29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

Материалов по данной теме нет...


Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Чаплин Всеволод, протоиерей

Протоиерей
Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества

Труды этого автора

8 июня 2008

"Тягостные раздумья - это не «комплекс», от которого можно избавиться, а это голос совести, который побуждает тебя изменить свою жизнь..."


Ответы на вопросы читателей сайта газеты «Комсомольская правда»


Олеся:

Есть ли Божье провидение, Божья помощь в спортивных победах наших футболистов, хоккеистов, а также Димы Билана на «Евровидении»?

- Эти достижения вызывают у меня радость, как и у большинства наших сограждан. Я с большим удовольствием смотрел и игру «Зенита» с «Глазго Рейнджерс», и матч хоккейных сборных России и Канады. В обоих случаях наши спортсмены проявили волю и мастерство. Причем мастерство именно командное - слаженность действий, организованность. Это качества, которых нам, русским, часто не хватает, но которые нам нужно в себе развивать.

Я не большой поклонник того музыкального стиля, в котором работает Дима Билан, и не буду кривить душой и говорить, что мне очень понравилась его песня. Но интересно, что и в его песне, и в песне, которая в прошлый раз принесла первое место Сербии, присутствует сознательное или бессознательная отсылка к вере, а также к высокой культурной традиции: не зря все-таки венгерский скрипач играл на скрипке Страдивари. А что мне особенно понравилось в итогах конкурса «Евровидение», так это то, как голосовали жители разных стран. И украинцы, и грузины, и греки, и жители стран Балтии, стран Центральной и Восточной Европы явно выразили свое доброе отношение к России, несмотря на все политические конфликты. И это меня очень порадовало.

И в целом важны не только голы, кубки и золотые микрофоны. Важно, что наша страна вновь уверенно себя чувствует на поле европейской культуры, чувствует себя сильной, самостоятельной, имеющей что сказать миру.


Екатерина:

Отец Всеволод, что означает праздник Троицы, почему его называют Пятидесятницей, какова история этого праздника?

- Пятидесятница - 50-й день после Пасхи. Мы вспоминаем, как сошел Святой Дух на апостолов. Святой дух - это одно из Лиц Святой Троицы. И когда он сошел на апостолов, в этом мире стали присутствовать явственно все три Лица Святой Троицы - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Поэтому мы и называем этот день праздником Святой Троицы. Любой человек, если пожелает, может прийти к общению с Богом в трех Его лицах. Каждому из нас открыта дверь в вечную жизнь, каждый бывает Богом услышан. Для этого не нужны никакие преодоления преград. Для этого нужно просто обратиться к Богу, и Он даст нам ту силу, то таинственное чувство Своего присутствия, которое мы получаем в Его церкви. Праздник также называется днем рождения Церкви, потому что апостольская община, которая ведется Духом Святым, получила дары Святого Духа, которые и руководят Церковью. Церковь - это не человеческое установление. Это установление Бога, Который через нее в мире действует.

Духов день - праздник в честь Святого Духа. В этот день вспоминаются те же события, что и на Троицу.


Роман:

Здравствуйте! Никак не могу постичь умом, почему Николай II причислен к лику святых? Ведь он же отрекся сам от престола, довел страну до состояния, когда революция стала возможной. Практически свел на нет дело своего отца, развязал войну с Японией. И закончил жизнь не помазаником Бижиим, а простым гражданином, коих в то время расстреливали налево и направо. Многие притерпели за Христа, но не он. Царская семья - да, они мученики, но он - не могу согласиться. Хотя бы вспомнить смерть императора Византии Константина Палеолога. Достойный пример. Поэтому я и не могу понять решение Церкви сделать из предателя Николая II святого. Ответьте, пожалуйста.

- Император Николай II был причислен к лику святых страстотерпцев не за государственную деятельность, а потому, что безропотно, с христианским смирением и с любовью к России претерпел те страдания, которые выпали на его долю. Это был честный и верующий человек (об этом говорят его письма, многие аспекты его жизни). Он мог уехать, спасти себя и семью, но он не оставил Россию.

Относительно его неудач: советская историография многое преувеличивает. Россия была на небывалом подъеме, были многие достижения, о которых сегодня не знают. Достаточно сказать, что проект Байкало-Амурской магистрали был разработан при Николае II. И только в 80-е годы советская власть смогла его осуществить. Это только один из имеющихся фактов.


Liza:

Нужно ли поминать умерших родственников в их дни рождения и день смерти? Как это правильно делать?

- Так часто в Церкви делается - в день рождения человека, в день кончины. Особенно в день кончины совершается поминовение. В этот день лучше всего прийти в храм и заказать поминовение за литургией. При этом из просфоры вынимается частица с поминовением имени усопшего, и впоследствии она погружается в чашу с Кровью Христовой. Можно подать записку на панихиду, можно помолиться самому - и в храме, и дома. Самое главное, что мы можем сделать для усопшего, - это молитва о нем. Не памятники, не поминки, не слезы, не грусть, а именно молитва о его бессмертной душе.


