(См. также: Фотогалерея «Снежный город у Белого моря»)
25-26 марта 2010 года в Архангельске на базе средней общеобразовательной школы №50 прошёл научно-практический семинар на тему «Духовно-нравственная культура в современной школе: новые стандарты образования и вопросы воспитания»
| | | | Город на берегу моря
| Успенский храм
| «Аз есмь свет миру…»
| Закат
|
См. ниже: Фоторяд
25-26 марта 2010 года в Архангельске на базе средней общеобразовательной школы №50 прошёл научно-практический семинар на тему «Духовно-нравственная культура в современной школе: новые стандарты образования и вопросы воспитания».
Организаторы – Департамент образования мэрии города Архангельска и Отдел образования Архангельской и Холмогорской епархии
Участниками семинара стали директора и заместители директоров по воспитательной работе, педагоги начальной школы, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования города и области, сотрудники епархиального отдела религиозного образования, священнослужители, представители родительской общественности.
Руководитель семинара – Петракова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы.
Цель семинара – концептуальное рассмотрение возможностей интеграции духовно-нравственной культуры в учебную и воспитательную деятельность образовательных учреждений и опыта работы школ Архангельской области.
В ходе семинара с докладами и сообщениями выступили:
Огибина Т.С., директор департамента образования мэрии города Архангельска: приветственное слово;
архимандрит Трифон (Плотников), руководитель епархиального отдела образования: «Государственно-церковные отношения в сфере образования. Опыт сотрудничества в Архангельской области»;
Петракова Т.И., доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета: «Содержание образования и ценности православной культуры в светской школе: новые стандарты образования и опыт регионов России»;
Галимова Е.Ш., доктор филологических наук, профессор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова: «Духовные силы слова»;
Елепова (Карушева) М.Ю., доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова: «Духовно-нравственные основы преподавания предметов общеобразовательного цикла. А.С. Пушкин и Русская литература»;
Мариева С.В., директор МОУ «СОШ №50»города Архангельска: «Духовно-нравственное образование в современной России ( по материалам XVIII Международных Рождественских образовательных чтений 2010 г., г. Москва)»;
Чувакова Е.В. , заместитель руководителя отдела образования Архангельской и Холмогорской епархии: «О светском характере образования»;
Молчанова Е.В., консультант отдела развития дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования Архангельской области: «Перспективы подготовки педагогических кадров к ведению курсов религиоведческой и культурологической направленности»;
Иерей Олег Згама, клирик храма св. равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Северодвинска: «Опыт сотрудничества Православного просветительского центра св. Кирилла и Мефодия города Северодвинска с образовательными учреждениями города»;
Люц Е.О., учитель русского языка и литературы Новодвинской гимназии: «Формы духовно-нравственного воспитания школьников в городе Новодвинске»;
Львова Н.Ф. , учитель технологии, Ермолова Т.А. , учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №59» г. Архангельска: «Авторские занятия по Основам православной культуры»;
Пестова О.В. , учитель истории, Фомина Т. , ученица 7б класса Эколого-биологического лицея г. Архангельска: «Краеведческий проект "Храмы города Архангельска: прошлое и настоящее"»;
Неманова Е.Ю., педагог дополнительного образования МОУ «СОШ № 50» г. Архангельска: «Основы православной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания школьников. Опыт работы по программе Л.Л. Шевченко»;
Данилова О.П., учитель начальных классов МОУ «СОШ №50» города Архангельска: «Введение этнокультурного компонента в содержание уроков в начальной школе»;
Галилюк Т.И. , зав. библиотекой подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря: «Духовно-нравственная культура в общеобразовательной школе. Краткий обзор учебно-методических пособий и педагогической литературы»;
Баженова Т.С., педагог дополнительного образования, сотрудник отдела образования епархии: «Сопряжение учебной программы по литературе (5-6 кл.) и внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию».
По итогам семинара были приняты конкретные решения, касающиеся вопросов подготовки образовательных учреждений города к переходу на новый стандарт начального общего образования с учётом воспитательных и образовательных возможностей новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».
Помимо этого, в ходе семинара состоялась церемония чествования руководителей образовательных учреждений и педагогов, подготовивших победителей регионального тура Общероссийской олимпиады по основам православной культуры.
Важным событием стало подписание соглашения между Департаментом образования мэрии города Архангельска и отделом образования Архангельской и Холмогорской епархии.
В ходе семинара были также обсуждены вопросы, связанные с организацией экспериментальной работы в архангельской средней школе №50 по теме «Создание классов с этнокультурным компонентом».
Также была представлена образовательная программа «Тропинка» (Православные основы культуры Отечества и Русского Севера) (презентация Е.В. Чуваковой, заместителя руководителя отдела образования Архангельской и Холмогорской епархии).
Продолжился семинар на следующий день в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре.
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков реки Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму монастырь носит имя - Свято-Троицкий монастырь.
В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе.
В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.
К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь, шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трёх Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке).
В Антониево-Сийской обители отбывал ссылку (1599-1605) Фёдор Никитич Романов, отец Михаила Фёдоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).
В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь стал крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648).
В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года, подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило.
Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее).
Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, также были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведён двухэтажный корпус братских келий.
С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию.
В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок.
В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр.
В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.
При советской власти в 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви была открыта детская колония.
Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923).
В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости.
С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви, при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове) (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжёлые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).
В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окресности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.
По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство.
В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские.
Ведется восстановление храмов.
Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.
Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников (по материалам сайта Антониево-Сийского монастяря).
Участники семинара ознакомились с историей и архитектурой обители, его современной деятельностью. Они приложились к святыням монастыря, осмотрели музей, усыпальницу, обозрели окрестности с высоты колокольни.
В заключении на память о семинаре и посещении монастыря была сделана общая фотография.
Семинар запомнился всем его участникам и гостям!
Вера и Время
Материалы раздела:
| | | | Ценные указания о.Трифона
| Боевой «зам» - Е.В.Чувакова
| Выставка книг и учебников
| Позднее совещание
| | | | | Президиум: о.Трифон, С.В.Мариева
| Поддержка зала
| Участники семинара
| Соглашение о сотрудничестве
| | | | | Т.И. Петракова
| Вручение наград
| Церковная пресса
| Т.С. Буторина
| | | | | Главные действующие лица
| Благодарность от Оргкомитета
| Подвижницы
| Фотография на память
|
|