29 марта 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

19 февраля 2013

Конференция в Николо-Угрешской православной духовной семинарии, посвящённая святителю Николаю Японскому

18 февраля 2013 года в Николо-Угрешской православной духовной семинарии прошла конференция, посвящённая осмыслению духовного наследия святителя Николая...

(См. далее...)

21 декабря 2012

Круглый стол в Общественной палате РФ «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует»

21 декабря 2012 года в Общественной палате РФ прошёл Круглый стол на тему «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует», посвящённый подведению итогов Года российской...

(См. далее...)

8 декабря 2012

Выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть» в Музее современной истории России

8 декабря 2012 года преподаватели колледжей Москвы – участники постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при Учебно-методическом...

(См. далее...)

24 июня 2012

В память 400-летия преодоления Смуты в Москве будет построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери

В Москве в память 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности будет построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Святые и Святыни

Автор публикации:
Шевчук Алексий /Протоиерей, председатель Отдела по делам молодежи Тверской епархии, настоятель Вознесенской церкви г. Кимры

Шевчук Алексий

Протоиерей
председатель Отдела по делам молодежи Тверской епархии, настоятель Вознесенской церкви г. Кимры

Труды этого автора

21 июля 2011

Казанская икона Божией Матери (1579)


Рассказ об истории Казанской иконы Пресвятой Богородицы


Шёл 1579 год. Двадцать семь лет прошло с тех пор, как русские войска под водительством царя Иоанна Грозного взяли город Казань. В этот год сильный пожар уничтожил почти весь деревянный город. Сгорел и дом одного стрельца, но семья его спаслась от бушевавшего огня. Однажды дочка стрельца по имени Матрена во сне увидела Божью Матерь, которая велела объявить, что в земле под остатками сгоревшего дома находится Её чудотворная икона. Девочка рассказала сон своей матери, но та не обратила внимания на рассказ дочери. Сон повторился еще дважды. Теперь Матрёна увидела саму икону, от которой исходило пламя, и услышала голос: «Если ты не объявишь всем Моих слов, то Я явлюсь в другом месте, а тебя постигнет большая беда». Мать, наконец, вняла своему ребенку. Они вместе пошли к казанскому воеводе и к архиепископу Иеремии. Но не поверили они чудесным снам девочки. Тогда мать вместе с соседями, помолившись, сами взялись раскапывать то место, где стоял дом. Долго они искали, но найти икону не смогли. Теперь и сама Матрена принялась копать и очень скоро достала из земли завернутую в ветхое сукно икону, а когда развернули, то все увидели, что она сияла, словно изнутри её шел свет.

Весть о чудесной находке быстро разнеслась по всему городу. Архиепископ Иеремия с крестным ходом при большом стечении народа перенес икону в ближайшую церковь, священником в которой служил будущий Патриарх Московский и великий святитель всея России Гермоген. Он же написал в 1594г., будучи уже митрополитом Казанским, «Сказание о явлении и чудесах от иконы Богородицы Казанския» и составил службу на явление иконы, празднование которой установлено 8 июля (21 июля по новому стилю). С первого же дня у иконы стали совершаться чудеса: прозрели приложившиеся к ней два слепца, предание сохранило имена Иосифа и Никиты. А на месте, где была явлена чудотворная икона, построили монастырь, настоятельницей которого стала выросшая Матрёна, в монашестве принявшая имя Марфы.

Явление чудотворного образа по Промыслу Божьему произошло накануне страшных для страны событий.

Во второй половине XVI века усилилось давление Запада на пределы Русского государства. Католическая Польша, длительное время бывшая передовым рубежом борьбы Римской церкви с Русским православием, захватив и присоединив православное государство Литовское и насильственно вводя в нём католичество, строила под руководством Ватикана дальнейшие планы по уничтожению русской православной веры. Русская Церковь в то время была самой крупной и единственной из всех православных Церквей независимой от иноверной власти. Под давлением польского короля Сигизмунда III, при помощи иезуитского ордена, при поддержке некоторых, изменивших Церкви иерархов, на Брестском соборе 1596г. было принято решение о «воссоединении церквей», вошедшее в историю как Брестская Уния. В сущности, это было присоединением Киевско - Галицкой митрополии к Римской церкви. Сторонников же православного вероисповедания, чистоты православия упорно и жестоко преследовали.

