2 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

19 февраля 2013

Конференция в Николо-Угрешской православной духовной семинарии, посвящённая святителю Николаю Японскому

18 февраля 2013 года в Николо-Угрешской православной духовной семинарии прошла конференция, посвящённая осмыслению духовного наследия святителя Николая...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

5 декабря 2012

II Форум православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу»

5 декабря 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось первое пленарное заседании II Форума православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу,...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Духовно-нравственное воспитание|Образование и наука

Автор публикации:
Дивногорцева Светлана Юрьевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Кандидат педагогических наук
Доцент
Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Труды этого автора

14 декабря 2011

Церковный приход как институт религиозного образования


(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-06-00356а)


Традиционно религиозное образование связано с воспитанием ценностного отношения личности к миру, себе, другим людям. На протяжении тысячелетия ценности отечественного религиозного образования формировались в контексте православной педагогической культуры. Православная педагогическая культура России вобрала в себя совокупность достижений учебно-воспитательной, духовно-развивающей, социально-педагогической и культурно-просветительской практики. Ее главной отличительной особенностью является то, что она основана на взаимодействии и взаимовлиянии семьи, школы и Русской православной церкви. Педагогические идеи и взгляды формировались в ней также под влиянием Церкви, исходными теоретико-методологическими установками стали идеи Ветхого и Нового Завета, святоотеческие концепции воспитания, теории религиозных философов.

Выявить механизм реализации ценностных ориентаций православной педагогической культуры на образование, их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние православной педагогической культуры  на социальные процессы и различные стороны жизни общества позволяет социология, в рамках которой широко распространен институциональный подход. Институциональные аспекты религии рассматривали Э. Дюркгейм, М. Вебер и др. Институционализация – характеристика общественной, упорядоченной, организованной, регламентированной и управляемой деятельности. Довольно часто толкование социальных институтов сводится к совокупности норм и правил, передающихся из поколение в поколение и определяющих как может вести себя человек (Г. Ладберг, Дж. Хоманс). В современных западных исследованиях обращается внимание на поведение личности в рамках институтов: «…институты … контролируют человеческое поведение, устанавливая предопределенные его образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений» [3, с. 92-93]. Схожей точки зрения придерживается ряд отечественных ученых, утверждая, в частности, что институт есть «организованная система связей и социальных норм» [11, с. 143], «относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни» [5, с. 333]. Также в отечественной социологии в качестве социальных институтов рассматривают различные учреждения: политические, образовательные, религиозные и т.п. И, наконец, социальные институты понимают как устойчивые формы организации общественной жизни и деятельности людей [8, с. 157].

Рассмотрим, соответствует ли этим подходам понимание церковного прихода как института религиозного образования. Анализ деятельности ряда церковных приходов, показывает, что она, несомненно, имеет содержательную и функциональную специфику, отличается упорядоченностью, тесно связана с нормативными предписаниями. С этой точки зрения церковный приход можно назвать социальным институтом. Нормы церковного прихода разделяются определенными субъектами, позиционирующими себя как «православные». Они, как правило, воцерковлены, осуществляют и участвуют в культовой практике. Благодаря этому их действия организованны и в какой-то мере предсказуемы, обеспечивают достижение поставленных целей и формирование религиозного (православного) мировоззрения. Следует отметить, что определенные нормы могут предписываться для всех верующих, но существуют и так называемые частные нормы – например, для мирян и священнослужителей. Церковный приход, как правило, характеризуется иерархичностью модели управления, в нем выработаны определенные нормы взаимодействия с другими социальными феноменами, выстроена система религиозного (духовного) образования, являющаяся своеобразным механизмом его воспроизводства как социального института, ориентированного на воспитание людей.

