнул, что поначалу их школа ориентировалась на подготовку диаконов для церкви, а теперь направляемые церковью на учёбу студенты стремятся к получению образования, которое позволяло бы им работать не только в церкви, но и в частных и государственных учреждениях.

Расширение сферы профессиональной деятельности выпускников конфессионально-ориентированных учебных заведений за счёт государственного и  частного секторов первоначально рассматривалось нами как существенный признак высокого качества образования. Обобщив материалы интервью с руководством, и обращая внимание на такие показатели, как наличие (либо отсутствие) правил внутреннего распорядка учебного заведения, регулярный патронаж за учебно-воспитательным процессом со стороны религиозных структур, существующие требования к кандидатурам на преподавательские должности, мы пришли к выводу, что эти показатели напрямую соотносятся с ориентацией профессиональной подготовки специалиста для работы приоритетно в церковных структурах. В тех учебных  заведениях, где названные параметры не воспринимаются руководством как обязательные (в нашем исследовании это высшие профессиональные школы социальной работы/социальной педагогики г. Дармштадта и г. Ганновера) студенты ориентируются на профессиональную деятельность в основном в частных и государственных секторах. Однако, предположение о том, что эти выпускники имеют более высокий рейтинг успеваемости, не подтвердилось материалами  интервью с преподавателями и личных бесед со студентами.

Все опрошенные руководители учебных заведений  сказали, что главный критерий при приёме преподавателя на работу – его профессиональная компетентность, подтверждаемая дипломом и научными публикациями. Однако только проректор Высшей профессиональной школы социальной педагогики Берлина единственный из опрошенных нами респондентов сказал, что религиозная принадлежность профессора – это важный фактор при приёме на работу. Он подтвердил, что церковное руководство не даёт разрешения на преподавательскую деятельность нехристианам. Комментарий к этому правилу был следующий: «Преподаватель должен иметь в голове такую же «химию», как и руководство школы, тогда у студентов в процессе обучения выстраивается непротиворечивое мировоззрение».

Требования к религиозной принадлежности студентов также достаточно лояльны. Вместе с тем, подавляющее большинство студентов принятых на первый семестр обучения составляют (судя по документам)  лютеране или представители иных протестантских деноминаций. В Теологической высшей школе г.Фриденсау, которая имеет государственную аккредитацию, что предполагает набор абитуриентов вне конфессиональной принадлежности, тем не менее, подавляющее большинство студентов являются практикующими адвентистами. Из интервью с ректором этого учебного заведения мы выяснили, что в правилах поведения на территории студенческого городка (куда входят учебные корпуса, несколько корпусов общежитий, включая семейное общежитие, библиотека, здание церкви начала 20 века, «Библейский сад», засаженный растениями, о которых повествуется в Библии),  содержатся такие требования, которые оказываются затруднительными для исполнения «нерелигиозному» студенту. На территории учебного заведения запрещено курение, употребление спиртных напитков, громкая музыка и проведение студентами молодёжных массовых мероприятий, таких как дискотеки или коллективные просмотры фильмов. На территории городка есть стадион, но на нем не проводятся массовые спортивные мероприятия. В местной столовой питаются студенты и преподаватели, в меню отсутствуют продукты мясного происхождения. Вместе с тем, питание нельзя назвать полностью вегетарианским, так как яйца, молочная пища и рыбные блюда включены в рацион. Обучение и проживание студентов в Теологической высшей школе г.Фриденсау практически полностью оплачивается самими студентами. Поэтому  подобные правила проживания, при условии платного обучения, являются существенной преградой для немотивированного на обучение в конфессионально-ориентированной школе  студента.

Проведение церковно-педагогической  практики оказалось обязательным только в двух учебных заведениях – высших евангелических профессиональных школах г. Ганновера и г.Берлина. Это обстоятельство можно объяснить тем, что только в этих школах проводится обучение по программам подготовки не только социальных педагогов, но также общинных педагогов и религиозных педагогов.

Три названные педагогические специальности в равной  степени востребованы современным образовательно-воспитательным процессом в Германии. И если профессиональная подготовка социальных педагогов проводится как в конфессионально-ориентированных учебных заведениях, так и в светских государственных вузах, то подготовка общинных и религиозных педагогов, даже в условиях государственной высшей школы ведётся с позиций конфессионально-ориентированного преподавания. Объясняется это тем, что в государственной системе образования Германии существуют курсы преподавания религии. В общеобразовательной школе это уроки религии, причём они проводятся по конфессиональному принципу и в рамках одного предмета ученики знакомятся с историей и вероучением определённой конфессии (чаще это католицизм, лютерантство, ислам, иудаизм). В  высшей школе религию изучают в рамках университетского курса теологии и теологических дисциплин в учебной программе профессиональных школ. 

Высшие профессиональные школы г.Ганновера и г.Берлина осуществляют подготовку социальных, общинных и религиозных педагогов.

