19 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

30 октября 2012

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открывает набор на обучение по программе «Организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного учреждения (школа вожатых)»

Программа реализуется педагогическим факультетом и факультетом...

(См. далее...)

29 мая 2012

«Встречи поколений»: дни славянской письменности и культуры в Санкт-Петербурге и на Валааме

С 26 по 29 мая 2012 года преподаватели колледжей Москвы, члены общественного объединения «Алтарь Отечества», приняли участие в праздновании Дней славянской письменности...

(См. далее...)

26 мая 2012

Программа Вторых межрегиональных «Встреч поколений: педагогические смыслы»: Санкт-Петербург - Валаам

Программа, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, в Санкт-Петебругре и на Валааме 26-29 мая 2012 года

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Образование и наука

Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Труды этого автора

4 июня 2007

Человек, живущий в России, должен знать основы религиозной культуры


Интервью телеканалу «Вести» 2 июня 2008 года


– Здравствуйте. Это программа «Диалог». Я Иван Семенов, мы обсуждаем ключевые проблемы. И сегодня о возможности преподавания основ религии в средней школе мы говорим с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Добрый день, Владыка.

– Здравствуйте.


– Буквально накануне нашей записи вышел в свет очередной номер журнала «Нескучный сад», который, как мне кажется, один из лучших журналов о православной жизни в нашей стране, и теме, о которой мы с вами говорим, посвящен целый номер в этом журнале. Здесь много всяких интересных мыслей, но главная, мне кажется, такая: дискуссию нужно продолжать. Скажите, отчего такое острое у нас разграничение позиций? Очень много каких-то, я бы даже сказал, партийных тезисов высказывается разными людьми – как церковными, так и нецерковными, вплоть до того, что некоторые говорят, что у кого есть сомнения в том, что нужно брать вот учебники Бородиной и преподавать в средней школе, тот является врагом Церкви, врагом всего человеческого в нашей стране. Почему такая резкость позиции?

– Вообще для меня самого непонятно, что происходит. Вообще тема чрезвычайно проста. И тот факт, что она вдруг стала такой трудной, вы знаете, наталкивает на какие-то плохие мысли. Фантазия такая, что Церковь предлагает преподавать Православие всем в обязательном порядке во всех учебных заведениях России. Вот просто ясно нужно сказать, что никогда Церковь этого не предлагала. Но именно вокруг этого тезиса весь благородный гнев.


– И не только. А есть, понимаете, Владыка, есть определенный здравый скепсис в рядах церковных людей относительно того, по каким методикам, например, должен преподаваться этот предмет, согласитесь.

– Я дойду до церковной дискуссии и до методики преподавания. Значит, первое, что нужно постулировать, – Церковь не предлагает, чтобы преподавание религии, основ Православия было обязательным предметом для всех школьников России. Церковь, ссылаясь на существующий закон и на Конституцию, утверждает, что в светских учебных заведениях факультативно, на выбор, могут преподаваться основы Православия, то есть богословский предмет – не культурологический, а религиозный, – но на основе факультатива. Кроме того, Церковь предлагает, поскольку в России православная культура является, если хотите, государствообразующей, поскольку более 80 процентов людей принадлежит к этой культуре, – чтобы в школах преподавался также культурологический предмет «Основы православной культуры». Не богословие, не Закон Божий, не религиозная доктрина, а культурологический предмет.

Для чего это нужно? Человек, живущий в России, вне зависимости от его отношения к религии, должен знать основы религиозной культуры. Без этих знаний он, простите, ни в Русский музей не сможет сходить, ни в Третьяковскую галерею, ни в Эрмитаж. И предлагается, чтобы вот этот предмет преподавался не в качестве факультатива, а на основе альтернативы. Факультатив – это то, что вы можете выбрать или не выбрать, и факультативы чаще всего преподаются вне сетки часов. Вот там, в факультативах, может и должен преподаваться религиозный предмет «Основы Православия», и во многих школах сегодня это и происходит. Но сыр-бор не вокруг факультативов, а вокруг культурологического предмета «Основы православной культуры», который Церковь предлагает изучать вариативно, но в рамках расписания. Что такое вариативно? Вообще-то, конечно, каждый гражданин России должен знать основы православной культуры, будь он мусульманин или еврей, или буддист, как, наверное, должен знать основы исламской культуры человек, живущий там, где большинство мусульман.


– То есть вы предлагаете в Казани православным посещать основы исламской культуры?

– Я бы посещал, если бы учился в Казани. Я ничего не предлагаю, но я бы посещал. Потому что проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики. Надо знать, что вокруг тебя происходит. Церковь предлагает, чтобы «Основы православной культуры» преподавались в рамках программы, но тоже на основе выбора. Если человек не хочет знать ничего, что касается Православия, это, конечно, странный какой-то культуркампф. Ну ладно, Бог с ним. Ну вот нашелся такой чудак, который говорит: «Не хочу». Бог с тобой, не изучай. Тебе дается альтернативный курс. Например, как мы предлагаем, «Основы светской этики». А кроме того, в таких городах, как Москва, где есть много мусульман, иудеев, есть и буддисты, есть и католики, кстати, протестанты, может быть, для тех, кто желает изучать основы своей религиозной культуры, дать такую возможность. И в таких странах, как Германия, Финляндия, эта задача прекрасно решается без всякого конфликта и с законодательством, и с обществом.


– Это вызвано путаницей внутри самого целеполагания. Вот, например, мы возьмем учебник Бородиной для 1-го класса, который называется «Мы и наша культура». Он вроде бы культурологический. Я его открываю, и сейчас я почитаю вам отсюда одну фразу: «Моя мама, – написано в этой учебнике, – училась любить меня и заботиться обо мне у Пресвятой Богородицы». Посмотрите, пожалуйста. Это культурологическое утверждение, Владыка? А учебник называется «Учебник культуры», понимаете, какая штука.