Рассмотрим различные варианты этой системы более подробно. Прежде всего, необходимо отметить, что стержнем выстраивания системы религиозного образования церковного прихода является идея «обучающего воспитания» (прот. В. Зеньковский). Другой характерной чертой является выстраивание литургического соборного единства прихожан. Полноценное религиозное образование в рамках приходской жизни предполагает соединение «веры и знания», организацию православного просвещения. Одним из важнейших направлений образовательной деятельности православных церковных приходов было и остается религиозно-нравственное воспитание и развитие детей, подростков и юношества на основе традиционных православных ценностей.

Чаще всего религиозное образование на приходе осуществляется через деятельность воскресной школы. Она «имеет духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви» [4, с. 37]. В настоящее время воскресную школу принято называть «церковно-приходская воскресная школа», хотя это не означает того, что занятия обязательно проходят по воскресеньям. Во многих школах обучение организуется по субботам перед всенощным бдением. После занятий устраивается отдых детей, а затем они идут в храм. Наиболее распространенными типами воскресных школ являются школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские.

Церковно-приходские воскресные школы являются «начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к духовному преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение» [10]. Из сформулированной цели, а также из обобщения опыта работы ряда современных воскресных школ правомерно сформулировать ряд задач их деятельности:

- формирование православных представлений о Боге, мире, человеке;

- воспитание благоговейного отношения к святыне;

- изучение Евангелия и разъяснение Евангельского Благовестия, выработка навыка регулярного чтения Священного Писания;

- разъяснение Символа Веры Православной Церкви;

- понимание догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;

- изучение истории Церкви, в т.ч. Русской Православной Церкви;

- разъяснение учащимся содержания и смысла церковного Богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причащения;

- обучение молитве домашней и церковной;

- воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха, необходимости каждому видеть свои грехи, каяться и постоянно бороться с грехом;

- разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современной жизни;

- воспитание любви к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитания навыка заботы о болящих и бедных;

- воспитание любви к родной земле, своей Родине, изучение ее истории;

- приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, в т.ч. православной, к церковному искусству.

Таким образом, несмотря на то, что основная задача православных воскресных школ – это просвещение и научение Закону Божию детей прихожан, в то же время немаловажной их функцией является воспитание благоговения и христианской нравственности, «культивирование» интереса к богословскому просвещению. Поэтому деятельность современных воскресных школ, как правило, не ограничивается только передачей информации о Священной и Церковной истории. Обучающимся в них предоставляется положительная, духовная, социально значимая система ценностей с тем, чтобы сами воспитанники ощущали нужность и важность своих занятий даже в среде неверующих детей. Воспитание в воскресной школе связывают с устроением жизни ребенка. Духовные понятия закладываются параллельно с теми занятиями, которые вызывают в них усердие и интерес. 

Е.А. Никитская, обобщив деятельность ряда воскресных школ, выделяет следующие наиболее популярные по степени распространенности и заинтересованности детей, а также наиболее педагогически эффективные и целесообразные направления учебно-воспитательной работы: просветительское, социальное служение, культурно-образовательное, военно-спортивное [7, с. 124]. Довольно распространены в воскресных школах кружки рукоделия для девочек и мастерские для мальчиков, но все это, конечно, зависит от конкретных условий того или иного прихода и храма. При многих школах создаются хоры, на сегодняшний день среди них есть такие, что по своему профессиональному уровню способны выступать с концертными программами.

К деятельности школ широко привлекаются родители, что способствует укреплению духовных связей между прихожанами храма, при котором действует воскресная школа. Учащиеся воскресных школ посещают богослужения, а также, по мере своих возможностей, деятельно участвуют в них, несут послушания в храме.