Обучение социальных педагогов ориентировано на подготовку специалистов, осуществляющих социальное воспитание ребёнка в школе, общине или педагогическом объединении.  Социальные педагоги работают только с детьми, либо их семьями. Основной функцией социального педагога является помощь ребёнку в адаптации и социализации в обществе. Социальный педагог может работать в религиозной общине, однако его профессиональная деятельность в меньшей степени, чем у общинного и религиозного педагога, обращена к религиозному учению или традиции.  Конфессиональная ориентация профессиональной подготовки социального педагога проявляется в том, что учебная программа содержит такие дисциплины по выбору студента, как - теология и научные основы диаконии (социальной помощи, оказываемой  Церковью).

Обучение общинных педагогов ориентировано на подготовку помощников пастора на приходе или в общине. Основной функцией общинного педагога  является введение  ребёнка или взрослого человека в религиозную традицию и первичное ознакомление с основами вероучения. В евангелической церкви основное содержание профессиональной деятельности общинного педагога  направлено на знакомство с текстами Евангелия. По словам профессора М.Бениша «Общинный педагог проводит педагогический анализ того, как Евангелие может прийти к человеку» (из интервью). Профессор М.Бениш разработал концепцию деятельности общинного педагога в отношении разных категорий людей. В основе концепции находится степень принадлежности человека христианской общине. Так, взрослый человек или ребёнок могут быть членами общины, они могут быть «на границе общины и внешнего мира», т.е. интересоваться жизнью общины, изредка участвовать в общинных мероприятиях, не являясь её полноправными членами, также общинный педагог обращает свою деятельность на тех, кто находится вне общины, но нуждается в помощи и поддержке общины.

Деятельность общинного педагога направлена на обучение Евангелию взрослых и детей, а также семейные союзы, молодёжь и стариков в общине; находящихся за пределами общины и на «границе» общины и внешнего мира.

      Наличия диплома общинного педагога в евангелическо-лютеранской церкви достаточно для посвящения человека, обладающего им, в сан пастора. Так как женское священство признаётся в лютеранстве правомочным, многие выпускницы высших профессиональных школ социальной педагогики также становятся пасторами, одновременно выполняющими функции общинных педагогов.

    Церковно-педагогическая практика будущего общинного педагога предполагает проведение конфирмационных занятий с детьми и взрослыми, и проведение одной или нескольких встреч членов общины, посвящённых чтению и обсуждению фрагмента Евангелия.

Обучение религиозных педагогов направлено на подготовку преподавателей религии в школе. В учебной программе религиозных  педагогов преобладают теологические дисциплины. Будущие преподаватели религии изучают древние языки, а также методику, этику, общинную педагогику, работу по подготовке к конфирмации и диаконические науки. Религиозные педагоги могут работать в общине, но именно выпускники этих бакалаврских программ чаще других конфессионально-ориентированных педагогов продолжают обучение в магистратуре (по материалам интервью и бесед со студентами).

Профессор М. Бениш (г. Берлин) в интервью объяснил концепцию конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки педагога любой специальности следующим образом. Педагог, получающий профессиональное образование в конфессионально-ориентированном (в данном случае христианском) учебном заведении должен научиться по-христиански верить, жить и учить. Каждому направлению учёбы соответствуют учебные дисциплины высшей школы.

«Как верить?» - учит теология.

«Как жить?» - учат дисциплины гуманитарного цикла – социология, психология, социальные науки.

«Как учить?» - учит педагогика.

В учебные программы подготовки конфессионально-ориентированных педагогов (социальных, религиозных и общинных) в лютеранско-еванлелических высших школах входят такие дисциплины, отражающие религиозную специфику, как  -

Grundlagen der Teologie – Основы теологии;

Konfirmandenarbeit –Работа по подготовке к конфирмации;

Teologie: Exemplarische Vertiefung  - Теология, углубленное изучение отдельных тем (по выбору преподавателя, который предлагает специализацию) ;

Teologie:Vertiefung und religionspad. Orient –  Теология: углубленное изучение восточных религий и религиозно-педагогическая работа с мусульманами;

  Praktische Teologie in der Schule – Практическая теология в школе;

  Praktische Teologie in der untersch.Handlungsfeldern – Практическая теология в различных сферах деятельности;

  Religion in der Gesellschaft – Религия в обществе;

  Gemeindepadagogik – Общинная педагогика.

В учебные программы конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов/социальных работников в теологической высшей школе, учреждённой  адвентистами, входят дисциплины, отражающие религиозную специфику и культуру  не только адвентистов – Библейская археология, Теология, Религиозные культы и межкультурная коммуникация, Социальная безопасность в местах катастроф (изучаются в том числе религиозные особенности погребения, поминальных трапез и т.п.).

