29 апреля 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

30 июня 2012

Подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским обществом охраны природы, Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества и Всемирным русским народным собором

29 июня 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось подписание...

(См. далее...)

25 июня 2012

Исполнилось 200 лет с начала Отечественной войны 1812 года

200 лет назад ранним утром 24 июня 1812 года наполеоновская армия начала переправу через р. Неман, являвшуюся естественным западным рубежом Российской Империи. Общая численность войск, вторгнувшихся...

(См. далее...)

29 мая 2012

Славный остров Валаам. Впечатления от паломнической поездки

Впечатлениями от паломнической поездки на Валаам, которая состоялась 27-29 мая 2012 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, делится известный священник о. Алексий Мороз...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Общие вопросы

Автор публикации:
Чаплин Всеволод, протоиерей

Протоиерей
Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества

Труды этого автора

11 марта 2008

Лоскутки. 11 марта 2008 г.


Из зарисовок протоиерея Всеволода Чаплина


Может быть, истина быстрее всего познаётся не эмпирически, а логически. Любой жизненный опыт всегда противоречив и может быть по-разному истолкован. Можно видеть чудеса - и не знать, от Бога они или от нечистой силы. Можно делать добрые дела - и однажды ужаснуться от понимания того, что сопутствующая им гордыня разрушила твою душу.

Критерий же правильности твоего отношения к Богу, к жизни и к самому себе может открыться в непротиворечивости тех суждений, которым ты следуешь. В православном учении все логично и взаимосвязано. И если в твоих мыслях, словах, поступках ничего не вступает в противоречие с тем, что Церковь говорит о спасении, - ты на правильном пути. А вот считаешь, например, что Бог тебе что-то обязан за твои "добродетели" - значит, не принимаешь Искупления, без которого ветхозаветных людей не спасали ни подвиги, ни взаимная забота. И наоборот: считаешь, что вера может обходиться без добрых дел, значит, отделяешь ее от жизни и, по слову апостола, убиваешь. Между прочим, неубедительность учений о спасении "только верой" или "своими заслугами" поняли инославные, которые эти учения сформулировали, но потом стали от них de facto отходить...

Кстати, еще один признак нетвердости в вере - это невозможность ее выразить без многословных объяснений. Вспомним, что сказал Сам Спаситель: "Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5, 37). Символ веры - один из самых кратких по нынешним временам доктринальных текстов. Всегда, когда в ответ на простой вопрос пытаются развернуть длинные рассуждения, попутно до неузнаваемости извращая суть самого вопроса, - жди неправды, попытки что-то скрыть либо ничего не ответить.

* * *

В некоторых западных странах, да и в России возникла целая внутрицерковная субкультура, призывающая православных "не высовываться". Дескать, вера - это "частное дело для частных людей", а в остальном надо успеть приспособиться к окружающему обществу, к "миру сему". Наследники когда-то великой "Парижской школы" русского богословия сейчас, собственно, к этому и призывают, попутно критикуя Русскую Церковь за стремление возродить свой народ как православный.

На самом деле любая православная община - что в Париже, что в Нью-Йорке, что в Москве - призвана быть отражением Царства Небесного, устроенным именно по его законам и правилам, а не по логике приспособления к "миру". Там, где мы в меньшинстве, нам, конечно, не удастся построить по нашим правилам жизнь всего общества. Но пусть у нас нет государей - есть епископы, пресвитеры, авторитетные миряне. В каком-то смысле православная диаспора - это всегда status in statu, поскольку она должна состоять не просто из греков, русских, сербов, а из граждан Царства Божия. И жизнь семьи, жизнь общины мы можем вести так, чтобы она во всем соответствовала православным представлениям, свидетельствуя окружающим о правильности нашего пути.

