Различно Господь открывал людям Свое Божественное происхождение, но редко прямо произносил это страшное известие. Самарянка, несмотря на все свои грехи, оказалась достойной его принять из уст Спасителя: «Это Я, который говорю с тобою» . Чем же она заслужила такую честь? На этот вопрос можно ответить гадательно, но вероятнее всего потому, что верно ожидала Мессию: «Знаю, что Мессия придет, то есть, Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» . Видя во Христе не обычного человека, а прозорливца и пророка, она сперва заговорила о молитве, а затем о Мессии, и не как о царе, который даст всем хлеба и земные блага, а как о том, кто возвестит все, принеся откровение о Боге. Если она и имела грехи сомнения в вере, то все-таки она не была так далека от Бога, как иудеи, которых надо было наводить на понимание, чтобы они начали понимать хоть отчасти.
Спаситель несомненно обрадовался, что увидел правильно ждущую Мессию и открыл ей великое известие: «Это Я, который говорит с тобой» .
Она была взволнована этим известием и отнеслась к нему с простотой и непосредственностью женской цельной натуры: она все бросила и побежала в город сказать о бывшем.
Неправду говорят, что Спаситель скрывал Свое Божественное происхождение: не Он скрывал его, а это люди не сумели увидеть Мессию.
Всякий из нас, в тот или иной момент жизни, тужил о непознаваемости Бога и сам был виноват в своей слепоте. Пусть спросит себя каждый сделал ли он все, что нужно для искателя истины? Ответ совести будет отрицательный. Слушающий и не слышащий Истину был, в частности, с теми богословами, кто отбился от истины, которая впитывается и просится в душу с детства. Огрубели и ожесточились их сердца от гордости и самолюбия.
Да избавить нас Господь от такового ожесточения и от этих страстей нашу душу, и тогда она услышит и познает истину с простотой Самарянки.
Источник: Мысли, высказанные в проповедях
|