Сергей:

В России три основные религиозные конфессии - православные, мусульмане и иудеи. При этом распространена такая точка зрения, что Бог один, только вера разная (обусловлена культурными и историческими особенностями). На самом деле указанные конфессии поклоняются разным богам. Православные верят в Единого Бога во Святой Троице, мусульмане - в Аллаха, а иудеи вообще непонятно кому поклоняются, поскольку у них нет даже храма для поклонения и священнослужителей. То есть, может быть, только одна истинная вера, а остальные - ложные.

Вопрос: почему эта, на мой взгляд, важная тема замалчивается, не разъясняется. Ведь речь идет о спасении человеческих душ? Что касается православной веры, то ее истинность подтверждается очевидным для всех фактом - ежегодным схождением благодатного огня на Пасху. Спасибо.

- Спасибо за интересный вопрос.

Сейчас богословы нашей Церкви ищут ответы, которые дали бы оценку известному заблуждению о том, что Бог один, а разные пути, то есть разные религии, все равно ведут к Нему.

Бог один, но Его можно понимать правильно, а можно понимать неправильно. Можно представлять Бога таким, каков Он есть, а можно под Ним понимать что-то или кого-то, кем Он не является. Мы действительно убеждены, что именно православное учение является тем, которое Бог Сам открыл людям о себе. Это не значит, что все другие люди ничего не знают о Боге или поклоняются бесам. Некоторые крупицы знаний о Себе Господь открывал людям по-разному - через гармонию окружающего мира, через образ Божий, который заложен в душе каждого человека, даже неверующего. Но под воздействием разных явлений жизни, разных умонастроений, грехов без откровения Божия люди уклонялись от подлинного знания о Боге, и некоторые их представления о Нем могут быть лишь частично истинными, а некоторые - вовсе ложными.

Поэтому, если кто-то молится Богу и представляет Его себе не таким, какой Он есть, то вряд ли можно сказать, что он верует в того же Бога, то есть в истинного Бога, в которого веруем мы. Более того, некоторые современные религиозные течения пытаются приспособить Бога под образ и нужды грешного человека. У них Христос - социальный реформатор, Он якобы одобряет гомосексуальные браки. В их представлениях Бог - нечто подобное популярному среди наших современников «Богу в душе», который потрясающе удобен. Он одобряет все, что ты делаешь. Сменил парня или девушку - «бог» говорит: молодец. Украл что-то - «бог в душе» тут же снимает с тебя ответственность. Этот так называемый «бог в душе», идол, созданный по образу и подобию грешного человека, является фантомом. И когда-нибудь человек поймет, что это не бог, а карманная игрушка. Настоящий Бог через голос совести говорит ему совершенно другое. Потом люди понимают это, но иногда бывает уже поздно.


Александра, Кемерово:

Уважаемый протоиерей Всеволод! У меня умер муж почти 3 года назад. При жизни он мне обещал обвенчаться, но мы так и не обвенчались. Я верю в то, что душа бессмертна и нас ждет загробная жизнь. Но ждет ли меня там мой муж, будем ли мы вместе? И можно ли выходить второй раз замуж, если хочешь встретиться там с мужем? У меня есть свои представления по этому вопросу, но мне хочется знать мнение Церкви.

- Действительно, единственность брачного союза связана не только с какими-то скучными моральными запретами, а с тем, что у нас впереди вечность, в которой человек встретится с тем, с кем сейчас находится или раньше находился в брачном союзе. Церковь не запрещает второй и третий брак, но она относится к нему со снисхождением. И не случайно при втором, третьем браке не бывает полного венчания, а бывает более краткая молитва. И это снисхождение, эта осторожность как раз и отражают то, что Церковь понимает: человек живет не только в этом мире и встретиться с супругом ему придется и в вечности. Так же как и с теми, кого обидели, поссорились, с кем порвали отношения здесь, мы не сможем не встретиться там.


Анатолий:

Сколько можно терпеть вашу гомофобию? Вы прикрываетесь лживыми словами, которые дописали в Библию в послехристовые времена всяческие высшие руководители церкви в то время! Есть 10 заповедей - по ним надо жить, там ничего не сказано про геев, зато там сказано про то, что убивать нельзя! А церковь у нас войны благославляет и оружие всякое освящает! Лицемерие! Церковь торгует в Храмах плащаницами и мирой святых, свечками - прямо внутри церкови! Иесус выгнал торговцев из Храма, а вы там базар устроили, продаёте там частички святынь - варварство!

- Церковь с любовью принимает каждого человека, в том числе имеющего пристрастие к людям своего пола. Но именно потому, что она его любит, она ему говорит: однополая связь - это грех. Разрушительный грех. Мне много раз приходилось говорить, что люди, рассказывающие о счастливой, радостной жизни гомосексуалистов, говорят неправду. Такие люди глубоко несчастны. Я это знаю из исповедей и многих жизненных историй. И не случайно они раньше умирают, среди них больше самоубийц, наркоманов, алкоголиков. Этот образ жизни делает человека несчастным. Они себе вредят, им нужно постараться исправиться. И в этом отношении отражается святоотеческий принцип: ненавидь грех и люби грешника. Я не гомофоб, не лесбиянофоб, но сами эти греховные явления считаю опасными для человека, поэтому стараюсь об этом предупреждать.


Лидия:

Скажите, пожалуйста, как можно самому снять сглаз/порчу с ребёнка?