Православные люди считались отсталыми дикарями, варварами. Русская вера, как и всё русское, подвергалось осмеянию и унижению. «Со славянским языком нельзя сделаться учёным. На этом языке нет ни грамматики, ни риторики, да и ни может быть… Отсюда общее невежество и заблуждение», – сообщает латинянин П. Скарга.

После удачного «присоединения» Запад двинулся дальше, на Москву. Наступила смута XVII века. Польша, снарядив вначале Лжедмитрия I и потерпев неудачу, тут же отправляет в русскую столицу Лжедмитрия II («Тушинский вор»). Это было время ужаса, безначалия, буйства народного. «Казалось, что русские люди уже не имели ни Отечества, ни души, ни веры; что государство, заражённое нравственною язвою русских изменников, издыхало в страшных судорогах» - писал известный историк Церкви М.В. Толстой.

Свидетель того страшного беспредела, архимандрит Авраамий (Палицин) сообщает: «Россию терзали свои более нежели иноплеменные: путеводителями, наставниками и хранителами ляхов были наши изменники, первые и последние в кровавых сечах: ляхи с оружием в руках только смотрели и смеялись безумному междоусобию…; всех твердых в добродетели предавали жестокой казни: метали с крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков и самопалов, в глазах родителей жгли детей, носили головы их на саблях и копьях, грудных младенцев, вырывая из рук матерей, разбивали о камни... Сердца окаменели, умы омрачались: вблизи свирепствовало злодейство, а мы думали, оно минует нас, или искали в нём личных для себя выгод...».

В этом бурлении страшных страстей пастыри Церкви Христовой оставались верными Вере и Отечеству, за что и подвергались страшным гонениям. Так, в Николаевском Малоярославецком монастыре была уничтожена вся братия; в Калязинской обители преподобного Макария умерщвлено 68 иноков; в двух Костромских монастырях, Богоявленском и Крестовоздвиженском – более 20, а в Спасоприлуцком, под Вологдой - около 200, из которых 59 монахов живьём сожжены в трапезной.

В тяжкие времена Смуты Церковь явилась силой, призвавшей и поднявшей верных своих чад в поход на иноземцев и предателей. Святитель Гермоген, Патриарх Московский рассылал по всей русской земле послания, призывая православный народ на защиту Отечества, за что и был уморен иноземными захватчиками и их прихлебателями в Чудовом монастыре. Но патриаршии послания уже разошлись по всему государству. Попали они и в Нижний Новгород, где купец Минин и князь Пожарский, собрав войско, двинулись к Москве. В этом войске пребывала чудотворная Казанская икона Божьей Матери, с которой 22 октября (4 ноября по новому стилю) и вошло войско в Московский Кремль. В этот день установлено празднование чудотворного образа, в память об избавлении от врагов.

Почти 300 лет находилась Казанская икона в Благовещенском соборе Богородицкого монастыря города Казани. Но вот что сообщает изданный в Санкт-Петербурге в начале ХХ века «Полный православный богословский словарь»: «В 1904г., при ограблении храма, икона бесследно исчезла». Однако следы сохранились. Документы следствия, хранящиеся в архиве Министерства внутренних дел и департамента полиции, проливают свет на события 100-летней давности.

В ночь на 29 июня 1904 г., четверо преступников проникли в Благовещенский собор Богородицкого монастыря г. Казани и похитили из иконостаса икону Спасителя и чудотворную икону Божией Матери. Но не прошло и месяца, как преступная группа во главе с неким Фёдором Ивановичем Чайкиным была задержана.

