Бирюкова Н.А.,
кандидат педагогических наук,
Москва
Экологическое образование и воспитание в последние годы приобрело интегральный характер,затрагивая все сферы политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Поэтому с полным основанием оно может быть отнесено к наиболее приоритетным направлениям совершенствования деятельности образовательных систем, фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества, основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Основной целью экологического образования на современном этапе является становление экологической культуры личности и общества в целом как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего их выживание и развитие. Осознание того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего антропоцентрического (технократического) сознания, привело к необходимости формирования новой системы ценностей, адекватной сложившейся на современном этапе ситуации в системе «человек – окружающая среда», т.е. экологических ценностей.
Ключевую роль в достижении этой цели, на наш взгляд, играет формирование и развитие экологических ценностных установок, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих. Необходимо отметить, что общечеловеческие ценности далеко не всегда занимают приоритетное место в ценностной иерархии личности. Однако в качестве гуманистического идеала они прочно сохраняют свое доминирующее место в структурной ценностной иерархии.
Особое значение приобретают экологические ценности в профессиональной медицинской школе для студентов-медиков, чья будущая практическая деятельность непосредственно связана с охраной здоровья человека (лечебный, педиатрический, фармацевтический, стоматологический факультеты) и контролем за состоянием окружающей среды (медико-профилактический факультет). Поэтому экологизация дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов позволяет совершенствовать экологическую подготовку студентов-медиков, их профессиональные компетенции, что ведет к повышению эффективности формирования у них компонентов экологической культуры и экологических ценностей.
Основными дисциплинами экологической направленности в профессиональной медицинской школе являются: биология с экологией, гигиена с основами экологии человека, биомедицинская этика.
Биоэтика (биомедицинская этика) – область, формирующаяся на стыке медицинской этики и этики науки. Ее возникновение во многом связано с радикальными изменениями, которым подвергаются медицина и общественное здравоохранение под влиянием научно-технического прогресса, а термин «биоэтика» был введен в 1971 году американским ученым В.Р. Поттером. В настоящее время под биоэтикой понимают междисциплинарную область исследований и экспертизы, предметом изучения которой являются: ценностная проблематика, касающаяся взаимоотношений врача и пациента, этические проблемы, возникающие в биомедицинских исследованиях, экспериментировании на животных и человеке, этические аспекты, связанные с выделением и распределением ресурсов на здравоохранение и медицинскую помощь и, шире – проблемы взаимодействия человека и живой природы. Проблемы биоэтики многоплановы. Она охватывает такие, пока слабо связанные между собой области, как морально-этические проблемы генной инженерии и терапии, нравственные аспекты практики трансплантации органов, новые технологии деторождения (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство), эвтаназию. Развитие биоэтики происходит под знаком осознания возрастания таких нравственных ценностей, как здоровье человека и здоровый образ жизни, усиливающегося внимания к решению этих вопросов со стороны общества. Преподавание курсов биоэтики в медицинских учебных заведениях побуждает научных работников и врачей с большим вниманием относится к этическим аспектам своей профессиональной деятельности. В биоэтической проблематике обнаруживается два ценностных полюса, которые можно обозначить понятиями «личность» и «живое (жизнь)», для биоэтики характерно особо ценностное отношение ко всему живому, которое А. Швейцер назвал «этикой благоволения перед жизнью».
Одной из областей биомедицинской этики является экологическая этика. Необходимо отметить, что в нашей стране долгое время право на здоровье и экологическую защиту носило декларативный характер. Фактически отсутствовали механизмы моральной, экономической ответственности за нарушение правовых норм природопользования, экологии мест и условий обитания и др. Исходя из понимания роли медика в охране и сохранении здоровья человека в широком смысле, нельзя не учитывать значимость медицинской профессиональной деятельности в предупреждении чрезвычайных ситуаций опасных для здоровья, поддержании экологически безопасной окружающей среды, профилактике и выявлении экологических правонарушений.
Вступление России в европейское и мировое сообщество обязывает не только пересмотреть отношение к международным декларациям по медицинской этике, преподаванию этой дисциплины в медицинской школе, но и повысить ее роль и значение в практической медицине, в научных исследованиях с помощью создаваемых в клиниках, больницах, научных учреждениях этических комитетов.
Основной дисциплиной, на которой студенты-медики изучают теоретические вопросы взаимодействия человека и окружающей среды, приобретают практические навыки в области экологических исследований, является гигиена с основами экологии человека. Основная задача данной дисциплины – не только изучение влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека, но и разработка санитарно-гигиенических мероприятий по защите окружающей среды, сохранению и укреплению здоровья населения, проведение с этой целью профилактических мероприятий. В этой связи особую значимость приобретают межпредметные связи гигиены с основами экологии человека и клинических (специальных) дисциплин, делающие непрерывным процесс формирования и развития экологической культуры личности, а следовательно, ее экологических ценностных установок.
Педагогические технологии формирования экологической культуры студента-медика, обучающегося в среднем или высшем профессиональном учебном заведении, предполагают творческое освоение ценностей экологической культуры в единстве с освоением профессиональных компетенций будущего специалиста. При этом могут быть использованы такие формы работы, как исследовательские и творческие проекты с экологической проблематикой, ситуационные и проблемные задания по оценке риска развития экологических заболеваний, лекции и дискуссии, затрагивающие эколого-мировоззренческие проблемы, экскурсии в природные и на антропогенные объекты, туристические походы, элективные и факультативные курсы экологической направленности, кружковая и научно-исследовательская работа, модульное и дистанционное обучение. Данные технологии предоставляют возможность студентам попробовать свои силы в реальной социально-значимой экологической деятельности, актуализировать экологические ценности, способствуют накоплению у них экологического опыта.
На прошедшей в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в мае 2006 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» большое внимание было уделено современным проблемам медико-профилактического образования в России, рассмотрены научные основы, принципы и технологии формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, были обсуждены вопросы межсекторального и международного сотрудничества в области образования и здоровья. Все выступающие подчеркивали важность модернизации и совершенствования профессионального гигиенического обучения специалистов любого профиля, формирования у них потребности здорового образа жизни, основ экологической культуры, являющихся, как уже было сказано выше, составляющими общечеловеческой культуры личности.
Источник: XV Международные Рождественские образовательные чтения
|