17 января 2018
Разделы событий:
Аннотация:

3 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью

Cобытия по теме:

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество|Общие вопросы

Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Труды этого автора

3 сентября 2011

«Всё возможно, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу». Проповедь за Литургией в Иркутском Знаменском монастыре


Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Литургией в Иркутском Знаменском монастыре 3 сентября 2011 года


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый человек, вне зависимости от своего положения, возраста, мировоззрения, в жизни своей устремляется к лучшему. Каждый человек по-своему понимает это лучшее, и каждый для того, чтобы лучшего достичь, нуждается в силе. Сила есть способность человека решать задачи, которые он сам, или общество, или государство перед ним ставят. Без силы невозможно решить ни одной задачи. Вот почему обретение силы в том или ином виде — будь то сила разума или образования, будь то физическая сила или сила денег, сила, опирающаяся на связи и знакомства, — нередко является целью, ради достижения которой человек тратит большую часть своей жизни. А есть еще и те, кто хотел бы иметь всё сразу — и власть, и деньги, и поддержку людей, да еще и силу, здоровье. Так сила и благополучие становятся для человека практически синонимами.

В слове Божием мы очень часто находим парадоксальные слова, которые не могут не возбудить мысль, если мы их внимательно слушаем или читаем. Иногда эти слова настолько расходятся с опытом нашей жизни, что некоторые не могут их принять и отвергают сразу же. Другие пытаются понять, но часто не понимают их смысла. Но какими бы парадоксальными ни казались нам слова Бога, которые он обратил к людям, это слова Бога, и мы встречаем в них не человеческую мудрость, а мудрость надмирную, часто не постижимую нашим разумом. Вот почему слово Божие для верующего человека есть непререкаемый и абсолютный авторитет вне зависимости от того, насколько он способен его понимать, а тем более воплощать в своей жизни.

Вот к таким парадоксальным словам, которые ввергают многих людей в недоумение, относятся слова, которые мы только что слышали. Это несколько стихов из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Бог избрал немудрое, чтобы посрамить мудрых, и Бог избрал уничиженное в мире, чтобы посрамить сильных, и Бог избрал незнатных мира, ничего не значащих, уничиженных, чтобы разрушить значимое» (см. 1 Кор. 1:27-28).

Наверное, как трудно это было понять коринфским христианам! Ведь они жили в процветающем городе, у них было всё: богатый порт, большие доходы, науки, искусства. Религиозный культ предлагал человеку подражать богам Олимпа, становиться таким же, как они, сильным, могущественным, счастливым — в человеческом смысле слова. И вдруг слова апостола, которые все переворачивают в сознании. Но ведь коринфские христиане откликнулись на эти слова. Они поняли, что значит «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильных». А если вспомнить всю историю Церкви — и первоначальные столетия, с кровавыми гонениями от римских императоров, и последующие внешне благополучные, но всегда исполненные внутреннего напряжения и борьбы века, и страшные гонения XX столетия, и снова будто бы благополучное время — если внимательно посмотреть на всю историю Церкви, то становится совершенно очевидной величайшая правда тех слов, которые мы только что слышали. Никогда слово Божие не утверждалось могуществом и силой — более того, когда христиане прибегали к человеческой силе, к человеческому могуществу, то сама христианская община нередко перерождалась.

Церковь живет в течение двух тысяч лет, проходя через столь различные и никогда не бывшие простыми условия земного бытия не потому, что она обладает силой, мудростью, знатностью, а потому, что Бог Духом Своим живет и действует в Церкви. И пример Церкви, часто уничиженной, распятой, оттесненной на периферию человеческой жизни, пример общины, которая живет несмотря ни на какие внешние условия и обстоятельства, является ярчайшим подтверждением правдивости тех слов, которые апостол Павел обратил к древним коринфянам.