– Вот здесь мы и подходим к той теме, которую вы обозначили в самом начале нашего разговора, – об учебниках, о методологии, о том, кто должен преподавать этот предмет. Я думаю, что опыт во многих епархиях – а я готов сослаться на свою собственную епархию, где мы уже больше 10 лет все это преподаем – не вызывает, к счастью, никаких конфликтов и напряжения это преподавание. Опыт этот предлагает уже совершенно конкретные вещи. Преподавателем должен быть светский человек из числа тех, которые работают в школе, но у которых есть желание преподавать этот предмет. Они должны пройти специальную подготовку на базе института повышения квалификации учителей. Что касается учебников, нужно закрыть эту тему и создать рабочую группу с участием ученых, представителей Церкви, историков. Создать хороший курс по основам православной культуры, как, наверное, нужно сделать то же самое в отношении исламской культуры и в отношении других наших национальных культур.


– Мировой опыт показывает, что культура религиозная практически нигде не преподается. Везде, если преподается, то преподается в первом смысле, о котором вы сказали вначале. Преподаются все-таки основы религии для тех, кто желает знать основы этой религии. Может быть, неразличением культурологического курса и религиозного и вызвано все происходящее сейчас у нас?

– Я полагаю, что так, что просто запутались. Кстати, и в Церкви многие не понимают, о чем речь идет. Даже иногда друг с другом спорят и ссорятся. На самом деле изначально Церковь предлагала именно то, что я сегодня ясно или не ясно, но пытался сформулировать.


– Владыка, как вам кажется, в школе необходимо преподавание культуры или религии?

– Вы знаете, я бы хотел не говорить, что преподается, чего не преподается, а подчеркнуть то, что детям нравится и дети хотят. Даже если это и религиозно окрашенный курс, но если его выбирают учащиеся и их родители, то это, значит, тот самый факультатив, который имеет право на существование на основе закона и Конституции.


– Владыка, а у вас не вызывает опасения вот такая вот вещь: в дореволюционной России изучение Закона Божьего было почти поголовным, по крайней мере, для тех, кто не принадлежал к другим религиям. Тем не менее, эти люди, занимавшиеся Законом Божьим, они потом, как мы знаем, рушили храмы, убивали священников, рубили иконы. Вот это внешнее изучение, оно не кажется вам опасным?

– Опыт России действительно заставляет задуматься. Но меня сегодня больше заставляет задуматься другое. Когда я смотрю на молодежь, идущую по нашим городам с бутылками пива, пьяными, наколотыми наркотиками, с обезумевшими лицами, мне от этого становится страшно. Ни одна политическая партия не избегает этой темы, все говорят о необходимости нравственного возрождения, но так давайте наваливаться всем миром на решение этой проблемы. У религиозной мотивации есть своя как бы ниша, она может воздействовать на сознание людей, в том числе и в плане нравственного воспитания. Давайте использовать религиозную мотивацию. Давайте использовать другую мотивацию – культурную, гуманистическую. А там, где, как в белгородской школе, все дети хотят изучать Православие, пусть с Богом изучают.


– Владыка, им повезло с педагогом – верующая женщина, которая с любовью преподает предмет.

– Совершенно верно.


– Но сказать, что это всеобщее правило, невозможно, потому что невозможно педагога родить, он должен появиться, нельзя его как морковку вытащить из земли за хвостик.

– Знаете, я могу с чувством внутреннего удовлетворения и тихой радости сказать, что у меня в Смоленской епархии нет плохих педагогов, преподающих «Основы православной культуры». Это наши замечательные преподаватели, которые прошли специализацию, которые сделают уже очень много доброго для воспитания нашего молодого поколения. Уверен, что это и в других епархиях.


– А как исправить чувашскую ситуацию, которая явно не столь благополучна?

– Но другой стороны, это нормальный процесс. Где-то вот так, а где-то хорошо. Но из-за того, что в Чувашии в одной школе не очень хорошо, это не означает, что нужно весь проект отменять.


– Владыка, вы понимаете, это проблема педагогов. 60 тысяч школ. Где взять 60 тысяч хороших педагогов? У вас в епархии? Охотно верю, у вас хорошие педагоги. В Белгородской области конкретно эта женщина – хороший педагог. Но они же не могут возникнуть из воздуха.

– Для этого нужно работать. Местная епархия вместе с местными департаментами образования должны просто сесть там, где этого еще не сделано, и четко отработать алгоритм действий. Это технические вопросы. Среди преподавателей у нас достаточно людей религиозных, вообще культурно продвинутых людей, способных преподавать этот предмет. Но нужно просто технически договориться о том, как эти люди будут получать образование, как они будут совершенствоваться в знаниях.


– С другой стороны, согласитесь, может быть, не согласитесь, что без хороших учебников, продуманных, без грамотных и любящих свой предмет педагогов можно нанести и вред детям.

– Совершенно верно. Вот я именно за то, чтобы были хорошие учебники, чтобы эти учебники создавались специалистами и чтобы педагоги были достаточно подготовленными. Но как я уже до этого сказал, это вопросы технические. У нас есть в России интеллектуальный потенциал, чтобы эти вопросы решить. Была бы добрая воля и была бы, что называется, отмашка сверху. Вот тогда мы эти все вопросы решим.


– Спасибо большое. Это было мнение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.



Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и Время

4.06.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие... (Далее)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь... (Далее)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31... (Далее)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год