28 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Горячева Ирина Анатольевна /соискатель Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ

Горячева Ирина Анатольевна

соискатель Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ

Труды этого автора

31 января 2007

Христианские ценности в учебных книгах К.Д. Ушинского и использование их воспитательного потенциала в современных условиях


Горячева И.А.

 

В последние десятилетия  наблюдаются чрезвычайно остро и рельефно проявившиеся кризисные явления в сфере духовности, идеологии, культуры, образования. Смещение в обществе ценностных ориентиров, разрушение нравственных идеалов, размывание границ добра и зла напрямую отразилось на нравственном облике и образе мыслей молодого поколения. Огромную тревогу вызывают  ценностный нигилизм и цинизм, воцарившиеся в их душах. Беспокоит  уровень образованности современных детей, несформированность и несвязность мышления, отсутствие в их сознании целостной картины мира.

Богатейшая история нашего народа, огромный исторический опыт, осознание детьми причастности к великим предкам, возвышающее воздействие их личностей и творений – важнейшее средство пробудить в душе поколения дремлющее самосознание, заставить очнуться и задуматься. Глава Русской Православной Церкви Патриарх Алексий подчеркнул особую роль для современной педагогики К.Д. Ушинского.

Его основные труды: «Педагогическая антропология», учебные книги для детей «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматия»,  «Первоначальная практическая грамматика», публицистические статьи,  рецензии, письма отражают проблемы духовного и нравственного воспитания ребенка, основанного на христианских традициях.

В рецензии на труды Н.И. Пирогова К.Д. Ушинский  ясно формулирует цель истинного воспитания –  воспитание христианина –  поскольку  «педагогика, основанная на психологии, советует развивать душу человека сообразно с ее природой, а душа человека… родится христианкой». Учебником  христианской педагогики является научный труд  «Человек как предмет воспитания, или  очерк педагогической антропологии». Описывая сферы духовной жизни человека, названные в общечеловеческой психологии «ум, сердце и воля», К.Д. Ушинский утверждает представление о человеке как о творении Божьем, наделенном способностью мыслить  и  свободной волей.  Восстановлению и усовершенствованию человеческой природы должен быть посвящен труд педагога, его творчество, основанное на глубоком знании христианской антропологии. В этом фундаментальном трактате нашли отражение основные положения святоотеческого душеведения: преодоление тела, восставшего на дух, борьба со страстями путем усиления внимания к своим помыслам, укрепление волевой решимости оттолкнуться от порока, признание труда единственной целью и единственным возможным счастьем человеческой жизни и многие другие.

Идеи, сформулированные  К.Д. Ушинским в педагогических сочинениях, статьях, в переписке с единомышленниками, в дневниках,  воплотились в учебных книгах для детей: «Родное слово» и «Детский мир». Поскольку человек – существо мыслящее, наделенное  даром слова, семена которого «коренятся в душе ребенка» (К.Д. Ушинский),  формирование духовного видения мира осуществляется через слово, через усвоение образцов художественной литературы, широко представленных в учебных книгах, подобранных  в соответствии с возрастными особенностями детей и  требованиями дидактики.

На страницах учебных книг мир, отраженный глазами ребенка, представлен постепенно расширяющимися кругами, что способствует поступательному возрастанию личности. С первых страниц Азбуки К.Д. Ушинский  выстраивает в сознании детей духовную иерархию ценностей. Визуальный ряд образцов для рисования по клеткам и тексты расположены  в духовно значимой градации: сначала ребенок  воспринимает то, что находится рядом с ним: учебные вещи, игрушки, житейские мелочи, предметы быта, – знакомится с миром  животных, растений,  затем внимание сосредоточивается на человеке, главенствующем над  предметным миром и миром природы. Значимый блок – именование людей христианскими именами – позволяет  осознать  людей детьми Божьими, а  изображение Христа, воздевшего осеняющую руку, и фраза «Мир вам!» воспринимаются как благословение всему человеческому роду. Но концовка «Люди живут в мире, да не в мире» дает  отрезвляющее указание на гнездящийся в человеческом житии порок и через логику всего предыдущего содержания наставляет на путь исправления и совершенствования.

