29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Чаплин Всеволод, протоиерей

Протоиерей
Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества

Труды этого автора

28 марта 2008

Лоскутки. 28 марта 2008 г.


Из зарисовок протоиерея Всеволода Чаплина


Споры об эволюции не только не утихают, а по-новому разгораются, несмотря на то, что некоторые идеологи от науки и политики еще давно поспешили объявить, что в вопросе о происхождении жизни "все ясно и все доказано". На самом деле доказательств происхождения одних видов от других в ходе "естественного отбора" найдено явно недостаточно. Наоборот, многие "факты" оказались подлогами. И при их помощи можно с не меньшей убедительностью доказывать происхождение обезьяны от человека. К тому же никто не способен объяснить, почему появление новых видов прекратилось еще до начала наблюдения природы человеком.

Зачем же нас так отчаянно пытаются убедить, что биологические виды, включая человека, возникли сами по себе? Наверное, одна из главных причин - в том, что, если человек появился на свет благодаря "трудовым заслугам" далеких обезьяноподобных "предков", то он должен быть совершенно автономен. Ему не нужен Творец или Промыслитель. Он отвечает только перед собой. Вот так научная гипотеза служит идеологии, пытающейся "закрутить" общество по определенным законам и правилам.

* * *

Иногда представители государств и обществ, где свобода слова ограничена или появилась относительно недавно, всерьез хвалятся межрелигиозным миром и толерантностью. Если говорить с формальной точки зрения, там и вправду "все в порядке"... Пока. Религиозные общины, как это было в Советском Союзе, живут в полупридушенном состоянии, не будучи способны - иногда по внешним причинам, а иногда и по внутренним - говорить в полный голос, вступать в дискуссию друг с другом, с властью и с обществом. Они не могут или не привыкли оценивать различные явления и события "светской" жизни. И уж совсем для них немыслимо считать и заявлять, что государство, нация, идеологии суть вещи второстепенные перед лицом высшего идеала и стремления к вечности.

В итоге мы имеем "стабильность", но очень нестабильную. "Мир" немирный. Как только свобода слова начинает реально действовать, верующие, особенно молодые, все громче предъявляют претензии на определение судеб своего общества. Так происходит в Средней Азии, Турции, Китае. Конечно, возникают при этом и споры, и конфликты. Но сохранять стабильность за счет подавления человеческой свободы никогда нельзя долго. Кстати, это нужно понять и современному Западу, который пытается заключить религию в жесткие рамки политкорректности и релятивизма.

* * *

Сторонники теории эволюции, особенно дарвиновского ее варианта, обычно все-таки останавливаются в растерянности перед вопросом о возникновении высших форм жизни и особенно человеческого разума. Наверное, можно допустить, что в процессе долгого развития возникли горы, степи, океаны. Между прочим, они отнюдь не совершенны с точки зрения пользы венца творения - человека. Места, совершенно непригодные для его обитания и даже смертельно для него опасные, на нашей планете преобладают.

Но вот могла ли сама по себе, даже в ходе очень длительного, не неуправляемого процесса возникнуть живая клетка, с ее тщательно рассчитанным генетическим "механизмом"? Могли ли миллионы клеток сами сложиться в человеческий мозг? Честные ученые не дают на этот вопрос самоуверенно-всезнающего ответа. Да, в человеке тоже многое несовершенно, особенно когда он сам разрушает себя грехом. Но на то и дан ему мощный разум, чтобы он мог исправлять несовершенства окружающего мира и преодолевать свою собственную ограниченность. И как знать: не попустил ли Господь каким-то элементам природы развиться как несовершенным, чтобы человек мог трудиться, совершенствуя их и через это - себя?

* * *

Молодой люксембургский ученый и публицист Адриан Пабст разделяет секулярность и секуляризм. Под первым понимает разумную дистанцию между Церковью и государством, под вторым - агрессивную идеологию вытеснения религии из жизни общества.

У нас, а подчас и на Западе, секуляристы на такое разделение обычно не способны. Государство светское - значит, место Церкви только в храмах, ну еще в частных жилищах. Из сферы образования и масс-медиа, из публичной жизни - вон! А ведь могли бы прислушаться к молодому автору - хотя бы для сохранения собственного общества, которое идеологи светского гуманизма все более теряют и которое из-за них все сильнее теряет себя.

* * *

Почему все-таки Запад так боится Православия? Почему так настойчиво пытается разделить православные народы, как сербский, отторгнуть от них территории, столкнуть их друг с другом? Наверное, потому, что понимает: Православие может изменить мир, и в том числе сам Запад! Если проповедь апостольского христианства ворвется на поле мировых СМИ, то сокрушатся немощные дерзости современных идеологов, разобьются глиняные идолы потребления, комфорта, эгоизма, житейского "успеха"... Ведь каждому правдивому человеку легко понять: они не приносят счастья, они - обман и самообман.

Главное - нам самим не испугаться правды и тех, кто правду не любит. Не согласиться на "спокойную" историческую старость. Не убаюкать совесть. Не прельститься египетскими котлами с мясом. Нужно смело выйти на проповедь, стремясь к небесной "земле обетованной", даже если впереди - долгий путь через пустыню.

* * *

Удастся ли избежать конфликта цивилизаций? Нет, если Запад, наконец, не поймет и не примет того все более очевидного факта, что многие народы хотят жить по другим, отличным от западных правилам и законам! В том числе по шариату, по принципам православной цивилизации, или китайской, или католической...

