История и современность|Образование и наука
Регион: Москва
Педагоги на выставке | | | | | А.Б. Синельников
| Интересная эпоха
| Оружие того времени
| Пушка
| | | | | А.Н. Войтенко. Узнали?
| Е.М. Баюл
| Л.Ф. Арсёнова
| А.И. Домбровская
| | | | | Рассказ руководителя клуба
| «А мы наступали вот так..»
| Колчан со стрелами
| Взрослые - они, как дети
| | | | | Святые и герои
| Предметы быта
| Почувствовать эпоху
| Вместе за едино, купно за одно!
|
16 февраля 2010 года в рамках межрегиональной программы «Алтарь Отечества» и постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания (руководитель - д.п.н., профессор Т.И. Петракова) педагоги московских колледжей посетили выставку, посвящённую 400-летию обороны Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.. Она расположена в в муниципальном учреждении «Кругозор» на Рязанском проспекте в Москве.
Героическая оборона крепости Троице-Сергиева монастыря является одной из самых ярких страниц отечественной истории. Начало XVII века - важнейший период истории России. Социально-экономические противоречия, обострившиеся к концу XVI века, усугубились династическим кризисом. Ожесточённое соперничество в высших слоях общества и борьба сословий за положение в государстве привели к ослаблению государственной власти и обороноспособности страны, чем не замедлили воспользоваться внешние враги Московского государства, стремившиеся к захвату русских земель и установлению протектората над страной, потерявшей политическое единство. Началась польско-литовско-шведская интервенция. Огромные человеческие жертвы, разорение обширных территорий страны сопровождалось потерей политической и социальной ориентации в обществе. «Отсутствия порядка», и в обществе, и в умах, отразилось в названии исторического периода - Смутное время.
Этот опаснейший для национальной независимости и территориальной целостности страны период стал в то же время важнейшим этапом становления российской государственности, формирования национального и гражданского самосознания русского народа, когда угроза иностранной экспансии заставила примириться враждующие сословия и политические группы и объединиться в борьбе с интервентами за свободу Отечества.
Основные события Смуты пришлись на 1604-1612 гг. Завершением этого периода стало Деулинское перемирие 1618 года.
Троице-Сергиев монастырь оказался в центре военных действий в один из критических моментов, когда правительство избранного царя Василия Шуйского потеряло фактический контроль над многими западными и центральными уездами, где хозяйничали войска Лжедмитрия II и иностранные наемники. Некоторые города, монастыри и местности присягнули на верность Самозванцу, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного.
Летом 1608 года Лжедмитрий II осадил Москву. В качестве одной из мер блокады столицы было принято решение перерезать все важнейшие дороги, связывавшие ее со страной. На захват крепости Троице-Сергиева монастыря, прикрывавшей Переславскую дорогу, были направлены польские воеводы Ян Петр Сапега и Александр Лисовский.
В сентябре 1608 года к стенам Троице-Сергиева монастыря подошло войско польско-литовских и немецких наёмников во главе с Я. Сапегой. Его основу составляла конница, которую дополняли пехотинцы и полевая артиллерия. Пятнадцатитысячному профессиональному войску нападавших противостояло не более двух с половиной тысяч защитников крепости, среди них был лишь небольшой отряд стрельцов и Троицких слуг, обученных ратному делу, остальные - насельники монастыря и крестьяне окрестных сел и слобод, укрывшиеся в монастыре со своими семьями. В осаде оказалось много женщин, детей и стариков. Тем не менее осажденные решительно отвергли предложение сдаться: «...И десяти лет христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумству и совету», - ответили они посланцу польского воеводы Сапеги.
Оборона крепости Троице-Сергиева монастыря сыграла стратегическую роль в борьбе с интервентами: она способствовала освобождению Ярославской дороги, по которой в 1612 года пришли войска и ополчение, освободившие Москву.
Отстояв крепость, её защитники не позволили интервентам превратить ее в препятствие на пути к освобождению Москвы, не допустили разграбления и поругания национальных сокровищ и духовных святынь русского народа, сберегаемых в монастыри.
Сергиева обитель осталась оплотом стойкости, нерушимости веры и патриотизма. После снятия осады архимандрит Дионисий рассылал из Троицкого монастыря письма с призывами встать на защиту Москвы и православной веры, которые помогали людям избрать истинный путь в бурных перипетиях Смутного времени, что способствовало духовной консолидации народа, воплотившейся в создание ополчения (http://www.musobl.divo.ru/osada.html).
Выставка произвела на педагогов неизгладимое впечатление. Особенный интерес вызвала деятельность её создателя и организатора - руководителя клуба исторической реконструкции, педагога дополнительного образования ГОУ СПО Колледж предпринимательства № 11 Алексея Борисовича Синельникова.
