29 марта 2024
Разделы событий:
События по теме:

31 марта

Генерал, русский военный деятель А.А. Брусилов (1853-1926)

Родился - 1853, Тифлис; умер - 1926, Москва.

(См. далее...)

31 марта

Писатель К.И. Чуковский (1882-1969)

(Родился - 1882, Петербург; умер - 1969, Кунцево)

(См. далее...)

31 марта

Австрийский композитор Ф.Й. Гайдн (1732-1809)

( 31.03.1732 года [Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии)]- 31.05.1809 года [Вена])

(См. далее...)

1 апреля

Русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1854)

1 апреля 1809 год родился великий русский писатель Н.В. Гоголь. Умер 4 марта 1852 года

(См. далее...)

Другие события:

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

30 марта

Преподобный Алексий, человек Божий (411)

День памяти: Март 17 (30)

(См. далее...)

31 марта

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Отныне будут ублажать Меня все роды.

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

29 января

Русский писатель А.П. Чехов (1860-1904)


День рождения: Январь 17 (29)
День памяти: Июль 1 (15)



А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов (1860–1904) – великий русский писатель, драматург.

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца.

Дед Чехова ещё в 1844 году выкупил себя и свою семью из крепостной зависимости и сделал всё, чтобы вывести детей «в люди».

Отец Чехова, глубоко верующий человек, владел небольшой бакалейной лавкой. В семье к купеческим делам относились без особого рвения и больше внимания уделяли умственному развитию детей и общественным заботам. Патриархальная строгость соседствовала с культивированием эстетических интересов: по вечерам пели хором, музицировали, мать любила театр, воспитывала в детях любовь к природе, уважение и сострадание к «униженным и оскорблённым».

В 1876 году семья переехала в Москву. Торговля приносила убытки, отец разорился. Антон Чехов вплоть до 1879 года оставался в Таганроге, где окончил курс гимназии и репетиторством зарабатывал на жизнь.

Переехав к родителям, Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у прославленных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и др. По окончании университета в 1884 году стал уездным врачом в Воскресенске (нынешний город Истра), в больнице известного доктора П.А. Архангельского. Затем работал в Звенигороде, временно заведовал больницей.

Жизнерадостный по природе, одарённый редкой наблюдательностью, отменным остроумием и чисто гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность на рубеже 1870–1880-х годов в сатирических журналах «Стрекоза», «Минута», «Будильник», «Сверчок», наконец, в «Осколках», которые он считал своей литературной «купелью». Здесь он помещал короткие рассказы о забавных «случаях из жизни», юморески, сценки, фельетоны, каламбуры – в основном под псевдонимом Антоша Чехонте или Человек без селезёнки. Итогом раннего периода творчества стали три сборника малой прозы – «Сказки Мельпомены» (1884), «Пёстрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках» (оба – 1887, за последний сборник в 1888 году автору присуждена академическая Пушкинская премия).

К высотам художественного совершенства Чехов поднимался долго и терпеливо. Тем не менее уже в самых ранних произведениях содержатся зёрна поэтики зрелых сочинений: отсутствие подробных описаний природы, бытовой обстановки, скупость суждений повествователя относительно философских и социальных тем. А в рассказах-сценках, «кусочках» из жизни, можно усмотреть знаменитые будущие «открытые» финалы поздней чеховской прозы.

Оригинально преломляются в ранних рассказах писателя традиции русской классики. Чистая сатира непременно сглажена юмором, лёгким комизмом.

В карнавале смешных и отрицательных человеческих типов ранних юмористических рассказов люди часто в салтыковском духе сравнивались с животными, рыбами и насекомыми. Наибольшая слава выпала на долю «хамелеона» из одноимённого рассказа 1884 года, герой которого мгновенно переходил от угодничества к самоуправству и от самодурства к холопству. Черты хамелеонства свойственны галерее персонажей Чехова, стремившегося, по собственному признанию, вскрыть «тот сволочной дух, который живет в мелком, измошенничавшемся душевно русском интеллигенте среднего пошиба».