Мы не набор "частных людей", мы - экклесия, где братьям и сестрам до всего есть дело, будь то опасность развода, воспитание детей, разрешение ссор и споров, поведение христианина перед "внешними". Частная исповедь не должна вытеснять соборного участия в жизни человека. И если он от такого участия отказывается, Церковь вправе спросить: а не от своей ли совести, не от своего ли долга бежит этот индивидуум, стараясь заключить себя в скорлупу статуса "частного лица"?

* * *

Аркадий Малер как-то написал, что некоторые православные до сих пор надеются на патриотический заговор, "когда несколько мифических "истиннорусских" офицеров при благословении некоторых "истинноправославных" батюшек в один момент решат все вопросы". Да, надеяться на таких "офицеров" точно не надо. Если они когда-нибудь и придут к власти, то точно ее не удержат - ума не хватит. Да и неправильно это - надеяться, что кто-то построит религиозно мотивированное государство без реального духовного просвещения и воспитания народа, без ярких и убедительных примеров жизни во Христе. "Будет последняя лесть горша первыя". Власть полуцерковных людей, не имеющих опыта духовной жизни, движимых сомнительными "старцами" и неофитскими страстями, но при этом говорящих и действующих как бы от имени Православия, скоро кончится и кончится плохо. Кончится оккупационными войсками в Москве и ненавистью народа к Церкви.

Впрочем, все сказанное не означает, что нам нужно отказываться от идеала симфонии Церкви и государства, от того, чтобы христианство влияло на народную жизнь. Но это немыслимо без возрастания людей во Христе и в Православии. Путь "офицерских" заговоров - путь ложный, путь в никуда. Невозможно представить себе Христа и апостолов, действующих таким путем при дворах Пилата и Ирода...

* * *

В нашей Церкви, наверное, уже никого не надо убеждать в том, что мы можем и должны говорить с людьми на понятном для них языке. Причем одновременно осознавая, что и в одном народе "языки" сегодня разные - у молодежи и пожилых людей, у интеллигенции и крестьян, у посетителей консерватории и у тех, кто слушает Кинчева. Почти никто сейчас не скажет: вот эта субкультура - целиком православная, а вот эта - целиком сатанинская.

Сегодня важно вновь понять: главное - не как, а что говорить. Можно освоить языки всех мыслимых и немыслимых субкультур - от классической до гаррипоттеровской - и остаться скучными, никому не интересными, если сутью послания будет теплохладность, приспособление к миру, забота о своем красноречии, о своей выгоде, о своем спокойствии. Если же православный миссионер действительно открывает людям новую жизнь и сам живет ею, если не боится вступать в брань "против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12) - его услышат и за ним пойдут, даже когда он будет говорить языком самой "скучной" академической лекции.

* * *

В Священном Писании дается прекрасное и очень четкое указание о том, как нам надо разрешать споры и конфликты: "Если... согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 15-17). Мы же все чаще поступаем прямо наоборот: сначала вываливаем все обвинения в интернет, а лишь потом - причем в самом лучшем случае - пытаемся поговорить с человеком напрямую.

Если мы не способны этого сделать - какие мы братья и сестры во Христе? Если предпочитаем прямому разговору сплетни и апелляции к "миру сему" - властям, прессе, интернетовской "улице" - не показываем ли мы этим крайнюю степень обмирщенности, даже если ссылаемся на догматы, каноны и традиции? Да, надо обличать, и обличать публично, явное зло - например, зарвавшегося писаку, которому много раз было доказано, что он лжет и стравливает людей друг с другом, разделяя Церковь. Но и с таким нужно все-таки постараться сперва поговорить.

* * *

Некоторые группы клириков и мирян все время призывают к церковной дискуссии по спорным вопросам. На мой взгляд, ничего плохого в такой дискуссии нет. Но вот что удивительно: когда дискуссия действительно начинается, эти группы не всегда готовы в ней участвовать. В 2007 году в рамках выставки-форума "Православная Русь" была организована конференция "Церковная жизнь". Обсуждались вопросы единства Церкви, пастырские, миссионерские, церковно-общественные проблемы. Открыл конференцию сам Святейший Патриарх. Допускались на нее все желающие, любой мог выступить.