Но, может быть, это не имеет значения для нашей повседневной жизни? Может быть, в светском мире, за пределами храма, другая логика бытия? Может быть, там необходимо всегда опираться на силу? Но Господь не сказал, что слова о силе человеческой немощи, которую Бог избирает, имеют отношения только к внутренней жизни Церкви — это наказ всем. Однако из этого наказа не должно быть сделано ложных, неправильных выводов: «не надо учиться, не надо получать образование, не надо работать над собой — Бог использует мою немощь, и я стану сильным». При таком подходе ничего не получится, потому что есть некое условие, когда немощная человеческая суть восполняется Божественной силой. И мы знаем, что этим условием является в первую очередь доверие человека к Богу, принятие на себя обязательства жить в соответствии с Божиим законом. А в этом законе обо всем сказано ― и о необходимости труда, терпения, духовного возрастания, и о необходимости правильно выстраивать отношения с другими людьми, без чего не может быть здоровой общественной жизни, не может быть здоровых и крепких семей. Доверие к Богу и принятие Его закона есть непременное условие того, чтобы, несмотря на нашу немощь, сила Божия в этой немощи являлась, и грешники становились праведниками, и разрушенное сверкало бы воссозданной красотой, и сама природа бы ликовала, потому что человек бережно к ней относится и живет в гармонии с ней. Всё возможно — самые смелые человеческие планы, самые дерзновенные мечты могут реализовываться тогда, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу и вместе с Ним, наполняемый Его Божественной силой, несопоставимой ни с какой человеческой силой, созидает самого себя и окружающий его мир.

А что же происходит, когда люди опираются только на самих себя? Они могут достигать, и достигают, успехов. Однако эти успехи почти никогда не приносят счастья. Они могут приносить видимое благополучие, но оно непременно сопровождается борьбой, конфликтами, опасностями, подозрениями, внутренним беспокойством, постоянными разрушающими человека стрессами. Чем более по-человечески могущественным становится наше относительно богатое общество, тем больше стрессов. Врачи не знают, что делать — ни с детьми, ни с молодежью, ни с людьми среднего возраста. Тогда сами люди заглушают эти стрессы алкоголем, наркотиками, безудержным развратом. В медицине даже появилось такое понятие, как взрывчатая релаксация, ― через взрыв страстей успокоить стресс. Но ведь так стресс не успокоишь — так можно только уйти на какое-то мгновение в небытие, а потом почувствовать себя еще более опустошенным и несчастным, и продолжать биться, опираясь на человеческую силу, стремясь расчистить для себя пространство и сделать что-то, что хоть как-то облегчило бы жизнь.

Всё то, о чем мы говорим, это достояние не только нашего времени и уж точно не только нашей страны — это болезнь всей человеческой цивилизации. И началась эта болезнь не вчера, не сегодня, но в глубокой древности. Мы помним библейское повествование о строительстве Вавилонской башни: люди захотели построить нечто выдающееся, уникальное, доказав самим себе, что они в центре мира, что не нужно никакой иной силы, но достаточно своей собственной для утверждения могущества, — и были посрамлены Богом. Они не смогли достроить башню, потому что, как говорит Господь в Своем слове, смешаны были их языки. Некоторые думают, что строители башни вдруг заговорили на иностранных языках. Скорее всего, это не так — люди просто потеряли способность понимать друг друга, говоря, что весьма возможно, на одном и том же языке. А разве сегодня не происходит то же самое, когда люди теряют способность понимать друг друга, объединяться и работать во имя общей цели, проявляя столь необходимое качество, как солидарность, без которой не может обустраиваться человеческое общество?

Апостол Павел открывает нам, современным людям, живущим в этом динамично развивающемся и одновременно мятущемся мире, великую Божию правду, что Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить сильных. И нам остается только принять это слово и, сознавая свою человеческую слабость, свою немощь, разрушая гордыню в самих себе, открыть сердце и ум навстречу Богу. Подкрепляя себя молитвой, благодатью Божией с внутренним смирением и с Божественной силой, которую, несомненно, Бог в ответ на всё это даст, будем устроять мир в самих себе и преображать жизнь окружающего нас мира. Аминь.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

3.09.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие... (Далее)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь... (Далее)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31... (Далее)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных... (Далее)


Святые и святыни:
Собор 70-ти апостолов

17 января

Собор 70-ти апостолов

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает...

(См. далее...)

Знаменательные даты:

24 января

Корсунь-Шевченковская наступательная операция советских войск на Украине во время Великой Отечественной войны (1944)

Корсунь-Шевченковская операция (24.01 - 17.02.1944) во время Великой Отечественной войны (1941-1945): советские войска 1-го и 2-го Украинских фронтов (генералы армии Н.Ф. Ватутин и И.С. Конев) в ходе битвы за Правобережную...

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год