В «Первой книге для чтения после Азбуки»  сохраняется та же композиция, но явления жизни освещаются  более подробно. Выделение духовно значимых понятий осуществляется через использование  средств народной педагогики, жанров  русского фольклора, притч, басен, выполняющих в каждой теме роль духовной доминанты, подсознательно воспринимаемой детьми. Последовательность тем,  подбор текстов,  присутствие реминисценций, напоминаний, повторений  и усугубления  истин свидетельствует о том, что К.Д. Ушинский стремился в книге, предлагаемой детям, только что овладевшим грамотой, не разделить, а  объединить тексты в единое повествование, чтобы осуществить целостное воздействие на душу ребенка и сохранить единство восприятия.

«Вторая книга для чтения» охватывает уже более объемный материал, объединяя его в циклы   и формируя духовную позицию в отношении более широких явлений. Помимо духовных доминант внутри тем, в конце циклов присутствуют   духовные прозрения, опять-таки сокрытые в мудрости народной сказки.  Если в «Первой книге»  ребенку  рассказывали о жизни, что хорошо и что дурно,  то во «Второй» уже дается наставление на путь духовного совершенствования: не греши, более того – «горе имей сердце» и ищи  в нем духовную ограду от греха, а в жизни телесной полагайся на разум. Через логику и через интуицию духа, ребенок впитывает эти постулаты, и податливая детская душа устремляется к добру. 

«Детский мир», учебная книга для 3-4 года обучения,   осуществляющая первоначальное введение ребенка в область научных знаний, по-прежнему ставит задачу формирования у  него духовного видения мира и потому знакомит детей не с курьезами и диковинками науки, а приучает находить удивительное в том, что находится вокруг.

Работа по учебным книгам К.Д. Ушинского дает возможность утвердить сознание детей в признании Божественных начал в мире. Взгляд на действительность, на временное земное бытие  через призму вечности, отраженные на страницах «Родного слова» и «Детского мира»,  возвышает детское сознание над обыденностью и позволяет соизмерить ценность всего окружающего в скоротекущей  жизни, соотнести, сопоставить с предложенными идеалами, святынями, образцами для подражания. Книги К.Д. Ушинского способны рождать в детской душе стремление  к Истине, реально существующим Высшим данностям, к Добру и Красоте.

Учебные книги К.Д. Ушинского содержат  наивысшие духовно-нравственные идеалы. Истиной, с которой соизмеряется все в этом мире, провозглашается Христос, дарующий человеку Любовь всепрощающую и испытующую, принесший людям Спасение, упование на жизнь вечную, покаяние, душевный покой. Всякий человек, его душа определяются наивысшей ценностью, возлюбить следует не только ближнего, но и врага, ибо нет ничего страшнее гибели души человеческой. Понятие ближнего распространяется на людей, связанных узами семейного родства, сближает языки, народы, очерчивается кругом Родины, Отечества,  общего земного дома. Природа на страницах «Родного слова», «Детского мира» оживает в ярких образах, одухотворяется, поскольку материя явлена как плод работы Высочайшего разума, призывает человека постигать Божественные замыслы и преклоняться перед величием Создателя, осознавать Его промыслительную деятельность, заботу о своем творении, мудрое ведение народов по историческому пути, по пути накопления культурного достояния и традиций, расширения научных познаний и преумножения богатства языка. Каждая личность видится наделенной талантами, призванной к творчеству, совершенствованию,  к волевым усилиям над собой в познании окружающего мира, его законов,  обретению покоя и счастья  в труде, в излюбленной творческой деятельности.