- Не бояться ничего этого, молиться о ребенке и прекратить обо всем этом думать.

Наш с вами извечный враг как раз и старается добиться того, чтобы мы все время думали о злой силе, боялись ее, пытались ее задобрить, а, значит, попадали бы к ней в рабство. Освободитесь от этого рабства.


Olya:

Скажите, пожалуйста, почему, именно ПОЧЕМУ нельзя говорить об умерших плохие вещи? А если человек ничего хорошего не сделал, принес семье горе и несчастье, вспомнить хорошее не из чего. Что тогда? Я знаю, что «или хорошо, или ничего», но объясните, почему нельзя плохо, если человек это при жизни заслужил?

- Происхождение этой пословицы не христианское. С точки зрения христианина осуждать и злословить никого нельзя - ни усопших, ни живых. В то же время, если люди совершали преступления, особенно по отношению к нашим ближним, мы должны об этом прямо сказать. Что по отношению к живому, что по отношению к усопшему. Мы же не будем молчать о преступлениях Ленина или Троцкого только потому, что они покинули этот мир.


Ольга:

Здравствуйте, отец Всеволод!

Меня очень интересует, почему в Библии написано: «не возжелай жены ближнего своего», но не сказано: «не возжелай мужа ближнего своего»!!! Разве это не грех???

Благодарю Вас!!!

- В народе, которому давались эти заповеди, женщины были гораздо целомудреннее мужчин и целомудреннее современных женщин.


Karteneya:

Доброго дня, батюшка! Есть такая истина - дети расплачиваются за грехи отцов... Недавно я узнала, что мой прадед - раскулаченный крестьянин, покончил с собой (повесился). Это произошло в начале прошлого века. О нем практически ничего не известно, кроме того, что звали его Сергеем и жил он в Тульской области... У меня вопрос: можно ли замолить его смертный грех? В нашем роду ни у кого не складывается жизнь. В браке счастливых нет, среди моих родственников есть ушедшие из жизни до 30 лет... Подскажите, к какому святому нужно обращаться?

- Нет никакой мистической связи между грехами родителей и жизнью их детей. Единственный наследственный грех - это грех Адама, родоначальника человечества, который, отступив от Бога, обрек на последствия своего греха всех нас. Но и от этого греха мы освобождаемся, принимая крещение. А сами мы виновны только в собственных грехах, от вины за которые тоже освобождаемся на исповеди. Другое дело, что последствия греха в жизни часто остаются. Это и разрушенное здоровье, и испорченные отношения с ближними, и собственная душевная чернота. Влияют на нашу жизнь и некоторые грехи наших предков - через дурной пример, через дурное воспитание. Даже через физическое состояние детей. Святейший Патриарх Алексий много раз рассказывал о том, как посещал центр Лео Бокерия, и там маленькие дети подвергались операции из-за пороков сердца. На вопрос Патриарха, почему это происходит, Лео Бокерия ответил: за грехи родителей.

Но бояться какого-то проклятия, связанного с грехами предков, не надо. Надо строить собственную жизнь в общении с Богом, в правде и добре и ни на какие «проклятия» не оглядываться. Свою судьбу мы созидаем сами. О вашем дедушке надо молиться в своей домашней молитве. В храмах за самоубийц не молятся.


Андрей Денисенко:

У меня друг китаец, 2 года назад принял крещение по православному обряду, а теперь у него мечта - крестить по православному обряду всех китайцев.

Сможете ли? Хватит ли священников?

- Священников хватит. В конце 90-х годов в наши храмы пошли креститься миллионы людей, в том числе людей среднего возраста и даже пожилых. Я сам крестил многих 80-летних старых коммунистов. В некоторых храмах за один день крестили по 500-600 человек. И Церковь приемлет всех, независимо от национальности и культуры. Впрочем, важно, чтобы крещение было не формальным актом, а было основано хотя бы на минимальном знакомстве с православным вероучением. Сейчас во многих храмах есть лекции для желающих принять крещение, много доступной литературы. Поэтому к крещению надо подготовиться, чтобы быть христианином не только по названию, но и по вере, равно как и по жизни.


AVM:

Церковь призывает к долготерпению. А как же совесть? Молчаливое терпение покрывает несправедливость и насилие в этом мире. Так что важнее - быть лояльными к власти или отвечать перед Богом за соучастие в преступлении влаcтей перед народом?

- Долготерпение и соглашательство со злом - разные вещи. Когда меня обижают, когда мои личные интересы ущемляют, я должен терпеть, потому что этим буду воспитывать свою душу и приобрету нечто гораздо более важное - свободу от зла, которое порабощает меня, если я отвечаю обидой на обиду, агрессией на агрессию. Но обличать пороки общества и власти мы можем и должны. Вообще, когда страдает мой ближний из-за чьих-то действий, мы можем их назвать преступлением, несправедливостью. Так всегда поступали наши монахи-пустынники, наши юродивые. Грех должен быть назван грехом, несправедливость - несправедливостью. Это наш с вами христианский долг.


Людмила:

Оказалось, что зять наркоман. Что дочери делать? Она собирается разводиться, т.к. просто боится ему верить. Простите.