В ранней прозе за верхним слоем бытовой карикатурности проглядывает глубинное понимание нравственной коррозии человека и внутренний драматизм его земной участи. Приговоры Чехова «маленьким» людям порой безжалостны, но не жестоки: человеку оставляется право на трагедию, приобщающую к подлинной жизни.

В рассказе «Смерть чиновника» продолжается восходящая к Акакию Акакиевичу из гоголевской «Шинели» тема «маленького человека». На первый взгляд, Чехов отстранённо обличает мизерность души мелкого чиновника, но его смерть, как ни смешны её причины, – превращается в смерть человека: неспособность выжить обособляют его от тех, кто продолжал бы и дальше лебезить, угождать и унижаться.

Повторно с репликой на «Шинель» Чехов выступил в 1898 году: в рассказе «Человек в футляре» былая «одёжа» гоголевского героя обращается символическим «футляром» учителя Беликова. События развиваются таким образом, что перед героем открывается один выход – смерть. Внешне ничтожный «человек в футляре» переживает коллизию, достойную едва ли не античной трагедии – падает жертвой столкновения любовного чувства с охранительным императивом «как бы чего не вышло».

В 1886 году Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты «Новое время» А.С. Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве – начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887–1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже зрелый, серьёзный Чехов, в сочинениях которого стали слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремлённость к вопросам человеческого духа.

Одна из главных тем «зрелого» Чехова – недуг «среднего» интеллигента, который чает «общей идеи», способной придать жизни смысл, но который идёт по ложному следу – драма разочарованности, безверия и безволия в тонком и, в общем-то, «положительном» человеке. Благополучное разрешение драматических вопросов в художественном мире Чехова неуместно, поскольку он утверждал, что задача искусства – не в правильных ответах, а в «верной постановке вопросов». Итогом произведения может быть само пробуждение от «дрёмы» и трагическое недоумение героя перед безжалостной очевидностью вопроса о смысле впустую прожитой жизни, том вопросе, который ставит внезапное столкновение со смертью («Скрипка Ротшильда», 1894). Озарение может содержать и некое подобие ответа, но тогда за него герою, как доктору Рагину из «Палаты № 6», приходится расплачиваться жизнью.

В 1890 году Чехов отправился в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осуждённых на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам отображено в очерках «По Сибири».

На Сахалине писатель произвёл перепись населения, собрал огромное количество документального материала о труде и быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремном начальстве и чиновничьем произволе. Он посещал остроги, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей.

После возвращения систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин» (1893), которая вызвала огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей. С легкой руки Чехова остров стали посещать русские и иностранные исследователи. Поездка на Сахалин, тот материал, который был собран писателем – свидетельство его гражданского подвига.

В 1891–1892 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда.

В 1892 году сбылась давняя мечта писателя – жить в деревне и стать землевладельцем: Чехов купил недорогую запущенную усадьбу в селе Мелихове Серпуховского уезда Московской губернии.

Во время холерной эпидемии он работал земским врачом, обслуживал 25 деревень. Открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В селе и его окрестностях с его помощью построили три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян. Чехов участвовал в прокладке шоссейной дороги, добился открытия почты и телеграфа на местной железнодорожной станции, организовал посадку тысячи вишнёвых деревьев для засева голых лесных участков.

В Мелихове Чехову пришла идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Он пожертвовал туда более двух тысяч томов книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составил галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии он постоянно отсылал в библиотеку закупаемые им книги, причём в очень больших количествах.

В Мелихове Чехов постоянно пишет. С 1892 по 1898 годы созданы «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» – «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», – повесть «Три года», пьесы «Чайка» (премьера в Петербургском Александринском театре в 1896 году провалилась, вторая постановка, во МХТе в 1898 году, прошла с большим успехом), «Дядя Ваня».

В эти годы Чехов адресует своим корреспондентам свыше полутора тысяч писем, которые в своей целостности впоследствии были оценены как шедевр русской эпистолярной культуры.