В каждой из них, между прочим, есть свои нормы уважения к человеку, к его свободе и правам, есть свои модели участия народа в управлении государством. Все это - не исключительное достояние западной политической модели, которую сейчас объявляют единственно "прогрессивной" и вообще единственно возможной. Если же Запад не смирится со своей частностью, "не-универсальностью", то оппонирующие ему народы будут и дальше искать пути силового противодействия его силовой же экспансии. Рано или поздно найдут... Вот только чем это кончится для нашего мира?

* * *

Владимир Жириновский однажды выдал любопытную фразу: "Религиозные общины - это духовный тормоз". Имелось в виду, что они должны предохранять общество от поспешных действий. Впрочем, еще чаще они должны быть и мотором, и рулем. Одного тормоза для движения явно недостаточно.

* * *

Писательница Дина Рубина приводит такую историю. В Иерусалиме феминистка спрашивает гида:

- Вот мы уже весь день ходим по экскурсиям, и на всех иконах Дева Мария нарисована с мальчиком на руках, а где же девочки?

Скоро, наверное, начнут спрашивать, почему Святое семейство неполиткорректно состоит из мужчины, женщины и ребенка...

* * *

Из серии анекдотов про разные конфессии. Идет многодневный богословский диспут между доминиканцами и иезуитами. Никто не может взять верх в спорах. Наконец доминиканцы задают вопрос:

- Каковы были первые слова Христа после Его рождения?

Иезуиты думали неделю и сдались. Доминиканцы с победным видом дали "правильный ответ":

- Христос родился в яслях для скота. Его окружали коровы, козы, бараны. Он огляделся и спросил: так это вот и есть знаменитое общество Иисуса?

(Последние два слова - официальное название иезуитского ордена.)

* * *

На дороге столкнулись две машины. В одной ехал протестантский пастор, во второй - иезуит. Пастору плохо, монах чувствует себя получше. Он достает бутылку виски, наливает крышечку и предлагает пастору:

- Брат, тебе, я вижу, совсем плохо... Выпей пятьдесят грамм...

Лучше протестанту не стало, иезуит налил ему еще, и еще, и еще... Так была выпита почти вся бутылка. Повеселевший пастор говорит:

- Отец, а сам-то ты что? Выпей немножко, погрейся!

- А мне зачем? Я полицию жду...

* * *

Умирает англиканский епископ, человек очень добродетельной жизни. Апостол Петр, поприветствовав его в раю, устраивает экскурсию по аду.

- Вот здесь у нас убийцы, здесь богохульники, здесь грабители. А здесь те, кто грешил именно против своей конфессии. Вот православные, которые не соблюдали пост, вот католики, которые ругали Папу, вот баптисты, которые не читали Библию.

- А англикане есть?

- Да есть тут один...

- Что же он-то мог сделать? (Как известно, в англиканстве к вероучению и церковной практике относятся более чем либерально.)

- А он неправильно держал нож и вилку.

* * *

К известному либеральному лютеранскому богослову пришли археологи.

- Профессор, мы нашли могилу Христа!

- Не может быть... Что, и тип захоронения совпадает?

- Все точно так, как было в Палестине в первом веке.

- А радиоуглеродный анализ уже проводили?

- Конечно. Он полностью подтвердил наши догадки.

- А черты лица?

- Точь-в-точь как на Туринской плащанице.

- Какой ужас... Вы разрушили все мое мировоззрение, всю мою доктрину! Неужели Он действительно существовал?!

* * *

Баптист роет у себя во дворе глубокую яму. Прохожие интересуются, зачем он это делает.

- Братья, нам всем нужно жить буквально по Писанию. А ведь там сказано: "Из глубины взываю к Тебе, Господи"!

* * *

Перешедший в иной мир генсек Всемирного совета церквей решил отыскать своего ранее почившего предшественника. Приходит за справкой к апостолу Петру.

- Вроде был такой где-то, - говорит апостол. - Поищите в раю.

Генсек обошел весь рай, проверил все тамошние комнаты, коридоры, фойе. Не нашел собрата. Вновь - к апостолу.

- В раю, говорите, нет? Тогда посмотрите в аду.

Наш герой прошел по всем комнатам, коридорам, фойе - и опять безуспешно.

- Послушайте, - обращается он опять к святому Петру, - у вас тут полный беспорядок. В раю человека нет, в аду тоже, в чистилище я не верю...

- Постойте, постойте... Так кем, вы говорите, он был? Генсеком ВСЦ? Ах, точно! Он наверняка в баре!



Источник:      "Православная Москва", №6, март 2008 г.

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

"Православная Москва", №6, март 2008 г.

28.03.2008

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

9 июля 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: Христос и интеллигенция: вчера и сегодня

Кто более всего виновен в смерти Христа? Власти, священники или тогдашняя интеллигенция, «совесть нации»? С кем сегодня должна быть Церковь... (Далее)

4 мая 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Нам требуется новое ополчение…». Выступление на соборных слушаниях «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству»

3 мая 2012 года в Зале церковных соборов... (Далее)

1 мая 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Патриарх Гермоген был ярким примером гражданской позиции православного христианина». Выступление на конференции «Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы»

23... (Далее)

20 апреля 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Вернуть народу решающее слово в жизни страны». Выступление на соборных слушаниях ВРНС «Общественная ситуация в России и будущее русского народа»

19 апреля 2012 года заместитель... (Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год