После осмотра экспонатов, сделанных членами клуба «Служивый» во главе с его руководителем и их «примерки» на себя, участники семинара прослушали рассказ о самом клубе.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «КЛУБ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ «СЛУЖИВЫЙ»
Организаторы нашего клуба занимаются военно-исторической реконструкцией с 1998 года, принимали участие в международных и общероссийских фестивалях. В рамках выполнения президентской программы «Патриотическое воспитание молодежи» в 2004 году было принято решение создать в городе Пушкино клуб военно-исторической реконструкции для детей и молодежи. Занятия с детьми проходят на базе школы № 3 микрорайона И Арманд. В 2006 году, на базе колледжа предпринимательства № 11 открыт филиал клуба.
Основные цели и задачи:
- патриотическое воспитание молодежи;
- содействие физическому и духовному развитию личности;
- развитие физической культуры и спорта;
- организация досуга граждан;
- духовное и эстетическое воспитание;
- возрождение традиционных ремесел;
- подготовка молодежи к службе в рядах российской армии.
Мы занимаемся воссозданием быта и воинских традиций периода «Смутного времени 1612 года» и « Войны с Наполеоном 1812 года».
Проводим занятия с детьми от12 лет. Принимаем в члены клуба молодежь от 14 лет.
Используются следующие формы занятий:
- теория (лекции по истории и искусству)
- практические прикладные занятия (шитье, плетение, выпиливание, лепка и пр.);
- занятия с тренером по верховой езде на конноспортивной базе;
- отработка команд в строю и строевая подготовка;
- ознакомление с приемами работы с муляжами исторического оружия;
- игры, помогающие воинской подготовке;
- изучение этикета и политеса, исторические танцы;
- изучение фольклора и исторического быта;
- посещение музеев и выставок;
- просмотр исторических фильмов и изучение исторической литературы;
- участие в фестивалях и мероприятиях;
Клуб военно-исторической реконструкции «Служивый» ежегодно принимает участие в следующих военно-исторических фестивалях и праздниках:
1) Масленица – март
2) Фестиваль «Ледовое побоище» средние века. Г. Ивантеевка. Март- апрель.
3) Участие в общероссийском фестивале «Удаль молодецкая». 1612 г. и 1812 г. Калужская обл. г. Боровск. Апрель – май.
4) Фестиваль «Оловянный солдатик». 1812 г. Конец мая. Село Бородино Можайского района
5) Фестиваль «Душоновские маневры». 1812 г. Село Душоново Щелковского района. Июнь.
6) Участие в праздновании «Ивана Купалы». Конец июня.
7) Фестиваль «Патриотической песни». 1612 г., 1812 г., 1941. Деревня Букрино Детчинского района Калужской области. Июль.
8) Фестиваль «Слава русскому оружию». 1612 г. Поселок Дорохово Можайского района. Июль.
9) Фестиваль «Отчизны верные сыны». 1609 г. Село Каринское Александровского района Владимирской области. Начало августа.
10) Фестиваль «Оборона Смоленска 1812 год». Август.
11) Фестиваль «Бородинское сражение 1812 год». Первые выходные сентября.
12) Участие в праздновании дня города Пушкино. Сентябрь.
13) Фестиваль «Вохонское сражение 1812 года» в городе Павловский Посад. Конец сентября.
14) Фестиваль «Сражение при Малоярославце 1812 года». Калужская обл. г. Малоярославец. Середина октября.
15) Реконструкция сражения, посвященная дню «Согласия и примирения». Изгнание поляков из Москвы в 1612 году. Г. Пушкино. 4 ноября.
Кроме этого мы приняли участия в следующих мероприятиях:
-фестиваль «Народных ремесел» - село Козлово Тверской обл.,
-открытие памятника Скопину-Шуйскому - поселок Городня Тверской обл.,
-закладка камня на месте строительства памятника князю Д.Пожарскому – г. Южа Ивановской обл.,
-Фестиваль « 400 лет битве при Макарьевском монастыре » - г. Калязин Владимирской обл.,
-фестиваль «200 лет Сражению при Прейсиш-Эйлау» - г. Прейсиш-Эйлау Калининградской обл.,
-фестиваль «Оборона Смоленска 1812 года» - г. Смоленск,
-фестиваль «200 лет Битве при Ваграме» - Австрия,
-фестиваль «200 лет Битве под Фридландом» - поселок Фридланд Калининградской обл.,
Для выезда на фестиваль необходимо одеть участника в историческую одежду и приобрести соответствующую амуницию.
Педагоги ушли с выставки под большим впечатлением, договорившись с А.Б.Синельниковым о совместной деятельности в рамках межрегиональной программы «Алтарь Отечества».
Решено было также силами педагогов и студентов колледжей отметить юбилейную дату – 400-летие памяти князя, знаменитого деятеля и полководца Смутного времени М.В. Скопина-Шуйского.
Как это было: «орлы» А.Б. Синельникова | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | |
|
|