Постоянное соприкосновение в мелиховский период жизни с простыми мужиками, бытом крестьян и тяготами сельского уклада обусловили обращение писателя в 1890-х годах к деревенской тематике, которая разрабатывалась параллельно с сюжетами о судьбах «средних» интеллигентов. Далёкий от народнического мифотворчества и идеализации «почвенной общины», Чехов трезво оценивал тёмную дикость мужицкой жизни («Мужики», 1897, «В овраге», 1900) и полагал: «Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать».

В произведениях писателя 1890-х годов безысходность внутренней драмы личности сменилась попыткой героев найти выход из сложившихся обстоятельств. В «Дуэли» (1891) предмет художественного исследования – две принципиально разные концепции жизни. Лаевского, одного из главных героев повести, можно отнести к той части интеллигенции, которую автор назвал как-то «вялой, апатичной, лениво философствующей, холодной». Его антагонист – фон Корен, человек с железной волей и самоуверенностью, способный убить противника во имя очищения общества от паразитирующей его части. Разрешение конфликта – сугубо чеховское: ни одна из этих моделей мировидения не может одержать победы. Бывшие враги приходят к единому – опять же очень «чеховскому» – мнению: «Никто не знает настоящей правды». В финале звучит мотив, которому предстоит стать одним из сквозных в «позднем» творчестве: надежда – порой с горьковатым привкусом стыдливой иронии – утратившего веру, но совестливого и духовно чуткого человека переломной эпохи – надежда на обретение людьми истины хотя бы когда-нибудь, пусть даже через века. Глядя на уходящую в штормовое море лодку, Лаевский размышляет о том, что при всех страданиях и ошибках, «когда люди делают два шага вперёд и шаг назад», жажда правды и воля гонят их всё же вперед, и, «быть может», «они доплывут до настоящей правды…».

Почти всегда у Чехова 1890-х – начала 1900-х годов герои существуют на грани сущего и должного. Эти одинокие, несчастные люди страдают от «сумеречной» жизни, недостойной честного, умного и тонкого человека, от невозможности быть услышанными и по-настоящему слышать других, от бессилия перед лицом неблагополучия самого бытия и хамства самодовольной силы, от собственной недовоплощённости и апатии, от мужественного неприятия иллюзий и неспособности от них отказаться, от ложных кумиров и тоски по «настоящей правде».

Анализ человеческих отношений проводится в сфере мелочей, пустяков, недоразумений, из которых жизнь складывается, как из песчинок гора. В поэтике малой прозы Чехов в 1890-е годы выступил новатором жанра, во многом определившим художественные поиски грядущего столетия. В первую очередь речь идёт об особой спрессованности, лаконичности, смысловой сверхнагруженности рассказов, в которых подтекст важнее текста, несказанное – сказанного. Чехов добивается того, что содержание классического романа укладывается в пространство небольшого рассказа – например, путь доктора Старцева от прекраснодушных иллюзий до законченного мещанина-пошляка в «Ионыче».

Чем более насыщен смысл чеховского рассказа, тем легче его форма. Так, в новелле 1894 года «Студент» автору удалось вместить в объём газетного столбца один из самых значительных сюжетов, объемлющий жизнь человечества почти за две тысячи лет – со дня отречения апостола Павла. Мысль студента о «двух концах» одной цепи, связывающей идеалы прошлого и настоящего, подспудно подготовляется параллелизмом между библейским повествованием и нынешним днём, между двумя сходными ситуациями и точками в священном календаре (страстная пятница, костры, рыдание Петра и Василисы).

В «Архиерее», одном из последних рассказов писателя, Чехов придаёт смысловую глубину сюжету за счёт обращения к сакральному времени: епископ Пётр переживает в одиночестве последние дни жизни на фоне буйства по видимости безразличной человеку весны, однако это время совпадает со Страстной седмицей, смерть же героя происходит в Великую Субботу, накануне Пасхи. Тем самым подчёркивается значительность этой личности, достойной самой высокой аналогии.

В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулёзный процесс, и он вынужден был лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось, и доктора настаивали на переезде на юг.

На время он отправляется за границу, а осенью 1898 года едет в Крым. В Ялте начинает строительство дома – на средства, вырученные от продажи прав на свои сочинения книгоиздателю А.Ф. Марксу. По проекту архитектора Шаповалова в Крыму была построена дача – «Чеховский сад».