Группы обучения в школах, как правило, создаются по возрастному принципу, но могут быть созданы группы в зависимости от уровня религиозно-церковной подготовки обучающихся. Большинство школ совершенно правильно (ведь православие – это радостная жизнь во Христе, а, значит, и школа, тем более, школа выходного дня, должна быть школой радости) отказываются от отметок, от той официальности, которая, порой царит в общеобразовательной школе. Многие считают важным не определять строго курс обучения в два или три года, а проводить постоянную работу по религиозно-нравственному обучению детей. В основу формирования содержания образования в данном случае кладут концентрическую модель, поскольку для православного образа жизни характерна цикличность, последовательная, из года в год повторяющаяся смена периодов, группирующихся вокруг важнейших дат церковного календаря, обусловленная годовым кругом богослужений. В то же время повторяемость не означает тождественности, поскольку каждый раз одно и то же событие ожидаемо и воспринимается с новой, подчас неожиданной стороны, по-разному переживается ребенком. Этот момент, как указывает И. А. Соловцова, может быть усилен в результате целенаправленной деятельности педагога, который может усложнять содержание, например, в информационном плане, в плане включения новых для воспитанников значений  т. п. [9, с. 156]. «Кроме того, - продолжает указанный автор, - содержание духовного воспитания в православной педагогике построено на контрастах – чередовании «праздников и скорбей», зафиксированных в церковном календаре и отражающихся в годовом круге богослужений, а также в самом содержании жизни и деятельности православного человека. В системе эти контрастные по своему характеру и эмоционально насыщенные периоды составляют гармоничное целое; что позволяет не только сделать жизнь воспитанника событийно разнообразной, но и подготовить его к правильному восприятию тех разнохарактерных жизненных ситуаций, с которыми он столкнется в дальнейшем, научить видеть окружающий мир во всем его многообразии» [9, с. 156]. При этом цикличность должна быть не формальной, а событийной, когда воспитанник включается в эмоциональное и интеллектуальное переживание предъявляемого ему содержания, заключенного в том или ином фрагменте культуры, результатом чего становится выработка нового взгляда на уже знакомое событие.

Общая храмовая молитва и участие в богослужении, совместные занятия, труд, чаепития, паломнические поездки и жизнь в летних православных лагерях, - все эти формы работы воскресной школы способствуют не только воцерковлению каждого, но становлению общей соборной жизни, общению детей, что так важно в современной жизни. В то же время главным направлением работы церковной школы было и остается религиозно-нравственное воспитание детей, и для того, чтобы школа вместе с приходом действительно стали институтом религиозно-нравственного воспитания своих прихожан они, как целое, должны быть живым литургическим соборным единством, где главным является дух личного и соборного покаяния, а, значит, и возрождения. Без духовного и соборного стержня, как отмечает митрополит Амфилохий (Радович), приход будет существовать лишь как «местная организация религиозного типа, как прибежище для психологического удовлетворения религиозного инстинкта или место для исполнения религиозных обычаев,…но при этом он перестает быть тем, чем должен быть – школой покаяния и жертвенной любви», он не может быть тем, к чему он призван, - «закваской и светом миру» [2, с. 135].

Приведем ряд примеров деятельности воскресных школ. Воскресная школа при храме великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове существует с 1991 года. В настоящее время воскресную школу посещают около 150 детей. Основной предмет воскресной школы - Закон Божий - преподают для разных возрастных групп священнослужители храма. Помимо Закона Божия, в школе учат детей основам церковнославянского языка и церковного пения. Изучаются и другие предметы: ИЗО, Пение, Уроки вежливости, История для самых маленьких. Широко представлены факультативы: математика, русский язык, Родиноведение, юная хозяюшка, футбольная секция.

Регулярное участие учеников воскресной школы в богослужениях сводит воедино полученные знания и дает им практическое применение. Много внимания уделяется в школе истории и эстетическому воспитанию. Младшие ученики изучают историю своей "малой родины" - окрестностей Северного Бутово. Старшие знакомятся с историей Юго-Западного округа и Москвы, а через них - с историей всего государства Российского. В школе образовался и небольшой краеведческий музей, где многие вещи -  прялку, углевой утюг, кошель, кружевную скатерть и др. маленькие горожане видят впервые в своей жизни.

C 2001 года ведет свою работу воскресная школа для взрослых прихожан храма. Занятия проводит священник в форме бесед. Таким образом, воскресная школа при храме великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове сочетает в своей работе приобщение к духовным ценностям веры с общекультурным, эстетическим воспитанием.