За несколько недель до начала форума я лично раздал приглашения многим людям из тех самых групп, которые призывают к свободной и широкой дискуссии - как "справа", так и "слева". Пришло процентов пятнадцать... Что же получается? На самом деле эта дискуссия им неинтересна? Или они просто побаиваются услышать авторитетные голоса, с ними не вполне согласные? Или вообще могут и хотят дискутировать только в узком кругу единомышленников, причем лучше всего и не видя их - через интернет, скрывшись под "ником"? Вспоминаются слова одного греческого архимандрита, сказанные про "героев" церковных споров: "Эти люди разжигают пламя, а потом убегают".

* * *

Однажды, выходя из провинциальной гостиницы, услышал разговор прохожих: "Батюшка. Освящал что-нибудь"... Не лекцию читал, не больного посещал, а именно "освящал"! Вот так нас подчас и воспринимают - как платных требоисполнителей. Не мы ли сами тому виной?! Не мы ли отучили людей от образа священника-учителя, священника-утешителя, священника-миссионера, духовного врача? Что по телевизору, что в быту этот образ просматривается гораздо реже, чем образ с чашей и кропилом...

* * *

Еще об "освящениях". Один скандально известный политик добивался того, чтобы на его день рождения, где по традиции бывало много излишеств, прислали церковного представителя. Священноначалие резонно решило воздержаться, мы заняли круговую оборону. Через пару дней включаю телевизор - и в светской хронике вижу тот самый развеселый "праздник" с реками водки и полуодетыми девицами, а посреди него - батюшку в фелони, с кадилом, кропилом, певчими и пономарем. Нашли наемника... Неужели он не понимал, что смотрится как на панели?!

* * *

Один многоопытный российский баптист как-то в очередной раз сравнил наш народ с евреями, сорок лет странствовавшими по пустыне после египетского рабства. Тогда люди, которые не смогли жить в условиях свободы, умерли... А сейчас, по мнению пастора, такие уезжают в Америку.

Между прочим, обновленную Россию покинули не только многие протестанты, но и некоторые православные интеллигенты. Жизнь без гонений, без КГБ, без "диссидентства" оказалась для них лишенной смысла. В начале девяностых я много раз пытался убедить бывших "полуподпольных христиан" выйти на широкую проповедь - на телевидение, в печать, в большие залы... Не смогли. А по большей части даже не захотели. За некоторыми - единичными! - исключениями. Причем аргумент против был "железный": чтоб мы, да на этих попсовых каналах, с этими вчерашними комсомольцами, новыми русскими, рокерами-байкерами! Да ни за что на свете!

Так и остались они сидеть на диссидентских кухнях, с литрами кофе, бутылками водки, самиздатскими журнальчиками и разговорами про "немытую Россию". А наиболее решительные - уехали. Сейчас живут в той же кухонной атмосфере где-нибудь в пригородах Нью-Йорка или Парижа и подрабатывают статьями про ужасный путинский режим и извечный русский империализм.

И это, между прочим, очень плохо. Не только потому, что те статьи подпитывают дикие западные мифы о России. А главным образом потому, что люди, о которых речь, - люди верующие, умные, талантливые - не смогли ответить на Божий призыв к свободной проповеди тогда, когда он прозвучал. Советская действительность приучила их ненавидеть народ и бояться его. Перебороть эту ненависть и этот страх так и не получилось. В итоге те, кто имел шанс создать новую христианскую культуру для России, показать и привить ее через эфир и газеты, - так и не вышли за пределы тесного, душного круга "избранных".