Выстроенная в детском сознании при обучении по книгам К.Д. Ушинского иерархия духовных ценностей позволяет укоренить в детях нравственный образ мысли и   поведение, ибо духовность есть основа нравственности: «духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности,… нравственность – сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом» [1]. Духовность регулирует поведение в отношении к окружающим. Блестящие образчики, примеры христианского добрососедства, содружества, касающиеся сердца ребенка, призывающие любить нравственный поступок, показаны без морализаторства, без сентенций, без дидактизма  на страницах учебных книг. В них отражены все тонкости, нюансы человеческого общежительства, начиная от взаимоотношений в семье, с друзьями, одноклассниками,  в артели, в селе, между городом и деревней  и заканчивая нациями. Абсолютно все основополагающие нравственные понятия, о которых должна ведать душа  с самого детства, к чему должна быть направлена ее внутренняя деятельность, самосовершенствование, присутствуют в учебных книгах К.Д. Ушинского. Любовь между домочадцами, сострадание к немощным и обездоленным,  способность к самоукорению  и снисходительности, самоотдача и даже самопожертвование, умение довольствоваться самым необходимым, непритязательность, невзыскательность, нетерпимость к праздности, порождающей пороки, пытливость ума в постижении мудрости человеческой, усердие в учении – все, гармонизирующее душевный строй человека и устанавливающее миропорядок.

Это духовное и нравственное воздействие при работе по учебным книгам К.Д. Ушинского достигается благодаря  особенностям, отличающим содержание, а также системе форм, средств и методов работы, рекомендуемых К.Д. Ушинским.

 Книги обладают своеобразным композиционным строем, ярко вырисовывающим духовные доминанты и нравственные установки. Наполнены тщательно отобранным и дидактически обработанным материалом, приобщающим детей к отечественной словесности, делающим их обладателями национальных ценностей, носителями опыта многих поколений, развивающим национальное самосознание.  Авторские тексты, созданные в лучших литературно-художественных традициях, также  проникнуты живым, одухотворенным словом,  рождающим в сознании детей целые вереницы образов. Художественные достоинства оформления, превосходно выполненного в классической манере, дают реальное представление об изучаемом предмете, изображая его в истинном, неискаженном виде.

Благодаря   избранному автором серьезному и доверительному тону общения с ребенком, учебные книги имеют личностную направленность. Эта теплота и  искренняя заинтересованность благотворно воздействует на душу ребенка,  поскольку только они   способны породить ответное чувство в детях и  вызвать сердечный отклик, создать условия для доверительного, продуктивного диалога, развития словесного инстинкта,  дара слова, духовного становления  личности.

Выполняя назначение  учебника, книги для чтения осуществляют дидактические функции, формируют и развивают память, привычки и навыки, присущие организму телесному, сообщают знания в целостной системе на посильном для детей уровне, способствуют  закреплению знаний в детском сознании, мотивируют самообразование, активизируют творческие начала, способности детей.

Обучение по книгам для чтения К.Д. Ушинского дает возможность формирования целостного мировосприятия у ребенка через единство рационально-логического, эмоционально-образного и провиденциально-аксиологического способов освоения мира.

С одной стороны, работа по книгам К.Д. Ушинского активизирует деятельность детского сознания,  развивает внимание, память, рассудок.  В детском сознании   «выплетается одна общая сеть»,  миросозерцание, складывающееся в процессе восприятия и усвоения  знаний, положений  науки, образцов литературы, культуры, искусства, событий истории, составляющих содержание учебных книг КД. Ушинского.

Прочному укоренению стройной картины мира способствует изложение материала, создающее  в детском сознании строгую логическую последовательность.  На азбучном этапе у детей формируется понятийная база. «Первая книга для чтения» закрепляет понятия о явлениях действительности, учит обобщать и выделять предметы по родам и видам, высказываться законченными, грамматически оформленными фразами, рассуждать и делать выводы. «Вторая книга» ставит задачу укоренения, расширения сложившихся связей и упрочения детского рассудка: с одной стороны,  нужно научить детей видеть предмет в центре всех его отношений в пространстве, с другой стороны, – воспринимать явления в хронологическом ряду. На следующем этапе, при работе по «Детскому миру», философские категории пространства и времени объединяются   и от детского сознания требуется видение любого явления в совокупности с другими явлениями в процессе развития. 