Основные расходы по содержанию школы несет храм. В школе работают не просто энтузиасты, но еще и высокообразованные люди (все - с высшим образованием, три кандидата наук, в том числе директор школы Н. Г.Лосева). Школа участвует в мероприятиях района - выступает в интернатах, в клубах, занимая свое место в культурной жизни района.

Воскресная школа «Живоносный Источник» была организована при Храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне в октябре 1991 года. Начиная с января 1996 года, Воскресная школа работает в структуре Православного центра «Живоносный Источник», созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для осуществления общественного православно-христианского служения среди населения г. Москвы. Включенность Воскресной школы в структуру Православного центра в качестве его главного подразделения обусловила необходимость разработки особой концепции, позволяющей органически сочетать задачи духовного просвещения (катехизации) с задачами повышения культурно-образовательного уровня учащихся и созданием условий для  оказания им социально-благотворительной помощи и поддержки.

Ключевым моментом организации деятельности Воскресной школы выступила идея укрепления духовных основ жизни современной семьи и воссоздания ее воспитательных функций. Руководствуясь данной идеей, Воскресная школа «Живоносный Источник» работает в течение многих лет как семейная Воскресная школа. Новизна семейного подхода  к организации работы Воскресной школы состояла в том, что помимо преподавания духовных дисциплин, в Школе началась целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной, культурно-образовательной и социально-психологической среды, которая в едином комплексе включает все основные факторы духовного обновления человека и укрепления его семьи:

  • совместное участие членов семьи в церковных богослужениях и Таинствах, вхождение в соборное литургическое общение Церкви;
  • получение начального религиозного образования детьми и взрослыми, в котором значительное место уделяется раскрытию семейной жизни как пути ко Спасению;
  • практическое включение учащихся в приходскую жизнь и жизнь Воскресной школы в составе семьи, приводящее к накоплению опыта совместной христианской жизнедеятельности, основанной на соблюдении Заповедей Божиих;
  • получение духовных наставлений священников Храма и  рекомендаций православных психологов-консультантов относительно регуляции внутрисемейных  взаимоотношений.

Целью деятельности Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне является содействие процессу созидания семьи как «домашней Церкви» и восстановление разрушенных традиций религиозного образования. Основной замысел, положенный в основу работы Воскресной школы, заключается в том, чтобы привить учащимся представление о семье как о месте непрерывного духовного подвига и сформировать у них представление о строительстве семейной жизни и христианском воспитании детей как о духовных задачах, без решения которых невозможно спастись.

Для того, чтобы учащиеся-родители могли укрепиться в намерении нормализации семейных взаимоотношений и православного воспитания детей, в помощь им в Православном центре  действует духовный лекторий, который способствует более глубокому пониманию Евангелия, церковная библиотека, содержащая необходимую духовную литературу для личного и семейного чтения, а также семейная психологическая консультация «Семейное благо», организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в которой работают православные специалисты, готовые оказать помощь в анализе накопившихся проблем, дать необходимые конкретные рекомендации по налаживанию семейных отношений и православному воспитанию детей.

Конкретными путями содействия учащимся в строительстве семейной жизни и христианском воспитании детей является развертывание при Воскресной школе организационно-педагогической деятельности  по 7 направлениям:

  • организация семейных экскурсионно-паломнических поездок;
  • организация работы кружков и творческих студий для детей и взрослых;
  • проведение литературно-поэтических и музыкальных вечеров;
  • проведение общешкольных праздников (Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения, престольного праздника в честь иконы «Живоносный Источник», Семейного праздника «Отчий дом» и др.);
  • участие в социально-благотворительных акциях, направленных на оказание помощи нуждающимся людям;
  • организация духовно-просветительской работы с подростками и молодежью, сочетающей в себе теоретические знания и практические умения;
  • участие в общественно-полезном труде, направленном на помощь приходской общине, благоустройстве здания и территории Православного центра.

