3 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Легойда Владимир Романович /Кандидат политических наук, Доцент, Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»

Легойда Владимир Романович

Кандидат политических наук
Доцент
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»

Труды этого автора

11 июля 2008

Вера как культурная идентичность и вера как жизнь


Не будет большим преувеличением сказать, что религиозное ("православное") состояние современного российского общества с внешне-формальной стороны описывается двумя основными цифрами: от 60 до 80% (по разным опросам) россиян считают себя православными и не более 10% от этого числа прибегают к таинственной жизни Церкви, то есть не только регулярно ходят в храм, но исповедуются и причащаются. Само по себе это ни хорошо и ни плохо, скорее - естественно, если не более того: разве можно ждать чего-то большего спустя всего 20 лет после окончания эпохи "всеобщего атеизма"!

В каком-то смысле эти цифры даже утверждающе-символичны: как известно, число христиан в Римской империи на момент обращения императора Константина, изменившего ход церковной и мировой истории, составляло около 10% от всего населения империи. Из cоциологии известно также, что для распространения в обществе какой-либо идеи достаточно сделать сторонниками последней 10% наиболее активных членов этого общества. Остальные подтянутся. (Тут уже можно начинать тешить себя надеждой на то, что 10% воцерковленных - это и есть наиболее активная часть нашего общества. Но, как говорится, свежо предание...) Ну да оставим в стороне исторические параллели и социологические обобщения - все же в них весьма силен элемент условности. А вот что все-таки значат эти цифры в качественном, а не в количественном измерении?

А значат они то, что для большинства из нас Православие определяет прежде всего культурную, но не религиозную идентичность. Из называющих себя православными многие не верят в загробную жизнь, в реальность духовного мира, в рай Любви и в ад богооставленности. Предельным выражением культурной идентичности является формула, которая, пожалуй, могла родиться только в наше время: "православный атеист".

Правда, здесь мы не лидеры. Лет 30 назад венгры говаривали: "У нас в Венгрии все атеисты. У нас есть атеисты-кальвинисты и атеисты-католики. Атеисты-кальвинисты лучше, потому что лучше знают Священное Писание". Такой был юмор. А у нас это всерьез.

Тем самым все вышеизложенное означает, во-первых, что многие из называющих себя православными мало что знают о Православии и, во-вторых, что Православие воспринимается как культура, но не как религия. По поводу первого - горячий привет всем противникам изучения православной культуры в школах. Такая ситуация исправляется только просвещением, уж извините... Что касается второго, то здесь дело посерьезнее, так как одних знаний тут маловато. Дело в том, что в жизни современного человека утверждается формула, которой когда-то русский мыслитель Питирим Сорокин описывал веру пуритан: "По воскресеньям пуританин верит в Бога, в остальные дни - в фондовую биржу". Помните - это как раз то, против чего поднималась живая вера Алеши Карамазова: Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: "Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен". Алеша и сказал себе: "Не могу я отдать вместо „всего" два рубля, а вместо „иди за мной" ходить лишь к обедне" (Ф. М. Достоевский. "Братья Карамазовы").

Конечно, с присущим возрасту максимализмом Алеша стремился уйти в монастырь, но мудрый старец Зосима потому и посылает его сначала в мир, что в христианстве спасительным является не место (монастырь или семья в миру), но максимализм сердечного расположения. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21) - вот та граница, которая отделяет веру как культурную идентичность от веры как жизни. Для "культурных" православных религия - это память, традиция, способ социализации и обретения ценностной основы, наконец. На самом деле вера - не культура, которая есть лишь слова (знаки, ритуалы) о жизни. Вера - это сама жизнь. То, без чего нет смысла ни в каком действии. То, что определяет все мои поступки, слова и даже мысли. То, что необходимо не по воскресеньям или когда плохо, но всегда. Как воздух.

Наконец, о главном. Я ничуть не пытаюсь сказать и оценить, кто лучше и кто хуже, "культурные" или "религиозные" православные. Во-первых, потому что судить - дело не только неблагодарное, но прямо недостойное христианина. И никакой человеческий суд никогда не сотворит полноты правды Бога. Во-вторых, потому что все цифры и проценты не отражают реальной картины - ведь за ними стоят живые люди со своими сомнениями, открытиями и жизнью, которая много богаче любых о ней представлений. Мне просто хотелось еще раз напомнить, что за словами «я православный» стоит целый мир радости, любви, жертвенности и ответственности. Мир, который существует не благодаря культурным ценностям, но благодаря тому, что 2000 лет назад Христос ради нас пошел на крест и Своей любовью победил смерть. И помнить об этом нам следует не только тогда, когда мы отвечаем на вопросы социологов.



Источник:      Журнал «Фома», июль 2008 г.

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Журнал «Фома», июль 2008 г.

11.07.2008

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

21 мая 2012

Владимир Легойда: Задача Церкви в информационном пространстве — формировать собственную повестку дня

В мае 2012 года в Санкт-Петербургском епархиальном управлении прошли курсы повышения квалификации для... (Далее)

26 апреля 2012

Владимир Легойда: Возрождение сердец. Интервью журналу «Национальный прогноз»

О сотрудничестве Русской Православной Церкви и государства в восстановлении культурного и духовного наследия России и о том... (Далее)

26 марта 2012

Владимир Легойда: Самый правильный ответ на кощунство — это молитва. Интервью порталу «Интерфакс-Религия»

«Церковь все более активно заявляет себя как серьезная общественная сила, и многим это не нравится... (Далее)

13 марта 2012

Владимир Легойда: «Сомневаться можно в своих силах, а не в вере». Интервью порталу «Актуально.ру»

Интервью председателя Синодального информационного отдела, профессора МГИМО, главного редактора православного... (Далее)


Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор».

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год