К осени 1899 года, продав мелиховское имение, Чехов с матерью и сестрой окончательно перебрался в Ялту.

Он опять начал активную общественную деятельность: как местный житель, был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопотал об устройстве первой биологической станции. В Ялте, сам тяжко страдая туберкулёзом, работал в Попечительстве о приезжих больных. В то время многие чахоточные приезжали в Крым фактически без денег только потому, что были наслышаны о писателе, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для евреев.

На рубеже столетий Чехов – признанный не только в России, но и в Европе мастер современной прозы. Своё жизненное и творческое кредо он формулирует так: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью».

В 1900 году писателя выбирают в почётные члены Академии наук по разряду изящной словесности. В 1902 году он выходит из её рядов в знак несогласия с решением об исключении из числа академиков М. Горького по причине политической неблагонадёжности.

В 1901 году Чехов женился на ведущей актрисе Московского Художественного театра О.Л. Книппер. Его здоровье постепенно ухудшается, но он продолжает писать (в том же году создана пьеса «Три сестры») и помогать всем, кому только можно. Супруги вынуждены расставаться на многие месяцы. Их переписка – документ не только частный. В ней отражена история развития Московского Художественного театра; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени.

Вместе с тем, болезнь прогрессирует, усиливается туберкулёзный процесс, и в мае 1904 года супруги покидают Ялту и едут в Баденвейлер, курорт на юге Германии.

15 июля (1-го по ст. стилю) 1904 года во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твёрдо: «Я умираю». Затем, не торопясь, осушил бокал шампанского, заснул и вскоре скончался.

Антон Павлович Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Последнее сочинение писателя – поставленная во МХТе незадолго до смерти комедия «Вишнёвый сад» (с О.Л. Книппер в роли Раневской) – вершина его театрального творчества.

«Революцию жанра» в драматургии Чехов совершил тем, что отказался (начиная с «Чайки») от принципа одногеройной пьесы и противопоставления персонажей в качестве участников драматургического конфликта. О значительных событиях в жизни героев зритель узнаёт лишь из их разговоров. То, что в традиционной драме помещалось бы в центр действия как наиболее выигрышные эпизоды, Чехов выводит за сцену: первое покушение Треплева и его самоубийство в «Чайке», дуэль Солёного с Тузенбахом в «Трёх сестрах», продажа имения в «Вишнёвом саде». Это – необходимое условие, чтобы действие сосредоточилось на духовной жизни героев и развивалось непрерывно – благодаря «подводному течению».

В своих пьесах он шёл тем же путем, что и выдающиеся западноевропейские деятели «новой драмы»: Ибсен, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк. Однако предпринятая Чеховым «реформа театра» оказалась более радикальной и всеобъемлющей. У Чехова главное – разлад персонажа с самим собой, а многомерные финалы его драматургических сочинений звучали диалогом, открытым в будущее, – о смысле жизни, о нитях, связывающих героев с потомками.

Чехов верил в неисповедимые пути Господни, которые как-то, чудом, быть может, выведут Родину нашу из того тупика, в котором волею судеб она оказалась. В заключительном монологе Сони, успокаивающей измученного жизнью дядю Ваню, Чехов устами своего героя говорит: «Мы будем жить. Проживём длинный ряд дней, долгих вечеров... будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрём, и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою… милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся, и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой, и отдохнём... Мы услышим ангелов, и увидим всё небо в алмазах... и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка... Мы отдохнём».

 

Чеховские заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам живы в наших сердцах как воспоминанья о чём-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком.

 

Драматургия Чехова оказала ключевое влияние на мировой театр 20 века, предопределив большинство его выдающихся экспериментов.

 

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Антон Чехов,


Кругосвет

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
12 апреля 1961. 1-й полёт человека в космос

12 апреля

Всемирный День авиации и космонавтики

12 апреля 2008 года исполняется 47 лет со дня полёта первого человека в космос. Сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

(См. далее...)

Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год