Полный цикл обучения в данной воскресной школе рассчитан на два года. Но по желанию учащихся обучение может быть продолжено до трех-четырех и пяти лет, с предоставлением возможности посещать занятия выборочно и факультативно. Учебные группы формируются в зависимости от года обучения учащихся и их возраста. Среди учебных предметов, вызывающих высокий интерес учащихся детей и взрослых: духовные беседы со священнослужителями, Закон Божий, Православный катехизис, уроки «Иконоведения», «Святыни г. Москвы» и др.

По окончании занятий все желающие могут поговорить со священнослужителями лично, имеют возможность задать индивидуальные вопросы и получить духовные наставления. Дополнительно к основным занятиям по духовно-нравственным дисциплинам при Воскресной школе работают кружки и творческие студии для детей и взрослых. Некоторые из них дети и родители могут посещать вместе, всей семьей.

В течение учебного года при Воскресной школе работает паломническая служба. Все учащиеся Воскресной школы, желающие посетить святые места, имеют возможность на автобусе отправиться в путешествие по разработанным маршрутам.

В конце 90-х годов ХХ века центральные, крупные приходы городов стали организовывать на базе воскресных школ духовно-просветительские центры, объединяющие ряд структурных подразделений, занятых различными направлениями деятельности. По мнению С.И. Абрамова, они способны «обеспечить целостность и системность духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования», прежде всего, в условиях малого города (района) путем реализации программы  по духовно-нравственному воспитанию школьников, отражающей «взаимосвязь культуры и ценностей традиционных для региона религиозных конфессий с потребностями и ожиданиями гражданского общества» [1, с. 7]. В поле их зрения – не только религиозное образование и просвещение, но и профессиональная организация досуга верующих людей: как молодежи, так и взрослых. В идеале они призваны охватить такие направления досуговой деятельности, как: активный отдых, включающий физическую и культурную деятельность, праздники, творчество, самообразование. Важнейшими преимуществами духовно-просветительских центров, в отличие от традиционных современных приходских воскресных школ, являются, по мнению О.А. Мумрикова, следующие аспекты: «постоянная открытость для самых разнообразных видов деятельности (как образовательной, так и досуговой, в т. ч. патриотической, спортивной, творческой, семейной); гибкость (возможность реагировать на любые социальные изменения и интересы, сотрудничество со светскими образовательными, социальными и культурными организациями); модульность (появление новых или упразднение каких-либо подразделений не требует перестройки всей структуры Центра); всегда сохраняющаяся перспектива неограниченного развития (определяемая лишь интересами и возможностями данной приходской общины)» [6, с. 15-16].

         Структура духовно-просветительских центров в различных городах, в зависимости чаще всего от людских и материальных ресурсов, весьма разнообразна. Ознакомление с деятельностью некоторых из них и ее анализ позволили выделить наиболее часто встречающиеся направления и формы работы: воскресная школа, представленная несколькими классами для детей разных возрастов, богословские курсы для молодежи и взрослых, факультативы, например, по изучению греческого языка или церковного пения, кружки и студии самой разнообразной направленности (от изучения и занятий иконописью до кружка юных натуралистов), деятельность летних лагерей для детей при храмах, выпуск приходской газеты и (или) поддержка приходского сайта, деятельность библитеки и фильмотеки, музеев и т.п.

Так, в 1995 году на базе существовавшей воскресной школы возник Духовно-просветительский центр «Вера, Надежда, Любовь» в г. Обнинске Калужской области, включивший в себя такие структурные подразделения, как:

  • воскресная школа, в которой действуют 9 групп;
  • духовная школа искусств, где дети и взрослые могут учиться живописи, прикладным видам искусства, шитью, вышивке, вязанию;
  • школа боевых искусств для подростков, организованная совместно с казаками, где ребята не только изучают приемы борьбы, но и получают патриотическое воспитание в традициях православной культуры;
  • библиотека, насчитывающая более 3 000 книг, где также проходят литературные встречи и вечера;
  • выпуск газеты для взрослых «Православное слово» и детской газеты «Зернышко»;
  • музей православной культуры и др.