При этом доля рассудочной деятельности, выпадающей на сознание ребенка, тщательно продумана К.Д. Ушинским: для него важно не  количественное измерение интеллекта, а  качественные свойства ума, суть которых в умении осмысливать, понимать полученные знания, ответственно относиться к употреблению слова в речи, иметь лингвистическое чутье.

С другой стороны, К.Д. Ушинский уделяет особое внимание эмоционально-образному восприятию, активизации аффективно-чувственной сферы ребенка, потому что «только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек»[2]. И поскольку знание для К.Д. Ушинского – это повод к тому, чтобы дивиться Премудрости Божией, содержание книг К.Д. Ушинского, постоянно апеллируя к эмоционально-образному восприятию детей, к сверхчувственной логике, позволяет сообщить духовный смысл, духовное толкование рядовым жизненным явлениям и  соотнести их ценность с Истиной, Абсолютом.

Немалое значение имеют и способы практического приложения учебных книг К.Д. Ушинского, поскольку «всякая метода влияет на нравственность». Будучи соприродными детской психологии, детскому сознанию,  тонко воздействуя на чувственную и волевую сферы души, сберегая душевные силы для познания, развития, рождая творческие устремления, методики обучения по книгам К.Д. Ушинского позволяют ребенку основательно воспринять духовные и нравственные основы человеческой жизни   и сделать их достоянием своей души.

Достоинствами методы обучения чтению является ее направленность на формирование у ребенка осмысленного восприятия слова и развития словесного инстинкта. На этапе овладения грамотой этому служат требования анализа звуковой структуры слова, сохранения его зрительной  целостности, орфоэпического чтения, поскольку  только  визуально нерасчлененное и  соответствующее  речевому опыту ребенка  слово может дать полноценное восприятие  смысла. В послеазбучный период осмысленности чтения способствуют  упражнения, побуждающие ребенка задуматься над содержанием прочитанного и вступить в диалог для обсуждения кроющегося в тексте смысла.

Методика обучения письму имеет эстетические основы и дает возможность не только  сформировать каллиграфические навыки, не расходуя умственных сил ребенка, но и  учит пониманию  красоты и гармонии буквы как законченного образа, уважению к традициям письменности.

Систематическое изучение грамматики при наблюдении над  целостным текстом, объединяющим в себе законы русского языка  и законы нравственности, позволяет сообщить дару слова осмысленность и  одновременно воспринять духовные принципы существования человека, почувствовать гармоническое единство языка, речи и литературы.

История развития педагогики в России показала, что полнота восприятия идей К.Д. Ушинского на разных этапах развития образования напрямую зависела от уровня восприятия в обществе понятия «духовность». Снижение его вело к недооценке воспитательных возможностей учебно-методической системы К.Д. Ушинского, что приводило к  их неполноценному использованию.

Дореволюционный период был периодом наиболее активного  восприятия  сформулированных  К.Д. Ушинским идей воспитания ребенка на основе усвоения духовно-нравственных ценностей, определяемых религией, христианским миропониманием, поскольку  образовательно-воспитательная  традиция в России имела христианские истоки.

Советская педагогика, сформировавшаяся на основе  гуманистических ценностей и отождествлявшая содержание образования содержанию воспитания, широко использовала воспитательные возможности учебно-методической системы К.Д. Ушинского, но осуществляла это избирательно, сместив духовные акценты, сделав упор на морально-нравственную  составляющую и активно восприняв все,  связанное с этнопедагогикой.

В постсоветский период изменения  системы ценностей и смены приоритетов в области образования, предпочтения интеллектуальным основам формирования личности, педагогическое наследие К.Д. Ушинского  стало востребованным лишь в качестве  хрестоматийного образца, предназначенного для  изучения.

Обращение к духовно-нравственному потенциалу учебных книг К.Д. Ушинского в современной системе начального образования создаст условия для  совершенствования учебно-воспитательного процесса в начальной школе и  позволит усилить его духовно-нравственную направленность.

 

Литература:

1. Петракова Т.И.  Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков.    Автореферат диссертации. – М., 1999. –  с.18

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 6 – М.: Педагогика, 1989. – стр. 82


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год