- Прежде чем разводиться, нужно постараться испытать все средства, чтобы человеку помочь, спасти его. Особенно если ваша дочь его любит. Наркомания возникает не от вещества, представляющего собой наркотик, а от душевных проблем человека. Может быть, у него слишком бессмысленная и спокойная жизнь. Может быть, у него просто слабая воля. Может быть, не то окружение, которое нужно сменить. Может быть, просто неудовлетворенность собой, своей жизнью, отношениями с близкими людьми, в том числе с вашей дочерью. Об этом нужно постараться подумать, постараться понять. Понять и помочь. Это не обязательно должна быть помощь врача, другого специалиста. Это должна быть помощь близких людей.

Найти душевную рану и вылечить ее любовью и нахождением настоящего смысла жизни значит достичь главного на пути к исцелению. Если у человека в душе надлом и пустота, если он одинок, несчастен, если его жизнь не соответствует его желаниям, то он будет саморазрушаться какими угодно способами. Откажется от наркотиков - будет водка, откажется от водки - будет прожигать жизнь в казино или у компьютера. Надоест это - полезет в петлю. Исцелить душу, исправить жизнь значит найти способ отказаться от любого дурмана, химического или душевного, и почувствовать себя настоящим человеком.


Алла:

Мой вопрос не праздный, может, покажется глупым... Мы всегда теряем близких в течение жизни. Душа умершего мы приблизительно знаем, где. А также мы теряем своих любимцев - собачек, кошечек. Их души куда попадают после смерти?

- Всякое дыхание - это все живущее. Животные чувствуют, испытывают привязанность, ощущают боль, радуются. Я верю, что эти существа не останутся у Бога без любви и после их физической смерти. Но что с ними происходит, я не знаю. Об этом ничего не сказано в Божием Откровении, то есть в тех вещах, которые Бог Сам открыл нам.


Анна:

Скажите, пожалуйста, нужно ли помогать людям, если они сами об этом не просят. И после оказания помощи вместо спасибо, чувствуешь негативное отношение.

- Иногда нужно, иногда - нет. Если человек тяжело болен, может вылечиться, но из-за страха или лени этого не делает, нужно взять его за руку и отвести к врачу. Если ребенок считает, что он должен питаться только конфетами, его нужно заставить так не поступать - для его же блага. Но все-таки это скорее исключения из общего правила. Любить человека насильно, считая, что мы лучше него знаем, что ему нужно, - это обычно признак гордыни и нашего собственного душевного неустройства. У нас много детей, залюбленных родителями, которые в конце концов входят с ними в конфликт, и из-за этого разрывается связь поколений вплоть до полного разрыва общения. У меня есть передача «Час доверия», она выходит в ночь с понедельника на вторник на «Русской службе новостей». Люди звонят в основном с вопросами, касающимися их личной жизни. Сколько там жалоб на чрезмерную любовь родителей или на непослушание взрослых детей! Об этом же часто говорят и на исповеди. Нужно стараться уважать друг в друге человека - свободного и самостоятельного. То, что возможно по отношению к детям в 5 лет, невозможно в 14, а уж тем более в 30.

Еще об одном. Если мы видим, что человек нуждается в помощи, но не просит о ней, мы можем эту помощь предложить. Насильно действовать мы можем только в исключительных случаях. Но предложить помощь мы всегда можем. Человек может от нее отказаться, а может сказать: спасибо тебе, я действительно в помощи нуждаюсь. Таких людей среди нас много - которые боятся попросить о помощи не только из гордости, но и из стеснения или из страха отрицательного ответа.


Роман:

Отец Всеволод, есть такой непростой вопрос. Мне настойчиво рекомендуют выбрать для сына «карьеру» священника - мол, и выгодное это дело, и стабильность и так далее, все плюсы, так желаемые во времена хаоса в окружающем мире. Не пора ли РПЦ призвать своих служителей к большему смирению? Хотя бы для верующих духовность должна быть на первом плане, не так ли?

- Прежде всего пусть ваш сын выберет для себя все сам. Нельзя не уважать вашу любовь к сыну, вашу мудрость, которая следует из ваших рассуждений. Но все-таки ваш сын - свободный взрослый человек, который сам должен решить, что ему делать. Жизнь священника вовсе не обязательно почетна и интересна. Более того, она представляет из себя тяжелый труд, а часто бедность. И положение почти отчаянное, особенно в маленьких деревнях, где прихожан становится все меньше, и надежды на будущее никакой. Главная радость одна - это всегда осмысленная жизнь. Жизнь, позволяющая не отчаиваться даже там, где вроде бы нет никакой перспективы, кроме пьянства сельских жителей и полной материальной беспросветности. Конечно, когда вы смотрите на священников из крупных городов, в их жизни много внешней стабильности, почета, уважения и, что кривить душой, материального достатка. Но жизнь все равно пастырей смиряет. Я знаю это по опыту многих священников, которые живут вроде бы в благополучных условиях. Жизнь священника вовсе не так легка, как может показаться со стороны.