* * *

Одна из проблем православных СМИ - в том, что многие из них отождествляют церковную жизнь с жизнью внутриприходской или внутримонастырской. Сколько православных журналов, газет, сайтов, радиопрограмм повествуют главным образом (или исключительно!) о новостях жизни епархий и приходов, о вещах, важных только для духовенства, приходского "актива", церковных бухгалтеров и юристов... Хорошо, если попадаются содержательные проповеди, статьи о церковном искусстве, пастырские ответы на вопросы. Но и эти материалы иногда сделаны так, будто их цель - показать: наш храм более красивый, чем соседний, а отец Алексий искуснее в слове, чем отец Иоанн... То есть опять-таки издатели ориентируются не на просвещение народа, а на то, чтобы "утереть" нос кому-то из своей же корпорации. И если приносят в такое издание текст, говорящий, к примеру, о православном отношении к банковскому проценту или к демократии, - в ответ раздается унылое: "Нет, мы политикой не занимаемся... Нам бы что-нибудь про знаменное пение..."

Про знаменное пение писать надо. Понимая, впрочем, что интересуются им по всей России тысяч десять человек. Нужно писать и об устроении приходских дел. Понимая, что все духовенство, старосты, регенты и прочие церковные работники - это по всей России тысяч сто пятьдесят. По всей нашей Церкви - тысяч триста. Включая сторожей и певчих. Прихожан, которым есть дело до церковной "кухни", еще наберется, может быть, с полмиллиона. И если православные СМИ будут нацелены только на них - они так и останутся "професиональными", "корпоративными", причем в гораздо менее широких границах, чем СМИ для железнодорожников или, скажем, для футбольных болельщиков.

Хотим ли мы замкнуться в таких рамках? Если нет, то нам нужно понять, что церковная жизнь и епархиально-монастырско-приходские дела - это не синонимы. Что "профессиональная" (а не пастырская в широком смысле!) жизнь духовенства никому, кроме него, обычно не интересна. Сегодня совершенно необходимы православные СМИ для народа, говорящие об экономике, политике и культуре, обсуждающие решения власти, мировые проблемы, новые фильмы и книги, поднимающие проблемы семьи и "частной жизни"... Миллионы православных людей желают слышать голос Церкви, говорящий обо всем этом. И говорить о том, что волнует современника, с православной точки зрения можно и нужно.

СМИ, так говорящие, у нас уже есть. И от того, что их делают православные миряне, а не приходы или епархии, они не становятся менее церковными. Проектов таких СМИ - все больше. Мне их приносят буквально каждый месяц. О том, что подобные СМИ нужны, не говорит только ленивый из ленивейших. Но вот почему-то ни епархии, ни монастыри, ни православные предприниматели, как правило, средств на них не выделяют. То ли боятся, то ли предпочитают издать маленьким тиражом какой-нибудь глянцевый календарь с изображениями "любимого отца наместника" или "социального ответственного бизнесмена Иван Петровича Сидорова". А ведь сейчас - время, когда нужно продать одежду свою и купить меч (Лк. 22, 36), меч словесный, без которого мы потерпим поражение, растеряв все накопленные земные блага и не исхитрившись отсидеться ни за какими стенами.



Источник:      "Православная Москва", №4, февраль 2008 г.

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

"Православная Москва", №4, февраль 2008 г.

11.03.2008

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

9 июля 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: Христос и интеллигенция: вчера и сегодня

Кто более всего виновен в смерти Христа? Власти, священники или тогдашняя интеллигенция, «совесть нации»? С кем сегодня должна быть Церковь... (Далее)

4 мая 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Нам требуется новое ополчение…». Выступление на соборных слушаниях «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству»

3 мая 2012 года в Зале церковных соборов... (Далее)

1 мая 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Патриарх Гермоген был ярким примером гражданской позиции православного христианина». Выступление на конференции «Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы»

23... (Далее)

20 апреля 2012

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Вернуть народу решающее слово в жизни страны». Выступление на соборных слушаниях ВРНС «Общественная ситуация в России и будущее русского народа»

19 апреля 2012 года заместитель... (Далее)


Святые и святыни:
Жены-Мироносицы

29 апреля

Неделя 3-я по Пасхе. Святые жены-мироносицы

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год