Со временем Духовно-просветительский центр «Вера, Надежда, Любовь» стал центром организации духовно-воспитательной работы в Обнинске, формируя единое воспитательное пространство города. Управление  функционированием и развитием этого пространства осуществляется на основании общегородской «Программы по духовно-нравственному воспитанию», цель которой - формирование сознательного положительного отношения воспитанника к традиционным для нашей страны духовно-нравственным ценностям и приоритетам и способствование максимальному развитию личности воспитанника, укреплению его духовного, психического и физического здоровья.

Педагоги и воспитанники Духовно-просветительского Центра участвуют в заседаниях городского родительского клуба, в школьных родительских собраниях, в заседаниях городского методического совета педагогов Основ Православной Культуры. Ежегодно Центр организует проведение епархиальных Богородично - Рождественских чтений и выпуск сборника материалов по их итогам, проведение курсов повышения квалификации учителей ОПК города и учителей воскресных школ, семей. Центр организует городские праздники, фестивали, выставки, встречи, походы, паломничества, театральные представления. Среди наиболее значимых мероприятий последних лет – проведение православного областного фестиваля народного творчества «Рождественская звезда», всероссийской школьной научно-практической конференции «Мой род – мой народ» и др.

Анализ деятельности ряда воскресных школ и духовно-просветительских центров показал, что на сегодняшний день они не только реализуют религиозное образование, духовно-нравственное воспитание личности, но и  активно интегрируются в социокультурное пространство страны. Сюда относится организация совместной внеклассной и внеучебной деятельности - встречи, беседы и лекции священнослужителей с обучающимися, учителями и родителями общеобразовательных школ, совместные паломнические поездки; благотворительная деятельность, совместное проведение праздников, выставок, концертов, организация летнего отдыха детей и молодежи; краеведческая работа, связанная с изучением истории религии края, знакомством с местными «подвижниками благочестия»; организация педагогических чтений, круглых столов и т.п.  

 

Литература:

  1. Абрамов, С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города: дис. ... канд. пед. наук / С.И. Абрамов. – М., 2010. - 234 с.
  2. Амфилохий (Радович Ристо; митр. Черногорский и Приморский). Человек - носитель вечной жизни / митр. Амфилохий (Радович); пер. с серб. С. Луганской. – М. : Срет. монастырь, 2005. – 302 с.
  3. Бергер, П. Л. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания : [Перевод] / Питер Бергер, Томас Лукман. - М.: Моск. филос. фонд, 1995 – 322 с.
  4. Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь / прот. Глеб Каледа. - М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2001.  - 283 с.
  5. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 381 с.
  6. Мумриков, О.А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы / О.А. Мумриков // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». – 2010. - № 3 (18). С. 13-20.
  7. Никитская, Е. А.  Православная воскресная школа как воспитательная организация: дис. ...канд. пед. наук / Е.А. Никитская. – М., 2009. – 199 с. 
  8. Российская социологическая энциклопедия   / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед.; Под общ. ред. Г. В. Осипова. - М.: Норма : ИНФРА-М , 1998 – 664 с.
  9. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / И.А. Соловцова. - Волгоград: Перемена, 2006. - 247 с.
  10. Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси №3786 от 07.06.1999 «О повышении уровня и эффективности церковно- приходской воспитательной и образовательной деятельности». http://www/prokimen.ru/article_130.html
  11. Фролов, С.С. Основы социологии. / С.С. Фролов. - М.: Юрист, 1997. – 343 с.

 


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Вера и Время

14.12.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Блаженная Матрона Московская

2 мая

Блаженная Матрона Московская (1952)

Дни памяти: Апрель 19 (2 мая), Август 24 (6 сентября) (Собор Московских святых - переходящее празднование в восресенье перед 26 августа), Сентябрь 22 (5 октября) (Собор Тульских святых)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год