В ноябре 1904 г. состоялся суд, в ходе которого было выяснено, что Чайкин (настоящее имя - Варфоломей Андреевич Стоян) является крупным «авторитетом» в уголовном мире, большим «специалистом» по ограблению храмов. Человек большой физической силы, цепкого ума и необычайной жестокости, он совершил несколько побегов из российских тюрем, куда был заключен за предыдущие преступления. Вина преступников несомненно была доказана и, несмотря на то, что они всё отрицали, они были приговорены к длительным тюремным срокам и каторжным работам. Сама икона найдена не была, хотя при обыске дома Чайкина–Стояна были обнаружены золотые ризы с иконы и драгоценные камни, которыми эта риза была украшена. После завершения судебного процесса розыски иконы не прекращались до февральского переворота 1917 года.

В ходе этих розысков, которые возглавил штаб-ротмистр жандармерии (с 1911 г. – подполковник) Прогнаевский, стало известно, что Чайкин–Стоян дважды совершал побеги из заключения, во время которых вместе с социал-демократами, с которыми близко сошёлся в тюрьмах, принимал активное участие в событиях бунта 1905 – 1907 гг. Принимая участие в революционной деятельности, он прятал и пересылал прокламации, организовывал побеги «политзаключенных», укрывал бунтовщиков, передавал им денежные средства, полученные от преступной деятельности.

После завершения «первой русской революции» преступник вновь был схвачен и помещён в ярославскую тюрьму, откуда за сопротивление тюремным чинам и прежние побеги был переведен в знаменитую Шлиссельбургскую каторжную крепость – тюрьму. Здесь незадолго до смерти он рассказал допрашивавшему его подполковнику Прогнаевскому историю кражи чудотворной Казанской иконы Богородицы.

Протокол допроса сохранил для нас этот рассказ. За год до известного преступления вор–«поклюшник» («специалист» по ограблению храмов) Чайкин–Стоян проник в одну церковь с целью грабежа и наткнулся на молящегося старика, а когда тот поднял шум, убил его. Несмотря на то что вор предлагал старику деньги, чтобы то ушёл, старик принял смерть, предпочтя её вечной погибели. Это событие сильно задело преступника за душу. Мучимый сомнениями и совестью, он задумал ещё одно преступление, чтобы доказать себе, что Бога нет. Он решил убедиться, что чудотворная икона совсем не является таковой, и что с ним самим ничего не случится во время совершения богомерзкого деяния. Подговорив соучастников и похитив чудотворную икону, нечестивец разрубил её и сжёг в печи. Драгоценности, украшавшие икону, он поделил со своими приятелями, участвовавшими в преступлении.

В последствии Чайкин за активное участие в бунте в Шлиссельбургской тюрьме был переведен в карцер, где и умер в конце 1916 года, перед смертью отказавшись от покаяния и исповеди.

Длительное время после исчезновения иконы православных людей не покидала надежда, что Божья Матерь вернет Свой чудотворный образ в заступление России. До самого февральского переворота многие занимались поисками иконы: игуменья Варвара из Богородицкого монастыря г. Казани, епископ Забайкальский и Нерчинский Иоанн, иерей Алексий Златковский, князь Ширинский-Шихматов, великая княгиня преп. Елизавета Фёдоровна. Была предложена большая денежная премия указавшему местонахождение образа. Особое усердие проявляли епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганов), один из создателей «Союза Русского Народа», и иеромонах Илиодор (Труфанов). Оба они были сосланы в отдалённые монастыри в 1911г. за выступления против «старца» Григория Распутина.

Как известно, поиски чудотворной иконы не увенчались успехом, хотя и были приложены большие усилия. Иногда поиски сбивались с верного пути, так как любители легкой наживы, прельстившись высокой денежной премией, установленной для нашедшего икону, предлагали подделки, но всегда бывали разоблачены.

Вот так накануне Смуты XVII века по вере христиан была явлена чудотворная икона иконы Божьей Матери, Заступницы за землю Русскую, и отъята за неверие накануне новой Смуты века ХХ.


Источник:      Проза.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Проза.ру

21.07.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
12 апреля 1961. 1-й полёт человека в космос

12 апреля

Всемирный День авиации и космонавтики

12 апреля 2008 года исполняется 47 лет со дня полёта первого человека в космос. Сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год