Марина:

Я верующий человек, но как защититься от человека, который желает тебе только зла? И пользуется черной магией? И бывает в твоем доме и делает все, чтобы злить, причинять душевные муки и, когда этого добился, смеется тебе в лицо. Мне страшно, потому что я грешна, я ненавижу. Иногда ловлю себя на мысли, что хочу пожелать таких страданий ей же. Много раз молилась, чтобы Бог дал мне силы простить, но у меня ничего не получается. Я прощаю эту женщину уже 13 лет, уже не могу. Дайте совет, пожалуйста. Мне стыдно, или страшно, не могу заставлять себя пойти в церковь - что-то держит меня. И мне страшно дать обещание Богу и не найти опять сил простить этого человека. Я встретила ХВ в таком страшном грехе и мучаюсь без конца. Надеюсь на Божью и вашу помощь...

- Вас поработил этот человек. Вы постоянно думаете о нем, боитесь его. И этот страх лишает вас свободы. Выход простой: не бойтесь. Придите в храм, оставив всякие страхи, и помолитесь о нем. Осеняйте себя крестным знамением. Прекратите думать о том, какой он страшный, какая у него над вами власть и как вы бессильны перед ним. Забудьте об этом. И еще раз - не бойтесь. Ни его, ни злых сил. Господь сильнее, и мы сильнее, если верим в Божию помощь.


Вадим Вячеславович:

Здравствуйте, отец Всеволод! Недавно смотрел в интернете Ваш видеоролик - комментарий к инаугурации Медведева. Суть Вашего комментария сводится к следующему: «как это здорово, что власть передали мирно, в теплой дружественной обстановке». По моим представлениям, а они основаны на многочисленных фактах, власть проводит политику геноцида русского народа, разграбления природных богатств и уничтожения производства. Как иерархи РПЦ относятся к деятельности властей, и не собираются ли они покрывать преступную деятельность власти? Почему Патриарх всегда так любезничает с Путиным?

- Сказано в Священном Писании: начальствующего в народе твоем не злословь. Мы с уважением относимся к людям, олицетворяющим государственную власть. Хотя бы потому, что они пользуются доверием народа. И то, что власть была передана из одних рук в другие публично, доброжелательно, это для России великое достижение. Мало в каких странах такое происходит. А у нас такого вообще не было. Можно вспомнить передачу власти от Ельцина Путину. Но это было сделано почти прикровенно, наскоро. А сейчас мы видим, как один человек передает другому власть с пожеланиями, напутствиями. Это новое слово в нашей политической культуре. И меня это искренне радует.

Теперь о геноциде русского народа. Мы начали постепенно выходить из демографической ямы. Пока это движение идет медленно, но положительные тенденции все-таки возникают. Природные богатства нам даны для того, чтобы ими пользоваться. Я убежден, что большая, чем сегодня, часть доходов от этих богатств должна доходить до простых людей. И об этом Церковь тоже говорила. Но пользоваться этими ресурсами мы имеем полное право - как народ, как страна, участвующая в международном разделении труда. А вот что касается уничтожения производства - скажу такую вещь. В отношении к неэффективной советской промышленности я больший радикал, чем Чубайс, Гайдар и Явлинский вместе взятые. В наследство от Советского Союза нам досталось множество предприятий, которые можно было только закрыть. Потому что они выпускали никому не нужные вещи. И то, что их жизнь искусственно продлевали долгие годы, никому не пошло на пользу. Они все равно умерли, но их агония заставляла сотни тысяч людей метаться между неэффективной работой и фактической безработицей. Нам нужна промышленность, но эффективная, современная, дающая возможность раскрыться нашему главному богатству - мозгам и смекалке наших людей. Если бы мы сегодня сохранили ту промышленность, которая нам досталась в наследство от СССР и пытались ее искусственно поддерживать, мы бы давно стояли на коленях и над нами все смеялись бы.


Сергей, Украина:

Почему в России не празднуется 1020-летие Крещения Руси? Собирается ли Патриарх Московский и всея Руси Святейший Алексий II, приглашенный на этот праздник Президентом В. Ющенко, посетить нашу страну? Если собирается, то было бы замечательно увидеть его в сослужении со Святейшим Архиепископом Константинополя - Нового Рима и Вселенским Патриархом Варфоломеем I, который также приглашен в Украину как предстоятель Церкви, крестившей Русь.

- Святейший Патриарх Алексий выразил готовность посетить Киев в дни празднования 1020-летия Крещения Руси. Глава одной Церкви должен приглашаться на территорию другой Предстоятелем последней. Так было всегда, и попытка разрушить такую практику является опасной и не остается без последствий для Церкви, которая пытается эту практику нарушить. В Москве и в России в целом будет праздноваться 1020-летие крещения Руси 28-29 июня. Будут иметь место церковные торжества, которыми завершится Архиерейский Собор нашей Церкви, открывающийся 24 июня.


Александр:

о. Всеволод, Христос Воскресе!

- Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу разгоревшегося перед Пасхой скандала, связанного с толкованием слов Иерусалимского Патриарха Феофила. Как Вы думаете, кому нужна была эта провокация? и Ваше отношение к обсуждаемым высказываниям Патриарха Феофила, касающимся проблем РПЦ в Украине и Молдавии. Заранее спасибо.

- Я убежден, что скандал возник случайно. Мне позвонили многие люди людей и сказали: это интрига либералов против Церкви и Якунина, это план ЦРУ... На самом деле просто несколько человек сделали яркие, но неосторожные высказывания. И из-за этого в интернете пошла волна таких же эмоциональных комментариев.

