24 апреля 2024
Разделы событий:
Аннотация:

25 февраля 2012 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. По окончании Богослужения с проповедью выступил клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках иерей Александр Шумский

Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ
|Церковь и общество|Святые и Святыни
Автор публикации:
Шумский Александр

Протоиерей

Труды этого автора

25 февраля 2012

Митрополит Алексий как символ русского единства. Проповедь на Патриаршей литургии в Богоявленском кафедральном соборе


Проповедь иерея Александра Шумского на Патриаршей Литургии в Богоявленском кафедральном соборе 25 февраля 2012 года


Митрополит Алексий

Дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Православная Церковь и весь народ Божий празднуют день памяти величайшего светильника веры Христовой, выдающегося подвижника благочестия, созидателя единства Русской земли и русского народа святителя Московского Алексия, всея России чудотворца.

В икосе шестой песни канона мы слышим такие слова о нем: «Чудес дар приял еси, земли Российстей отец и учитель, и святителем изрядная похвала, и воинству нашему во бранех пособник крепок. Радуйся, святителю Алексие, граду нашему утверждение». В этих дивных словах запечатлен весь смысл подвига человека, который двадцать четыре года твердой непоколебимой рукой вел наш церковный корабль.

Воистину, он был для земли нашей отец и учитель. Всю свою жизнь он положил за веру Христову и Родину, оставив нам в назидание образ великого жертвенного служения. Но не только это. Святитель Алексий оставил нам образ мудрого, выверенного неэкзальтированного патриотизма, того истинного патриотизма, который только и мог создать условия для будущих воинских и политических побед, обеспечивших построение великой Российской державы.

Время, на которое выпало служение митрополита Алексия едва ли не самое сложное в отечественной истории. Земля Русская находилась тогда, как и при святом благоверном князе Александре Невском, между двух враждебных сил. С западной стороны давили Литва, Тевтонскй Орден и Польша, с восточной - огромным камнем на Русскую землю легла Золотая Орда. Отечество наше пребывало в тяжелейшем моральном, политическом, экономическом положении. Унижение было предельным и казалось, что Русь уже не поднимется. Ограбление страны Ордой и междоусобицы, по сути говоря, гражданская война удельных князей - вот реальность того времени. Уныние охватило тогда многие русские сердца. Но именно в такие тяжелейшие моменты, когда уже совсем не остается сил, посылает Господь своих верных служителей, спасающих народ и Родину. Когда вдумываешься, какой сложности вопросы приходилось решать святителю Алексию, дух захватывает. Удивительно одарен был этот человек. Его глубочайшая вера имела помощниками выдающийся интеллект и высокую образованность. Достаточно сказать, что его собственной рукой было написано Евангелие, переведенное им с греческого языка.

Святитель Алексий, в силу сложившихся исторических обстоятельств, вынужден был заниматься не только молитвенным деланием и аскетикой (а он был великий молитвенник и постник), не только церковным руководством, но и политикой как внутренней, так и внешней. Сильные мира сего, князья, обращались к этому служителю Христову за советами в самых сложных политических ситуациях и всегда получали исчерпывающие ответы на свои вопросы. А самому святителю посоветоваться было не с кем, кроме преподобного Сергия, но, уповая на Бога, он всегда принимал безошибочные решения. Он не позволил себе ни одной лишней эмоции, руководствуясь исключительно соображениями пользы Церкви и родной земли. А насколько трудно было удержаться от соблазна гнева и нетерпеливости, видя всю мерзость насилия и несправедливости, творимую врагами нашего Отечества! Ведь ко времени начала служения митрополита Алексия татарское иго на Руси длилось уже более полутора веков и казалось, что конца ему нет и не будет. Это было, выражаясь современным языком, время прямого внешнего управления Русью иноземным государством, злым и бесцеремонным. За малейшую провинность и непослушание ордынские правители грозили расправой и опустошением Русской земли. А как больно было смотреть русским людям, когда их близких, жен, сыновей, дочерей, уводили в бусурманское рабство. Как тут было не возмутиться русскому любящему сердцу. Но митрополит Алексий знал, что поспешностью и невыдержанностью горю не поможешь, не уврачуешь трагическую ситуацию. И когда наглый и бесцеремонный хан Джанибек в 1357 году требует от Московского князя прислать к нему в Орду митрополита Алексия для исцеления ослепшей любимой жены Тайдулы, угрожая, в противном случае, разорением всей Русской земли, святитель, не задумываясь, едет к татарам, и по его молитвам совершается чудо исцеления ханской жены, а Русская земля спасается от страшной беды. Затем ему вскоре вновь пришлось ехать в Орду. Джанибек был убит его сыном Бердибеком. Это был свирепейший хан, умертвивший двенадцать своих родных братьев. Новый хан намеревался совершить опустошительный набег на Русь. И вновь Московский князь Иоанн Иоаннович просит митрополита Алексия поехать в Орду и уговорить кровавого Бердибека отказаться от разорения Русской земли. И митрополиту удалось это сделать! Это было тем более важным, что Бердибек принял ислам. Таким образом, святитель Алексий предотвратил не только разорение Русской земли, но и религиозный конфликт между Православием и исламом. А ведь святитель, по существу, выполнял, говоря современным языком, миссию министра иностранных дел. Вот пример очевидного и непосредственного влияния Церкви на политику.