Сопоставим конфессиональную специфику лютерантско-евангелической и адвентистских высших школ с учебной программой католической высшей школы. В диссертационном исследовании Ю.В.Койновой описана учебная программа подготовки социальных педагогов католической высшей профессиональной школы. Блок теологии в ней представлен следующими дисциплинами – «Введение в основные понятия теологии», «Христианское учение о человеке», «Теологическая этика», «Социальный заказ в представлении Церкви».

Таким образом, рассматриваемые нами учебные программы конфессионально-ориентированных школ отличаются не только содержанием изучаемых  теологических дисциплин, но и направленностью процесса профессиональной подготовки специалиста на формирование конфессиональной компетентности.

Менее всего представлены теологические дисциплины в адвентистском высшем учебном заведении. Однако именно в этом учебном заведении наиболее широко изучаются религиозно-культурные особенности иных конфессий, проявляющиеся в социально-педагогическом  взаимодействии. Особое значение уделено ознакомлению с традициями ислама и межкультурным коммуникациям в восточных странах.

В евангелических высших учебных заведениях теологические дисциплины максимально представлены в учебных программах подготовки религиозных педагогов, далее (по убыванию) – в подготовке общинных педагогов и подготовке социальных педагогов. Особенностью изучения теологических дисциплин в названных школах является также тот факт, что изучаются как теология своей конфессии, так и осуществляется сравнительно-религиоведческий обзор иноконфессиональных учений.  Судя по анализируемым программам, основной акцент в этом обзоре также делается на исследование ислама и исламской культуры.

В католической высшей школе изучаются теологические дисциплины только католического профиля. Основной акцент в преподавании дисциплин осуществляется на ознакомление с догматами вероучения, культурой и традицией католичества. Следует  сделать вывод о том, что католические учебные программы в большей степени ориентированы на введение будущего специалиста в культуру и вероучение своей религиозной традиции, а не ознакомление с иноконфессиональными  особенностями других культурных групп. Это обстоятельство демонстрирует существующее различие в конфессиональной ориентации учебного процесса в религиозных высших профессиональных школах. Часть такого рода учебных заведений (в нашем исследовании – евангелические и адвентистские школы) наряду с собственным теологическим учением обучают студентов основам иных конфессиональных учений, культур и традиций. Учебная программа католической высшей школы ориентируется на обучение в первую очередь католической теологии, антропологии, этики и оснований социальной помощи в католической Церкви.

Проведённое нами исследование опыта конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в высшей профессиональной школе Германии позволяет сделать следующие выводы.

Конфессиональная ориентация  учебно-воспитательного процесса высшей профессиональной школы определяется учредителем школы и воплощается руководством школы в соответствии с общей концепцией учебного заведения. Все учебные программы конфессионально-ориентированных высших профессиональных школ содержат дисциплины теологической подготовки будущих специалистов. Отличительными особенностями преподавания дисциплин теологической подготовки будущих специалистов является обращённость учебной программы на изучение, наряду с теологией своей конфессии, дисциплин, отражающих вероучение, культуру и традиции иных конфессиональных групп, чаще всего – ислама.

Сравнительный анализ конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов  позволяет обозначить общие и особенные признаки осуществляемой подготовки в России и Германии. Общими являются стремление выстроить взаимодействие Церкви и общества, отличительные особенности связаны с тем, на что обращено это взаимодействие – на сохранение и передачу церковной традиции в обществе, либо на оздоровление общества посредством церковной традиции. Изучение теологии также является общим признаком, отличительными особенностями являются подходы к изучению теологии – мировоззренческий, полагающий, что посредством изучения теологии будущий специалист обретает основания собственного  мировоззрения и инструментальный, предполагающий научение компетентному общению с представителями иных конфессионально-культурных групп. Создание образовательной среды, являющееся общим признаком, отличается тем, каким образом структурируется эта среда – либо отражая влияние церковной традиции, либо отражая разнообразие современной социальной действительности. Все названные параметры в конечном итоге способствуют подготовке специалистов, стремящихся  осуществить жертвенное социальное служение христианина в современном мире, либо, в ситуации иной направленности учебно-воспитательного процесса, актуализирующих свои личностные и профессиональные интересы в социально-педагогической деятельности.


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

22 октября 2011

Склярова Татьяна Владимировна: Религиозная социализация: проблемы и направления исследований

В статье рассматриваются ведущие направления исследований религиозной социализации в современной педагогике и... (Далее)

20 октября 2011

Склярова Татьяна Владимировна: В Лурд за опытом организации волонтёрской службы

В июле 2011 года преподаватели Православного Свято-Тихоновского нгуманитарного университета - профессор Склярова Т.В., доцень... (Далее)

2 декабря 2010

Т.В. Склярова: Третья Олимпиада школьников по Основам православной культуры: традиции и новации

Статья доктора педагогических наук Т.В. Скляровой посвящена анализу традиций и новых возможностей в организации... (Далее)

26 февраля 2010

Т.В. Склярова: Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии

В статье рассматриваются представления о религиозном воспитании М.М.Рубинштейна и А.Ф.Лосева, опубликованные авторами в... (Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год