Есть несколько деятелей, которые скептически относятся к благодатному огню. Достаточно сказать, что историк и журналист Сергей Бычков выпустил целую книгу, посвященную «разоблачениям» этого явления. Но все-таки большинство людей, в том числе свидетелей схождения огня, говорят о нем как о чудесном явлении и имеют многие свидетельства того, что в храме происходит что-то необычное.

Высказывания Блаженнейшего патриарха Феофила пусть остаются на его совести. Многие люди в течение веков признавали и сегодня признают тот глубоко позитивный вклад в жизнь Святой земли, который сделали Россия и наша Церковь. Они построили школы и больницы, сохранив от поругания древние христианские святыни. Жизни русских людей были положены ради того, чтобы святые места продолжали оставаться в руках Иерусалимского греческого Патриархата. Это происходило во время Крымской войны, которая и велась Россией ради того, чтобы Иерусалимский Патриархат сохранил доступ к святым местам и вообще сохранился. Если бы не Россия, православного присутствия на Святой земле, возможно, и не было бы уже. Поэтому я не могу согласиться с негативными оценками роли нашей страны и нашей Церкви в Святой земле.

Проблемы, которые возникают из попыток разделить православных христиан на Украине и в Молдове, имеют исключительно политический корень. Именно политики пытаются противопоставить православных верующих этих стран России и сделать их заложниками политических проектов. Собственно религиозных разделений минимум. Тут играют роль политики, националистические лозунги и амбиции некоторых людей. И чем более свободной будет религиозная жизнь, тем быстрее разрешатся эти проблемы. Надеюсь, что такую же точку зрения разделяет и Иерусалимский Патриархат, который на протяжении своей истории испытывал многие аналогичные проблемы, связанные с попыткой утверждения униатства на его территории и попытками раскола его паствы по национальному признаку.


Василий:

Добрый день, отец Всеволод!

Интересует такой вопрос: экономический рост России в последние годы виден всем, а что за этим стоит? С одной стороны - вроде бы строятся и восстанавливаются храмы, монастыри, правда, людей в них прибавляется в год по человеку. С другой стороны - по всем позициям (наркомания, проституция, алкоголизм, «интернетомания», развращение молодежи, духовное обнищание практически всех слоев населения и т.д., и т.п.) мы проигрываем сами себе. Любому здравомыслящему человеку это все видно как на ладони.

ВОПРОС: Почему ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ - «НА ЛОПАТКАХ» всех устраивает, почему не поднимается жестко на всех вертикалях власти, светской, духовной? И как следствие, сколько по времени «нам еще осталось»?

- Дорогой друг, вы опоздали со своей оценкой лет на 10. Россия уже вовсе не лежит на лопатках. А среди молодежи вовсе не царствует культ бандитизма и проституции, который царствовал 10 лет назад. В храмах прибавляется не по одному человеку. Социологические данные говорят о том, что от четверти до трети населения страны имеют религиозную практику - ходят в храмы, исповедуются, причащаются, молятся дома. Пьянство среди молодежи в больших городах пошло на убыль. Да, есть регионы, в которых молодежи некуда деваться - нет работы, смысла жизни, перспектив. Нет представления о том, что человек должен делать в жизни. И о таких молодых людях нужно особо позаботиться. Но Россия все-таки встает с лопаток. Молодые люди вовсе не являются поголовно пьяными дебилами. Бездумное отношение к жизни, которое предполагало: завтра я стану бандитом или проституткой и буду жить лучше всех - ушло в прошлое. Я смиренно полагаю, что наши священнослужители, христиане, работающие в разных областях, вносят в этот положительный процесс свой маленький вклад.


Bob:

Почему РПЦ так робко отстаивает перед правительством права православных христиан? По тому же вопросу преподавания основ православной веры в школах. Почему мусульмане (Чечня) могут в своих школах преподавать свою веру, а мы в своем доме вынуждены убеждать тех же мусульман разрешить нам обучать наших детей нашей вере?

- Церковь говорит не робко, а достаточно громко о правах православных верующих, в том числе о праве верующих детей и их родителей на то, чтобы школьное образование соответствовало их убеждениям. Другое дело, что Церковь не может и не должна стучать кулаком по столу, играть в оппозицию, устраивать скандалы, превращаться в политизированную силу. Но споров по вопросам, которые здесь упомянуты, ведется достаточно много. Споры идут жаркие и весьма серьезные. И один из главных споров - о преподавании «Основ православной культуры». Это не эксперимент. Преподавание ведется в тысячах школ разных регионов России в течение многих лет. И нигде оно не привело к конфликтам, к потере интересов школьников к вере. Нам нужно признать, что никто не придумал ничего лучше той системы, которая есть в большинстве стран Европы: разные мировоззренческие группы имеют возможность в школе изучать свое мировоззрение на добровольной основе. Точно так же, как у нас в один и тот же учебный час изучаются разные иностранные языки. Я только радуюсь тому, что мусульмане изучают свою религию. Нужно, чтобы и православные дети, так же как и дети верующих других религий, и дети неверующих, могли по своему выбору изучать основы своей религиозной культуры или светскую этику.