Внутри страны митрополит Алексий помогал Московскому князю собирать русские земли вокруг Москвы. И можно без преувеличения сказать, что митрополит Алексий был главным творцом, вдохновителем и руководителем политического процесса централизации русских земель, без которой не могла бы состояться великая победа русского оружия на Куликовом поле в 1380 году и не было бы построено впоследствии великое Московское царство. Митрополит Алексий стал символом русского единства.

Постоянные духовные, политические и военные угрозы Русской земле исходили и от Запада, особенно со стороны Литвы, Тевтонского Ордена и Польши. Литовский князь Ольгерд, понимая значимость для укрепления русской государственности личности митрополита Алексия, делал все, чтобы помешать ему осуществлять свою церковную деятельность и церковное руководство. Достаточно привести такой пример. Когда Патриарх Константинопольский Филофей утвердил митрополитом Московским Алексия, то литовский князь Ольгерд, ненавидевший Москву и всех, кто ее олицетворял, через богатые подношения добился от Патриарха Филофея утверждения в сане митрополита Литовского своего человека Романа, который впоследствии постоянно вторгался в пределы Московской митрополии, вредил митрополиту Алексию и оскорблял его, а Ольгерд даже пытался убить московского святителя. Здесь мы видим также неоднозначное поведение Патриарха Константинопольского, использовавшего древний принцип «разделяй и властвуй». Таким образом, даже в православной среде за пределами Русской земли далеко не все были друзьями нашего святителя. Но и здесь митрополит Алексий остался на высоте своего призвания и сумел не только преодолеть все интриги и козни, но вышел из них победителем.

Когда речь шла о политической и военной безопасности Московского княжества, святитель проявлял необходимую жесткость и применял строгие церковные прещения. Например, он предал церковному отлучению смоленского князя Святослава за то, что тот заключил с князем Дмитрием Иоанновичем (Донским) договор против литовцев, а потом изменил своему слову. Эта участь постигла и других князей, которые не встали на сторону Москвы против Литвы. Вот каково государственное значение служения митрополита Алексия. Представляете, братья и сестры, как сейчас набросились бы на митрополита Алексия оранжевые либералы, стремящиеся уничтожить российскую государственность.

И сегодня, вспоминая и осмысливая житие великого святителя, мы еще раз убеждаемся в ценности живого непреходящего опыта Церкви, всегда востребованного современностью. Лукавые враги Православия постоянно упрекают Церковь в том, что она якобы слишком приближается к государственной власти и вмешивается в политику. Но, скажите, что стало бы с нашим Отечеством, если бы такие люди как митрополит Алексий не захотели помогать своему государству? Ведь, посмотрите, разве мы нынче не переживаем похожие времена? И сегодня Россия окружена со всех сторон врагами и недоброжелателями, которые не скрывают своих намерений уничтожить и захватить нашу Родину. Мы все помним страшный исторический момент, когда распалась великая страна, называвшаяся СССР. И от дальнейшего распада Россию удержала, в первую очередь, наша Русская Православная Церковь, единственная духовно-нравственная сила, оставшаяся верной своему высокому призванию соединять и умиротворять. И в этой связи мы, конечно, вспоминаем почившего Патриарха Алексия II (сегодня как раз день его тезоименитства), который сыграл тогда важнейшую удерживающую роль.

А ныне, когда в нашей земле вновь начали вызревать оранжевые сорняки гражданского раздора и революции, именно Церковь устами ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла сказала свое ясное и недвусмысленное слово правды, исполненное любви и силы. Мы услышали очень важные слова о том, что Россия исчерпала свой лимит на революции, и мы больше не имеем права на разделение. И в этих словах мы узнаем голос великих молитвенников за наше многострадальное Отечество и, прежде всего, величайшего святителя и патриота митрополита Московского Алексия.


Источник:      Русская народная линия

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Русская народная линия

25.02.2012

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Вечная память

24 апреля

Радоница. Поминовение усопших

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год