2 мая 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

29 января 2015

Заседание Межрегионального координационного общественного совета

29 января 2015 года на площадке Городского методического центра города Москвы состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета (МКОС)

(См. далее...)

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

Другие события:

Материалов по данной теме нет...



ПУБЛИКАЦИИ

Автор публикации:
Бирюкова Наталья Анатольевна /доктор педагогических наук, доцент кафедры общей гигиены Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова

Бирюкова Наталья Анатольевна

доктор педагогических наук
доцент кафедры общей гигиены Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова

Труды этого автора

31 января 2007

Экологические ценности в системе профессионального медицинского образования


Бирюкова Н.А.,
кандидат педагогических наук,
Москва

 

Экологическое образование и воспитание в последние годы приобрело интегральный характер,затрагивая все сферы политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Поэтому с полным основанием оно может быть отнесено к наиболее приоритетным направлениям совершенствования деятельности образовательных систем, фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества, основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Основной целью экологического образования на современном этапе является становление экологической культуры личности и общества  в целом как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего их выживание и развитие. Осознание того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего антропоцентрического (технократического) сознания, привело к необходимости формирования новой системы ценностей, адекватной сложившейся на современном этапе ситуации в системе «человек – окружающая среда», т.е.  экологических ценностей.

Ключевую роль в достижении этой цели, на наш взгляд, играет формирование и развитие экологических ценностных установок, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих. Необходимо отметить, что общечеловеческие ценности далеко не всегда занимают приоритетное место в ценностной иерархии личности. Однако в качестве гуманистического идеала они прочно сохраняют свое доминирующее место в структурной ценностной иерархии.

Особое значение приобретают экологические ценности в профессиональной медицинской школе для студентов-медиков, чья будущая практическая деятельность непосредственно связана с охраной здоровья человека (лечебный, педиатрический, фармацевтический,  стоматологический факультеты) и контролем за состоянием окружающей среды (медико-профилактический факультет). Поэтому экологизация дисциплин  естественнонаучного, гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов позволяет совершенствовать экологическую подготовку студентов-медиков, их профессиональные компетенции, что ведет к повышению эффективности формирования у них компонентов экологической культуры и экологических ценностей.

Основными дисциплинами экологической направленности в профессиональной медицинской школе являются: биология с экологией, гигиена с основами экологии человека,  биомедицинская этика.

  Биоэтика (биомедицинская этика) – область, формирующаяся на стыке  медицинской этики и этики науки. Ее возникновение во многом связано с радикальными изменениями, которым подвергаются медицина и общественное здравоохранение под влиянием научно-технического прогресса, а термин «биоэтика» был введен в 1971 году американским ученым В.Р. Поттером. В настоящее время под биоэтикой понимают междисциплинарную область исследований и экспертизы, предметом изучения которой являются: ценностная проблематика, касающаяся взаимоотношений врача и пациента, этические проблемы, возникающие в биомедицинских исследованиях, экспериментировании на животных и человеке, этические аспекты, связанные с выделением и распределением ресурсов на здравоохранение и медицинскую помощь и, шире – проблемы взаимодействия человека и живой природы. Проблемы биоэтики  многоплановы. Она охватывает такие, пока слабо связанные между собой области, как морально-этические проблемы генной инженерии и терапии, нравственные аспекты практики трансплантации органов, новые технологии деторождения (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство), эвтаназию.  Развитие биоэтики происходит под знаком осознания возрастания таких нравственных ценностей, как здоровье человека и здоровый образ жизни, усиливающегося внимания к решению этих вопросов со стороны общества. Преподавание курсов биоэтики в медицинских  учебных заведениях побуждает научных работников и врачей с большим вниманием относится к этическим аспектам своей профессиональной деятельности. В биоэтической проблематике обнаруживается два ценностных полюса, которые можно обозначить понятиями «личность» и «живое (жизнь)», для биоэтики характерно особо ценностное отношение ко всему живому, которое А. Швейцер назвал «этикой благоволения перед жизнью».

  Одной из областей биомедицинской этики является экологическая этика. Необходимо отметить, что в нашей стране долгое время право на здоровье и экологическую защиту носило декларативный характер. Фактически отсутствовали механизмы моральной, экономической ответственности за нарушение правовых норм природопользования, экологии мест и условий обитания и др. Исходя из понимания роли медика в охране и сохранении здоровья человека в широком смысле, нельзя не учитывать значимость медицинской профессиональной деятельности в предупреждении чрезвычайных ситуаций опасных для здоровья,   поддержании экологически безопасной окружающей среды, профилактике и выявлении экологических правонарушений.

  Вступление России в европейское и мировое сообщество обязывает не только пересмотреть отношение к международным декларациям по медицинской этике, преподаванию этой дисциплины в медицинской школе, но и повысить ее роль и значение в практической медицине, в научных исследованиях с помощью создаваемых в клиниках, больницах, научных учреждениях этических комитетов.

  Основной дисциплиной, на которой студенты-медики изучают теоретические вопросы взаимодействия человека и окружающей среды, приобретают практические навыки в области экологических исследований, является гигиена с основами экологии человека. Основная задача данной дисциплины – не только изучение влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека, но и разработка санитарно-гигиенических мероприятий по защите окружающей среды, сохранению и укреплению здоровья  населения, проведение с этой целью профилактических мероприятий. В этой связи особую значимость приобретают межпредметные связи гигиены с основами экологии человека и клинических (специальных) дисциплин, делающие непрерывным процесс формирования и развития экологической культуры личности, а следовательно, ее экологических ценностных установок.

Педагогические технологии формирования экологической культуры студента-медика, обучающегося в среднем или высшем профессиональном учебном заведении, предполагают творческое освоение ценностей экологической культуры в единстве с освоением профессиональных компетенций будущего специалиста. При этом могут быть использованы такие формы работы, как исследовательские и творческие проекты с экологической проблематикой, ситуационные и проблемные задания по оценке риска развития экологических заболеваний, лекции и дискуссии, затрагивающие эколого-мировоззренческие проблемы, экскурсии в природные и на антропогенные объекты, туристические походы, элективные и факультативные курсы экологической направленности, кружковая и научно-исследовательская работа, модульное и дистанционное обучение. Данные технологии предоставляют возможность студентам попробовать свои силы в реальной социально-значимой экологической деятельности, актуализировать экологические ценности, способствуют накоплению у них экологического опыта.

На прошедшей в Московской медицинской академии им. И.М.  Сеченова в мае 2006 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» большое внимание было уделено современным проблемам медико-профилактического образования в России,  рассмотрены научные основы, принципы и технологии формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи,  были обсуждены вопросы межсекторального и международного сотрудничества в области образования и здоровья. Все выступающие подчеркивали важность модернизации и совершенствования профессионального гигиенического обучения специалистов любого профиля, формирования у них потребности здорового образа жизни, основ экологической культуры, являющихся, как уже было сказано выше, составляющими общечеловеческой культуры личности.


Источник:      XV Международные Рождественские образовательные чтения

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

XV Международные Рождественские образовательные чтения

31.01.2007

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Блаженная Матрона Московская

2 мая

Блаженная Матрона Московская (1952)

Дни памяти: Апрель 19 (2 мая), Август 24 (6 сентября) (Собор Московских святых - переходящее празднование в восресенье перед 26 августа), Сентябрь 22 (5 октября) (Собор Тульских святых)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год