Елена:

Здравствуйте, я ушла от мужа. Он решил, что он господин, а я его раба. Так мне и говорил. Орал постоянно и указывал, что делать. Контролировал постоянно и оскорблял. Когда я уехала от него, сказал, что я должна смириться и слушаться его, что это испытание, которое Бог нам послал, и если мы его выдержим, то у нас будет прекрасная семья. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

- Дай Бог, если будет так, если Вы испытание выдержите и то, что Бог сочетал в вашем брачном союзе, Вы не разрушите. У людей бывают разные характеры, в том числе сложные. В начале семейных отношений люди пытаются переделать друг друга. И в какой-то степени переделка происходит. Но если один участник брачного союза пытается полностью разрушить и подавить другого, а тот сопротивляется, это не кончится ничем хорошим. Поэтому вам нужно сначала поговорить друг с другом, объяснившись и выяснив, что мешает вам быть вместе, потом обратиться к священнику, психологу - любому мудрому человеку, хотя бы из ваших близких и друзей. Если вы верующие люди, молитесь друг о друге. Это один из способов победить ссору и исправить отношения.

Даже если кто-то из наших близких делает что-то неправильно, исправить это ссорой невозможно, а обидой - тем более. Обида только разрушает нас и ничему не помогает. А вот молитвой, прямым разговором и добрым отношением друг к другу, добрым примером исправить можно многое.


Алексей:

Здравствуйте, Всеволод.

Человек, который принимает православие как основу своих отношений с Богом, стремится соответствовать канонам этой религии. Поэтому хочется знать, как поступать по жизни правильно. Чтобы, так сказать, быть хорошим с точки зрения Бога, чтобы душа после смерти попала в рай.

Говорят, путь христианства - это путь Христа. Значит ли это, что для того, чтобы максимально соответствовать идее православия, нужно в идеале стремиться повторить путь Христа? Вести подобный образ жизни, стараться принимать на себя грехи людей, пройти путь великих страданий и принять мученическую смерть как высшую награду?

Такой путь расходится с традиционным представлением людей о счастливой успешной жизни. Которая должна включать в себя в идеале счастье семейной жизни, воспитание успешных детей, здоровье, радость, достаток, взаимную любовь, успех в карьере и признание в социуме.

Как любое живое существо тянется к теплу, солнцу, так и человек стремится избегать боли и страданий и хочет получить радость, любовь, удовлетворение от разных удовольствий. Бог ведь сказал: «Плодитесь и размножайтесь», а не «страдайте и мучайтесь». В этом состоит противоречие между двумя жизненными концепциями. И человеку с подобным мировоззрением трудно будет принять для себя мученический путь Христа как руководство в жизни. Может быть, тогда для человека оптимален какой-то другой жизненный путь с точки зрения Бога? Кто-то может сказать: «У каждого свой жизненный путь и своя судьба». Так никто с этим не спорит. Но каков САМЫЙ ЛУЧШИЙ жизненный путь с точки зрения Бога? Точнее говоря, принципы этого пути. К чему стремиться по жизни, чтобы было хорошо с точки зрения Высшего Разума? А если человеку в жизни светит радость, любовь, счастье, то как же тогда идея о том, что душа растет в страданиях и комфорт и удовольствие закрывают путь к духовному росту?

- Хочется сказать такую вещь: окончательно и бесповоротно отстали от жизни те чиновники и журналисты, которые говорят, что у нас религиозно безграмотный народ, у которого вся духовная жизнь сводится к свечкам и пасхальным яйцам.

У нас вовсе не религиозно безразличные люди: по вопросам наших читателей можно увидеть глубину их религиозной жизни, их размышлений о Боге и человеке.

Пути христианской жизни могут быть разными. Для кого-то это простота, помощь ближним, семейный подвиг - а это действительно подвиг, потому что необходима жертвенность для того, чтобы посвятить себя семье, воспитанию детей, обеспечению своих близких, смирению своих амбиций, привычек, сложных характеров и т.д. Но, конечно, мы погрешили бы против истины, если бы сказали, что христианство не выделяет особо подвиг целомудрия, девства, мученичества, странничества, пустынничества, молитвы за мир. На такой путь способны немногие. Но не случайно христиане всегда с особым почтением относились к людям, которые избирают такой путь, оставив всё ради служения людям и Богу. Оставить всё, что сковывает житейскими путами, идти за Христом, иметь возможность обличать зло и поэтому быть по-настоящему свободным - это путь немногих, но это путь доблестный и важный для того, чтобы показать людям определенный эталон веры. Впрочем, я верю, что в Царствии небесном все люди, жившие по вере и творившие добрые дела, получат достойную награду. Поэтому среди наших святых есть и жившие в семье (самый яркий пример - семья Николая II), есть и монахи, и мученики, и князья, и иерархи. Есть люди, которые создавали семейный очаг или уходили в пустыни, имели огромный круг общения, управляя государством, или жили в уединении. Путь может быть разным, главное - любить Бога и людей.


Валентина:

Разве каждому человеку по силам свободная воля?

