3 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Меньшиков Владимир Михайлович

доктор педагогических наук
профессор
зав. кафедрой религиоведения Курского государственного педагогического университета

Труды этого автора

0 0000

Нравственное воспитание: духовно-историческая преемственность


Меньшиков В.М.,

 

Русский человек своими нравственными принципами коренным образом отличается от многих наций. Что значит положить душу за други своя? Это значит иметь такую любовь к другому человеку, ради которой русский человек может отдать свою жизнь. Разве это не выс­шая позиция нравственности, когда-либо и где-либо провозглашен­ная на земле? И там, где мы видим носителей этого мировоззрения любви, мы видим и всю красоту и значимость человеческой природы. Поэтому для того, чтобы удержать позиции нравственности, требует­ся усилие, нужна мотивация, без которых любые призывы быть нрав­ственным окажутся лишь фальшивыми ханжескими лозунгами. Что мотивирует, что призывает человека не искать неземных удовольствий и выгод, а побеждать их? Основой мотива является религиозная ду­ховная природа человека. Если нет высшей правды, высшего судьи, то человеку все дозволено, как сказал Ф.М. Достоевский. Эта вседозволенность, к сожалению, становится принципом современного общества и в России, пережившей атеистическую переплавку в XX веке.

Духовность и нравственность есть «социальный иммунитет» любого народа. Нет необходимости объяснять, чем чревато для организма даже малейшее ослабление его иммунной системы, тем более ее разрушение. А между тем духовно-нравственная болезнь, которой может заболеть любой человек и любой народ, изучена наукой гораздо меньше, чем все другие виды бедствий, природные или социальные. Главную причину этого следует ус­матривать, на наш взгляд, в замедленности ее действия. Если внешние катаклизмы, от военных нашествий до природных сти­хий, действуют очень быстро, то духовная болезнь способна про­должаться десятки, а то и сотни лет. Но последствия таковы: практически любой народ, поддавшийся ее действию, вымирает.

Исключительная особенность духовной болезни в том, что ее при­рода носит внутренний характер, хотя она может быть спровоцирова­на и внешними факторами.

Если пытаться описывать данную болезнь, то можно выделить в ее течении два этапа. Первый - утрата ориентира на Божественное нача­ло в человеке, а значит - грех - веселый разгул; нормой жизни стано­вится безнравственность - блуд, безделье, пьянство и т. д. На втором этапе наступает своего рода «похмелье»: примитивизация природы че­ловека, его потребностей, угасание разума, чувств и воли, вплоть до их аномалий. От этого нарушаются принципы жизни семьи и общества. Алкоголизм и наркотики - один из катастрофических признаков этой болезни; нежелание рожать и воспитывать детей - второй, демогра­фический ее признак. Вырождением завершается данная болезнь. А затем появляется внешняя причина, чаще всего - военная агрессия - ослабевший народ уничтожается другим, более сильным.

Уровень опасности болезни, постигшей нас, балансирует на грани ка­тастрофы. В соответствии с этой опасностью должны приниматься и меры.

Святейший Патриарх Алексий II говорит: «В самой России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, контра­цептивов, обогащающих зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стра­не и невиданными темпами приводит к вырождению и вымиранию нашего народа» («Труд», 16.12.2000г.).

Самая главная причина нашей социальной болезни - тотальное богоборчество. Ни один народ в мире не знал такой войны с Богом, какую пережил русский народ. А ведь война с Богом приводит к нравственному, а значит, и к тотальному вырождению народа. И она, увы, продолжается по инерции прежней атеистической политики. А зна­чит, продолжает действовать самая главная машина нашего духов­ного и нравственного разложения.

И вновь мы обязаны обратиться к нашей истории. Как известно, кардинальный спор русской интеллигенции середины XIX века был спором о Православии. Громадное число образованного русского об­щества вслед за В. Г. Белинским считало, что, уничтожив Правосла­вие, русский народ обретет великое и постоянное счастье. Однако гении русского народа Н. В. Гоголь, К. Д. Ушинский, Ф. М. Достоевс­кий, М. П. Мусоргский и другие предупреждали: гибель Правосла­вия приведет к «оскотиниванию» и вымиранию русского народа. Вот два великих тезиса спора о путях развития России до революции 1917 года. Наберемся же мужества и спросим себя: кто был прав в этом споре? Увы, правыми оказались гении русской культуры. Исчерпав, как и предсказывал В. О. Ключевский, духовно-нравственный запас, завещанный нам предками, мы подошли к пропасти вымирания. Кур­ская область имеет лучшие в мире почвы и вымирает. Разве это не наказание Божие?

Итак, не экологические, не социальные, а духовные причины привели страну к современному кризису. Вот тот главный вывод, который мы должны сделать из анализа нашей истории. А отсю­да уже логически следует, что генеральным путем преодоления сегодняшнего должен стать путь преемственного развития наше­го народа, не исключающий активного взаимодействия со всеми странами мира. Это потребует преодоления существующего кризиса на путях обращения к нашей традиционной культуре, что оз­начает восстановление Православия как определяющего факто­ра бытия всего нашего народа и на этой основе полное восста­новление духовной составляющей: его изначального мировоззре­ния, миропонимания, идеологии, основанных на Православии и народности, его культуры.