- Интересный вопрос. На него нет однозначного ответа. Человек обладает свободной волей. Бог не задает для нас определенный жизненный путь. Предопределение - это не решение Бога, диктующее, что нам делать, а это Его знание о том, что мы будем делать те или иные вещи. Время - это только характеристика нынешнего земного мира. Когда-то времени не было и когда-то его не будет. Бог живет вне времени, и поэтому Ему одинаково видны наше будущее, прошлое и настоящее. И видя наше будущее, Он не определяет его за нас, но указывает, как мы должны поступать.

И по сути каждый человек обладает полной свободой. В то же время мы знаем, что большое количество людей в мире вовсе не строят свою жизнь на основании осознанного, свободного выбора. Очень многие оглядываются вокруг и поступают так, как окружающие - соседи, коллеги, родители, муж, жена, или как говорят по телевизору. Реальностью является то, что многие свою свободу жертвуют угождению толпе, традициям или привычкам, которые не всегда являются хорошими. После стольких лет тоталитаризма и безбожия многое из того, что мы считаем традиционным, на самом деле является традицией разбойников и духовно пустых людей. Сегодня многие люди повинуются тем установкам, которые дает массовая культура, особенно в ее телевизионном исполнении. Поэтому некоторым людям действительно достаточно той свободы, которая позволяет нажать на кнопку пульта, а дальше человек о своей свободе забывает.

Да, люди разные. Не каждый способен выстроить свою жизнь сам, не оглядываясь на окружающих. Но любой человек, даже если ему не хватает воли, собственного разума и решений, должен понимать, что у него есть свобода выбора, и он этой свободой должен распоряжаться так, чтобы приносить благо себе и окружающим - благо духовное и материальное. Не повторять то, что делают соседи, сослуживцы или Ксения Собчак, не жить по культурным штампам, которые человек слышит из попсовых песен, а пытаться принимать самостоятельные решения и помнить при этом, что любой грех и порок разрушителен, а жизнь нравственная делает человека счастливым.

Когда я говорю о пороке, я имею в виду не только какие-то явно безобразные вещи, вроде насилия, разврата, коррупции. Пустота, праздность - это тоже пороки.


Юлия:

Возможно, мой вопрос покажется странным.

Походы в церковь для меня, кажется, заканчиваются не очень хорошо - происходят какие-то нехорошие вещи с моими родными или близкими мне людьми, или со мной. Так происходит после каждого появления в церкви. Меня беспокоит и пугает череда этих совпадений на протяжении стольких лет. Какое-то время назад это прекратилось. Странно прекратилось, но об обстоятельствах писать не буду. Я уже начинаю бояться ходить в церковь. Может ли быть так, что Православие - это не моя религия? Почему такое может быть?

- Не нужно ничего бояться. Враг человеческого рода, дьявол, часто пытается препятствовать нам, когда мы молимся или делаем добрые дела.

То, что это прекратилось, - это милость Божия. И вы за это должны Бога благодарить. Я бы посоветовал вам подумать над тем, что в храм люди приходят не для того, чтобы немедленно решились все житейские проблемы, а для того, чтобы изменить свою жизнь по велениям единственной истины. А истина всегда одна.

Приходя в храм, нужно попытаться понять, что там происходит. Сейчас много литературы, которая рассказывает о смысле богослужения. Когда мы приходим в храм, мы должны услышать, открыв свою душу, что храм нам предлагает. Когда мы приходим только со своими душевными нуждами, мы приходим в храм не за тем, за чем по-настоящему надо. И когда считаем, что Бог нам должен немедленно дать ответы на чисто житейские вопросы, когда ищем в храме только самоуспокоенности и избавления от тягостных раздумий, ждем не того. И не случайно Господь нас вразумляет, говоря: ты не о том молишься, не за тем пришел.

Поэтому каждый, кто приходит в храм и кто обращается к Богу, должен понимать, что тягостные раздумья - это не «комплекс», от которого можно избавиться, а это голос совести, который побуждает тебя изменить свою жизнь, понять, что живешь неправильно и жить надо по-другому. Если человек действительно обретает жизнь в Боге, духовную жизнь, то для него любые невзгоды не являются концом и не являются поводом для отчаяния. Поэтому, когда человек приходит в храм, чтобы перестроить и переосмыслить свою жизнь, ему Господь поможет. А когда он приходит для того, чтобы не болеть, получить больше денег или просто «успокоиться», Господь откроет ему так или иначе, что он хочет не того, что ему нужно.


29 мая - 6 июня 2008 г.



Источник:      Сайт газеты "Комсомольская правда", 07.06.2008

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Сайт газеты "Комсомольская правда", 07.06.2008

8.06.2008

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

9 июля 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: Христос и интеллигенция: вчера и сегодня

Кто более всего виновен в смерти Христа? Власти, священники или тогдашняя интеллигенция, «совесть нации»? С кем сегодня должна быть Церковь... (Далее)

4 мая 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Нам требуется новое ополчение…». Выступление на соборных слушаниях «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству»

3 мая 2012 года в Зале церковных соборов... (Далее)

1 мая 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Патриарх Гермоген был ярким примером гражданской позиции православного христианина». Выступление на конференции «Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы»

23... (Далее)

20 апреля 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Вернуть народу решающее слово в жизни страны». Выступление на соборных слушаниях ВРНС «Общественная ситуация в России и будущее русского народа»

19 апреля 2012 года заместитель... (Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год