Осмысливая данный вариант развития российского общества, мы не можем не увидеть недостатков других, предлагаемых ныне вари­антов развития российского общества, предполагающих нарушение преемственности с предшествующей историей, принесение нацио­нальной системы ценностей в жертву общеевропейской или общече­ловеческой концепции системы ценностей.

Что это за система? Кто может определить ее хотя бы основные параметры? И не есть ли это такая же утопическая модель, как и коммунизм, в жертву которого была принесена судьба русского народа? И неужели ради очередного призрака мы должны принести в жертву нашу историю и культуру? Надо, в конце концов, понять одну простую вещь:

если даже в биологии невозможно создать из какого-то живого организма общий вид, то можно ли один народ «переплавить» в другой!

Восстановление традиционной духовности и нравственности дол­жно стать приоритетной задачей всего нашего государства, его ин­ститутов, народа и каждого человека. Значит, нам надо сформировать тот объем духовно-нравственной культуры, который окажется доста­точным для того, чтобы приобщить наших детей к высшим духовно-нравственным ценностям. Этому и призвано служить начавшееся во многих регионах России изучение основ православной культуры. Ко­нечно, никто не призывает на уроках основ православной культуры к насаждению веры, но знать свою духовную культуру, как и язык своей родины, необходимо каждому.

Сегодня существуют как сторонники преподавания этого предме­та, так и противники. Но хотелось бы сказать противникам этого кур­са, что, отрекаясь от системы традиционных ценностей, отрекаясь от отечественных святынь, мы тем самым отрекаемся от своих святых, от миллионов предков, положивших жизнь за веру православную и землю русскую, мы отрекаемся от нашей истории и культуры, от на­шего предназначения в истории.

Да и аргументы противников изучения основ  православной культу­ры звучат нелепо в сегодняшних условиях тотального кризиса обще­ства. Например, нередко можно услышать, что надо школы строить, а не храмы. Но позвольте озвучить вопрос, который задавал гениаль­ный философ Гегель: зачем нужны сети, если река высохла? И зачем нужны школы, когда в них некого учить?

Опыт показывает, что возвращение к традиционному мировоззре­нию возможно. И сегодня многие директора школ, учителя и родители начинают понимать, что мы обязаны сохранить свою родную культуру, свое мировоззрение. Мы должны быть русскими. С великим трудом, но возвращается понимание этого. Но такое понимание должно стать го­сударственной идеологией и сознанием каждого русского человека.

На этом пути уже есть определенные успехи. Позвольте познако­мить вас с некоторыми данными, которые получены нами в результате анкетирования начальников районных отделов образования, директоров школ, преподавателей православной культуры, учащихся и их родителей;

Результаты анкетирования таковы. Все 16 начальников районных отделов образования отметили важное значение изучаемого курса для развития детей; пятеро указали на необходимость расширения объема его преподавания, а семь человек выразили желание ввести его во всех школах.

От директоров было собрано 205 анкет, которые показали, что курс Православия изучается в 144 школах области, что составляет 70 %, и в 61 (30 %) школе курс не изучается. На вопрос о перспективах изуче­ния этого курса только 11 (5 %) директоров написали, что они не планируют введение преподавания курса основ православной культуры в своих школах.

От преподавателей основ православной культуры была собрана 141 анкета. 135 преподавателей (96 %) отметили, что Православие положитель­но сказывается на развитии ребенка, 6 (4, %) ответили «никак». Но ни одно­го отрицательного ответа анкеты не содержат.

Интересные сведения дают анкеты родителей (было опрошено 1213 человек).

На вопрос: «Считаете ли вы нужным изучение православной куль­туры» практически никто из родителей не ответил отрицательно.

Но самые интересные ответы дали дети. Анкеты, предложенные им, со­держали 11 вопросов. Было опрошено 1742 ребенка. Результаты анкетиро­вания таковы:

1. Вопрос. Изменилось ли в вас что-нибудь после изучения православ­ной культуры?

Ответы: - да - 1485 детей (85 %),

- нет - 168 детей (10 %).

- не знаю - 89 человек (5 %).

2. Вопрос. Придерживаетесь ли вы тех заповедей и правил, кото­рые узнали на уроках православной культуры.

Ответы: - да - 1178 человек (68 %),

- частично - 408 человек (23 %),

   - нет - 106 детей (9 %).

То есть 90 % учеников в той или иной мере не только получают знания о Православии, но и стараются придерживаться заповедей и норм Право­славия.

Таким образом, мы видим, что практически все лица, опрошенные нами, отметили важнейшее значение преподавания курса основ православной культуры и его необходимость в школьной жизни.

Принятие решения в системе образования о преподавании предмета основ православной культуры, с нашей точки зрения, сняло бы множество глобальных проблем.

Поэтому необходим путь органического возвращения человека к род­ной культуре, духовно нравственному мировоззрению. Все это предполага­ет скоординированное решение множества проблем. Назовем хотя бы не­которые из них, как нам кажется, самые главные.

Во-первых, оказание помощи тем структурам, которые заняты формиро­ванием традиционной духовности, общественным и культурным организа­циям, разрабатывающим проекты духовного и нравственного возрожде­ния.

  Во-вторых, формирование и реализация доктрины развития традици­онной духовности и нравственности.

В-третьих, практическая реализация национальной доктрины образования, ориентированной на возрождение традиционной духовности и нравственности.

В-четвертых, всесторонняя поддержка существующих региональ­ных программ духовного воспитания.

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год